Автор: Елена Игоревна Рябчевская
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: ГКДОУ"Детский с ад №156 г.о.Мариуполь" ДНР
Населённый пункт: город Мариуполь
Наименование материала: статья
Тема: "Повышение квалификации педагога: "Сказки и реалии"
Раздел: дошкольное образование
"Повышение квалификации педагога: "Сказки и реалии"
Рябчевская Е.И., заместитель заведующего
по воспитательной и методической работе
ГКДОУ «Детский сад №156 г.о. Мариуполь»ДНР
Аннотация. В статье проанализированы особенности обязательной про
фессиональной необходимости для формирования педагогической компе
тентности и реальное положение дел.
Ключевые слова: повышение квалификации педагога,
профессиональная
компетентность,
дошкольное образовательное учреждение (ДОУ),
дис
семинация опыта.
"Teacher training: "Fairy tales and realities"
Ry bhvsky
.I., D
t
d
f
d ti
l
d
thdl
gi
l w rk
GKDU "Ki
drgrt
N . 156
f th
it
f
ri
l"Th DR
nnt
ti
n. Th
rti
l
l
zs th f
t
rs
f
dt
r
rf
ssi
l
s
sit
f
r th f
rti
f
dggi
l
t
d th r l st
t
f
ff
irs.
K yw rds:
t
hr tri
i
g,
rf
ssi
l
t
,
rshl
d ti
l
i
stit
ti
, diss
i
ti
f
ri
.
Порой для молодых, да и чего скрывать, не только молодых, но и опытных
педагогов,
повышение квалификации
это страшно,
проблемно и не ин
тересно.
Почему то,
что должно быть в помощь,
стало проблемой? Где
сказки, а где реалии? Давайте разберемся.
Для начала поймем что такое ПК.
Повышение квалификации педагога —
это целенаправленная деятельность по овладению новыми для них педаго
гическими ценностями и технологиями,
включающая изучение,
осмысле
ние, творческую переработку и внедрение в практику образования различ
ных инноваций.
Необходимость повышения квалификации обусловлена следующими
факторами:
нарастающий объём научной информации;
прогресс в области техники и технологий;
интеграция образования, наук и производств;
углубляющиеся глобальные проблемы.
Основные цели повышения квалификации:
развитие профессиональной компетентности;
формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагоги
ческого процесса и его результатов;
формирование структурной целостности педагогической деятельно
сти каждого работника.
Вот,
по моему мнению,
основные задачи повышения квалификации
педагога:
совершенствование
педагогического мастерства
через
внедрение
современных педагогических технологий и передовых методик;
поддержка
и совершенствование
профессионального мастерства
всех педагогов с учётом достижений научной и практической дея
тельности;
создание условий для развития индивидуальных способностей к
профессиональной деятельности;
апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных
форм подготовки и повышения управленческих и педагогических
кадров;
предоставление научной и методической поддержки для полноцен
ной самореализации индивидуальных творческих замыслов педаго
гов.
Пять основных компонентов профессиональной компетентности работни
ков образовательной сферы, которые рассматриваются как объект повыше
ния квалификации:
Специально профессиональные знания.
Научно познавательные потребности.
Коммуникативные способности, умения и навыки.
Организаторские способности и навыки управленческой деятельно
сти.
Личностно гуманные качества.
Определим сразу,
что профессиональная
компетентность педагога
до
школьного образования — это своего рода радуга явление разноцветное и
многофакторное,
так и профессиональная компетентность педагога до
школьника включает в себя систему различных теоретических знаний и
разнообразных способов их применения в конкретных педагогических си
туациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показа
тели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятель
ности, к смежным областям знаний и др.)
Много умных слов и фраз) Но без этого никуда.
Первостепенные задачи профессионального совершенствования долж
ны быть решены на базе ДОУ, несмотря на разнообразие форм повыше
ния квалификации, доступных в других структурах, потому что успех лю
бой деятельности зависит от своевременности и качества повышения ква
лификации кадров.
