Автор: Голованова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8" дошкольное отделение
Населённый пункт: г.о. Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития у детей дошкольного возраста пространственных представлений на занятиях по конструированию
Раздел: дошкольное образование
МБОУ «СОШ №8» (дошкольное отделение)
городского округа Ступино
Московской области
Особенности развития у детей дошкольного
возраста пространственных представлений
на занятиях по конструированию
Подготовила: воспитатель
Голованова Т.В.
Ступино 2025
Под понятием «конструирование» понимают создание модели,
построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение
различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование
способствует
формированию
общих
конструктивных
умений,
способствующих развитию конструктивного стиля мышления. Такой стиль
мышления позволяет видеть скрытые линии и части объекта, мысленно
поворачивать, рассматривать с разных сторон. [5, с. 42]
Правильно организованная деятельность
детей развивает
мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, умение делать
умозаключения и обобщения. Дети, работая над постройкой или поделкой,
мысленно представляют, какими они будут, планируют, как их будут
выполнять и в какой последовательности, что позволяет
развиваться
планирующей
мыслительной
деятельности,
пространственным
представлениям. Все это является важным фактором при формировании
учебной деятельности.
Детское конструирование включает в себя разнообразные постройки из
кубиков,
конструкторов
(деревянных,
пластиковых,
магнитных),
изготовление
поделок
и
игрушек
из
различных
материалов.
Конструирование имеет много общего с изобразительной деятельностью и
игрой – здесь также отражается окружающая действительность. Постройки и
поделки детей служат для практического использования, дети обыгрывают
их, имеют возможность сделать подарок, составить историю или рассказ на
основе постройки [3, с. 133].
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, которая
направленна
на
получение
заранее
задуманного
реального
продукта,
соответствует его функциональному назначению. Характерной особенностью
процесса
конструирования
является
воссоздание
и
преобразование
(комбинирование)
пространственных
представлений
(образов),
что
способствует практическому познанию свойств геометрических тел и
пространственных
отношений.
При
этом
особенно
важно
развитие
пространственного воображения и образного мышления.
Конструктивная деятельность требует от детей сложной
пространственной
ориентировки.
Ребенку
необходимо
представлять
создаваемую
конструкцию
в
целом,
учитывать
ее
пространственные
характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Но именно в
конструировании формируются
пространственные
ориентировки
(Н.Н.
Поддьяков) [1, с. 78].
Представление о пространстве складываются из признаков формы,
величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных
единиц: частей, деталей. Вследствие данной работы речь детей обогащается
новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.). Дети
упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий,
длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький); в точном
словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз - вверх,
сзади - спереди, ближе и т.д.).
Конструирование помогает представлять объекты в различных
пространственных положениях. Воссоздавая постройки по образцу или в
соответствии с замыслом, ребенок вычленяет элементы и устанавливает
пространственные связи между этими элементами (что поставить ниже, а что
выше, каким боком присоединить «кирпичик» и пр.) [4, с. 204].
Присоединить детали сверху, снизу, под, над – все это тренировка
пространственного восприятия дошкольника.
Прежде, чем нарисовать или построить конкретный объект, дошкольник
выявляет его характерные признаки. Признаки анализируются, сравниваются
с теми, которые уже известны ребенку. Таким образом, новые представления
дают стимул развитию пространственного мышления.
Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте
благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. В процессе данной
деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем
модель предмета из готовых деталей. Ребенок воплощает свои представления
об окружающих объектах в реальной модели этих объектов. Занимаясь
конструированием, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее
познает
пространственные
свойства
предметов
(форма,
величина,
конструкция и т.д.). Значимость конструирования заключается в том, что
оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного
опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого
воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в
процессе
конструирования
возможно
эффективное
освоение
пространственных
представлений:
в
процессе
конструирования
присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты. Организация
практической деятельности детей, направленна на усвоение определенных
способов действий с предметами и их заменителями (изображениями,
графическими моделями, моделями и т.д.). В процессе конструктивной
деятельности важнейшими являются: - способность к точному восприятию
таких внешних свойств, как форма, размерные и пространственные
отношения; - способность мышления к обобщению, соотнесению предметов
к определенным категориям на основе выделения в них существенных
свойств; - установления связей и зависимостей между ними.
Известный психолог Жан Пиаже предложил систематизацию:
1)
три года - дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно
воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов;
2)
четыре года - дети научаются строить прямую линию из бусинок или
пуговиц, если для ориентира создаваемой линии им кладут линейку;
3)
шесть-семь лет
- дети
уже уверенно строят прямую линию
самостоятельно. Дети в этом возрасте уже хорошо понимают, что один
предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения, начинают
координировать
разные
возможные
перспективы.
В
старшем
дошкольном возрасте происходит переход к стадии формальных
операций,
которая
связана
с
определенным
уровнем
развития
способности
к
обобщению
и
абстрагированию,
готовности
к
моделированию [2,c.14].
Конструирование имеет моделирующий характер. Детям дается
инструкция:
-
построить
любую
конструкцию
из
предложенного
строительного
материала;
-
придумать, нарисовать, а потом построить любую конструкцию из
предложенного строительного материала;
- разобрать контурную схему корабля: а) без образца, в соответствии с
предложенными
деталями
строительного
набора,
из
которых
можно
построить корабль; б) по готовому образцу конструкции;
-
построить полную графическую модель будущей конструкции (без
вспомогательных средств).
Такие задания помогают педагогу определить степень
сформированности
у детей конструктивной деятельности
и уровень
развития пространственных представлений дошкольников.
Список использованной литературы
1.
Березина
Р.Л.
Математическая
подготовка
детей
в
дошкольных
учреждениях [Текст] / Р.Л. Березина, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Т.А.
Мусейибова - М.: Просвещение, 2011. – 175 с.
2.
Будько
Т.С.
Теория
и
методика
формирования
элементарных
математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] /
Т.С. Будько. - Брест: Издательство БрГУ, 2012. - 46 с.
3 Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников [Текст] / Е.М.
Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 339 с.
4.
Леушина
Л.М.
Формирование
элементарных
математических
представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Леушина. - М.:
Просвещение, 2014.− 368 с.
5. Моргачёва И.Н. Ребёнок в пространстве методическое пособие [Текст] / И.
Н. Моргачёва. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 212 с.