Автор: Супрун Надежда Николаевна
Должность: учитель дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ 321
Населённый пункт: Город Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Перспективное планирование по сенсорному воспитанию у детей ЗПРПР
Раздел: дошкольное образование
Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе
(ЗПР, нарушение речи системного характера)
1 занятие в неделю, всего — 31 занятие
месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Сентябрь
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Знакомство.
Овощи.
Фрукты. Цвет,
форма,
величина.
Составление
из частей
целого.
Ориентирован
ие в
пространстве
Октябрь
Составление
целого из
частей
Геометрическ
ие фигуры
Выделение
простой
формы в
предметах
Анализ
простейшей
схемы —
изображения
человека
Ноябрь
Определение
направлений в
пространстве
Уточнение
пространстве
нных
взаимоотноше
ний
Закрепление
понятий:
справа-слева,
спереди-сзади
Формировани
е понятий:
вверх-вних,
вправо-влево,
середина
Декабрь
Употребление
слов: правый-
левый,
нижний-
верхний
Употребление
слов,
обозначающи
х
пространстве
нное
взаимоотноше
ние между
объектами
Определение
линейной
последователь
ности
предметного
ряда
Закрепление
ориентировки
в схеме тела
человека,
стоящего
напротив
Январь
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Анализ
пространстве
нных
положений
геометрическ
их фигур.
Выделение
признаков
Февраль
Различие
красного,
желтого,
оранжевого
цветов.
Называние
цветов
Группировка
предметов по
цвету
(желтый,
зеленый,
синий)
Классификаци
я предметов
по цвету и
форме
(красный,
синий,
фиолетовый)
Сравнение
предметов по
двум
признакам
(цвету, форме)
Март
Различие и
называние
черного и
Закрепление
знаний
изученных
Закрепление
понятий:
большой-
Закрепление
представлени
й о величине
Закрепление
знаний
изученных
коричневого
цветов,
геометрическ
их фигур
маленький,
одинаковые
по размеру
предметов:
большой-
маленький,
средний
цветов, их
названий.
Определение
правой и
левой сторон
на листе
бумаги
Апрель
Закрепление
представлени
й о величине
предметов
Величина
предметов:
короткий-
длинный,
широкий-
узкий
Понятия:
верх-низ,
высокий-
низкий,
одинаковые
Величина
предметов:
большой,
маленький,
средний
Величина
предметов:
толстый-
тонкий
Май
Диагностика
Диагностика
Временные
представлени
я. Сутки
Временные
представлени
я. Неделя
Временные
представлени
я. Возраст
Учитель-дефектолог Чернякина Р.Т.
Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию
в подготовительной группе
месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Сентябрь
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Октябрь
Составление
целого из
частей
Различие
геометрическ
их фигур:
круг, овал,
полуовал,треу
гольник,
прямоугольни
к, квадрат
Выделение
простой
формы в
предметах
Анализ
простейшей
схемы —
изображения
позы человека
Ноябрь
Проверка и
уточнение
представлени
й о схеме
тела.
Определение
направлений в
пространстве.
Уточнение
пространстве
нных
взаимоотноше
ний
Закрепление
понятий:
справа-слева,
спереди-сзади
Формировани
е понятий:
верх-низ,
вправо-влево,
середина
Декабрь
Употребление
слов,
обозначающи
х
пространстве
нные
отношения
между
объектами
Знакомство со
схемой тела
человека,
стоящего
напротив
Закрепление
ориентировки
в схеме тела
человека,
стоящего
напротив
Определение
линейной
последователь
ности
предметного
ряда
Употребление
слов: правый,
левый,
верхний,
нижний
(углы), вверх,
вниз, вправо,
влево
Январь
Диагностика
Диагностика
Анализ
пространстве
нных
положений
геометрическ
их фигур.
Выделение
признаков
(цвет, форма,
размер)
Различие
красного,
желтого и
оранжевого
цветов.
Называние
классификаци
и предметов
по цвету.
