Напоминание

"Музыкальное исполнительство ПО.01"


Автор: Мерзабекова Маргарита Камиловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Благовещенск. Республика Башкортостан
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Фортепиано"
Тема: "Музыкальное исполнительство ПО.01"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»

Предметная область

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПО.01

Учебный предмет

«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (Фортепиано)»

ПО.01.УП.01.

Срок реализации программы 7 лет

г. Благовещенск

Республика Башкортостан

2024 г.

Разработчик:

Мерзабекова Маргарита Камиловна,

преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО «ДШИ».

Рецензент: О.Н. Каткова,

преподаватель высшей категории ,

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

2. Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

3. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

4. Цели и задачи учебного предмета;

5. Обоснование структуры программы учебного предмета;

6. Методы обучения;

7. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета;

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени;

2. Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

2. Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам;

2 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Список рекомендуемой нотной литературы;

2. Список рекомендуемой методической литературы;

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Настоящая

общеразвивающая

программа

является

программой

муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Детской

школы

искусств»

г.Благовещенск

РБ,

определяющая

приоритетные ценности и цели, особенности содержания, организации,

учебно-методического обеспечения образовательного процесса в данной

школе.

Программа является адаптированной и составлена на основе

следующих нормативных документов:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

• Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного

образования детей (Приказ Министерства образования и науки РФ от

26.06.2012 г. № 504);

• Федеральные государственные требования, установленные к минимуму

содержания,

структуре

и

условиям

реализации

дополнительных

предпрофессиональных

общеобразовательных

программ

в

области

музыкального искусства от 12.03.2013 г. (№№161-165);

• Примерные учебные планы общеразвивающих программ по видам

музыкального искусства для детских школ искусств (новая редакция)

(письмо Федерального Агентства

по культуре и кинематографии

Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

от 02.06.2005 г. № 1814-18-07.4);

• Примерные учебные планы общеразвивающих программ по видам

искусств для детских школ искусств (письмо Министерства культуры

Российской Федерации от 23.06.2003 г. № 66-01-16/32);

• Устав школы.

Учебный предмет «Специальность (фортепиано)» направлен на

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,

получение ими художественного образования, а также на эстетическое

воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную

грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение

основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной

работы.

Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой

деятельности,

знакомятся

с

высшими

достижениями

мировой

музыкальной культуры.

Выявление

одаренности

у

ребенка

в

процессе

обучения

позволяет

целенаправленно

развить

его

профессиональные

и

личностные

качества, необходимые

для

продолжения профессионального обучения. В то же время программа

рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать

профессиональными музыкантами.

Учебный

предмет

«Специальность (фортепиано)» направлен

на

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,

получение ими художественного образования, а также на эстетическое

воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную

грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение

основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной

работы.

Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой

деятельности,

знакомятся

с

высшими

достижениями

мировой

музыкальной культуры.

Выявление

одаренности

у

ребенка

в

процессе

обучения

позволяет

целенаправленно

развить

его

профессиональные

и

личностные

качества, необходимые

для

продолжения профессионального обучения. В то же время программа

рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать

профессиональными музыкантами.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность

(фортепиано)».

Срок

освоения

программы

для

детей,

поступивших

в

образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с семи лет до девяти

лет, составляет 7 лет.

Таблица 1

Срок обучения

7 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1575

Количество часов на аудиторные занятия

525

Количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную) работу

1050

3. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная,

рекомендуемая продолжительность урока - 35 минут. Индивидуальная

форма занятий

позволяет

преподавателю

построить содержание

программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

4. Цели и задачи образовательной программы

Цели:

обеспечение

развития

музыкально-творческих

способностей

учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в

области фортепианного исполнительства;

• выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства

на

фортепиано

и

подготовки

их

к

дальнейшему

поступлению

в

образовательные учреждения, реализующие образовательные программы

среднего профессионального образования.

Задачи:

• развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

• развитие

музыкальных

способностей:

слуха,

ритма,

памяти,

музыкальности и артистизма;

• освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения

инструментом в пределах программы учебного предмета;

• овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры

на

фортепиано,

позволяющими

грамотно

исполнять

музыкальное

произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный

аккомпанемент;

• обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и

чтению нот с листа;

• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и

публичных выступлений;

• формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к

продолжению

профессионального

обучения

в

образовательных

учреждениях среднего профессионального образования.

