Напоминание

Методический материал к открытому уроку на тему: "Наша любимая республика-Кабардино-Балкария"


Автор: Желдашева Оксана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский Сад №51"
Населённый пункт: г.о.Нальчик
Наименование материала: Методические разработки
Тема: Методический материал к открытому уроку на тему: "Наша любимая республика-Кабардино-Балкария"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по НРК «Край, в котором ты живешь» 09.11.22

Цель занятия: Изучение родной республики, ее культуры, истории и

природы, формирование уважения и любви к своему региону.

Задачи:

- Ознакомить детей с особенностями своего края.

- Развивать интерес к родным традициям и культуре.

- Способствовать формированию экологической сознательности у детей.

Актуальность: В условиях глобализации и потери индивидуальности важно

формировать у детей чувство принадлежности к своему региону и культуре.

Знание и уважение к своим корням помогают развивать патриотизм и

укреплять идентичность.

Программное содержание: Подытожить знания детей по НРК. Формировать

интерес к родному краю, истории и культуре народов населяющих его,

фольклора, мифологии. Воспитывать чувство патриотизма, любви и

уважения к другим народам. Закрепить знания о республике Кабардино-

Балкария и ее достопримечательностей.

Ход НОД:

В: Ребята, у каждого из нас есть Родина- малая, близкая, знакомая с

детства и большая необозримая, и неизвестная. Ребята, как называется наша

большая Родина?

Д:Россия

В:

Родина, счастья обитель

Края милей не найду

В песнях прославил сказитель

Маленькую Кабарду

Этим напевам веселья

Светлой моей стороны

Вторят хребты и ущелья

Голосом звонкой зурны

Скачут лихие джигиты

Вряд ли храбрее найти

Все перед ними открыто

К солнцу дорога, пути.

А. Шогенцуков

В: Дети, это о какой Родине писал поэт такие красивые слова?

Д: О Кабардино – Балкарии.

В: Правильно ребята. Эти слова о нашей республике. Мы с вами живем в

многонациональной республике Кабардино–Балкарии. Кто, скажет, какие

нации живут в нашей республике?

Д: Кабардинцы, балкарцы, русские, турки, осетины, и др

1

В: Ребята, а какие республики находятся рядом с нашей республикой?

Д: Грузия, Осетия, Ставропольский край, Карачаево- Черкессия,

Ингушетия, Дагестан.

В: Все эти республики находятся рядом с нашей республикой. И мы с

вами живем дружно, уважаем друг друга, какой нации человек не был.

Сейчас мы услышим стихотворение о нашей республике.

Ребенок:

В Кабардино - Балкарии

много наций живут

Свой Кавказ они любят,

ему песни поют

Закон горцы все знают,

стариков уважать

И в беде близких друзей

никогда не бросать

Как славно, что на свете

Невзгодам вопреки

Русские, балкарцы

Казаки, кабардинцы,

Друг другу так близки

В: Ребята, люди любо нации приветствуют встречного человека. А как

приветствуют кабардинцы?

Д: Уи, махуэ фIыуэ – «Добрый день» - на кабардинском

Кюн ахшы болсун – Это на балкарском

В: Ребята, на всех языках мира слово «здравствуйте»- это пожелание

мира и добра.

Ребенок:

День был серый, непогожий

Над землей густела тень

«Добрый день» - сказал прохожий

Я ответил: «Добрый день»!

После этого мгновенья

До конца большого дня

Почему- то настроенье

Было добрым у меня.

В: «Здравствуйте» – ты скажешь человеку.

«Здравствуйте»- улыбнется он в ответ.

Ребята, нужно желать людям всем добра и здоровья так всегда встречает

наша республика гостей, которые приезжают к нам.

А как называется столица нашей республики?

Д: Нальчик

В: Ребята, а кто вспомнит, откуда пошло это название?

Ребенок: В переводе с кабардинского «Нальчик» -означает подкова

В: А почему именно подкова?

2

Ребенок: Потому что горы вокруг города расположены в виде подковы.

Окружают Нальчик с трех сторон.

В: А еще в старину наши предки называли город «Нальшеч», в переводе

сорванная подкова. Город строился на болоте, кругом грязь, у лошадей

срывало подковы. Послушайте стихотворение.

