Автор: Желдашева Оксана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский Сад №51"
Населённый пункт: г.о.Нальчик
Наименование материала: Методические разработки
Тема: Методический материал к открытому уроку на тему: "Наша любимая республика-Кабардино-Балкария"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по НРК «Край, в котором ты живешь» 09.11.22
Цель занятия: Изучение родной республики, ее культуры, истории и
природы, формирование уважения и любви к своему региону.
Задачи:
- Ознакомить детей с особенностями своего края.
- Развивать интерес к родным традициям и культуре.
- Способствовать формированию экологической сознательности у детей.
Актуальность: В условиях глобализации и потери индивидуальности важно
формировать у детей чувство принадлежности к своему региону и культуре.
Знание и уважение к своим корням помогают развивать патриотизм и
укреплять идентичность.
Программное содержание: Подытожить знания детей по НРК. Формировать
интерес к родному краю, истории и культуре народов населяющих его,
фольклора, мифологии. Воспитывать чувство патриотизма, любви и
уважения к другим народам. Закрепить знания о республике Кабардино-
Балкария и ее достопримечательностей.
Ход НОД:
В: Ребята, у каждого из нас есть Родина- малая, близкая, знакомая с
детства и большая необозримая, и неизвестная. Ребята, как называется наша
большая Родина?
Д:Россия
В:
Родина, счастья обитель
Края милей не найду
В песнях прославил сказитель
Маленькую Кабарду
Этим напевам веселья
Светлой моей стороны
Вторят хребты и ущелья
Голосом звонкой зурны
Скачут лихие джигиты
Вряд ли храбрее найти
Все перед ними открыто
К солнцу дорога, пути.
А. Шогенцуков
В: Дети, это о какой Родине писал поэт такие красивые слова?
Д: О Кабардино – Балкарии.
В: Правильно ребята. Эти слова о нашей республике. Мы с вами живем в
многонациональной республике Кабардино–Балкарии. Кто, скажет, какие
нации живут в нашей республике?
Д: Кабардинцы, балкарцы, русские, турки, осетины, и др
1
В: Ребята, а какие республики находятся рядом с нашей республикой?
Д: Грузия, Осетия, Ставропольский край, Карачаево- Черкессия,
Ингушетия, Дагестан.
В: Все эти республики находятся рядом с нашей республикой. И мы с
вами живем дружно, уважаем друг друга, какой нации человек не был.
Сейчас мы услышим стихотворение о нашей республике.
Ребенок:
В Кабардино - Балкарии
много наций живут
Свой Кавказ они любят,
ему песни поют
Закон горцы все знают,
стариков уважать
И в беде близких друзей
никогда не бросать
Как славно, что на свете
Невзгодам вопреки
Русские, балкарцы
Казаки, кабардинцы,
Друг другу так близки
В: Ребята, люди любо нации приветствуют встречного человека. А как
приветствуют кабардинцы?
Д: Уи, махуэ фIыуэ – «Добрый день» - на кабардинском
Кюн ахшы болсун – Это на балкарском
В: Ребята, на всех языках мира слово «здравствуйте»- это пожелание
мира и добра.
Ребенок:
День был серый, непогожий
Над землей густела тень
«Добрый день» - сказал прохожий
Я ответил: «Добрый день»!
После этого мгновенья
До конца большого дня
Почему- то настроенье
Было добрым у меня.
В: «Здравствуйте» – ты скажешь человеку.
«Здравствуйте»- улыбнется он в ответ.
Ребята, нужно желать людям всем добра и здоровья так всегда встречает
наша республика гостей, которые приезжают к нам.
А как называется столица нашей республики?
Д: Нальчик
В: Ребята, а кто вспомнит, откуда пошло это название?
Ребенок: В переводе с кабардинского «Нальчик» -означает подкова
В: А почему именно подкова?
2
Ребенок: Потому что горы вокруг города расположены в виде подковы.
Окружают Нальчик с трех сторон.
В: А еще в старину наши предки называли город «Нальшеч», в переводе
сорванная подкова. Город строился на болоте, кругом грязь, у лошадей
срывало подковы. Послушайте стихотворение.
