Напоминание

Основные аспекты формирования монологической речи в контексте психологических и психолингвистических исследований


Автор: Раскевич Ольга Анатольевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Томский Государственный Педагогический Университет
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Основные аспекты формирования монологической речи в контексте психологических и психолингвистических исследований
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные аспекты формирования монологической речи в контексте

психологических и психолингвистических исследований

Main aspects of the formation of monologue speech in the context of psychological and

psycholinguistic research

Ольга Анатольевна Раскевич

Olga Anatolyevna Raskevich

Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия Tomsk State

Pedagogical University, Tomsk, Russia

12

solnishko

34@

mail

.

ru

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс формирования монологической

речи в свете психологических и психолингвистических теорий. Анализируются ключевые

факторы, влияющие на развитие монологической компетенции, включая когнитивные,

лингвистические и социальные аспекты. Особое внимание уделяется вкладу выдающихся

ученых, таких как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, Т.В. Ахутина и В.К.

Воробьёва, в понимание механизмов порождения и восприятия монологического

высказывания.

Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, психолингвистика, описание,

рассуждение, повествование.

Key words: coherent speech, monologue speech, psycholinguistics, description, reasoning,

narration.

Речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Развитие речи

одновременно способствует развитию интеллекта и высших эмоций, от чего в

дальнейшем зависит успешное обучение в школе и развитие в профессиональной

деятельности..

Существует два типа связной речи: монологическая (монолог) и диалогическая (диалог).

Монолог- связная речь одного лица, целью которой является сообщение о каком-либо

факте или событии. Отличие этого типа речи от диалогической определяется характером

логической связи внутри контекста. Монологический тип речи используется при

повествовании, рассуждении или описании чего-либо. Монолог сообщает о фактах

действительности, которые всегда находятся во временной или причинно-следственной

зависимости друг от друга.

Монологическая речь является важнейшим компонентом коммуникативной деятельности

человека, отражающим его способность к связному, последовательному и относительно

самостоятельному изложению мыслей. Развитие монологической речи – сложный и

многогранный процесс, зависящий от множества факторов, включая когнитивные

способности, лингвистическую компетенцию и социальный опыт. В последние

десятилетия психологи и психолингвисты уделяют все больше внимания изучению

механизмов формирования монологической речи, что обусловлено ее ключевой ролью в

обучении, профессиональной деятельности и повседневном общении.

Выделяют три типа монологической речи:

- повествование. Факты излагаются один за другим.

- описание. Сообщается о фактах, существующих одновременно.

- рассуждение. Сообщается о фактах, находящихся в причинно-следственных

отношениях.

Проблемами изучения речи занимались такие выдающиеся учёные, как Т.В. Ахутина,

А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.К. Воробьёва и многие другие.

Проблематика формирования монологической речи состоит в том, что она требует от

ребёнка, сосредоточившего внимание на значимом событии/факте или художественном

произведении, умения одновременно заметить не только предметы и явления, но и связи

между ними.

В основе понимания процесса формирования монологической речи лежат работы

классиков отечественной психологии и психолингвистики. Л.С. Выготский, в своей

культурно-исторической теории, подчеркивал социальную природу психических

функций, включая речь. Он утверждал, что развитие речи, в том числе монологической,

происходит в процессе социального взаимодействия и интериоризации внешних форм

общения [1]. Особое значение Л.С. Выготский придавал внутренней речи, считая ее

промежуточной стадией между внешней речью и мышлением. Именно внутренняя речь,

по его мнению, служит основой для развернутого монологического высказывания.

А.А. Леонтьев развил идеи Л.С. Выготского, предложив концепцию речевой

деятельности, которая подчеркивает активную роль говорящего в процессе порождения

речи. Он выделил несколько уровней организации речевой деятельности, включая уровень

мотивации, замысла, реализации и контроля [2]. А.А. Леонтьев отмечал, что для

успешного порождения монологической речи необходимо не только знание языка, но и

умение планировать свое высказывание, а также контролировать его соответствие

замыслу.

