Автор: Плеханова Татьяна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 41 Населённый пункт: Санкт-петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ" Раздел: дошкольное образование
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Елена Барвенко
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит
на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность
приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая
цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют
необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к
дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно
приспособиться.
Проблема адаптации ребенка раннего возраста остается практически
неразработанной. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение
маленького ребенка в новую действительность, какие психологические трудности
он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его
эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии
адаптационных возможностей ребенка раннего возраста и каковы способы
установления контакта со взрослыми.
Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с
воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет,
адаптируется в новой среде? Такие проблемы стоят перед родителями и
воспитателями, принимающими в свою группу новичков. И они вполне обоснованы,
поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на
психическом, так и на физическом здоровье детей.
Установлено, что в раннем возрасте адаптация происходит дольше и труднее,
часто сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период интенсивно
физически развивается организм, созревают психические процессы. А на этапе
становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.
Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют
определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько малыш
подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение
адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода, и его
дальнейшее развитие.
В адаптационный период особенно важно создать атмосферу доброжелательного
взаимообщения, обогащающего чувственную сферу, обеспечить каждому ребенку
эмоциональный комфорт.
Учитывая, что в адаптационный период ребенка в ДОУ общение с взрослыми и
сверстниками - необходимое условие эмоционального и социального развития, в
своей практике мы старались обогатить положительный опыт общения ребенка с
окружающими людьми, чтобы ребенок стремился к общению, игре, приобретал
гибкость и пластичность в социальном поведении и развитии.
Опираясь на требования программы «Детство» мы поставили перед собой задачи:
способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению
добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально -
положительному самочувствию и активности каждого ребенка; обеспечить
полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными
движениями и гигиеническими навыками; способствовать развитию познавательной
активности» детей, обогащать их представление об окружающих предметах и
явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов
сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа; способствовать
развитию у детей самостоятельности, овладению
разнообразными способами действий, приобретению навыков
элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности
и общения; помочь нашим детям в адаптационный период разобраться в сложном
мире взаимоотношений со сверстниками и окружающими; раскрыть детям мир
чувств, переживаний, различных эмоциональных состояний человека, воспитывать
добрые чувства к животным и растениям.
Основными структурными единицами целенаправленной и систематической работы по
реализации этих задач являются:
Целостная и мотивирующая деятельность как основа всей жизни ребенка в детском
саду («Утреннее приветствие», «Давайте познакомимся», «Минутка - пробудка»,
«Двигательные часы»);
Насыщение эмоциональным и нравственным содержанием игр и занятий по другим
разделам программы (занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в
лес», «В гостях у зайки») игры с элементами театрализованной деятельности
«Пошел котик на Торжок», «Репка»;
- Работа с семьей по выработке единых подходов к проблеме
обеспечения эмоционального благополучия детей и навыков личностно -
ориентированного общения, построение отношений.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо
сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное
отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и
желания создать атмосферу тепла, доброты и внимания в группе. Поэтому
организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября с
повышением профессионального уровня воспитателей, их психологического
просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы,
семинары, тренинги, консультации, развития у них таких качеств, как умение
сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и
артистические способности, эмоциональная стабильность и т. п.
В нашей педагогической практике отобрали ряд доступных и эффективных методик,
но в качестве основного метода педагогической оценки эмоционального
благополучия детей в группе используем наблюдение. Мы видим ребенка каждый
день, имеем возможность наблюдать его поведение в реальных жизненных
обстоятельствах, режимных моментах, в организационной деятельности и
свободной, игре в процессе взаимодействия с окружающими взрослыми и
сверстниками. Кроме того, наблюдение происходит, в соответствии с распорядком
жизни детей в группе и не предполагает создания каких-либо специальных
экспериментальных ситуаций. Мы имеем возможность наблюдать жизнедеятельность
ребенка в любой момент адаптационного периода.
