Напоминание

"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"


Автор: Кончева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 70»

(МАДОУ «Детский сад № 70»)

Методическая разработка по теме:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

через дидактические игры»

Воспитатель:

Кончева Светлана Александровна

город Нижний Новгород

2024 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность темы

2. Понятия «сенсорное воспитание»

3. Методы и приемы, их классификация

4. Система работы по формированию сенсорных представлений

5. Результаты работы. Выводы

ПРИЛОЖЕНИЕ

3

1. Актуальность темы

На сегодняшний день одной из главных задач педагога является создание

условий для проявления личностного потенциала ребенка.

Дидактическая игра выступает эффективным средством развития мышления,

речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об

окружающей жизни у ребенка.

Актуальность данной проблемы обусловлена социально-экономическими

переменами, происходящими в нашем обществе, которые оказывают влияние на

характер деятельности и стратегию развития отечественных образовательных

систем, формируют новые приоритетные цели, направленные на реализацию

личностно-ориентированного подхода.

Одной из основных трудностей в настоящее время считается создание условий

для дошкольного образования актуального полновесного физического,

психического и духовного развития ребенка, формирование его жизненных

компетенций. В связи с этим перед воспитателем стоит важная проблема - создание

условий в дошкольном образовании для самостоятельного развития ребенка,

проявления его личного потенциала. Одним из них является игра, а в частности –

дидактическая игра.

Дидактическая игра обладает большим, воспитательным и обучающим

потенциалом: она выступает как средство развития мышления, речи, воображения,

памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Помимо

всего этого, в игре ребенок развивается физически, приучается одолевать трудности.

У него воспитывается догадливость, находчивость, инициатива. Значительную роль

игра оказывает и в подготовке ребенка к школе: они развивают математические

представления, знакомят с разбором слова, готовят руку к письму. Теме игры и ее

воздействия на развитие малыша посвящены многие исследования.

Проблема игры давно привлекала для себя внимание профессионалов. Теорию

игры разрабатывали как зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Гросс) так и

российские специалисты по психологии и преподаватели (Б.Г. Ананьев, Л.С.

Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Ф.Фребель,

М.Монтессори, Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). Полагаясь на

результаты этих исследований, мы выделяем в виде особой трудности −

исследование дидактических игр, содействующих сенсорному развитию

дошкольников первой младшей группы. А именно, нас интересует вопрос: каковы

психолого-педагогические условия, средства и способы, благодаря которым

дидактическая игра разрешает сформировывать возможности настоящего

восприятия и познания, находящиеся вокруг реальности дошкольником.

Актуальность этой трудности обоснована социально-экономическими

изменениями, происходящими в нашем обществе, которые влияют на нрав работы и

стратегию становления российских образовательных систем, сформировывают

новые приоритетные цели, направленные на реализацию личностно-

ориентированного подхода. Сенсорное развитие имеет важное значение в решении

данной проблемы: полноценное восприятие нужно не только лишь для успешного

воспитания и обучения в целом, но и составляет основу формирования

индивидуальных способностей дошкольников. Решение данной проблемы мы

попытаемся рассмотреть на основе применения дидактической игры.

4

Цель: Определить влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей

детей раннего возраста.

Задачи:

1. Определить методы задач сенсорного развития детей раннего возраста.

2. Выявить значение и сущность дидактических игр и упражнений в сенсорном

развитии детей раннего возраста.

3. Охарактеризовать методы организации проведения дидактических игр и

упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста.

4. Проверить эффективность комплекса дидактических игр и упражнений в работе

по сенсорному развитию детей раннего возраста.

2. Понятие «сенсорное воспитание»

Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправленное

совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,

представлений)». Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на

занятиях. В условиях повседнев-ной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н.Н.

Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и

предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений

могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем».

Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытие незамеченных детьми

свойств окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать

превращения повседневной жизни в дидактический процесс.

Сенсорное воспитание ребенка - это воспитание его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.

Таким образом, сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей

точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

(цвет, форму, величину, расположение в пространстве), через дидактическую игру.

Дидактические игры станут эффективным средством сенсорного развития детей

первой младшей группы при соблюдении следующих условий:

- Подбор дидактических игр и упражнений с учетом возрастных, индивидуальных

особенностей детей раннего возраста.