Давайте на примере моего ДОУ рассмотрим задачи, которые можно решить
на базе ДОУ:
ознакомить педагогический коллектив с новыми программами, тех
нологиями и учебно методическими пособиями;
изучить уровень профессиональной подготовки педагогических кад
ров;
проанализировать результативность работы ДОУ и разработать ре
комендации по совершенствованию качества образовательной дея
тельности;
оказать помощь руководителям и педагогам по реализации Государ
ственного стандарта дошкольного образования;
организовать помощь образовательным учреждениям в проведении
опытно экспериментальной работы;
диагностировать профессиональные потребности педагогов;
способствовать участию педагогических служб в аттестационных,
экспертных, конкурсных комиссиях.
Для этого на базе ДОУ могут проводиться, например, педагогические кон
ференции, конкурсы, открытые мероприятия, мастер классы, семинары по
диссеминации педагогического опыта. Диссеминация опыта — это процесс,
направленный на распространение идей,
методов осуществления,
конеч
ных продуктов или результатов опыта деятельности среди целевой аудито
рии.
В результате такого процесса обеспечивается достижение системных поло
жительных эффектов в образовательном учреждении и повышение каче
ства образования.
Но
помимо методического сопровождения
в
ДОУ,
педагог
выбирает
отдельные курсы, вне ДОУ по своему выбору и усмотрению, точнее по те
мам доступным и интересным для данного педагога.
Курсы бывают как
онлайн так и в очной форме, платные и на бесплатной основе. На данный
момент в сети множество сайтов,
конкретные примеры рассматривать не
будем, главное решите выделить время и прослушать информацию, сохра
нить предоставленные файлы, для дальнейшего использования в практике.
Так должно быть. Это необходимые условия. Но сказка ли в итоге это?
Печаль заключается в том,
что современный педагог не имеет времени и
стимула, то есть мотивации для данного вида педагогической деятельности.
И пока остается вопрос с наиболее актуальными очными формами, как бо
лее действенными. А возможными очными.
То есть педагог на самом деле, не изучает чаще всего необходимый мате
риал,
а лишь его скапливает,
а для отчетности выставляет купленный ди
плом или же полученный по факту не того, что реально прослушал и узнал
нового, а просто имел случайную возможность зайти именно на этот сайт
А при недостаточной квалификации или же активности слушателей для
сайта важнее не поднять качество предлагаемого материала, а привлечение
новых участников педагогических курсов. Как человек, который требует по
факту своих должностных инструкций,
результативность от педагогов,
а
именно наличие сертификатов ПК,
в итоге сталкиваюсь стем,
что практи
ческих навыков,
как и теоретических педагоги не
получают.
Решить
проблему можно либо очными курсами, либо предоставлением отдельного
времени в рабочем графике для полноценного усвоения информации.
Но
это скорее сказка, чем реалии. В таком случае вся ответственность ложить
ся на плечи методического руководства сада, и это так же не есть решение
проблемы. Так как вместить формирование всех необходимых знаний, уме
ний и навыков педагогов в объем подаваемой по плану работы ДОУ, мало
вероятно и не качественно. Остается, по моему мнению, формирование ба
зы общей для региона, для прохождения курсов. По тематикам и с предва
рительным отбором данного сайта,
компетентными органами.
При чем,
участниками базы,
должны и могут стать как государственные организа
ции, так и частные.
Литература:
1. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно методи
ческое пособие.
А.В.
Хуторской. — М.: Издательство «Эйдос»; Издатель
ство Института образования человека, 2013 (Серия «Новые стандарты»).
2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный под
ходы в образовании. Проблемы интеграции М.: Логос, 2009.
3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, разви
тие и реализация /Пер. С анг. — М.: Когито Центр, 2002.
4.
Новиков А.М.
Н73 Педагогика:
словарь системы основных понятий.
–
М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
5.Яровова Т.В. Словарь педагогических терминов [Текст] / Яровова Т. В. ;
Авт. некоммерческая образовательная орг. высш. проф. образования "Один
цовский гуманитарный ин т". Одинцово : Одинцовский гуманитарный ин
т, 2013. 314 с
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для
студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр
«Академия», 2000 176 с.