Автор: Маркозова Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1236
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Характеристика основных видов игр
Раздел: дошкольное образование
Характеристика основных видов игр
Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии
ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней
между самодеятельными и обучающими играми недопустимо.
Классификация игр предложенная О.С. Газманом
Принято
различать
два
основных
типа
игр:
игры
с
фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми
правилами.
Примером
игр
первого
типа
является
большинство
дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят
также развивающие интеллектуальные, игры-забавы.
Ко второму
типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют
неявно.
Они-
в
нормах
поведения
воспроизводимых
героев.
Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов
игр по классификации О.С. Газмана
Дидактические
игры
различаются
по
обучающему
содержанию,
познавательной
деятельности
детей,
игровым
действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по
роли преподавателя.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр,
сгруппированных по виду деятельности учащихся:
- Игры-путешествия.
- Игры-поручения.
- Игры-предположения.
- Игры-загадки.
- Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием,
чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события,
но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное,
трудное - через преодолимое, необходимое -через интересное. Все
это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким
ребенку, радует его. Цель игры-путешествия -усилить впечатление,
придать
познавательному
содержанию
чуть-чуть
сказочную
необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом,
но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание,
наблюдательность,
осмысление
игровых
задач,
облегчают
преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и
игры-путешествия,
но
по
содержанию
они
проще
и
по
продолжительности
короче.
В
основе
их
лежат
действия
с
предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и
игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.
Игры- предположения. Иногда началом такой игры может
послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в
том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация,
требующая осмысления последующего действия. Игровая задача
заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я
сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от
детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с
поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети
высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-
доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с
обстоятельствами,
установления
причинных
связей.
В
них
содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое
прошлое. Загадки создавались народом, входили в обряды, ритуалы,
включались в праздники. Они использовались для проверки знаний,
находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая
направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В
настоящее
время
загадки
рассматриваются
как
вид
обучающей
игры.
Основным
признаком
загадки
является
замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и
доказать).
Описание это лаконично и нередко оформляется в виде
вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок
является логическая задача. Способы построения логических задач
различны, но все они активизируют умственную деятельность
ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать,
припоминать,
думать,
догадываться
-
доставляет
радость
умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к
анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы,
умозаключения.
Игры-беседы. В основе игры-беседы лежит общение педагога
с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение
имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности
детей.
В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого
детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение,
но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-
беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее
значение
заключено
в
содержании
сюжета- темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным
аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное
содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти,
добыть- сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность
игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к
активизации
эмоционально-мыслительных
процессов:
единства
слова,
действия,
мысли
и
воображения
детей.
Игра-беседа
воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы
и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании
разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это
характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи.
Немалое
значение
имеет
умение
участвовать
в
беседе,
что
характеризует уровень воспитанности. Основным средством игры-
беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о
чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное
детьми.
Подвижные
игры
-
важнейшее
средство
физического
воспитания детей в дошкольном возрасте. Они всегда требуют от
играющих активных двигательных действий, направленных на
достижение условной цели, оговоренной в правилах. В них
проявляется
умение
действовать
за
команду
в
непрерывно
меняющихся
условиях.
Велико
значение
подвижных
игр
в
нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской
солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг
друга.
Сюжетно-ролевые игры
(иногда их называют сюжетными)
занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они
носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают
существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые,
игры-драматизации,
режиссёрские.
Сюжет
могут
иметь
театрализованные детские праздники, тематические утренники,
строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда. В
этих играх на основе жизненных
впечатлений свободно и
самостоятельно
воспроизводятся
социальные
отношения
и
материальные
объекты
или
разыгрываются
фантастические
ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты
ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и
роль.
Среди сюжетно - ролевых игр можно выделить несколько
видов:
Игры драматизации - подразумевают исполнение какого-либо
сюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие
от спектакля.
В этом виде следует выделить игры – импровизации.
Сущность их заключается в том, что действующие лица знают
основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же
игра развертывается в виде импровизации. В этих играх, хотя они и
занимают
ограниченное
время,
велика
роль
взрослого.
Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл
этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры - это то
основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и
эффективное воспитательное влияние игры.
Игры на преодоление этапов - определяются этапы («пункты»,
«станции»). На каждом этапе выполняется определенная задача
трудового, познавательного, спортивного и т.п. характера.