Ребенок:
На Кавказе уголок чудесный
Среди гор прекрасный город сад.
Нальчик мой чудесный
Песней прославлять тебя я рад.
В: Дети, а как называется город, в котором мы живем, ходим в детский
сад, пойдем скоро в школу?
Д: город Нарткала
В: Город наш переводится как город Нартов, город сильных и крепких
парней.
В: Дети, а чем прекрасна наша республика, почему каждый год ее
посещают столько туристов и отдыхающих?
Д: Чистый горный воздух, много санаториев, горячий источник в с.
Аушигер, Голубые озера, Долина Нарзанов, гора Эльбрус.
Физминутка
В: Да, ребята, у нас очень красивая республика и мы можем, гордиться ей.
А вы знаете, что Нарзан – «Нартсано» переводится с кабардинского как
богатырский напиток. Он исцеляет всякие болезни, возвращает людям
красоту и здоровье.
А еще у нас очень красивые горы: Эльбрус и Чегет.
Послушайте стихотворение:
Ребенок:
В белой бурке двухглавый красавец
Как на празднике горец стоит
Ярким светом раскрасил он в глянец
Все, что рядом в долине лежит.
В: Кабардинцы называют гору «Ошхамахо», а балкарцы «Минги- Тау»,
что в переводе означает гора счастья.
В старину считали, что посмотрев в сторону Эльбруса и загадав желание,
оно обязательно сбудется.
А как вы думаете, чем привлекает людей Приэльбрусье?
Д: Там можно кататься на лыжах, дышать чистым горным воздухом,
покорять вершины гор. Пить чистую минеральную воду.
В: Есть очень интересная история о происхождении горы
Эльбрус. Послушайте:
«В далекие времена на широкой долине росла девушка Машука. Особо
пригожей она была в лучах заходящего солнца, которое высвечивало ее
пышный наряд. Седой Эльбрус – царь Кавказа, в груди которого билась
могучая сила, а сердце пылало огнем – страстно полюбил Машуку. Но еще
3
сильнее любил ее молодой князь Бештау и она ее любила. И когда старый
Эльбрус узнал об измене, горы сотряслись от его гнева. Защищаясь, князь
Бештау, поднял меч на старшего и рассек седую голову Эльбруса надвое, но
могучий старец разорвал наглеца на пять частей и разбросал их. В порыве
гнева он вонзил меч и в грудь Машуки. Прошли века, окаменели горы и
теперь с первыми лучами солнца, пятиглавый Бештау, тянется к кудрявой
Машук, а в вечерней тишине, двуглавый Эльбрус бросает на нее свою тень.
Мудрые люди, живущие в нашей республике, придумывали разные
рассказы, сказки, пословицы и поговорки, которые передаются из поколения
в поколение и имеют глубокий смысл.
Ребята, а давайте мы с вами сейчас вспомним некоторые из них:
Дети называют пословицы и поговорки.
Гостеприимство – это национальная черта кавказских народов. (Отрывок
из стихотворения Хабаса Шогенова “Таков кабардинский обычай”):
У горца для гостя питье и еда,
Любому приют без отличий,
И если с добром –
Ты желанен всегда.
Таков кабардинский обычай.
Иностранный путешественник отмечал: “Есть три качества, которые на
Кавказе делают человека известным и прославляют его: храбрость,
красноречие и гостеприимство, или острый меч, сладкий язык и сорок
столов.
Вот какая у нас с вами замечательная республика. На земле нашей
все прекрасно: красивейшая природа, богатый животный и растительный
мир, а самое главное достояние - замечательные люди.
3. Рефлексия.
О чем мы с вами говорили сегодня? Что нового вы узнали о Кабардино-
Балкарии? Давайте пожелаем родной республике мира и процветания и
пообещаем, что мы с вами будем достойными ее гражданами.
Итог: По завершению занятия дети смогут более осознанно относиться к
своей республики, станут активными участниками ее культуры и
защитниками окружающей среды. Формирование чувства гордости за родной
край будет способствовать воспитанию ответственных граждан будущего.
4