Группировка
предметов по
цвету
(желтый,
зеленый,
синий).
Классификаци
я предметов
по цвету и
форме.
Февраль
Различение и
называние
черного и
коричневого.
Различение
цветов
предметов
Закрепление
знаний
изученных
цветов и
геометрическ
их фигур
Классификаци
я предметов
по цвету и
форме
(красный,
синий,
фиолетовый)
Сравнение
предметов по
двум
признакам
(цвету,
форме).
Классификаци
я по 3 цветам
и 4 формам.
Март
Закрепление
понятий:
большой-
маленький,
средний.
Сравнение по
величине
(одинаковые
по размеру)
Закрепление
представлени
й о величине
предметов:
большой-
маленький,
средний (-ИК,
-ИЩЕ)
Закрепление
знаний
изученных
цветов и их
названий
Закрепление
представлени
й о величине
предметов:
длинный-
короткий
Апрель
Закрепление
представлени
й о величине
предметов:
широкий-
узкий
Формировани
е понятий:
верх-низ,
высокий-
низкий,
сверху-снизу,
одинаковые
по высоте
Закрепление
представлени
й о величине
предметов:
толстый-
тонкий
Временные
представлени
я. Сутки (4
времени
суток)
Май
Диагностика
Диагностика
Временные
представлени
я. Неделя
Временные
представлени
я. Возраст
Закрепление
Учитель-дефектолог Реброва С.М.
Перспективное тематическое планирование занятий по развитию мелкой моторики и
сенсорному развитию с детьми с ЗПР (старшая группа)
месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Сентябрь
Диагностика
Диагностика
Диагностика
1. Шла ворона
через поле
2. Понятие о
цвете
Октябрь
1. Листья
2. Понятие о
величине
1. Засолка
капусты
2. Обведение по
контуру
1. Варим компот
2. Работа с
шаблонами
1. кулачки-
ладошки
2. Обведение по
контуру
Ноябрь
1. Сидит белка на
тележке
2. Работа с
трафаретом
1. Топ-топ-
топотушки
2. Работа с
трафаретом
1. Шла уточка
2. Понятие о
величине
Куклы
Декабрь
1. Лепим снежок
2. Знакомство с
формой
1. Сколько птиц в
нашей кормушке
2. Знакомство с
величиной
1. Кто приехал?
2. Знакомство с
цветом
1. Мы во двор
пошли гулять
2. Развитие
пространственно
го восприятия
Январь
1. Аленка-
масленка
2. Знакомство с
формой
Диагностика
Диагностика
1. Сколько обуви
у нас?
2. Знакомство с
цветом
Февраль
1. Знакомство с
величиной
2. Много мебели
в квартире
1. Мы посуду
перемыли
2. Знакомство с
формой
1. Две
сороконожки
2. Обведение по
контуру
1. Что принес
нам почтальон?
Обведение по
контуру
Март
1. Кап-кап
2. Развитие
пространственно
го восприятия
1. Как у нас
семья большая
2. Разрезные
картинки
1. Цветок
2. Обведение по
контуру
1. Есть игрушки
у меня
2. Развитие
пространств.
восприятия
Апрель
1. Вот как
пальчики шагают
2. Работа с
шаблонами
1. Ой ду-ду
2. Развитие
пространственно
го восприятия
1. Ласточка
2. Знакомство с
величиной
1. Прилетели к
нам
2. Обведение по
контуру
Май
1. Жил да был
налим
2. Знакомство с
цветом
Диагностика
Диагностика
1. Вышли
пальчики гулять
2. Развитие
пространств.
восприятия
Июнь
1. Четыре брата
2. Разрезные
картинки
1. Ладонь
2. Обведение по
контуру
1. Этот пальчик
2. Развитие
пространств.
восприятия
1. Как живешь?
2. Разрезные
картинки
Учитель-дефектолог Крутова И.Е.
Литература
Л.С. Маркова. Организация коррекционно-развивающего дошкольников с задержкой
психического развития. М., 2002, изд-во Аркти.