Автор: Жбанова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: "Рисование, как средство развития ребёнка"
Тема: "Нетрадиционное рисование"
Раздел: дошкольное образование
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Но
рисование карандашами, кистью, фломастерами или мелками требует
высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и
знаний, приемов работы, развитой мелкой мускулатурой рук. Очень часто
отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования,
поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не
соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его
замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления
об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные
ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые
«каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им
иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют
пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на
асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на
зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или
бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может
оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят
и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам
материалами, предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале
простейшие умения и навыки рисования традиционными способами
и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы
отражения окружающей действительности в собственном художественном
творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу
целенаправленной и познакомить детей с имеющими место
в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить
в учебный процесс самые необычные средства изображения: парафиновую
свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Это
свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя,
а существует возможность нарушать правила использования некоторых
материалов: а вот пальчиком да в краску.
Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов,
обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой
и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений,
которые станут богаче, полнее и ярче. Нетрадиционные методы рисования
можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности,
но и на других занятиях и в свободное от занятий время
.
Использование на занятиях по изобразительному искусству
нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство
страха
перед
неудачей
в
данном
виде
творчества.
Многие
виды
нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития
зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок
нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если
его
внимание
рассеянно
и
крайне
неустойчиво,
то
в
процессе
нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается
амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно
становятся более тонкими и точными.
Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию
познавательной
деятельности,
коррекции
психических
процессов
и
личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны
при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной
деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук,
наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима,
укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до
конца.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от
предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают
ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными
техниками и способами изображения предметов или окружающего мира,
ребенок получает возможность выбора.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает
ещё больший толчок к развитию воображения, творчества,
самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок
получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира,
передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных
материалов в реальные формы.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в
общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не
конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование
уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой
работе, целенаправленность деятельности.
В своей работе с детьми использовала нетрадиционные техники такие
как: рисование пальчиками,
ватными палочками,
оттиск ладошкой
рисование разными предметами (вилочкой, зубной щёткой, пластиковым
шариком, и т.д),
рисование с помощью клея пва
, соли или манки,
рисование фломастерами, а затем водой,
рисование с помощью пленки (пакета),
рисование осенними листочками,
монотипия,
граттаж,
мыльные пузыри,
кляксография,
ниткография,
ну и пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, развивается воображение,
дает полную свободу для самовыражения.
Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов
приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно
переходя к более сложному.
Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая
живопись. Если говорить научным языком, это один из видов
нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование
красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.
В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.
Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную
палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки
по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более
сложными техниками.
С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику,
как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными
материалами. Основная цель – ознакомиться со свойствами и особенностями
материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами
(мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски
скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.
Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев,
отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику
печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев,
деревья, насекомых и животных и т.д.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные
техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно
увидеть разнообразие сюжетов и образов.
Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения
путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск
изображения).
Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа
(оттиска на бумаге с печатной формы – матрицы), живописи и рисунка. Её
можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.
С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в
технике граттаж (рисование на восковой основе).
Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым
инструментом бумаги или картона, залитых тушью.
Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в
совместной деятельности взрослого и ребёнка.
Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои
уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет
созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что
ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в
творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В
творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».
Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с
ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты. Пусть
творчество доставит радость вам и вашим детям!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней
группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
2.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. –
М.: Скрипторий 2003, 2007.
3.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми
дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4.
Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.:
Мозаика-Синтез, 2010.
5.
Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности
для детей раннего возраста. – Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2010.
6.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду:
обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
7.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития,
2004. – 96 с.
8.
Ланина И.В., Кучеева Н.В. Изобразительное искусство для малышей
(4-5 лет). – М.: Ранок, 2012.
9.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. –
СПб.: Каро, 2010.
10.Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду.
Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – М.: Академия развития,
2012.