5. Обоснование структуры образовательной программы:

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие

все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы "Содержание учебного предмета".

6. Методы обучения

В

музыкальной

педагогике

применяется

комплекс

методов

обучения.

Индивидуальное

обучение

неразрывно

связано

с

воспитанием

ученика,

с учетом его возрастных и психологических

особенностей.

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических

приемов);

• практический (работа на инструменте, упражнения);

• аналитический

(сравнения

и

обобщения,

развитие

логического

мышления);

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный

и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать

наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей

программы

являются

наиболее

продуктивными

при

реализации

поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на

проверенных

методиках

и

сложившихся

традициях

сольного

исполнительства на фортепиано.

7. Описание материально-технических условий реализации

образовательной программы:

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам

охраны

труда.

Учебные

аудитории

для

занятий

по

предмету

«Специальность (фортепиано)» должны быть оснащены роялями или

пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров. Необходимо

наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки.

Помещения

должны

быть

со

звукоизоляцией

и

своевременно

ремонтироваться.

Музыкальные

инструменты

должны

регулярно

обслуживаться

настройщиками

(настройка,

мелкий

и

капитальный

ремонт).

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПРЕДМЕТ «Специальность (фортепиано)»

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение

учебного

предмета

«Специальность (фортепиано)»,

на

максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные

занятия. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по

учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на

подготовку домашнего

задания,

параллельного

освоения

детьми

программ начального и основного общего образования. Объем времени

на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся

педагогических

традиций,

методической

целесообразности

и

индивидуальных

способностей

ученика.

Самостоятельные

занятия

должны быть регулярными и систематическими. Аудиторная нагрузка

по учебному предмету обязательной части образовательной программы

в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего

объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем

времени

на

самостоятельную

работу

обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом

сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности

и индивидуальных способностей ученика.

Таблица 2

Класс

Распределение по годам обучения

1

2

3

4

5

6

7

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

35

35

35

35

35

35

35

Количество часов на аудиторные занятия в неде-

лю

2

2

2

2

2

2

3

70

70

70

70

70

70

105

Общее количество часов на аудиторные занятия

525

Количество часов на внеаудиторные (самостоя-

тельные) занятия в неделю

3

3

4

4

5

5

6

105

105

140

140

175

175

210

Общее количество часов на внеаудиторные (само-

стоятельные) занятия

1050

Максимальное количество часов на занятия в не-

делю

5

5

6

6

7

7

9

Общее максимальное количество часов по годам

175

175

210

210

245

245

315

Общее максимальное количество часов на весь

период обучения

1575

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

-

посещение учреждений культуры (филармоний, театров,

концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях

и

культурно-просветительской

деятельности

образовательного

учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.

Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,

предусмотренные для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения. Настоящая программа отражает

разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также

возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и

том

же

классе

экзаменационная программа

может

значительно

отличаться

по

уровню

трудности.

Количество

музыкальных

произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в

годовых требованиях. В работе над репертуаром преподаватель должен

учитывать,

что большинство

произведений

предназначаются

для

публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в

классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может

устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся

работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

1

класс

Специальность 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю

Одновременно

с

изучением

нотной

грамоты

преподаватель

занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С

первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано,

работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки.

За год учащийся должен

пройти

20-30

небольших

произведений,

освоить основные приемы игры: non legato, legato, staccato. В

репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные

песни,

пьесы

песенного

и

танцевального характера,

пьесы

с

элементами

полифонии,

этюды,

ансамбли,

а

также

(для более

продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации.

За

год

учащийся должен сыграть: 2 контрольных урока, 1 академический

концерт. На экзамене исполняются два произведения:

- пьеса кантиленного характера

- подвижная пьеса (или этюд)

Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит

от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его

музыкальных

данных,

трудоспособности

и

методической

целесообразности.

