Автор: Прядухин Денис Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "ИНЖЕНЕРНЫЙ ЛИЦЕЙ НГТУ"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: ИННОВАЦИИ В ОЦЕНКЕ ПРОГРЕССА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: среднее образование
ИННОВАЦИИ В ОЦЕНКЕ ПРОГРЕССА РАЗВИТИЯ
ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Прядухин Д.С.
Прядухин Денис Сергеевич – учитель первой категории по предмету
физическая культура МАОУ «ИНЖЕНЕРНЫЙ ЛИЦЕЙ НГТУ»
г.Новосибирск
Аннотация: в статье анализируются оценка общей выносливости в
общеобразовательном учреждении и предлагается альтернативный метод.
Ключевые слова: выносливость,тест, шокла подготовленность.
результат.
INNOVATIONS IN ASSESSING THE PROGRESS OF DEVELOPMENT
OF GENERAL ENDURANCE IN HIGH SCHOOL CHILDREN
Pryadukhin D.S.
Pryadukhin Denis Sergeevich - teacher of the first category in the subject
physical education MAOU "ENGINEERING LYCEUM NSTU" Novosibirsk
УДК 796
У
большинства
современных
школьников
наблюдается
гиподинамия-малая физическая активность. Дети всё чаще сидят за
компьютерами, учебниками, телевизорами, не уделяя должного
внимания
физкультуре,утрачивая,
при
этом,
работоспособность
многих физические качества, в том числе и выносливость.
Выносливость - это способность организма к продолжительной
мышечной
деятельности
и
выполнению
физической
работы
относительно длительное время без явных признаков утомления.
В современной школе для оценки общей выносливости используются
следующие контрольные нормативы (По В.И. Ляху):
Старшая школа: Тест-Купера:6-минутный бег, кросс 2 км.
Но
данные
тесты
оценивают
специальную(скоростную
выносливость), а не общую т.к.
1)Не учитываются процессы врабатывания организма,
2)Время и дистанция,отведённые для достоверности результатов
тестов малы, за это время нельзя объективно оценить общую
выносливость
3)В этих тестах преобладают смешанные энергетические источники
мышечной работы(высокий процент гликолиза в работе)
На наш взгляд тест для определения общей выносливости должен
контролироваться
функциональными
возможностями
сердечно-
сосудистой системы
Самым простым и доступным для измерения и контроля является
пульс(ЧСС)
Инновацией, на наш взгляд, может являться
данный тест,
способный наиболее объективно оценить степень развития общей
выносливости:
Учителем ФК делаются два контрольных теста(осенью и весной)
12-минутный модифицированный Тест-Купера (бег в сочетании с
ходьбой)
И после сдачи второго теста сравниваются результаты пройденного
расстояния у каждого ученика
Тест выполняется с учётом пульсового режима.
Тест должен приниматься при прочих равных условиях
а.Тест должен проводиться в совокупности с другими тестами,
которые оценивают другие двигательные качества.
Тест
должен
проводится
с
учётом
погодных
условий,
психологической подготовленности, мотивации)
Ссылаясь
на
труды
русского
физиолога
П.
Янсенаопределить
пульсовой режим можно следующим образом: взять усреднённый
показатель пульса, который с большой долей вероятности будет
находиться в аэробной зоне (пульс 160уд/мин. вполне подходит)
ипользуясь методом М. Карвонина(220-возраст ученика), по расчёту
максимального ЧСС, мы сможем рассчитать верхнюю границу
аэробной зоны, а значит и порог анаэробного обмена (ПАНО).
Для достоверности результатов тест сдаётся на 1-2удара пульса
ниже, чем уровень ПАНО.
Контролировать процесс бега до своего уровня ПАНО можно
следующим образом:
На каждого ребёнка надевается датчик мониторинга сердечного
ритма(пульсометры).В функциях выставляется нижняя и верхняя зона
аэробной работы.
Предлагаемый способ оценки контроля прогресса развития общей
выносливости,на наш взгляд, является более объективным.
Перспективу нашего исследования мы видим в поиске инноваций в
оценке
прогресса
развития
общей
выносливости
у
младших
школьников.
Список литературы:
1.
Янсен П.:ЧСС, лактат и тренировки на выносливость: Пер. с
англ. - Мурманск: Издательство "Тулома", 2006.