Напоминание

"Нарушение чтения и письма"


Авторы: Концевая Татьяна Сергеевна, Татьяна Сергеевна Концевая
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №11"
Населённый пункт: Алтайский край,г.Рубцовск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Нарушение чтения и письма"
Раздел: начальное образование





Назад




НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И

ЧТЕНИЯ

КОНЦЕВАЯ Т.С.

Дисграфия

(от греческого «дис» - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; «графо» -

писать, изображать) - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие

и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова,

нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые

с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на

невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума

и т.п. В ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные вещи:

физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в

овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией.

И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то имеется и другое.

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных

мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо - сложнейший вид

деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга.

Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных

анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При

письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память,

внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:

1. Акустический (услышать и выделить звук).

2. Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить

последовательность звуков).

3. Зрительный (представление графического образа звука,

перевод звуковой структуры в графические знаки).

4. Удерживание в памяти графических символов и их

правильная пространственная организация.

5. Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и

пунктуационных правил.

Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и

исправлять.

При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую

фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.

Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его

программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является

обратным процессу чтения.

Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом

обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то

часть из них у ребенка несовершенны.

Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на

составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за

недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения

моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев,

неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной

ориентировки на листе бумаги, строчке.

Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте.

Дислексия

(от греческого «дис» - нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» - читать) - это

состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения.

Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко

сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения

специфических церебральных процессов («церебро» - головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной

базис навыка чтения.

Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого

буквенный код переводится в звуковой и осуществляется

понимание прочитанного материала. Психофизической основой

процесса чтения является взаимодействие работы зрительного,

речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических

процессов, как мышление, речь, память, внимание,

воображение. Чтение - это один из видов письменной речи,

являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь.

Формируется чтение на базе устной речи.

Уметь читать - это значит уметь:

соотнести

имеющиеся

представления

о

зрительном

образе

речевой

единицы

(слова,

словосочетания,

предложения) с увиденным (написанным) -

увидеть

;

соотнести зрительный образ речевой единицы с ее

слухоречедвигательным образом -

произнести

;

соотнести зрительный образ речевой единицы с его

значением -

понять

.

Определяют четыре этапа чтения в зависимости от механизма

процесса чтения:

1.Овладение звукобуквенными обозначениями.

2.Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения

является буква-слог и понимание отстает от произношения

(послоговое чтение).

3.Этап становления синтетических приемов чтения, при котором

единицей чтения является слово, а понимание приближается к

произношению.

4.Этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей

чтения является словосочетание, предложение или абзац, а

понимание опережает произношение.

Умения, необходимые для успешного

формирования процесса чтения:

Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем).

Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи).

Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв).

Сформированность пространственных представлений (лево - право, верх - низ, большой -

маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.).

Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв).

Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов;

правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов).

Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно,

быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкций

взрослого и т.п.)

Хорошо развитая мелкая и крупная моторика.

Сформированность умения общаться со сверстниками.

В группу риска детей с дислексией попадают

те школьники, у которых имеется:

нарушение фонематического слуха;

нарушение пространственного восприятия;

нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и

кинестетическими восприятиями и представлениями (движение,

положение в пространстве);

нарушения поведения и работоспособности;

плохое запоминание знаков;

плохая дифференциация звуков и букв;

плохое сливание звуков;

трудности осуществления звукового анализа слова.

Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно

сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим.

При дислексии одно и то же слово ребенок может прочитать и верно и неверно,

ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при

прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную

часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст. Понимание

прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение).

Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники

чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребенок может довольно полно

пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного

характера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из

прочитанного.

Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит,

что не нужно работать над этим. Следует обратиться за помощью к нейропсихологу или

логопеду-дефектологу, четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный

результат обязательно придет.



В раздел образования