- Целенаправленного и систематического участия детей в дидактических играх.

- Грамотная организация воспитателем восприятия и деятельности ребенка в ходе

дидактической игры.

Согласно методике организации и проведения дидактических игр в детском

саду Л.А. Венгера, организация дидактических игр должна осуществляться в трех

направлениях, а именно – в подготовке к проведению дидактической игры, ее

проведении и анализе.

Подготовка дидактической игры включает в себя:

- отбор игры, которая будет соответствовать задачам воспитания и обучения, а

именно: углублять и обобщать знания, развивать сенсорные способности,

активизировать высшие психические процессы, такие как память, внимание,

мышление, речь;

- проведение в соответствие выбранной игры с теми программным требованиям

воспитания и обучения детей, которые будут соответствовать определенной

возрастной группе;

5

- обозначение подходящего временного промежутка, подходящего проведению

дидактической игры;

- определение места проведения игры, чтобы дети могли играть, не причиняя

неудобства другим детям.

Возможно, это место можно выделить в групповой комнате;

выбор подходящего количества игроков. Это может быть как вся группа, так и

небольшие подгруппы;

- подбор дидактического материала, необходимого для выбранной игры. Это могут

быть игрушки, картинки или же природный материал;

- изучение игры самим воспитателем, чтобы он мог изучить и осмыслить весь ход

игры, определить свое место в игре и разработать методы руководства игрой;

- ознакомление детей знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает в себя:

- знакомство детей с содержанием, изучение дидактического материала, который

предполагается использовать в игре;

- разъяснение правил игры. При этом важно обращать внимание детей на четкое

выполнение правил, чтобы дети понимали, что предписано, что запрещено и

разрешено делать;

- демонстрация игровых действий, в процессе которых воспитатель учит детей

правильно выполнять действия;

- определение места воспитателя в процессе игры: кем он будет - игроком,

болельщиком или судьей;

- анализ итогов, который позволяет судить об эффективности игры.

Каждой возрастной группе соответствуют свои особенные факторы проведения

дидактических игр. Так, обучение детей раннего возраста дидактической игре

происходит в самой игре. По ходу ее воспитатель поясняет правила. По мере

усвоения содержания и правил воспитатель предоставляет возможность детям

играть самостоятельно, наблюдает за игрой и вмешивается лишь в случае

возникновения затруднений.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод,

что наиболее эффективная реализация сенсорного воспитания в раннем детстве

вообще и формирование сенсорных эталонов в частности возможна при условии

насыщения предметно-развивающей окружающей среды ребенка игровыми

средствами. Кроме того, использование дидактических игр способствует

сенсорному развитию детей раннего возраста.

3. Методы и приемы, их классификация

На основе изложенного материала в предыдущем разделе, нам необходимо

рассмотреть, какими методами и приемами можно воспользоваться при

формировании сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Но сначала о понятиях, что такое в педагогике «метод» и что такое «прием».

Метод – система последовательных способов взаимосвязанной деятельности,

направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

6

Методы делятся на группы (по Бабанскому Ю.Г.): МЕТОДЫ

Наглядные

Наблюдение (за

объектом, предметом,

действием);

Рассматривание

(картин, иллюстраций,

игрушек);

Демонстрация (показ),

например диафильма,

диапозитива, опыта;

Осмотр (помещения,

объекта, предмета);

Изобразительные

средства (т.е.

опосредованные)

Словесные

Рассказ (воспитателя,

ребенка);

Чтение художественных

произведений;

Беседа;

Заучивание (стихов,

правил);

Пересказ.

Практические

Игровой (дидактическая игра,

игра-драматизация, настольная

инсценировка, игра-занятие);

Элементарные опыты;

Моделирование;

Упражнение:

- подражательно –

исполнительские (действие и

последовательность действий),

- конструктивные (перенос

усвоенного на новое содержание),

- творческие (использование

усвоенных способов в новых

условиях).

Прием – часть метода (его конкретный элемент), в некоторых случаях может

выступать как метод (настолько связаны они друг с другом).

Чем разнообразнее и богаче приемы, тем успешнее решение более частной задачи. В

целом прием направлен на решение более частной задачи.

