Напоминание

Характеристика основных видов игр


Автор: Маркозова Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1236
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Характеристика основных видов игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характеристика основных видов игр

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии

ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней

между самодеятельными и обучающими играми недопустимо.

Классификация игр предложенная О.С. Газманом

Принято

различать

два

основных

типа

игр:

игры

с

фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми

правилами.

Примером

игр

первого

типа

является

большинство

дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят

также развивающие интеллектуальные, игры-забавы.

Ко второму

типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют

неявно.

Они-

в

нормах

поведения

воспроизводимых

героев.

Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов

игр по классификации О.С. Газмана

Дидактические

игры

различаются

по

обучающему

содержанию,

познавательной

деятельности

детей,

игровым

действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по

роли преподавателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр,

сгруппированных по виду деятельности учащихся:

- Игры-путешествия.

- Игры-поручения.

- Игры-предположения.

- Игры-загадки.

- Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием,

чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события,

но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное,

трудное - через преодолимое, необходимое -через интересное. Все

это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким

ребенку, радует его. Цель игры-путешествия -усилить впечатление,

придать

познавательному

содержанию

чуть-чуть

сказочную

необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом,

но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание,

наблюдательность,

осмысление

игровых

задач,

облегчают

преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и

игры-путешествия,

но

по

содержанию

они

проще

и

по

продолжительности

короче.

В

основе

их

лежат

действия

с

предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и

игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.

Игры- предположения. Иногда началом такой игры может

послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в

том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация,

требующая осмысления последующего действия. Игровая задача

заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я

сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от

детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с

поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети

высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-

доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с

обстоятельствами,

установления

причинных

связей.

В

них

содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое

прошлое. Загадки создавались народом, входили в обряды, ритуалы,

включались в праздники. Они использовались для проверки знаний,

находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая

направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В

настоящее

время

загадки

рассматриваются

как

вид

обучающей

игры.

Основным

признаком

загадки

является

замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и

доказать).

Описание это лаконично и нередко оформляется в виде

вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок

является логическая задача. Способы построения логических задач

различны, но все они активизируют умственную деятельность

ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать,

припоминать,

думать,

догадываться

-

доставляет

радость

умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к

анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы,

умозаключения.

Игры-беседы. В основе игры-беседы лежит общение педагога

с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение

имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности

детей.

В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого

детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение,

но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-

беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее

значение

заключено

в

содержании

сюжета- темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным

аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное

содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти,

добыть- сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность

игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к

активизации

эмоционально-мыслительных

процессов:

единства

слова,

действия,

мысли

и

воображения

детей.

Игра-беседа

воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы

и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании

разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это

характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи.

Немалое

значение

имеет

умение

участвовать

в

беседе,

что

характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-

беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о

чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное

детьми.

Подвижные

игры

-

важнейшее

средство

физического

воспитания детей в дошкольном возрасте. Они всегда требуют от

играющих активных двигательных действий, направленных на

достижение условной цели, оговоренной в правилах. В них

проявляется

умение

действовать

за

команду

в

непрерывно

меняющихся

условиях.

Велико

значение

подвижных

игр

в

нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской

солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг

друга.

Сюжетно-ролевые игры

(иногда их называют сюжетными)

занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они

носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают

существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые,

игры-драматизации,

режиссёрские.

Сюжет

могут

иметь

театрализованные детские праздники, тематические утренники,

строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда. В

этих играх на основе жизненных

впечатлений свободно и

самостоятельно

воспроизводятся

социальные

отношения

и

материальные

объекты

или

разыгрываются

фантастические

ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты

ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и

роль.

Среди сюжетно - ролевых игр можно выделить несколько

видов:

Игры драматизации - подразумевают исполнение какого-либо

сюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие

от спектакля.

В этом виде следует выделить игры – импровизации.

Сущность их заключается в том, что действующие лица знают

основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же

игра развертывается в виде импровизации. В этих играх, хотя они и

занимают

ограниченное

время,

велика

роль

взрослого.

Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл

этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры - это то

основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и

эффективное воспитательное влияние игры.

Игры на преодоление этапов - определяются этапы («пункты»,

«станции»). На каждом этапе выполняется определенная задача

трудового, познавательного, спортивного и т.п. характера.



В раздел образования