Примерный репертуарный список:

1. Этюды

Е. Гнесина

" Фортепианная азбука", "Маленькие этюды для

начинающих"

А. Лемуан Соч. 37 "50 характерных прогрессивных этюдов"

А. Лешгорн Соч. 65 Избранные этюды для начинающих

К. Черни "Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера, 1 ч.

К. Черни Соч. 139 (по выбору)

Л. Шитте Соч. 108, "25 маленьких этюдов"

2. Пьесы

А. Гречанинов Соч.98 Детский альбом: В разлуке, Мазурка, Маленькая

сказка

Д. Кабалевский Соч.27 30 детских пьес (по выбору), соч.39 «Клоуны»

Н. Любарский Сборник легких пьес на темы украинских песен

С. Майкапар Соч.33 Миниатюры: Раздумье, Росинки

Соч.28 Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка,

Колыбельная Мясковский Н. "10 очень легких пьес для фортепиано"

С. Прокофьев "Детская музыка": Марш, Сказочка

А. Хачатурян Андантино

П. Чайковский Соч.39 "Детский альбом" (по выбору)

Д. Шостакович "Детская тетрадь" (6 пьес)

Д. Штейбельт Адажио ля минор

Р. Шуман Соч.68 Альбом для юношества: Смелый наездник,

2

класс

Специальность 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 3 часов в неделю

За учебный год учащийся должен выступить на двух академических

концертах и сдать два контрольных урока.

Годовые требования:

- полифоническое произведение,

- 1 крупной формы,

- 2 этюда,

- 4-6 пьес различного характера.

Развитие навыков чтения с листа, игра легких ансамблей с

преподавателем, работа над гаммами и упражнениями.

Примерный репертуарный список:

1. Полифонические произведения

И. Пахельбель Сарабанда

И.С. Бах Менуэт

Г. Гендель Менуэт ре минор

А. Корелли Сарабанда

Л. Моцарт Бурре, Марш

Д. Скарлатти Ария

2. Этюды

А. Гедике Соч.32. 40 мелодических этюдов, 2-я часть

Ф. Лекуппэ "Прогресс" (по выбору)

Т. Лакк Соч.172. Этюды

А. Лешгорн Соч.66 Этюды

А. Лемуан Соч.37 "50 характерных прогрессивных этюдов"

К. Черни "Избранные фортепианные этюды" под ред. Гермера

3. Крупная форма

Д, Чимароза Соната

Э. Мелартин Ор. 84 №2 Сонатина

К. Сорокин Русская сонатика №2

В. Кикта Украинская сонатина

В. Моцарт Рондо

Д. Кабалевский Ор. 51 №1 Легкие вариации на тему русской

народной песни

Ф. Кулау Ор. 55 №1 Сонатина

4. Пьесы

Гречанинов А. Соч.123 " Бусинки"

Григ Э. Соч.12: Танец эльфов, Вальс ля минор

Глиэр Р. Соч.43 Рондо Соль мажор

Кабалевский Д. Соч.27 "30 детских пьес"

Косенко В. Соч.15 "24 детские пьесы для фортепиано"

Лукомский Л. 10 пьес: Разговор, Вальс

Майкапар С. Соч.28 "Бирюльки", Маленькие новеллетты

Листок из альбома

Шостакович Д. "Танцы кукол": Гавот, Шарманка

Чайковский П. Соч.39 "Детский альбом": Старинная французская

песенка, Болезнь куклы, Полька, Немецкая песенка,

3

класс

Специальность 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 4 часов в неделю

Ансамбль 0,5 часа в неделю.

Годовые требования:

В целом, требования совпадают со 2 классом, но с учетом

усложнения программы:

2полифонических произведения,

1 крупная форма, 2-3 этюдов,

3-5 пьес (среди них обязательно пьеса кантиленного характера),

чтение с листа,

2 ансамбля.

С 3 класса учащиеся начинают сдавать технический зачёт.

Требования к гаммам: до 2-х знаков (с одинаковой аппликатурой), на 2

октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды, короткие и

длинные

арпеджио,

хроматическая

гамма.