По обучающей роли приемы делятся на прямые (образец, вопрос, оценка,

обращение…) и косвенные (исправление, подсказка, реплика…). На одном занятии

обычно используется комплекс приемов, при этом учитывают их вариативность и

сочетаемость.

Приемы делятся на группы (по Бабанскому Ю.Г.):

ПРИЕМЫ

Наглядные

Показ образца, способа

действия (в

изобразительной

деятельности, трудовой

деятельности, при

обследовании

предмета, объекта и

пр.);

Красочность, новизна

атрибутики;

Наглядная подсказка.

Словесные

Пояснение, разъяснение;

Объяснение;

Словесная подсказка;

Указание;

Совет;

Педагогическая оценка;

Словесный (речевой)

образец;

Вопросы;

Повторить (разной силой

голоса);

Словесное упражнение;

Напоминание;

Замечание;

Реплика;

Интригующая интонация

голоса.

Практические Упражнение;

Практическая подсказка;

Поисковые обследовательские

действия;

Игровые (имитация голоса,

движений);

Игровые шутки;

Игровые действия с

предметом;

Разыгрывание фантов,

считалки;

Игровой персонаж;

Игровые формы оценки

(фишки, медали и пр.);

Соревнование;

Сюрпризный момент.

7

Использование разных методов и приемов зависит от возраста (чем младше

ребенок, тем больше практических и наглядных методов и приемов). Но и не

каждый прием подойдет в разных возрастных группах, например, если сюрпризный

момент можно использовать во всех возрастных группах, то элементы соревнования

– только в старшем дошкольном возрасте. При подборе методов и приемов также

необходимо учитывать этап обучения, его последовательность (даем знания,

знакомим, совершенствуем, закрепляем).

4. Методика обследования детей раннего возраста по сенсорному развитию.

При подборе игровых диагностических заданий для детей, я использовала

интернет-источник.

1. Игра: «Назови, какого цвета?»

Цель: определение знания четырех основных цветов (красный, желтый,

зеленый, синий).

Оборудование: четыре мяча одинакового размера разных цветов

(красный, желтый, зеленый, синий).

Педагог поочередно показывает ребенку игрушки и спрашивает: «Скажи, какого он

цвета?».

2. Игра: «Разложи фигуры»

Цель: определение умения подбирать плоские геометрические фигуры по образцу.

Оборудование: набор плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник),

листы с изображением этих фигур.

Педагог предлагает ребенку разложить фигуры, лежащие перед ним по своим

«домикам» (листы с изображением каждой фигуры), и назвать их.

3. Игра «Занимательный домик»

Цель: выявление ориентировки в конфигурации объемных геометрических фигур

(подбор к соответствующим по форме отверстиям).

Оборудование: домик с отверстиями и набор объемных геометрических фигур (шар,

кубик, кирпичик).

Педагог обращает внимание на коробку: «В домике живут разные фигурки, вот они

вышли погулять» (высыпает фигуры из коробки),предлагает вернуть их в домик и

назвать фигуру.

4. Игра «Найди домик»

Цель: выявление умений находить и называть большой и маленький предмет.

Оборудование: парные картинки с изображением одного предмета, но разные по

величине, 2 коробки: большая и маленькая.

Педагог предлагает разложить картинки по коробкам, при этом задаёт ребёнку

вопрос о величине предмета.

5. Игра: «Собираем шишки»

Цель: выявление умений различать и называть количество предметов.

Оборудование: две корзинки, шишки. Педагог берет одну шишку и кладет в одну

корзинку, предлагает ребенку собрать остальные шишки в другую корзинку, затем

спрашивает: «Сколько ты собрал шишек? А сколько шишек у меня?».

6. Игра: «Где мишка?»

Цель: выявление умений расположения объектов в пространстве относительно друг

другу.

Оборудование: плюшевый медведь, стул.

Педагог предлагает посадить мишку на стул, под стул, рядом со стулом.

8

7. Игра: «Кто там?»

Цель: определение и развитие речевого слуха. Оборудование: аудиозапись с

голосами животных, изображения всех животных, записанных на аудиозаписи

(кошка, собака, корова, утка, гусь, лошадь, петух).

