Автор: Уточкин Михаил Александрович
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ "ЦО №23 имени Героя России Н.А. Макаровца"
Населённый пункт: ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТУЛА
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный потенциал образовательной среды на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Воспитательный потенциал образовательной среды на уроках
английского языка
Михаил Александрович Уточкин
Учитель иностранных языков
МБОУ “ЦО №23”
Образовательная среда – системавлияний и условий формирования
личности,а также возможностей для ее развития,содержащихся в социальном
ипространственно-предметном окружении(В.А. Ясвин)[2].
Образовательная среда обладает материальным, психологическим и
содержательным потенциалом взаимоотношений и деятельности субъектов
образовательного
процесса.
В
современных
психолого-педагогических
исследованиях
учеными
уделяется
большое
внимание
проблеме
взаимодействия субъектов образовательной среды (К.А. Абульханова, Л.В.
Байбородова, Б.З. Вульфов, В.И. Загвязинский, H.A. Зимняя, М.И. Рожков,
Л.Д. Столяренко и др.)[3].
Образовательная среда, организованная в соответствии с требованиями
к результату образования, является посредником между учителем и учеником
в движении к образовательному результату.
В структуре образовательной среды акцентируется ее значение,
связанное
с
процессом
формирования
личности
обучающегося
по
определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя,
по Ясвину В.А., три базовых компонента:
-
Пространственно-предметный, т. е. пространственно-
предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и
социализации обучающихся;
-
Психодидактический, т. е. комплекс образовательных
технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на
тех или иных психологических и дидактических основаниях;
- Социальный, т. е. пространство условий и возможностей,
которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами
учебно-воспитательного
процесса
(обучающимися,
педагогами,
администрацией, родителями, психологами и др.).
При организации социального компонента образовательной среды
реализуется межличностное взаимодействие субъектов образовательного
процесса, при котором происходит принятие и поддержка каждого субъекта
вне зависимости от его специфических личностных особенностей, не
допускаются какие-либо формы дискриминации личности по какому бы то
ни было критерию и т.д. Принятие и поддержка субъекта вне зависимости от
его специфических личностных особенностей возможно лишь при наличии
воспитательного
процесса.
Таким
образом,
социальный
компонент
реализуется в образовательной среде через воспитательный процесс.
Особенностями современного воспитательного процесса являются
постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы,
формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень
его
организации,
четкая
структурированность,
системность
и
технологичность его компонентов; анализ воспитательных воздействий через
призму воспитательной системы [4].
Воспитательный процесс – это целенаправленное формирование
личности, под влиянием педагогических воздействий, направленных на
достижение цели воспитания [1].
В
настоящее
время
хорошее
воспитание
(воспитанность)
не
рассматривается
значительной
частью
общества
как
важное
условие
достижения высокого качества жизни отдельного человека и общества в
целом. Вместе с тем, хорошее образование (воспитание и обучение) является
ключевым параметром, определяющим качество жизни, поскольку создает
условия и предпосылки для развития экономики «социальной сферы.
Образование
создает
широкие
возможности
интеллектуально-духовной
жизни человека, развития внутреннего потенциала.
Воспитательные
системы,
создающиеся
в
настоящее
время
в
образовательных учреждениях, и содержание образовательной деятельности
2
в целом часто замыкаются на внутренних проблемах образовательного
учреждения и микросоциума, без учета геополитических тенденций и
широкого
социокультурного
контекста
жизнедеятельности
человека.
Вследствие этого, воспитание и обучение не отвечают в полной мере на
вызовы
современного
мира
(вопросы
информационной
безопасности,
процессы глобализации, национальные (межцивилизационные) отношения и
многое другое) [1].
Далеко не всегда педагоги в своей повседневной профессиональной
деятельности учитывают особенности современных детей и молодежи.
Воспитатели применяют не эффективные методы и приемы работы, что
приводит к формальному подходу в воспитании. Обозначенные проблемы
непосредственно
связаны
с
необходимостью
определения
результата
воспитания.
Воспитательная деятельность всегда нацелена на некоторые изменения
во внутреннем мире личности (ценностей, отношений и др.). Именно
поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную
оценку этим субъективным внутренним изменениям весьма сложно.
Образовательная среда - это совокупность социальных, культурных и
специально
организованных
психолого-педагогических
условий,
взаимодействуя
с
которыми
человек
формирует
свою
личность
и
мировоззрение.
При
этом
одной
из
важнейших
задач
правильно
организованной образовательной среды является выявление способностей и
навыков и их развитие в соответствии с индивидуальными особенностями,
способностями и умениями человека [5].