Все

требования

индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

Примерный репертуарный список:

1. Полифонические произведения

Г.Ф. Гендель Шалость

И. Пахельвель Сарабанда

В.А. Моцарт Менуэт

И.С. Бах Менуэт из Француской сюиты Ми мажор

В.Ф. Бах Менуэт

Обр. К. Любарского Как к березке дуб прислонился (русская

народная пенся)

Обр. И. Беркович Ой, из-за горы каменной (украинская

народная песня)

С. Майкап Менуэт

А. Гедике Инвенция

2. Этюды

Беренс Г. Соч.61 и 88 "32 избранных этюда"

Бертини А. Соч.29 "28 избранных этюдов"

Лешгорн А. Соч.66 Этюды (по выбору), соч.136, №№ 2-5,9,10,12

Черни К. "Избранные фортепианные этюды", под ред. Гермера,

т.2

Соч.139, тетради 3,4

Соч.299 (по выбору)

3. Крупная форма

Я. Ванхаль Сонатина

Ж. Шмит Сонатина

А. Андре Рондо из сонатины. Соч. 34 №2

Д.Чимароза Соната

К.Гурлит Сонатина

А. Андре Сонатина

Н. Голубовская Вариации на тему русской песни

Р. Глиэр Рондо

И. Веркович Сонатина

4. Пьесы

Барток Б. Сборник "Детям" (по выбору)

Бетховен Л. Весело-грустно

Гедике. А. Соч.8 Миниатюры (по выбору)

Глиэр Р. В полях, Ариэтта

Григ Э. Соч.12, Соч.38

Дварионас Б. Маленькая сюита

Майкапар С. Соч.8 Токкатина, Мелодия («Маленькие новеллетты»)

Мак-Доуэлл Э. Соч.51. Пьеса ля минор

Прокофьев С.

Соч.65 "Детская музыка": Утро, Прогулка, Марш,

Раскаяние, Ходит месяц над лугами"

Скарлатти Д. " Пять легких пьес"

Чайковский П. Соч.39 Детский альбом (по выбору)

Шостакович Д. Танцы кукол (по выбору)

Шуман Р. Соч.68. Альбом для юношества (по выбору)

5. Ансамбли

К.М. Вебер Вальс из оперы «Вольный стрелок»

Л.Бетховен «Два немецких танца»

Ф. Шуберт «Три вальса»

4

класс

Специальность 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 4 часов в неделю

Ансамбль 0,5 часа в неделю

Годовые требования:

- 2 полифонических произведения,

- 1 крупная форма,

- 2-3 этюдов,

- 3-4 пьесы.

-2 ансамбля

За учебный год учащиеся должны сдать 1 контрольный урок, 1

технический зачёт и два академических концерта.

Требования

по

гаммам

усложняются

в

зависимости

от

индивидуальности

ученика.

Гаммы

до

3

знаков,

аккорды,

арпеджо(короткое, длинное, ломанное), хроматическая гамма от всех

звуков.

Примерный репертуарный список:

1. Полифонические произведения

Бах И.С. Французские сюиты (отдельные части)

Г. Ф. Гендель Менуэт

Г.Ф. Гендель Сарабанда

Ж.Ф. Рамо Менуэт

О. Бер Прелюдия и Фугетта

А. Глазунов Не велят Маше за реченьку ходить (Русская народная

песня)

М. Глинка Двухголосная фуга

2. Этюды

Беренс Г. Этюды соч.88 и соч.61

Бертини А. Соч.29 "28 избранных этюдов"

Крамер И. Соч.60 Этюды

Лешгорн А. Этюды соч.66 и соч.136

Мошковский М. Соч.18 №3, этюд Соль мажор

Черни К. Этюды соч.299 и соч.740

3. Произведения крупной формы

А. Лавиньяк Сонатина, 1 часть. Соч.23,№2

К. Гурлит Сонатина.Соч54

А. Диабелли Сонатина, 1 часть.Соч.168,№2

А. Дюбюк Вариации на русскую песню «Вдоль по улице метелица

метет»

М. Раухвергер Вариации на датскую тему

4. Пьесы

Ж. Дювернуа Болеро

П. Цильхер У гномов

Г. Пахульский В мечтах

А. Гладовский Маленькая танцовщица

Г. Вагнер Полька

Э. Вилла-Лобос Пусть мама баюкает

Д. Шостакович Полька-скакалка

В. Коровицин Две пьесы из сюиты «Старинная сказка»

О. Гайрос Фантастическая пьеса

5. Ансамбли

Ф. Шуберт Серенада

Р. Шуман Сельская песня

Л. Бетховен Турецкий марш к пьесе А Кацебу «Развалины Афин»

5

класс

Специальность 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 5 часов в неделю

Ансамбль 0,5 часов в неделю

Требования на год:

- 2 полифонических произведения,

- 1 крупная форма,

- 2-3 этюдов,

- 3-4 пьесы.