Ребенок:

На Кавказе уголок чудесный

Среди гор прекрасный город сад.

Нальчик мой чудесный

Песней прославлять тебя я рад.

В: Дети, а как называется город, в котором мы живем, ходим в детский

сад, пойдем скоро в школу?

Д: город Нарткала

В: Город наш переводится как город Нартов, город сильных и крепких

парней.

В: Дети, а чем прекрасна наша республика, почему каждый год ее

посещают столько туристов и отдыхающих?

Д: Чистый горный воздух, много санаториев, горячий источник в с.

Аушигер, Голубые озера, Долина Нарзанов, гора Эльбрус.

Физминутка

В: Да, ребята, у нас очень красивая республика и мы можем, гордиться ей.

А вы знаете, что Нарзан – «Нартсано» переводится с кабардинского как

богатырский напиток. Он исцеляет всякие болезни, возвращает людям

красоту и здоровье.

А еще у нас очень красивые горы: Эльбрус и Чегет.

Послушайте стихотворение:

Ребенок:

В белой бурке двухглавый красавец

Как на празднике горец стоит

Ярким светом раскрасил он в глянец

Все, что рядом в долине лежит.

В: Кабардинцы называют гору «Ошхамахо», а балкарцы «Минги- Тау»,

что в переводе означает гора счастья.

В старину считали, что посмотрев в сторону Эльбруса и загадав желание,

оно обязательно сбудется.

А как вы думаете, чем привлекает людей Приэльбрусье?

Д: Там можно кататься на лыжах, дышать чистым горным воздухом,

покорять вершины гор. Пить чистую минеральную воду.

В: Есть очень интересная история о происхождении горы

Эльбрус. Послушайте:

«В далекие времена на широкой долине росла девушка Машука. Особо

пригожей она была в лучах заходящего солнца, которое высвечивало ее

пышный наряд. Седой Эльбрус – царь Кавказа, в груди которого билась

могучая сила, а сердце пылало огнем – страстно полюбил Машуку. Но еще

3

сильнее любил ее молодой князь Бештау и она ее любила. И когда старый

Эльбрус узнал об измене, горы сотряслись от его гнева. Защищаясь, князь

Бештау, поднял меч на старшего и рассек седую голову Эльбруса надвое, но

могучий старец разорвал наглеца на пять частей и разбросал их. В порыве

гнева он вонзил меч и в грудь Машуки. Прошли века, окаменели горы и

теперь с первыми лучами солнца, пятиглавый Бештау, тянется к кудрявой

Машук, а в вечерней тишине, двуглавый Эльбрус бросает на нее свою тень.

Мудрые люди, живущие в нашей республике, придумывали разные

рассказы, сказки, пословицы и поговорки, которые передаются из поколения

в поколение и имеют глубокий смысл.

Ребята, а давайте мы с вами сейчас вспомним некоторые из них:

Дети называют пословицы и поговорки.

Гостеприимство – это национальная черта кавказских народов. (Отрывок

из стихотворения Хабаса Шогенова “Таков кабардинский обычай”):

У горца для гостя питье и еда,

Любому приют без отличий,

И если с добром –

Ты желанен всегда.

Таков кабардинский обычай.

Иностранный путешественник отмечал: “Есть три качества, которые на

Кавказе делают человека известным и прославляют его: храбрость,

красноречие и гостеприимство, или острый меч, сладкий язык и сорок

столов.

Вот какая у нас с вами замечательная республика. На земле нашей

все прекрасно: красивейшая природа, богатый животный и растительный

мир, а самое главное достояние - замечательные люди.

3. Рефлексия.

О чем мы с вами говорили сегодня? Что нового вы узнали о Кабардино-

Балкарии? Давайте пожелаем родной республике мира и процветания и

пообещаем, что мы с вами будем достойными ее гражданами.

Итог: По завершению занятия дети смогут более осознанно относиться к

своей республики, станут активными участниками ее культуры и

защитниками окружающей среды. Формирование чувства гордости за родной

край будет способствовать воспитанию ответственных граждан будущего.

4



В раздел образования