При
изучении
эффективности
обучения
в
образовательных
учреждениях необходимо учитывать следующие особенности:
- Цель любой образовательной деятельности - добиться определенных
изменений во внутренних аспектах личности, ценностях и установках.
Поэтому
очень
трудно
непосредственно
увидеть,
зафиксировать
и
объективно оценить такие субъективные внутренние изменения (если они
3
вообще произошли). Изменения во внутреннем мире человека часто остаются
незамеченными не только учителями и родителями, но и другими близкими
ребенку людьми;
- Факторы, влияющие на формирование, развитие и социально-
психологические
качества
личности,
очень
разнообразны
(семья,
образовательные учреждения, средства массовой информации, религиозные
группы и лидеры и т.д.). В связи с этим при оценке воспитательной
деятельности образовательных учреждений трудно определить их роль и
значение в полученных результатах, отличить важные факторы воспитания
от второстепенных и выявить условия, при которых те или иные факторы
становятся доминирующими в воспитательном процессе;
- Возрастные особенности детей, подростков и молодежи должны
учитываться
при
рассмотрении
эффективности
их
воспитания.
Выраженность ценностей, установок и личностных качеств, естественно,
различна. Естественно, что методы исследования эффектов воспитания и
подходы к интерпретации результатов также должны различаться;
- При изучении эффектов воспитания необходимо учитывать, что
результаты могут запаздывать. И если целью является получение более
достоверных данных, необходимо включать в исследование выпускников,
которые уже некоторое время не работают в организации, чтобы уточнить их
оценку эффективности тренинговых мероприятий;
- Исследование эффективности учебных мероприятий должно быть
основано на системном подходе. Это означает анализ всех основных
компонентов образовательной системы с точки зрения ее структуры,
процессов (явлений) и согласованности результатов;
- Каждое образовательное учреждение осуществляет образовательный
процесс
в
соответствии
со
своими
философско-педагогическими
концепциями, мировоззрением и отношением педагогов к индивидуальности
учащихся и детей. Поэтому при изучении эффективности воспитательной
деятельности образовательного учреждения необходимо учитывать эту
4
концепцию. И самое главное, критерии эффективности и диагностический
инструментарий должны подбираться специалистами (совместно с авторами
концепции) индивидуально, исходя из ее важных оснований;
-
При
изучении
эффективности
воспитательной
деятельности
образовательного учреждения необходим анализ результатов в динамике
(например,
сравнительные
исследования
на
разных
этапах
развития
воспитательной системы; разные временные периоды становления ребенка и
т.д.);
- Изучение эффективности воспитания в образовательных учреждениях
является во многом творческим процессом и связано с решением целого ряда
нестандартных
задач.
Вместе
с
тем,
любое
исследование
имеет
определенную
логику,
этапы
и
закономерности.
Поэтому
эксперту
необходимо следовать общепринятым научно-практическим нормам и
правилам, отраженным в специальной психолого-педагогической литературе.
Необходимо соблюдение принципа достоверности полученных результатов,
который обеспечивает высокий профессиональный уровень экспертов.
В качестве основных параметров оценки эффективности обучения в
образовательном учреждении предлагаются следующие: характеристики
образовательной системы и образовательных условий в учреждении,
результаты образовательной деятельности учреждения [13].
Образовательная среда школы может быть оптимальной для развития
учащихся и их мировоззрения только в том случае, если есть возможности
влиять на нее, то есть если среда является гибкой, то есть соответствует
следующим условиям:
- Ценности, на которых строится и развивается образовательная среда
школы, соответствуют ценностям и устремлениям учеников и их родителей;
- Образовательная среда школы должна учитывать особенности
домашнего воспитания и социокультурные традиции территории;
- Активное и непосредственное участие учеников вместе с учителями и
родителями в создании и развитии образовательной среды школы;
5
- Способность самих учащихся определять свою социальную и
образовательную роль в школьной среде.
Основные идеи системы образования:
- Концепция развития. Основной смысл образовательной деятельности
- развитие личности: развитие инициативы и индивидуальности, творческих
и интеллектуальных способностей, самообразования и самовоспитательной
компетентности ученика.
- Идея творчества В процессе творческой деятельности происходит
развитие
компетенций
и
формирование
личностных
потребностей.
Мотивация и овладение методами творческой деятельности способствуют
полному самовыражению личности.
- Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность ребенка,
родителя и педагога является конструктивной деятельностью и способствует
переживанию «успешных ситуаций».
