Автор: Лисицкая Александра Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №2 "Красная шапочка"
Населённый пункт: г.Лермонтов, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Автор: Лисицкая Александра Александровна
Организация: МБДОУ ДС №2 «Красная шапочка»
Населенный пункт: Ставропольский край , г.Лермонтов
Аннотация. В статье идёт речь о детях с ограниченными возможностями здоровья
(далее по тексту – ОВЗ), раскрывается данное понятие, описывается основные
коррекционно-развивающие работы. Далее в статье говорится о формах обучения детей
с ОВЗ, эффективных средствах и инновационных методах работы с «особыми» детьми.
Зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья не могут усвоить
специальную программу дошкольного образования, у них возникает ряд проблем. Однако
согласно закону «Об образовании РФ» все дети имеют равное право на образование,
независимо от того, где они проживают, где учатся, имеют нарушения в развитии. Дети
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения
общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дети с ОВЗ могут
иметь: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, у них может
проявляться умственная отсталость, задержка в развитии, но самое тяжелое, когда
сочетаются несколько нарушений сразу.
Главной задачей работников дошкольного учреждения является: помочь ребенку с ОВЗ,
что он может всего добиться и при этом быть на ровне со всеми, что он также способен
развиваться и двигаться вперед, вместе со своими сверстниками. Образовательная
деятельность с такими детьми протекает по специальным методикам, в которых учтены
все типы нарушения.
Для того, чтобы организовать правильный воспитательный процесс необходимо знать
структуру дефекта, какое именно отклонение у ребенка и поддается ли оно исправлению и
коррекции. Поэтому необходимо изучить особенности обучающегося со всех сторон. Это
и является главной особенностью воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья.
В педагогической науке современная деятельность подразумевает под собой деятельность
целенаправленную, основанную на собственном практическом опыте, для того, чтобы
добиться более высоких результатов в образовательной деятельности, получить
кардинально новые и качественные знания и опыт другой педагогической практики.
Современная образовательная деятельность направлена на то, чтобы развить педагога
творчески, чтобы он сам искал пути методического решения проблем, чтобы он сам
разрабатывал новые методики преподавания, воспитания и развития воспитанников.
Основные функции современной образовательной деятельности – изменение
целей, форм, методов, технологий, содержания образования и т. д. Для того, чтобы
современная педагогическая деятельность была эффективной, необходимо внедрять
новые педагогические технологии.
В работе с детьми с ОВЗ применяются следующие педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие;
2. Дифференцированное обучение;
3. Моделирование, эксперимент, метод проектов;
4. Игровые технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий:
1. Медико-профилактические, где протекает контроль над санитарно-гигиеническим
режимом, режимом дня, питанием и укреплением здоровья детей.
2. Физкультурно-оздоровительные, куда входит различного рода гимнастики,
физкультурные занятия, подвижные игры, прогулки, музыкально-ритмические и
спортивные мероприятия.
3. Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка: все мероприятия,
направленные на позитивное настроение ребенка.
4. Коррекционные технологии – арт-терапия, направленная на положительную
энергетику, радостное пребывание в саду, хорошее здоровье и самочувствие ребенка с
ОВЗ. Существует много видов арт-терапии (например, изотерапия, монотипия, рисование
на мокрой бумаге и т. д., которые способствуют наилучшему развитию ребенка.
5. Просвещение родителей (беседы, родительские собрания, консультации на разные
темы, анкетирование, совместная деятельность ребенка и родителя).
Технология дифференцированного обучения подразумевает под собой отличие
способностей детей, темпов их обучения, гендерных различий. Дифференцированное
обучение включает в себя выявление умственных,
коммуникативных (социальных) особенностей каждого ребенка. Различают
дифференциации: во полу, возрасту, уровню развития, личностно-психологическим
типам, по уровню здоровья.
Дифференцированное обучение позволяет развивать детям свою индивидуальность,
подходить к различным родам занятий по-своему, учитывает уровень развития ребенка
так, чтобы на занятиях каждый мог быть занятым, их можно делить на подгруппы.
Допустим, детям с высоким уровнем развития предполагаются более сложные задания,
нежели, чем детям со средним и слабым уровнем развития. Сильные дети справляются с
заданиями самостоятельно, а слабые выполняют их с помощью воспитателя. Разделяя
детей на подгруппы можно добиться того, что слабые будут стремиться попасть к
сильным, а это означает, что они будут трудиться более усердней, будут творчески
подходить к решению вопросов. Успех при таком обучении гарантирован.
Моделирование, эксперимент, метод проектов подразумевает под собой
исследовательские технологии, где ребенок становиться более самостоятельным,
активным, он будет стремиться к тому, чтобы самому найти ответы на интересующие его
вопросы. При таком способе работы они научаться систематизировать свои знания,
применять их в практической деятельности. Знания, полученные в ходе реализации
проекта становятся достояние личного опыта ребенка, а экспериментирование развивает у
них творческие способности и коммуникативные навыки.
Игровые технологии.
В ФГОС ДО игра играем немаловажную роль, она является средством социализации
дошкольника. Игровые технологии, хоть и являются развлечением для детей, они так же
могут стать средством обучения, воспитания, побуждать к творчеству и труду.
Таким образом, современная образовательная деятельность направлена, в первую очередь,
на достижение эффективности обучения и воспитания детей, а для этого необходимо к
каждому ребенку найти отдельный подход, учесть их возрастные особенности и то, что
дети с ОВЗ быстрее истощаются психически и физически.
При протекании образовательной деятельности, необходимо учесть эти условия:
1. Темп обучения необходимо замедлить;
2. Опираться главным образом на способности детей;
3. Учитывать все особенности ребенка и подводить его к правильным решениям;
4. Привлекать к предметно-практической деятельности.
Рекомендации для воспитателей дошкольного учреждения, работающие с детьми с ОВЗ :
1. Развивать моторику детей, с помощью различных игр и заданий;
2. Помогать детям при выполнении заданий;
3. Больше уделять внимание на эмоциональное и психическое состояние детей до
проведения занятий;
4. Регулярно составлять план занятий, с учетом особенностей ребенка и его диагнозом;
5. Проводить как индивидуальные занятия, так и групповые занятия с детьми с ОВЗ, что
научит ребенка работать в группе, он будет более активным.
Список использованной литературы:
1. Браткова М. В., Караневская В., Титова О. В. Индивидуальный образовательный
маршрут как инновация в реализации личностно ориентированного подхода в
современном образовании// Инновации в образовании. - 2013. - № 10. - С. 19- 26.
2. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина
//Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 114-117.
3. Карпюк, Г. А. Реализация права ребенка на игру. / Г. А. Карпюк //Старший воспитатель.
- 2007 - №6.
4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ // Управление
ДОУ. - 2012. - №5. - С. 24-31.
5. Серов, Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. - СПб. : Речь, 2001. - С.
64-108.
6. Терновская С. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в
дошкольном образовательном учреждении / С. А. Терновская, Л. А.
Теплякова // Методист. - 2005. - N4. - С. 61-65.
7. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР / С. Г. Шевченко – М. : Школьная
пресса, 2003. – 96 с.
8. Шутько Е. В. Образование детей с ограниченными возможностями : инновационные
модели и технологии. - Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «Институт развития
образования», 2014