- 2 ансамбля

Работа над навыками чтения с листа, игра ансамблей, работа

над гаммами. Требования по гаммам усложняются в зависимости от

индивидуальности ученика. Гаммы до 4 знаков в терцию, в дециму,

аккорды, арпеджио (короткое, длинное, ломанное), хроматическая гамма от

всех звуков.

Примерный репертуарный список:

1. Полифонические произведения

М. Гозенпуд Иневенции

С. Павлюченко Фугетта

Н. Масяковский Фуга в старинном стиле. Соч.43 №2

Д. Циполи Фугетта

Г.Ф. Гендель Аллеманда из сюиты ре минор

Г.Ф. Гендель Жига из сюиты ре минор

И.С. Бах Полонез из «Французской сюиты» Ми мажор

И.С. Бах Бурре из «Французской увертюры»

2. Этюды

Лешгорн А. Этюды соч.66, соч.136

Г. Бертини

Этюд. Ор. 29 №12

Л. Шитте

Этюд. Ор.68 №7

Т. Лак

Этюд

К. Черни Этюды соч.299, соч.740

3. Произведения крупной формы

Д.Чимазора Соната Ми-бемоль мажор

Г. Бенда Сонатина

Й. Гайди Романс с вариациями

А. Гурлиев русская песня с вариациями «Пряди,моя пряха»

Н. Выгодский Вариации на тему Паганини

4. Пьесы

Ф. Шуберт Вальс

Э. Григ Вальс

Н. Раков Скерцино

Р. Глиэр Романс

С. Майкапар Баркарола

Д. Шостакович Лирический вальс из сюиты «Танцы кукол»

С. Прокофьев Вальс

С. Геллер Тарантелла

5. Ансамбли

И. Брамс Венгерский танец №5

Э. Григ танец Анитры из сюиты «Пер-Гюнт»

М. Глинка Краковяк из оперы «Жизнь за царя»

6

класс

Специальность 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 5 часов в неделю

Ансамбль 0,5 часа в неделю

Учебный план на год: 1 контрольный урок, 1 технический зачёт и 2

академических концерта.

Требования

по

гаммам

усложняются

в

зависимости

от

индивидуальности ученика. Гаммы до 5 знаков в терцию, в дециму,

аккорды, арпеджио (короткое, длинное, ломанное), Д7, хроматическая

гамма от всех звуков.

Требования по репертуару на год:

- две полифонии,

- две крупные формы,

- 5-6 этюдов,

- 2-4 пьесы.

-2 ансамбля

Примерный репертуарный список:

1. Полифонические произведения

Д. Букстехуде Аллеманда и Сарабанда из Сюиты №17

И. Кирнбергер Прелюдия

И. Кирбергер Жига

И. Кребс Преамбула и хоральная обработка

И. Фишер Прелюдия и фуга №4

И.С. Бах Аллеманда

И.С. Бах Куранта

2. Этюды

Г. Беренс Этюд. Соч.88,№12

Г. Шмит Этюд. Соч.61, №12

С. Геллер Этюд.Соч.46, №26

А. Лешгорн Этюд.Соч.66, №15

К. Черни Этюд

А. Гедике Мелодический этюд. Соч. 101,№2

В. Зиринг Этюд. Соч.41

3. Произведения крупной формы

Г. Гендель Соната

Ф. Шпиндлер Сонатина.Соч.257, №10

Ф. Кулау Сонатина.Соч.20, №3

Ф. Кулау Сонатина.Соч.88, №3

М. Клементи Сонатина.Соч37, №2

Й. Гайдн Соната

Л. Бетховен Шесть легких вариаций на швейцарскую песню

4. Пьесы

А. Лядов Багатель.Соч.53, №1

А. Герчанинов Прелюдия.Соч.37, №2

Н. Римский-Корсаков Романс

Л. Бетховен Багатель.Соч.33, №6

Ф. Мендельсон Песня без слов

Э. Григ Танец из Йольстера.Соч17, №5

Ф. Шубет Вальс.Соч.50-а, №13

Ф. Шопен Полонез

Р. Глиэр Грезы.Соч.31, №4

5. Ансамбли

Т. Лак Маленькая мазурка

Ф. Киль Догони

Ж. Масснэ Вальс

7

класс

Специальность 3 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю

В течении года учащиеся готовят программу выпускного экзамена.

Каждую четверть прослушивание выпускных произведений.

Требования по репертуару на год:

- 1 полифонии,

- 1 крупные формы,

- 2-3 этюдов,

- 2 - 3 пьесы.

Экзаменационные требования: полифония, этюд, крупная форма,

пьеса.

Примерный репертуарный список:

1. Полифонические произведения

И.С. Бах Фантазия до минор

Г. Гендель Каприччио соль минор

М. Глинка Фуга ля минор

И.С. Бах Трехголосная инвенция ре мажор

И.С. бах трехголосная инвенция ми минор

И.С. Бах Аллеманда. Из англйской сюиты соль минор

Д. Кабалевский Прелюдия и фуга («Рассказ о герое»)

2. Этюды

К. Черни Этюд ми минор.Соч. 822, №3

К.Черни Этюд до мажор.Соч. 335

М. Мошковский Этюд соль мажор. Соч.91, №7

И. Крамер Этюд ля мажор (редакция Г. Бюлова, №4)

И. Гуммель Этюд до мажор. Соч.125 №11

А. Лешгорн Этюд фа-диез минор. Соч.136 №1

К. Черни Этюд фа мажор. Соч.299 №12

Э. Григ Соч 73 №5.Этюд фа минор (Памяти Шопена)

3. Крупная форма

Ф.Э. Бах Престо. Из Сонаты си минор

Д. Скарлатти Соната

М. Клементи Соната. Часть 1

В. Моцарт Соната №12 фа мажор

Л. Бетховен Девять вариаций ля мажор

Й. Гайдан Соната №7 часть 1

4. Пьесы

С. Прокофьев Гавот. Из «Классической симфонии»

А. Лядов Вальс, соч.9

Б. Сметана Поэтическая полька, соч.8

А. Гречанинов Экспромт, соч.37

Ф. Шуберт Экспромт ля-бемоль мажор, соч.241

М. Глинка «Тарантелла»

В. Гаврилин «Три танца»

А. Бородин Грезы. Из «Маленькой сюиты»

П. Чайковский Май. Белые ночи. Из цикла «Временные года»,

соч.37

Р. Щедрин Юмореска

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом

освоения

программы

учебного

предмета

«Специальность

(фортепиано)», который предполагает формирование следующих знаний,

умений, навыков, таких как:

• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;

• сформированный

комплекс

исполнительских

знаний,

умений

и

навыков,

позволяющих

использовать

многообразные

возможности

фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации

авторского

текста, самостоятельно

накапливать

репертуар

из

музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров

и форм;

• знание в соответствии с программными требованиями фортепианного

репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров

(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды,

инструментальные миниатюры);

• знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

• знание профессиональной терминологии;

• наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных

произведений разных жанров и форм;

• навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять

процессом исполнения музыкального произведения;

навыки

по

использованию

музыкально-исполнительских

средств

выразительности,

выполнению

анализа

исполняемых

произведений,

владению различными видами техники исполнительства, использованию

художественно оправданных технических приемов;

• наличие

творческойинициативы,

сформированных представлений о

методике разучивания музыкальныхпроизведений и приемах работы над

исполнительскими трудностями;

• наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,

мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

• наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве

солиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка

качества

реализации

программы

«Специальность

(фортепиано)»

включает

в

себя

текущий

контроль

успеваемости,

промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Успеваемость

учащихся проверяется на различны выступлениях: академических зачетах,

контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к

ним и т.д. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет

аудиторного

времени,

предусмотренного

на

учебный

предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,

зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут

проходить в вид технически зачетов, академических концертов, исполнения

концертных

программ.