- Идея выбора и ответственности. Когда дети могут выбирать виды и
формы деятельности, они учатся предвидеть результаты и брать на себя
ответственность за них.
- Концепция активности. Деятельность направлена на получение
удовлетворения
от
переживания
ценностного
отношения
к
объекту
деятельности и от процесса деятельности или идеи.
- Идея открытости. Контакт с семьей, привлечение родителей к уходу
за
детьми,
доступ
к
информации,
взаимодействие
с
окружающими
социальными институтами.
Образовательный
процесс
-
это
сознательно
организованное
взаимодействие учителя и ученика, организующее и стимулирующее
активную деятельность ученика по приобретению социального и духовного
опыта, ценностей и установок.
Образовательный
процесс
многофакторный.
На
формирование
личности влияют семья, школа, микромир, общественные институты,
средства
массовой
информации,
искусство,
социально-экономические
6
условия. Это делает воспитательный процесс более богатым и легким (с
большим количеством влияний), но и более трудным. Трудно интегрировать
все факторы, управлять процессом и изолировать его от спонтанности и
негативных влияний.
В данное время в школах работа идет по 6 направлениям:
- гражданско-патриотическое;
- спортивно-оздоровительное;
- нравственно-эстетическое;
- интеллектуально-познавательное;
- трудовое;
- экологическое.
Каждое
направление
образовательной
деятельности
школы
соответствует сфере образовательной деятельности, в которой активными
участниками являются как ученики, так и родители. Каждая сфера
деятельности школы соответствует сфере воспитательной деятельности, в
которой активными участниками являются как ученики, так и родители.
При
разработке
современных
стратегий
воспитания
необходимо
учитывать ряд внутренних и внешних факторов:
1. Нельзя игнорировать представления мирового сообщества об образе
человека в постиндустриальном информационном обществе. Целью нового
образования должно стать стимулирование индивидуального развития
ребенка, раскрытие его творческого потенциала, формирование гражданской
позиции, приобщение к духовно-нравственной культуре.
2. При поиске путей решения образовательных проблем необходимо
учитывать социокультурную ситуацию в стране. Эта ситуация предъявляет
новые
требования
к
личности.
Дети
и
молодежь
должны
уметь
соответствовать этим требованиям: быть мобильными; уметь принимать
самостоятельные
решения
в
ситуациях
выбора;
иметь
чувство
ответственности за судьбу и благополучие страны; уметь не только жить в
гражданском обществе, но и создавать его.
7
3. Необходимость признать, что дети, молодые люди и взрослые,
которые с ними живут, меняются. С одной стороны, дети становятся более
свободными, с другой стороны, они становятся более эгоцентричными,
апатичными и агрессивными.
4. Сами системы школьного и профессионального образования
являются проблемными. В любом учебном заведении наблюдается снижение
воспитательной функции и усиление акцента на организации учебного
процесса.
5. Наконец, нельзя игнорировать новые реалии жизни, такие как
свободный доступ к Интернету, поездки за границу, обучение в различных
типах школ, поддержка взглядов многих политических партий, влияние
популярной культуры, влияние различных религиозных течений.
6. Необходимо также учитывать тот факт, что процесс модернизации
образования в России продолжается активно и существенно меняет систему
образования и образовательные практики, необходимость приобретения
новых навыков, новые формы организации внеучебной деятельности,
развитие
дополнительного
образования
на
базе
образовательных
учреждений,
создание
демократического
правового
пространства
в
образовательных учреждениях [2].
В своей знаменитой книге «Психология воспитания», сыгравшей
важную
роль
в
развитии
психологии
и
педагогики,
Выготский
сформулировал основную цель педагогики как изучение действительного
взаимодействия
между
действительным
развитием
воспитываемого
организма и той средой, в которой он воспитывается.
Можно также вспомнить слова Д.А. Леонтьева, который подчеркивал,
что
опыт
личности
-
это
продукт
опыта,
переработка
личностью
определенной жизненной среды в результате столкновения с явлениями и
конфликтами среды. Онтологической основой смысла является объективный
характер положения и роли окружающих событий и явлений в жизни
человека.
8
Педагогическое
наследие
С.Т.
Шацкого
устанавливает
тесную
взаимосвязь между средой и развитием личности. Она понимала среду в
самом широком смысле, выделяла в ней различные слои и указывала на
важность каждого слоя в воспитательном процессе.
В
современных
условиях
ученые
хорошо
понимают
роль
образовательной среды учебных заведений и ее огромный воспитательный
потенциал,
но
им
неизвестна
среда,
способствующая
творческому,
духовному и нравственному развитию человека.
