Напоминание

"Техническое творчество – требование времени"


Автор: Нина Николаевна Акифьева
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр "Поиск"
Населённый пункт: г.Северск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Техническое творчество – требование времени"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Техническое творчество – требование времени»

Акифьева Нина Николаевна,

директор МБУ ДО «Центр «Поиск»

Техническое творчество – наиболее многогранная интересная область детской и юношеской увлеченности,

мир романтики, поисков и фантазии. Ни что другое не составляет такого разнообразия, как деятельность,

связанная с техникой в тех или иных ее проявлениях. Научная организация и постановка массового развития

технического творчества - требования научно-технического прогресса, требования нашей жизни, духа времени.

Целью

создания

Технопарка

на

базе

МБУ

ДО

«Центр

«Поиск»

является

развитие

поисково-

исследовательского потенциала обучающихся.

Организация технопарка предполагает:

обучение

школьников

умению

работать

в

области

наукоемких

технологий

и

инноваций;

формирование

условий

для

создания

инновационного

продукта;

разработка

и

обучение

школьников

и

педагогов

технологиям

творческой

работы;

овладение

обучающимися

методиками

исследовательской,

изобретательской

работы

и

публичных

представлений

результатов

своей

работы;

• создание условий творческим личностям для разработки новых образовательных, педагогических и иных

технологий, проектов.

Идея создания Технопарка в области научно-технического прогресса

должна вывести на гармонию

гуманитарного, естественно-научного, технократического направлений в достижении продуктивной деятельности

воспитания.

Размышляя над созданием Технопарка на базе МБУ ДО «Центра «Поиск», мы понимаем, что будущее,

несомненно, за интеграцией различных видов творческой деятельности. Поэтому, в основу организации научно-

технической, естественнонаучной, исследовательской,

творческой деятельности Технопарка должна быть

положена система интегративного взаимодействия направленностей.

Для себя мы определили продуктивность деятельности в 4-х направлениях:

1. Овладение информационно-коммуникативными

технологиями с

целью

обработки

и

переработки

информации.

2. Профориентационное – содействие выбору технических профессий.

3. Прикладное использование технических средств в жизни, умение применять их в быту.

4. Метапредметность деятельности, основанная на интеграции гуманитарных и технических знаний.

Принципы создания Технопарка:

- предоставление возможности участия в творческом производительном труде во внеурочное время;

- освоение современных технологий разработки и совершенствовании технических устройств и систем в

интересах человека, общества и государства;

- предоставление возможности освоения опыта оказания населению услуг по доступной рыночной цене;

-самофинансирование, чтобы работать независимо и долго;

- независимость и гражданская активность.

Методологической основой деятельности Технопарка являются современные педагогические идеи личностно-

ориентированного обучения в творческой деятельности (В. А.Беликов, В. А.Горский, В. В.Сериков, И.

С.Якиманская, и др.); идеи поэтапного развития, самоопределения, саморегуляции и самоактуализации

сущностных качеств индивида (В. В.Давыдов, В. И. Панов, Ю. М., А. И. Тубельский и др.); идеи синергетики (С. П.

Курдюмов,

Г.Г.

Малинецкий,

Г.

Хакен,

Ю.

В.

Шаронин

и

др.);

профилизации,

дифференциации и

индивидуализации обучения на основе создания ситуации успеха и диалога относительно “я-концепции”: "я-

реального" и “я-идеального”; (В. С. Леднев, М. В.Рыжаков, А. А.Кузнецов, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова и др.);

идеи «совместного творчества в учебно-познавательной деятельности” (С. А. Смирнов и др.).

Теоретическая же новизна будет состоят в том, что совокупность знаний, умений и навыков осваиваемых

обучающимися должна проявится в результатах их интеллектуально-продуктивной деятельности, сущность

которой может представлять собой опережающее отражение науки, техники и производства, представленное в

реальных и виртуальных (компьютерных) проектах обучающихся.

Вышеназванные идеи опираются на принципы организации продуктивной познавательной деятельности

учащихся:

1.Отношение к ребенку как к субъекту деятельности, признание его права на собственное мнение и

индивидуальный маршрут развития.

2.Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоотношений учащегося со сверстниками и

педагогами.

3.Организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения

в чередовании ролей получающего и дающего.

4.Создание положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъема и

ощущения успеха, формирование чувства уверенности и защищенности.

5.Удовлетворение стремления детей участвовать в интересной творческой продуктивной деятельности и тем

самым компенсировать отсутствие или недостаточное количество времени для освоения опыта самостоятельной

познавательной, творческой, продуктивной деятельности.

Создание лабораторий на базе Центра «Поиск» будет способстввать обеспечению инновационного характера

и обновлению содержания работы объединений, разработке модульных

образовательных программ нового поколения, приобретению учащимися и педагогами функционального навыка

исследования,

как

универсального

способа

освоения

действительности,

развитию

способности

к

исследовательскому типу мышления, активизации личной позиции на основе приобретения новых знаний.

Создание Технопарка позволит:

- существенно активизировать и ускорить процесс модернизации системы образования,

- оперативно и гибко реагировать на новые запросы общества и обеспечит в конечном итоге новый уровень

образования, одной из важных черт которого станет компетентностный подход к получаемым знаниям;

- даст возможность на раннем этапе осуществить отбор способных и одаренных в техническом отношении

детей, но и вовлечь их в творческую работу и тем самым станет кузницей для подготовки квалифицированных

инженерных и научно-исследовательских кадров;

- объединить интеллектуальные, технические, финансовые ресурсы для ускоренного решения задачи

повышения уровня и качества технического образования молодого поколения в короткие сроки.

Результатом

работы Технопарка станет

опыт реальной адаптации учащихся в условиях рыночной

экономики, освоение ими современных методов поиска новых технических решений, динамичного развития

социальных отношений в продуктивном техническом творчестве в области науки, техники и производства.

Это новое направление, которое мы готовы развивать совместно с различными образовательными и

научными учреждениями и предприятиями. Это желание педагогов побудить детей к изобретательству,

рационализации. То есть работать над проектами, которые позволят детям проявить себя в качестве начинающих

изобретателей, логически осознанно преподнести свое изобретение. Задача педагогов Центра «Поиск» -

технопарка – помочь детям в их работе. Технопарк в ЗАТО Северск необходим для того, чтобы поддержать

активную часть детей и молодежи, дать возможность им развиваться, помогать, находить для их работ гранты,

инвесторов. Одна из немаловажных частей нашей работы - это профориентация детей. Чтобы в будущем они

выбирали профессию, связанную с техникой: инженеры-конструкторы, инженеры-технологи.

Технопарк - это не место работы, это состояние ума! Это образовательное поле деятельности креативно

мыслящих молодых людей, людей нового поколения, профессионально ориентированны

х.



В раздел образования