Автор: Нина Николаевна Акифьева
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр "Поиск"
Населённый пункт: г.Северск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Техническое творчество – требование времени"
Раздел: дополнительное образование
«Техническое творчество – требование времени»
Акифьева Нина Николаевна,
директор МБУ ДО «Центр «Поиск»
Техническое творчество – наиболее многогранная интересная область детской и юношеской увлеченности,
мир романтики, поисков и фантазии. Ни что другое не составляет такого разнообразия, как деятельность,
связанная с техникой в тех или иных ее проявлениях. Научная организация и постановка массового развития
технического творчества - требования научно-технического прогресса, требования нашей жизни, духа времени.
Целью
создания
Технопарка
на
базе
МБУ
ДО
«Центр
«Поиск»
является
развитие
поисково-
исследовательского потенциала обучающихся.
Организация технопарка предполагает:
•
обучение
школьников
умению
работать
в
области
наукоемких
технологий
и
инноваций;
•
формирование
условий
для
создания
инновационного
продукта;
•
разработка
и
обучение
школьников
и
педагогов
технологиям
творческой
работы;
•
овладение
обучающимися
методиками
исследовательской,
изобретательской
работы
и
публичных
представлений
результатов
своей
работы;
• создание условий творческим личностям для разработки новых образовательных, педагогических и иных
технологий, проектов.
Идея создания Технопарка в области научно-технического прогресса
должна вывести на гармонию
гуманитарного, естественно-научного, технократического направлений в достижении продуктивной деятельности
воспитания.
Размышляя над созданием Технопарка на базе МБУ ДО «Центра «Поиск», мы понимаем, что будущее,
несомненно, за интеграцией различных видов творческой деятельности. Поэтому, в основу организации научно-
технической, естественнонаучной, исследовательской,
творческой деятельности Технопарка должна быть
положена система интегративного взаимодействия направленностей.
Для себя мы определили продуктивность деятельности в 4-х направлениях:
1. Овладение информационно-коммуникативными
технологиями с
целью
обработки
и
переработки
информации.
2. Профориентационное – содействие выбору технических профессий.
3. Прикладное использование технических средств в жизни, умение применять их в быту.
4. Метапредметность деятельности, основанная на интеграции гуманитарных и технических знаний.
Принципы создания Технопарка:
- предоставление возможности участия в творческом производительном труде во внеурочное время;
- освоение современных технологий разработки и совершенствовании технических устройств и систем в
интересах человека, общества и государства;
- предоставление возможности освоения опыта оказания населению услуг по доступной рыночной цене;
-самофинансирование, чтобы работать независимо и долго;
- независимость и гражданская активность.
Методологической основой деятельности Технопарка являются современные педагогические идеи личностно-
ориентированного обучения в творческой деятельности (В. А.Беликов, В. А.Горский, В. В.Сериков, И.
С.Якиманская, и др.); идеи поэтапного развития, самоопределения, саморегуляции и самоактуализации
сущностных качеств индивида (В. В.Давыдов, В. И. Панов, Ю. М., А. И. Тубельский и др.); идеи синергетики (С. П.
Курдюмов,
Г.Г.
Малинецкий,
Г.
Хакен,
Ю.
В.
Шаронин
и
др.);
профилизации,
дифференциации и
индивидуализации обучения на основе создания ситуации успеха и диалога относительно “я-концепции”: "я-
реального" и “я-идеального”; (В. С. Леднев, М. В.Рыжаков, А. А.Кузнецов, С. Н. Чистякова, И. А. Сасова и др.);
идеи «совместного творчества в учебно-познавательной деятельности” (С. А. Смирнов и др.).
Теоретическая же новизна будет состоят в том, что совокупность знаний, умений и навыков осваиваемых
обучающимися должна проявится в результатах их интеллектуально-продуктивной деятельности, сущность
которой может представлять собой опережающее отражение науки, техники и производства, представленное в
реальных и виртуальных (компьютерных) проектах обучающихся.
Вышеназванные идеи опираются на принципы организации продуктивной познавательной деятельности
учащихся:
1.Отношение к ребенку как к субъекту деятельности, признание его права на собственное мнение и
индивидуальный маршрут развития.
2.Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля взаимоотношений учащегося со сверстниками и
педагогами.
3.Организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения
в чередовании ролей получающего и дающего.
4.Создание положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъема и
ощущения успеха, формирование чувства уверенности и защищенности.
5.Удовлетворение стремления детей участвовать в интересной творческой продуктивной деятельности и тем
самым компенсировать отсутствие или недостаточное количество времени для освоения опыта самостоятельной
познавательной, творческой, продуктивной деятельности.
Создание лабораторий на базе Центра «Поиск» будет способстввать обеспечению инновационного характера
и обновлению содержания работы объединений, разработке модульных
образовательных программ нового поколения, приобретению учащимися и педагогами функционального навыка
исследования,
как
универсального
способа
освоения
действительности,
развитию
способности
к
исследовательскому типу мышления, активизации личной позиции на основе приобретения новых знаний.
Создание Технопарка позволит:
- существенно активизировать и ускорить процесс модернизации системы образования,
- оперативно и гибко реагировать на новые запросы общества и обеспечит в конечном итоге новый уровень
образования, одной из важных черт которого станет компетентностный подход к получаемым знаниям;
- даст возможность на раннем этапе осуществить отбор способных и одаренных в техническом отношении
детей, но и вовлечь их в творческую работу и тем самым станет кузницей для подготовки квалифицированных
инженерных и научно-исследовательских кадров;
- объединить интеллектуальные, технические, финансовые ресурсы для ускоренного решения задачи
повышения уровня и качества технического образования молодого поколения в короткие сроки.
Результатом
работы Технопарка станет
опыт реальной адаптации учащихся в условиях рыночной
экономики, освоение ими современных методов поиска новых технических решений, динамичного развития
социальных отношений в продуктивном техническом творчестве в области науки, техники и производства.
Это новое направление, которое мы готовы развивать совместно с различными образовательными и
научными учреждениями и предприятиями. Это желание педагогов побудить детей к изобретательству,
рационализации. То есть работать над проектами, которые позволят детям проявить себя в качестве начинающих
изобретателей, логически осознанно преподнести свое изобретение. Задача педагогов Центра «Поиск» -
технопарка – помочь детям в их работе. Технопарк в ЗАТО Северск необходим для того, чтобы поддержать
активную часть детей и молодежи, дать возможность им развиваться, помогать, находить для их работ гранты,
инвесторов. Одна из немаловажных частей нашей работы - это профориентация детей. Чтобы в будущем они
выбирали профессию, связанную с техникой: инженеры-конструкторы, инженеры-технологи.
Технопарк - это не место работы, это состояние ума! Это образовательное поле деятельности креативно
мыслящих молодых людей, людей нового поколения, профессионально ориентированны
х.