Под образовательной средой ученые понимают образовательный
процесс, который можно рассматривать, во-первых, как пространство
возможностей и выбора, расположенное в более широкой социальной среде,
и, во-вторых, выраженное в виде различных форм развития личности и
различных
образовательных
возможностей,
преодолеваемых
парным
(учитель-ученик) видением образовательной деятельности [6].
По содержанию образовательная среда в основном включает различные
факторы, условия, отношения и взаимодействия субъектов образования,
которые определяют характер образовательного процесса в целом; по
мнению В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой, «структурными единицами
образовательной
среды
являются
пространственно-объективная
среда,
субъективная
среда
(социальная
общность,
субкультура
и
т.д.),
психологические
факторы
(взаимодействие
субъектов,
характер
и
направление деятельности, стиль преподавания, стиль общения и другие
особенности)». В зависимости от сочетания компонентов образовательной
среды, степени их развития и согласованности можно предусмотреть
различные варианты реализации образовательного потенциала. Поэтому
одной из важнейших задач школ и вузов является организация для учащихся
и студентов такой образовательной среды, которая наилучшим образом
влияет на их личностное развитие и способствует их профессиональному
становлению.
9
Несоответствие
ценностей
учащихся
привело
к
некоторым
деструктивным
тенденциям,
таким
как
дистанцирование
школ
от
образовательной
функции,
организация
образовательного
процесса
во
внеурочное
время,
снижение
автономии
детей
и
их
общественной
организации в результате чрезмерной деидеологизации.
Школы не только дают подлинное образование, соответствующее
уровню современной жизни, но и формируют у учащихся многие качества,
такие
как
нравственность,
гражданственность,
трудолюбие,
чувство
ответственности и цели, конкурентоспособность. Тем более что большую
часть времени в школе дети проводят в классе, учебный процесс
предоставляет важные возможности для решения образовательных задач [1].
Однако социально полезное общение, взаимодействие со старшими и
младшими сверстниками и обучение решению сложных жизненных проблем
возможны только в рамках специальных образовательных процессов,
организованных
учителями.
Также
хорошо
известно,
что
знания
малоэффективны, если человек не может ими овладеть. Поэтому то, как
выпускники школ реализуют свой образовательный и интеллектуальный
потенциал, как направят свои усилия на созидание или разрушение, зависит
от тех образовательных задач, которые предстоит решить участникам
образовательного процесса.
Поэтому ниже приведены некоторые идеи, позволяющие существенно
повысить
образовательный
потенциал
среды
обучения
и
обеспечить
выполнение образовательной задачи.
Усилить образовательные аспекты содержания учебного материала:
- соотнести содержание учебного материала с жизнью ребенка и его
будущими личными и профессиональными планами;
- определить вариативные части предмета, учитывая интересы и
потребности общества и сообщества, интересы и потребности ребенка, и
социальную организацию родителей;
10
- аксиоматический подход к отбору содержания предмета с акцентом
на ценностные и нравственные аспекты его компонентов; - Аксиоматический
подход к отбору содержания предмета с акцентом на ценностные и
нравственные аспекты его компонентов;
- включение в решение образовательных задач материалов и фактов из
историко-культурного наследия страны, города или села;
- использование местных исторических источников и учет местных
традиций и культурных ценностей в процессе обучения;
- привлечение учащихся к решению и обсуждению актуальных
национальных вопросов и местных проблем при изучении соответствующих
предметов;
- вклад учащихся в разработку региональных, городских и поселковых
проблем
и
преобразование
экологической
жизни
через
реализацию
социально
значимых
образовательных
проектов
и
исследовательскую
деятельность.
Каждая
образовательная
область
имеет
свой
уникальный
образовательный потенциал [9].
Поэтому, чтобы образовательная среда обладала образовательным
потенциалом, она должна предоставлять ряд возможностей для развития всех
участников образовательного процесса (студентов и преподавателей).
Список литературы
1.
Аникаева
Т.В.
Образовательная
среда
школы
как
условие
профессионального самоопределения старшеклассников. - СПб., 2001. - 32 с.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды:
теоретические основы и технологии создания. - СПб., 2002. - 48 с.
11
3. Байбородова JI.B., Рожков М.И. Воспитательный процесс в
современной школе. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997. -
356 с.
4. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды
в различных типах образовательных учреждений. - М., 2000. - 26 с.
5. Бордовский Г.А.Управление качеством образовательного процесса:
монография / Г.А. Бордовский, A.A. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб., 2001.
-359 с.
6. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. -
Волгоград, 2001. - 144 с.
12