Для понимания и овладения монологической речью необходимо, чтобы дети владели

многими синтаксическими конструкциями, именно они делают речь связной:

предложения с однородными членами, с деепричастными оборотами, сложносочинённые

и сложноподчинённые предложения. Пока ребёнок не научится строить предложения, его

речь не будет связной. Из этого следует, что монологической речи надо обучать и

обучение строится на освоении основ грамматики и синтаксиса.

Н.И. Жинкин внес существенный вклад в понимание механизмов порождения речи,

разработав концепцию «внутренней схемы» высказывания [3]. Он считал, что перед тем

как начать говорить, человек формирует в своем сознании некую схему, которая задает

последовательность и логику его высказывания. Согласно Н.И. Жинкину, эта схема

формируется на основе семантического содержания и опирается на личный опыт и знания

говорящего.

Психолингвистика — наука, изучающая психологические и лингвистические аспекты

речевой деятельности человека, социальные и психологические аспекты использования

языка в процессах речевой коммуникации и индивидуальной рече-мыслительной

деятельности. [4]. Как указывает основатель отечественной психолингвистики А.А.

Леонтьев, предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и

закономерности её моделирования [5], а объектом психолингвистики всегда является

совокупность речевых событий или речевых ситуаций. Этот предмет у неё общий с

лингвистикой и другими «речеведческими науками» [6].

Т.В. Ахутина занималась изучением нейропсихологических механизмов, лежащих в

основе речевой деятельности, включая монологическую речь. Она подчеркивала важность

межполушарного взаимодействия и интеграции различных когнитивных процессов для

успешного порождения и восприятия речи [7]. Ее работы указывают на то, что нарушения

в работе определенных отделов головного мозга могут приводить к трудностям в

формировании связного и последовательного монологического высказывания.

В.К. Воробьёва исследовала особенности развития монологической речи у детей с

различными речевыми нарушениями. Ее работы подчеркивают важность своевременной

диагностики и коррекции речевых трудностей для успешного овладения монологической

речью [8]. В.К. Воробьёва выделила различные виды нарушений монологической речи,

связанные с проблемами планирования, лексико-грамматического оформления и контроля

за процессом высказывания.

Формирование монологической речи зависит от множества факторов, которые можно

разделить на несколько групп:

Когнитивные факторы: развитие мышления, памяти, внимания, а также формирование

понятийного аппарата.

Лингвистические факторы: овладение лексикой, грамматикой, синтаксисом и семантикой

языка.

Социальные факторы: наличие речевой среды, общение с взрослыми и сверстниками,

возможность участвовать в различных коммуникативных ситуациях.

Мотивационные факторы: наличие внутренней потребности высказывать свои мысли,

интерес к окружающему миру.

Индивидуальные особенности: темп психического развития, наличие или отсутствие

речевых нарушений, особенности личности.

Анализ исследований доказывает, что детей надо учить монологической речи, потому что

они редко слышат её в повседневной жизни в речи взрослых: в разговоре с детьми

взрослые чаще всего используют форму диалога. Начинать учить монологу в школе

поздно, предварительные навыки монологической речи необходимо развивать до школы.

Формирование монологической речи – это сложный и многофакторный процесс, который

требует интеграции когнитивных, лингвистических и социальных ресурсов. Работы Л.С.

Выготского, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Т.В. Ахутиной и В.К. Воробьёвой внесли

неоценимый вклад в понимание механизмов порождения и восприятия монологического

высказывания. Дальнейшие исследования в этой области помогут разработать более

эффективные методы обучения и коррекции речевых нарушений, а также способствуют

более глубокому пониманию природы человеческой коммуникации.

Литература

1.

Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики.

Москва: Педагогика, 1984.

2.

Леонтьев, А.А. Психолингвистика. Москва: Наука, 1969.

3.

Жинкин, Н.И. Механизмы речи. Москва: Изд-во Академии педагогических наук

РСФСР, 1958.

4.

Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов.

—— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа)

5.

Леонтьев А. А. Л-47 Язык, речь, речевая деятельность. М., «Просвещение», 1969.

6.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: уч. для вузов по спец. «Психология». 4-е

изд.,исправленное. М.: Смысл: Академия, 2005. 287 с

7.

Ахутина, Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса.

Москва: Изд-во МГУ, 1989.

8.

Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным

недоразвитием речи. Москва: АСТ, 2000.



В раздел образования