Авторы: Концевая Татьяна Сергеевна, Татьяна Сергеевна Концевая
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №11"
Населённый пункт: Алтайский край,г.Рубцовск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Нарушение чтения и письма"
Раздел: начальное образование
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И
ЧТЕНИЯ
КОНЦЕВАЯ Т.С.
Дисграфия
(от греческого «дис» - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; «графо» -
писать, изображать) - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие
и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова,
нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые
с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на
невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума
и т.п. В ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные вещи:
физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в
овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией.
И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то имеется и другое.
Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных
мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо - сложнейший вид
деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга.
Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных
анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При
письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память,
внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.
Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:
•
1. Акустический (услышать и выделить звук).
•
2. Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить
последовательность звуков).
•
3. Зрительный (представление графического образа звука,
перевод звуковой структуры в графические знаки).
•
4. Удерживание в памяти графических символов и их
правильная пространственная организация.
•
5. Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и
пунктуационных правил.
Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и
исправлять.
При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую
фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его
программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является
обратным процессу чтения.
Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом
обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то
часть из них у ребенка несовершенны.
Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на
составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за
недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения
моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев,
неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной
ориентировки на листе бумаги, строчке.
Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте.
Дислексия
(от греческого «дис» - нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» - читать) - это
состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения.
Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко
сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения
специфических церебральных процессов («церебро» - головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной
базис навыка чтения.
Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого
буквенный код переводится в звуковой и осуществляется
понимание прочитанного материала. Психофизической основой
процесса чтения является взаимодействие работы зрительного,
речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических
процессов, как мышление, речь, память, внимание,
воображение. Чтение - это один из видов письменной речи,
являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь.
Формируется чтение на базе устной речи.
Уметь читать - это значит уметь:
•
соотнести
имеющиеся
представления
о
зрительном
образе
речевой
единицы
(слова,
словосочетания,
предложения) с увиденным (написанным) -
увидеть
;
•
соотнести зрительный образ речевой единицы с ее
слухоречедвигательным образом -
произнести
;
•
соотнести зрительный образ речевой единицы с его
значением -
понять
.
Определяют четыре этапа чтения в зависимости от механизма
процесса чтения:
1.Овладение звукобуквенными обозначениями.
2.Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения
является буква-слог и понимание отстает от произношения
(послоговое чтение).
3.Этап становления синтетических приемов чтения, при котором
единицей чтения является слово, а понимание приближается к
произношению.
4.Этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей
чтения является словосочетание, предложение или абзац, а
понимание опережает произношение.
Умения, необходимые для успешного
формирования процесса чтения:
•
Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем).
•
Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи).
•
Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв).
•
Сформированность пространственных представлений (лево - право, верх - низ, большой -
маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.).
•
Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв).
•
Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов;
правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов).
•
Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно,
быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкций
взрослого и т.п.)
•
Хорошо развитая мелкая и крупная моторика.
•
Сформированность умения общаться со сверстниками.
В группу риска детей с дислексией попадают
те школьники, у которых имеется:
•
нарушение фонематического слуха;
•
нарушение пространственного восприятия;
•
нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и
кинестетическими восприятиями и представлениями (движение,
положение в пространстве);
•
нарушения поведения и работоспособности;
•
плохое запоминание знаков;
•
плохая дифференциация звуков и букв;
•
плохое сливание звуков;
•
трудности осуществления звукового анализа слова.
Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно
сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим.
При дислексии одно и то же слово ребенок может прочитать и верно и неверно,
ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при
прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную
часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание
прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение).
Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники
чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребенок может довольно полно
пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного
характера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из
прочитанного.
Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит,
что не нужно работать над этим. Следует обратиться за помощью к нейропсихологу или
логопеду-дефектологу, четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный
результат обязательно придет.