Педагог предлагает угадать характерный звук, издаваемый каждым из

представленных животных, показать картинку с его изображением и назвать его.

Каждое выполненное ребенком задание оценивалась следующим образом:

3 балла - ребенок сотрудничает со взрослым, понимает задание и самостоятельно

находит способ его выполнения.

2 балла - ребенок сотрудничает со взрослым, понимает инструкцию к заданию, но

самостоятельно задание не выполняет или выполняет только с помощью взрослого.

1 балл - ребенок сотрудничает со взрослым, но не понимает цели и инструкции

задания, не может выполнить задание самостоятельно.

0 баллов - ребенок не сотрудничает со взрослым, не может выполнить задание

самостоятельно.

9

Система работы по формированию сенсорных представлений

Образовательная область: «Познавательное развитие» (Сентябрь)

Раздел

программы

Задачи

Формы работы с

детьми

Сенсорные эталоны

и познавательные

действия

Математическое

развитие

Знакомить

детей

с

обобщенными

способами

исследования

разных

объектов

окружающей

жизни. Продолжать работу

по

обогащению

непосредственного

чувственного опыта

детей

в

разных

видах

деятельности,

постепенно

включая

все

виды

восприятия.

Учить

формировать

группы

однородных

предметов;

различать

количество

предметов

(один-много).

Учить

различать

предметы

по

форме

и

называть

их.

Учить

двигаться

за

воспитателем

в

заданном

направлении.

Д/И «Божьи коровки» (авторская)

Д/И с пуговицами (авторская)

Рамки – вкладыши

Д/и «Овощной магазин» Н.Ф. Губанова «Развитие игровой

деятельности». стр.101

«Деревья бывают разные» И.С. Артюхова, В.Ю. Белькович

«Играем, дружим, растем» стр.9

Игра – поручение «Прокати большого мишку в большой

машине, а маленького мишку в маленькой машине»

Занятия:

1.Занятие (1) – С.10.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений». 2.Занятие (1) – С.10.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».

3.Занятие (2) – С.10-11.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».

4.Занятие (2) – С.10-11

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».

Д/и «Собираем мячи в корзину»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».С. 36.

Д/и «Найди пару»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».С. 36.

Игровое упражнение «Что катится, что не катится»»

10

Окружающий мир

Природа

Вызвать

интерес

детей

к

предметам

ближайшего

окружения:

игрушки,

посуда,

одежда,

обувь,

мебель,

транспортные

средства.

Создавать

условия

для

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».С. 11.

Д/и «Поможем зайчику найти его игрушки»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».С. 36.

Занятия:

1.Занятие «Наша группа» Л.А. Парамонова «Развивающие

занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.11-12).

2. Занятие «Кукла Маша обедает»

Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.35-

37).

Рассматривание картинок «Игрушки»

Беседа об игрушках

Игровое упражнение: «Кубик на кубик»М.Д.Маханева,

С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр.25

Игровое упражнение: «Собери грибочки»М.Д.Маханева,

С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр 25

Игровое упражнение: «Собери бусы»М.Д.Маханева,

С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр26

Д/и «Подбери одежду» Н.Ф. Губанова «Развитие игровой

деятельности».стр.96

Занятие 1. «Морковка от зайчика» С.20-21

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском

саду». Вторая группа раннего возраста.

Наблюдение за внешним видом птиц.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском

саду». Вторая группа раннего возраста.стр.36

Наблюдение за деревьями, их особенности строения.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском

саду». Вторая группа раннего возраста.стр.37

Наблюдение за солнцем.

Работа с календарем погоды

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском

11

формирования

интереса

детей

к

природе

и

природным

явлениям;

поощрять

любознательность

детей

при

ознакомлении

с

объектами

природы.

Обращать внимание детей

на

осенние

изменения

в

природе:

похолодало,

на

деревьях

пожелтели

и

опадают

листья.

Формировать

представления

о

том,

что

осенью

созревают

многие

овощи и фрукты.

саду». Вторая группа раннего возраста.стр.39

Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами

Д/И «Четыре сезона. Осень.