При проведении наблюдений за детьми в самостоятельной деятельности (игра,
манипулирование с предметами, самообслуживание) опирались на следующие
показатели:
эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка);
характер деятельности (подражание, игровые действия);
отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное);
особенности речи;
содержание потребности в общении.
Не секрет, что многие дети не любят засыпать в детском саду, а значение
полноценного отдыха для детей раннего дошкольного возраста трудно
переоценить. Поэтому с целью снижения тревоги и создания положительной
мотивации на режимный момент сна используем мягкие игрушки, объясняя
присутствие данных игрушек в спальне тем, что это «Сонные игрушки», им очень
хочется спать, но они не могут уснуть без вашей помощи. Не громко 2-3 минуты
звучит спокойная музыка. Дети укладывают игрушку рядом с собой, поглаживая
ее, засыпают.
Использование таких «Сонных игрушек» позволило нам улучшить эмоциональный фон
сна как режимного момента, снять беспокойство, уменьшить количество трудно
засыпающих детей.
В адаптационном периоде эмоциональное благополучие детей раннего дошкольного
возраста в целом зависит от развития его личности и в большей степени
определяется его отношениями со сверстниками и взрослыми. В минуты вечернего
времени, в индивидуальной работе интересуемся, как ребенок чувствует себя
дома, в семье. Для этого используем серию игр, привлекательность которых
состоит в создании условий для прикосновения с общечеловеческими ценностями и
эмоциональном комфорте.
Воспитателем и психологом проводятся игры, направленные на
сближение детей друг с другом: «Найди друга», «Мой друг, кто ты?»,
«Давайте познакомимся», «Приходи ко мне в гости, я буду угощать». В
цикл занятий педагога-психолога с детьми включены также игры на
познавательное развитие, релаксационные упражнения, пальчиковая и
дыхательная гимнастики, игры с крупами, водой и песком.»
Для поддержания и развития благоприятной атмосферы в адаптационной группе,
развития навыков социального поведения и уверенности в себе, используем
ритуалы: торжественную встречу детей каждый понедельник под названием «Утро
радостных встреч», ежедневно «Утреннее приветствие» с включением
психокоррекционных упражнений («Ласковушки», «Ладонь в ладонь», «Я самый -
самый»).
Создавая у ребенка положительное отношение к различным видам деятельности,
развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя
потребность в общении со взрослыми и детьми, обеспечиваем решение
воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым
условиям и тем самым ускоряем и облегчаем протекание адаптационного процесса.
Работая по программе «Детство», мы стараемся создать условия для охраны и
укрепления здоровья детей. В результате мы стремимся к тому, чтобы ребенок
справился с трудностями привыкания к новой среде детского сада на уровне
легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой
адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в
дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти
безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяла бы формировать
положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со
сверстниками. Важно отметить, что процесс адаптации управляем и дает свои
положительные результаты.
Мы стараемся, чтобы детский сад стал для ребенка местом, где ему уютно,
хорошо, весело: для этого создаем спокойную обстановку, ведем индивидуальную
работу с каждым ребенком, проявляем доверие, любовь и
уважение, чтобы каждый ребенок думал: «меня в группе ждут с нетерпением, а
значит я - хороший, меня любят».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -
Воронеж: ТЦ «Учитель»,2004. - 111 с.
2. Алямовская В. Г. Ясли - это серьезно. - 2-е изд. - М.: Линка-пресс,2000. -
139 с.
З. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
4. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели).
-М.: Линка-пресс, 1999. - 72 с.
5. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года
до трех лет: пособие для работников ДОУ и родителей. - М.: АРКТИ,
2000. - 89 с.
6. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом,
диагностика, рекомендации/ авт. -сост. Н. В. Соколовская. - Волгоград:
Учитель, 2008.-188 с.
Публикации по теме:
Презентация «Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного
учреждения»
Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма.
Условия успешной адаптации к условиям ДОУ
При поступлении ребенка в детский сад, каждая мама хочет, чтобы ее ребенок
быстро привык к новой обстановке, к новым людям. Но не всегда.