Контрольные

уроки

и

зачет

в

рамках

промежуточной аттестации проводятся на завершающи полугодие учебных

занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный

предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

Итоговая

аттестация

проводится

форме

выпускных

экзаменов,

представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам

этого

экзамена

выставляется

оценка

"отлично",

"хорошо",

"удовлетворительно", "неудовлетворительно". Учащиеся на выпускном

экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень

владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля

исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и

отечественных композиторов.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,

которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить

приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества

исполнения. По итогам исполнения программы на зачете, академическом

прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной

шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5(«отлично»)

технически качественное и

художественно осмысленное

исполнение, отвечающее всем

требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение

с небольшими недочетами (как в

техническом плане, так и в

художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством

недочетов, а именно: недоученный

текст, слабая техническая подготовка,

малохудожественная игра, отсутствие

свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков,

невыученный текст, отсутствие

домашней работы, а также

плохая посещаемость аудиторных

занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень

подготовки и исполнения на данном

этапе обучения

Согласно ФГТ данная система оценки качества исполнения является

основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного

учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества

исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст

возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды

оценочны

средств

призваны

обеспечивать

оценку

качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень

готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению

профессионального образования в области музыкального искусства. При

выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:

• оценка годовой работы ученика;

• оценка на академическом концерте или экзамене;

• другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки

выставляются

по

окончании

каждой

четверти

и

полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - уро в классе по

специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного

задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным

произведением,

рекомендации

педагога

относительно

способов

самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную

форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими

перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью

и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями

ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное

объяснение

с

показом

на

инструменте необходимых фрагментов

музыкального текста. В работе с учащимися преподаватель должен

следовать принципам последовательности, постепенности, доступности,

наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с

учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные

особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и

эмоциональные данные, уровень его подготовки. Одна из основных задач

специальных классов - формирование музыкально-исполнительского

аппарата

обучающегося.

С

первых

уроков полезно

ученику

рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся

исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика

музыкальные произведения. Следуя лучшим традициям и достижениям

русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником

должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения,

добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии,

выразительности

музыкальных

интонаций,

а

также

понимания элементов формы.

Исполнительская

техника

является

необходимым

средством

для

исполнения

любого

сочинения,

поэтому

необходимо

постоянно

стимулировать

работу

ученика

над

совершенствованием

его

исполнительской техники. Систематическое развитие навыков чтения с

листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в

работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед

прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и,

по

возможности,

проанализировать музыкальный

текст

с

целью

осознания

ладотональности,

метроритма,

выявления

мелодии

и

аккомпанемента. В работе над музыкальным произведением необходимо

прослеживать связь между художественной и технической сторонами

изучаемого произведения. Правильная организация учебного процесса,

успешное

и

всестороннее развитие

музыкально-исполнительских

данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно

спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. В

начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося

индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В

конце учебного

года

преподаватель

представляет

отчет

о

его

выполнении

с

приложением

краткой

характеристики

работы

обучающегося. При составлении индивидуального

учебного

плана

следует учитывать индивидуально- личностные особенности и степень

подготовки

обучающегося.

В

репертуар необходимо

включать

произведения,

доступные

по

степени

технической

и образной

сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по

стилю,

жанру,

форме

и

фактуре.

Индивидуальные планы вновь

поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября

после детального ознакомления с особенностями, возможностями и

уровнем подготовки ученика. Основное место в репертуаре должна

занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных

композиторов. Одна из самых главных методических задач преподавателя

состоит в том, чтобы

научить

ребенка

работать

самостоятельно.

Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида

деятельности

личные

качества,

как воображение,

мышление,

увлеченность,

трудолюбие,

активность,

инициативность,

самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной

самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать

учебный процесс.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы

• самостоятельные

занятия

должны

быть

регулярными

и

систематическими;

• периодичность занятий - каждый день;

• количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов. Объем

самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на

подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми

программы начального и основного общего образования), с опорой на

сложившиеся

в

учебном

заведении

педагогические

традиции

и

методическую целесообразность, а также индивидуальные способности

ученика. Ученик

должен

быть

физически

здоров.