Игры-занятия на прогулке: 1.«Листопад» С.Н. Теплюк «Игры-

занятия на прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-4

лет.стр.73

2.«У цветочной клумбы» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на

прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.74

3. «Большая лейка» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с

малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.7

Образовательная область: «Познавательное развитие» (Октябрь)

Раздел

программы

Задачи

Формы работы с

детьми

Сенсорные

эталоны

и

познавательные

действия

Математическое

Помогать детям

обследовать

предметы, выделяя их

цвет, величину,

форму; побуждать

включать движения

рук по предмету в

процесс знакомства с

ним.

Продолжать

учить

формировать

группы

Д/И «Пирамидка с бабочками» (авторская)

«Кубики» И.С. Артюхова, В.Ю. Белькович «Играем, дружим,

растем» стр.9 Д/И «Шарики и

кубики» Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего

возраста 1-3 года» с. 94 Д/И «Собери

матрешку», «Логический куб» Д/И «Мышки»

(авторская) Д/И «Большие и

маленькие кубики» Е.А. Янушко«Сенсорное развитие детей

раннего возраста 1-3 года» с. 95

Занятия:

Занятие 1 – С.11-12.

12

развитие

однородных

предметов;

различать

количество предметов

(один-много).

Продолжать

учить

различать

предметы

по форме и называть

их.

Привлекать

внимание

детей

к

предметам

контрастных размеров

и

их

обозначению

в

речи.

И.А.

Помораева,

В.А.

Позина

«Формирование

элементарных

математических представлений».

Занятие 2 – С.12.

И.А.

Помораева,

В.А.

Позина

«Формирование

элементарных

математических представлений».

Занятие 3 – С.12-13.

И.А.

Помораева,

В.А.

Позина

«Формирование

элементарных

математических представлений».

Занятие 4 – С.13-14.

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».

Д/и «Сколько матрешек пришло в гости»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».С. 36.

Д/и «Кто найдет такой же»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».С. 36.

Игровое упражнение «Спрячь кубик, спрячь шарик» И.А.

Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений» стр.12.

Д/и «Что растет на огороде» Н.Ф. Губанова «Развитие игровой

деятельности».стр.97

Занятия:

1.Занятие «В гостях у бабушки Арины» Л.А. Парамонова

«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.76-78).

Игровое упражнение: «Хитрые матрешки»М.Д.Маханева,

С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр.26

Игровое упражнение: «Горка для шариков» М.Д. Маханева,

С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр.27

Игровое упражнение: «Где кукла Ляля?» М.Д. Маханева,

С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр.27

13

Окружающий

мир

Природа

Побуждать детей

называть цвет,

величину предметов,

материал, из которого

они сделаны;

сравнивать знакомые

предметы.

Знакомить детей с

доступными

явлениями природы;

помогать замечать

красоту природы в

разное время года.

Знакомить детей с

животными и

растениями

ближайшего

окружения. Обращать

внимание детей на

осенние изменения в

природе: похолодало,

на деревьях

пожелтели и опадают

листья. Формировать

представления о том,

что осенью созревают

Занятия:

1.Занятие «Грибок»Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с

детьми 2-3 лет»: (стр.49-50).

2. Занятие «Бабушка Арина в гостях у ребят»Л.А. Парамонова

«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.62-64).

Беседа «Город, в котором я живу – Нижний Новгород»

Рассматривание фотографий г. Н-Н, где любят гулять дети с родителями

Занятие 2. «Листопад, листопад, листья желтые летят»– С.21-23

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».

Вторая группа раннего возраста.

Наблюдение за рябиной.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».

Вторая группа раннего возраста.стр.38

Наблюдение за ветром.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».

Вторая группа раннего возраста.стр.39

Игры-занятия на прогулке: 1.«Где что растет» С.Н. Теплюк

«Игры-занятия на прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-

4 лет.стр.76

2.«Мы поможем!» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с

малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.77

3. «Что нам осень подарила?» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на

прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.78

Беседа «Осень в гости к нам пришла»

Рассказ воспитателя об осени

Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажамиРабота в уголке

14

многие овощи и

фрукты.

