Напоминание

Особенности развития у детей дошкольного возраста пространственных представлений на занятиях по конструированию


Автор: Голованова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8" дошкольное отделение
Населённый пункт: г.о. Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития у детей дошкольного возраста пространственных представлений на занятиях по конструированию
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБОУ «СОШ №8» (дошкольное отделение)

городского округа Ступино

Московской области

Особенности развития у детей дошкольного

возраста пространственных представлений

на занятиях по конструированию

Подготовила: воспитатель

Голованова Т.В.

Ступино 2025

Под понятием «конструирование» понимают создание модели,

построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение

различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование

способствует

формированию

общих

конструктивных

умений,

способствующих развитию конструктивного стиля мышления. Такой стиль

мышления позволяет видеть скрытые линии и части объекта, мысленно

поворачивать, рассматривать с разных сторон. [5, с. 42]

Правильно организованная деятельность

детей развивает

мыслительные операции:

анализ, синтез, сравнение, умение делать

умозаключения и обобщения. Дети, работая над постройкой или поделкой,

мысленно представляют, какими они будут, планируют, как их будут

выполнять и в какой последовательности, что позволяет

развиваться

планирующей

мыслительной

деятельности,

пространственным

представлениям. Все это является важным фактором при формировании

учебной деятельности.

Детское конструирование включает в себя разнообразные постройки из

кубиков,

конструкторов

(деревянных,

пластиковых,

магнитных),

изготовление

поделок

и

игрушек

из

различных

материалов.

Конструирование имеет много общего с изобразительной деятельностью и

игрой – здесь также отражается окружающая действительность. Постройки и

поделки детей служат для практического использования, дети обыгрывают

их, имеют возможность сделать подарок, составить историю или рассказ на

основе постройки [3, с. 133].

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, которая

направленна

на

получение

заранее

задуманного

реального

продукта,

соответствует его функциональному назначению. Характерной особенностью

процесса

конструирования

является

воссоздание

и

преобразование

(комбинирование)

пространственных

представлений

(образов),

что

способствует практическому познанию свойств геометрических тел и

пространственных

отношений.

При

этом

особенно

важно

развитие

пространственного воображения и образного мышления.

Конструктивная деятельность требует от детей сложной

пространственной

ориентировки.

Ребенку

необходимо

представлять

создаваемую

конструкцию

в

целом,

учитывать

ее

пространственные

характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Но именно в

конструировании формируются

пространственные

ориентировки

(Н.Н.

Поддьяков) [1, с. 78].

Представление о пространстве складываются из признаков формы,

величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных

единиц: частей, деталей. Вследствие данной работы речь детей обогащается

новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.). Дети

упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий,

длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький); в точном

словесном указании направления (над - под, вправо - влево, вниз - вверх,

сзади - спереди, ближе и т.д.).

Конструирование помогает представлять объекты в различных

пространственных положениях. Воссоздавая постройки по образцу или в

соответствии с замыслом, ребенок вычленяет элементы и устанавливает

пространственные связи между этими элементами (что поставить ниже, а что

выше, каким боком присоединить «кирпичик» и пр.) [4, с. 204].

Присоединить детали сверху, снизу, под, над – все это тренировка

пространственного восприятия дошкольника.

Прежде, чем нарисовать или построить конкретный объект, дошкольник

выявляет его характерные признаки. Признаки анализируются, сравниваются

с теми, которые уже известны ребенку. Таким образом, новые представления

дают стимул развитию пространственного мышления.

Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте

благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. В процессе данной

деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем

модель предмета из готовых деталей. Ребенок воплощает свои представления

об окружающих объектах в реальной модели этих объектов. Занимаясь

конструированием, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее

познает

пространственные

свойства

предметов

(форма,

величина,

конструкция и т.д.). Значимость конструирования заключается в том, что

оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного

опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого

воображения и механизмов управления собственным поведением. Именно в

процессе

конструирования

возможно

эффективное

освоение

пространственных

представлений:

в

процессе

конструирования

присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты. Организация

практической деятельности детей, направленна на усвоение определенных

способов действий с предметами и их заменителями (изображениями,

графическими моделями, моделями и т.д.). В процессе конструктивной

деятельности важнейшими являются: - способность к точному восприятию

таких внешних свойств, как форма, размерные и пространственные

отношения; - способность мышления к обобщению, соотнесению предметов

к определенным категориям на основе выделения в них существенных

свойств; - установления связей и зависимостей между ними.

Известный психолог Жан Пиаже предложил систематизацию:

1)

три года - дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно

воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов;

2)

четыре года - дети научаются строить прямую линию из бусинок или

пуговиц, если для ориентира создаваемой линии им кладут линейку;

3)

шесть-семь лет

- дети

уже уверенно строят прямую линию

самостоятельно. Дети в этом возрасте уже хорошо понимают, что один

предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения, начинают

координировать

разные

возможные

перспективы.

В

старшем

дошкольном возрасте происходит переход к стадии формальных

операций,

которая

связана

с

определенным

уровнем

развития

способности

к

обобщению

и

абстрагированию,

готовности

к

моделированию [2,c.14].

Конструирование имеет моделирующий характер. Детям дается

инструкция:

-

построить

любую

конструкцию

из

предложенного

строительного

материала;

-

придумать, нарисовать, а потом построить любую конструкцию из

предложенного строительного материала;

- разобрать контурную схему корабля: а) без образца, в соответствии с

предложенными

деталями

строительного

набора,

из

которых

можно

построить корабль; б) по готовому образцу конструкции;

-

построить полную графическую модель будущей конструкции (без

вспомогательных средств).

Такие задания помогают педагогу определить степень

сформированности

у детей конструктивной деятельности

и уровень

развития пространственных представлений дошкольников.

Список использованной литературы

1.

Березина

Р.Л.

Математическая

подготовка

детей

в

дошкольных

учреждениях [Текст] / Р.Л. Березина, В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, Т.А.

Мусейибова - М.: Просвещение, 2011. – 175 с.

2.

Будько

Т.С.

Теория

и

методика

формирования

элементарных

математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] /

Т.С. Будько. - Брест: Издательство БрГУ, 2012. - 46 с.

3 Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников [Текст] / Е.М.

Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 339 с.

4.

Леушина

Л.М.

Формирование

элементарных

математических

представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Леушина. - М.:

Просвещение, 2014.− 368 с.

5. Моргачёва И.Н. Ребёнок в пространстве методическое пособие [Текст] / И.

Н. Моргачёва. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 212 с.



В раздел образования