Занятия

при

повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как

результат занятий всегда будет отрицательным. Индивидуальная домашняя

работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в

соответствии

с

рекомендациями

преподавателя

по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя

из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе

должны присутствовать разные виды заданий: игра технических

упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и

тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений

или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности);

выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе

работы;

работа

над

звуком

и

конкретными деталями (следуя

рекомендациям,

данным

преподавателем

на

уроке),

доведение

произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком

перед зачетом

или

концертом;

повторение

ранее

пройденных

произведений.

Все

рекомендации

по

домашней

работе

в

индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае

необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Список рекомендуемых нотных сборников

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и

1 класса Сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003

Аренский А. Фортепианные пьесы/ М., Музыка, 2000

Артоболевская А.

Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов.

композитор,1991

Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка,

2010

Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка,

2011

Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011

Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009

Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005

Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992

Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012

Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011

Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010

Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010

Бетховен Л. Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006

Бородин А. Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010

Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011

Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010

Гайдн Й. Концерт Соль мажор для ф-но с орк. /М., Музыка, 2000

Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М.,

Музыка,2011

Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка,

2010

Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003

Глиэр Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М., Музыка, 2011

Дебюсси К. Детский уголок /СПб, Композитор, 2004

Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011

Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004

Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006

Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ Музыка, 2010

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005

Лядов А. Избранные сочинения /М., Музыка, 1999

Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011

Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012

Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006

Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001;

6 кл. – 2002; 7 класс - 2005

Моцарт В. Шесть сонатин / М., Музыка, 2011

Моцарт В. Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1975

Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка, 2010

Наседкин А. Шесть прелюдий для фортепиано / М., Музыка, 2008

Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для

первых лет обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012

Прокофьев С. Мимолетности / М., Музыка, 2003

Прокофьев С. Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но/ М., Музыка, 2004

Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009

Рахманинов С. Десять прелюдий. Соч.23 / М., Музыка, 2009

Рахманинов С. Шесть музыкальных моментов. Соч.16 / М., Музыка,

2009

Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 2011

Слонимский С. Альбом популярных пьес / М., Музыка, 2011

Фортепианные вариации русских композиторов XVIII-XIX веков / М.,

Музыка,

2011

Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова

/

М., Музыка, 2010

Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.

Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011

Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М.,

Музыка,2011

Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006

Чайковский П. 12 пьес средней трудности. Соч.40 / М., Музыка, 2005

Чайковский П. Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005

Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011

Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009

Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка,

2004

Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003

Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина

М., Музыка, 2011

Шопен Ф.

Ноктюрны для фортепиано.

Ред. Л. Оборина, Я.

МильштейнаМ., Музыка, 2011

Шопен Ф. Экспромты / М., Музыка, 2011

Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010

Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007

Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007

Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011

Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007

2. Список рекомендуемой методической литературы

Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997

Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка,1990

Бадура-СкодаЕ.и П. Интерпретация Моцарта /М.,1972

Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о

"Хорошо темперированном клавире"/Классика - XXI, 2008

Браудо И. Артикуляция. Л.,1961

Браудо И. Об органной и клавирной музыке. Л.,1976

Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном Искусстве. М.,1966

Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л.,1974

Гофман И. Фортепианная игра.

Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961

Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997

Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов,

Франции, Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960

Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М.,1968

Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979

Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969

Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические

данные об исполнительских и педагогических принципах. "Вопросы

музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979

Копчевский Н.

Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,

М.,1986

Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965

Корто А. Рациональные принципы фортепианной техники.

М.,1966

Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001

Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом.

М.,1988

Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, М.,1985

Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967

Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста.

Фортепиано, 2004, №№3,4

Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966

Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002

Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967

Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983

Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. М.,

2005

Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога.

М.,1982

Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006

Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997

Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М.,

1997

Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие.

Советский композитор,1989

Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969

Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности.

СПб, Композитор, 2008 Цыпин Г.

Обучение игре на фортепиано. М.,1974

Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества М.,

1988

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011

Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996

Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985

Шнабель А. "Ты никогда не будешь пианистом". Классика - XXI,

М.,1999

Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926

Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка,

1975

Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959



В раздел образования