природы с календарем погодыД/И «Четыре сезона. Осень»

Чтение стихотворения:

«Осенью» А.Плещеев (С.Н.Теплюк «Игры – занятия на прогулке с

малышами» стр.147)

«Листопад» В.Мирович (С.Н.Теплюк «Игры – занятия на

прогулке с малышами» стр.147)

«Падают листья» М.Ивенсен (С.Н.Теплюк «Игры – занятия на

прогулке с малышами» стр.147)

Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ноябрь)

Раздел

программы

Задачи

Формы работы с

детьми

Сенсорные эталоны

и

познавательные

действия

Математическое

развитие

Стимулировать

любознательность.

Включать

детей

в

совместные

с

взрослыми

практические

познавательные

действия

экспериментального

характера.

Помогать

обследовать

предметы,

выделяя

их

цвет,

величину,

форму.

Продолжать

учить

Д/И «Поможем ежикам» (авторская)

Д/И «Цветные кубики» Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей

раннего возраста 1-3 года» с. 58

Д/И «Большая и маленькая птички» (авторская)

Чашечки – вкладыши

Д/И «Разные башни» Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей

раннего возраста 1-3 года» с. 93

Занятие 1

И.А.

Помораева,

В.А.

Позина

«Формирование элементарных

математических представлений». стр.14

Занятие 2

И.А.

Помораева,

В.А.

Позина

«Формирование элементарных

математических представлений». Стр.15

Занятие 3

И.А.

Помораева,

В.А.

Позина

«Формирование элементарных

15

формировать

группы однородных

предметов;

различать

количество

предметов

(один-

много). Продолжать

учить

различать

предметы по форме

и

называть

их.

Продолжать

накапливать у детей

опыт практического

освоения

окружающего

пространства.

математических представлений». Стр.15-16

Занятие 4

И.А.

Помораева,

В.А.

Позина

«Формирование элементарных

математических представлений». Стр.16-17

Д/и «Игра с листочками»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений». С.36.

Д/и «Покажи и назови»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».

С. 36.

Д/и «Прокати такой же шарик»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений»

С. 36.

Д/и «Мы едем, едем, едем»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».

С. 36.

Д/и «На нашем участке» Н.Ф. Губанова «Развитие игровой

деятельности».стр.97

Д/И «Чудесный мешочек»

Д/И «Геометрическое панно» (авторская)

«Покормим зайцев» И.С. Артюхова, В.Ю. Белькович «Играем,

дружим, растем» стр.10

1.Занятие «Комната для кукол» Л.А. Парамонова «Развивающие

занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.116-117).

Развивающая игра: «В воде и на воде» И.С. Артюхова, В.Ю.

Белькович «Играем, дружим, растем» стр.11

Игровое упражнение: «Чей цветочек поднимается выше» М.Д.

Маханева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3

лет». Стр.28

16

Окружающий мир

Природа

Вызвать интерес к

предметам

ближайшего

окружения(одежда,

обувь).

Способствовать

появлению в

словаре детей

обобщающих

понятий (одежда,

обувь)

Продолжать

побуждать детей

называть цвет,

величину

предметов,

материал, из

которого они

сделаны;

сравнивать

знакомые

предметы,

подбирать

предметы по

тождеству,

группировать их по

способу

использования.

Формировать

умение

Беседа: « Что оденем на улицу и почему» Наблюдение за

прохожими (во что они одеты)

Рассматривание картинок с одеждой и обувью

Занятие «Рыбка плавает в воде»– С.23-24

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».

Вторая группа раннего возраста.

Наблюдение за фруктами и овощами.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском

саду». Вторая группа раннего возраста.стр.38

Рассматривание картинок с фруктами и овощами

П/У «Разложи фрукты и овощи по корзиночкам»

Наблюдение за дождем.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском

саду». Вторая группа раннего возраста.стр.39

Наблюдение за водой.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском

саду». Вторая группа раннего возраста.стр.40

Наблюдение на прогулке за птицами Рассматривание

иллюстраций с птицами. Беседа «Птицы – наши

друзья» Чтение:«Птичка - птичка» Редактор О.

Стогний«Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома».

1-3года. Стр. 19 Жуковский В.А. «Птичка»

Редактор О. Стогний «Хрестоматия для чтения детям в детском

саду и дома». 1-3года. Стр.34

Черный С. «Воробей» Редактор О. Стогний «Хрестоматия для

чтения детям в детском саду и дома». 1-3года. стр. 80

Работа в уголке природы с календарем погоды

Игры-занятия на

прогулке: 1.«Ласковый щенок Тишка» С.Н. Теплюк «Игры-

17

устанавливать

простейшие

связи

между объектами и

явлениями

природного

мира,

воспитывать

бережное

отношение

к

окружающему миру

природы. Учить

различать

по

внешнему

виду

и

названию

привычные

для

данной

местности.

Обращать внимание

детей

на

осенние

изменения

в

природе:

похолодало,

на

деревьях пожелтели

и

опадают

листья.

Формировать

представления

о

том,

что

осенью

созревают

многие

овощи и фрукты.

занятия на прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-4

лет.стр.79

2.«Рыжая хозяйка» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с

малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.80

3. «Хмурая осень» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с

малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.81

4. «Автомобиль» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с

малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.83

Образовательная область: «Познавательное развитие» (Декабрь)

Раздел

программы

Задачи

Формы работы с

детьми

18

Сенсорные

эталоны и

познавательн

ые действия

Математичес

кое развитие

Обогащать

в

играх

с

дидактическим

материалом

сенсорный

опыт

детей,

развивать

аналитические

способности.

Продолжать

помогать

обследовать

предметы,

выделяя

их

цвет,

величину форму.

Продолжать

учить

детей

двигаться

за

воспитателем

в

заданном

направлении.

Продолжать

привлекать

внимание

детей к

предметам

контрастных

размеров

и

их

обозначению в речи.

Продолжать побуждать детей

называть цвет, величину

предметов, материал, из

которого они сделаны;

сравнивать знакомые

предметы, подбирать

предметы по тождеству,

группировать их по способу

использования. Раскрывать

разнообразные способы

использования

предметов.Учить узнавать в

натуре, на картинках, в

Д/и «Разные кружки для зайца и лисы» Н.Ф. Губанова «Развитие

игровой деятельности».стр.102

Игры с мозайкой

Д/И «Спрячь мышку» (авторская)

Д/И «Вкладыши»

Д/И «Пирамидка»

Д/И «Найди предмет» (авторская, с использованием сенсорной

юбки)

Д/И «Красивые бусы» (авторская)

Д/И «Геометрическое панно» (авторская)

Занятие 1

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений»С.17-18.

Занятие 2 .

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений» С.18-19

Занятие 3

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений» С.19.

Занятие 4

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений». С.19-20.

Д/и «Разноцветные мячи»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».

С. 36.

Д/и «Спрячь большой, спрячь маленький»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений». С.36.

Д/и «Что ты достал»

И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных

математических представлений».

19

Окружающий

мир

игрушках домашних

животных и их детенышей. С

помощью сказок, картинок,

игрушек знакомить с

некоторыми дикими

животными. Формировать

представления о зимних

природных явлениях: стало

холодно, идет снег.

Привлекать к участию в

зимних забавах.

С. 36.

Развивающая игра: «В воде и на воде» И.С. Артюхова, В.Ю.

Белькович «Играем, дружим, растем» стр.11

1.Занятие «Кукла Зоя ложится спать» Л.А. Парамонова

«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.143-145). Игровое

упражнение: «Кто в каком домике живет»М.Д. Маханева,

С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».

Стр.29Игровое упражнение: «Комната для кукол»М.Д.

Маханева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3

лет». Стр.29

Игровое упражнение: «Сложи картинку»М.Д.Маханева,

С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр.29

1.Занятие «У кормушки»– С.24-26

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском

саду». Вторая группа раннего возраста.

Наблюдение за птицами, их внешний вид.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском

саду». Вторая группа раннего возраста.стр.40

Наблюдение за березой.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском

саду». Вторая группа раннего возраста.стр.41

Наблюдение за водой, ее свойствами.

О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском

саду». Вторая группа раннего возраста.стр.42

Игры-занятия на прогулке: 1.«Зима холодная» С.Н.

Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами». Для занятий с

детьми 2-4 лет.стр.84

2.«Снегопад» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с

малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.85 3. «Птицы

20

Природа

зимой» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами».

Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.86

4. «Морозный солнечный денек» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на

прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.87

Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами

Работа в уголке природыД/И «Времена года. Зима»

Наблюдения: -вечернее небо

-красота зимней природы -за елью

-за снегом-зимнее утро

Рассматривать картинок с домашними и дикими животными и

их детенышами

Образовательная область «Познавательное развитие» (Январь)

Разделы

образовательной

программы

Задачи

Форма работы с детьми

Сенсорные

эталоны и

познавательные

действия

Включать детей в

совместные с взрослыми

практические

познавательные действия

экспериментального

характера.

Продолжать работу по

обогащению

непосредственного

чувственного опыта детей в

Д/И «Собери пирамидку» Д/И

«Вкладыши и пирамидки» Д/И

«Ёж» (авторская)Игровое занятие: «Что изменилось»

М.Д.Маханева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1-3

лет» стр.31

Д/И «Спрячь мышку» (авторская)

Д/И «Укрась матрешку» (авторская)

Д/И «Красивые бусы» (авторская)

21

Математическое

развитие

Окружающий

мир

Природа

разных видах деятельности,

постепенно включая все

виды восприятия

Продолжать формировать

умение различать количество

предметов (один – много)

Продолжать привлекать

внимание детей к предметам

контрастных размеров и их

обозначению в речи

(большой – маленький)

Продолжать формировать

умение различать предметы

по форме и называть их

Формировать умение

двигаться за воспитателем в

определённом направлении

Способствовать реализации

потребности ребенка в

овладении действиями с

предметами. Упражнять в

установлении сходства и

различия между предметами,

имеющие одинаковое

название

Побуждать детей сравнивать

знакомые предметы.

Знакомить детей с

доступными явлениями

природы (снегопад, метель).

Помогать детям замечать

1. Занятие 1 (И.А.Позина, В.А.Помараева «ФЭМП» стр.20 - 21)

2. Занятие 2 ( -//- стр.21 - 22)

3. Занятие 3 (-//- стр.22)

Игровая ситуация: «Игра с матрешками» И.А.Помараева,

В.А.Позина «ФЭМП» стр.19 Игровая ситуация: «Играем со

снежными комочками» ( --//-- стр.21)

Игровая ситуация: «Мы плывем на лодке» ( --//-- стр.33-34)

1. «Кукла Катя собирается на прогулку»

(Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми2 – 3 лет»

стр.170 - 172)

Д/И: «Большой – маленький» (пазлы)

Игровое упражнение «Круглое не круглое» М.Д.Маханева,

С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1-3 лет» стр.35-36

Наблюдение: «Кто во что одет»

1.Снеговик и ёлочка (О.А.Соломенникова «Ознакомление с

природой в Д/С» стр.26 – 27)

Рассматривание картинок с зимними пейзажами.

Рассматривание демонстрационных картинок «Времена года.

Зима» Рассматривание обучающих карточек «Времена года»

(природные явления) Д/И

:«Собери картину» (времена года) (авторская) Рассказ

воспитателя: «Почему снег блестит», «Зима», «Приметы зимы»

Чтение потешки: «Уж ты, зимушка – зима…» С.Н.Теплюк

«Игры- занятия на прогулке с малышами» стр.148

Чтение стихотворения: М.Познанской «Снег идет» Работа с

календарем погоды Наблюдение:

- за снегом -за ветром

-за снегопадом -

за солнцем -

зимнее утро - за

снежинками - за

погодой - за

елью - за

деревьями Лепка снеговика на участке

22

красоту природы в зимнее

время года

Привлекать к участию в

зимних забавах

Катание на санках

Катание с горки Игры в снежки

Образовательная область «Познавательное развитие» (Февраль)

Разделы

образовательной

программы

Задачи

Формы работы с детьми

Сенсорные

эталоны и

познавательные

действия

Математическое

развитие

Окружающий

мир

Продолжать помогать

обследовать предметы,

выделяя их цвет, величину,

форму. Побуждать включать

движение рук по предмету в

процессе знакомства с

ним.Обогащать в играх с

дидактическим материалом

сенсорный опыт детей.

Проводить Д/И на развитие

мелкой моторики.

Продолжать формировать

умение различать количество

предметов

Продолжать привлекать

внимание детей к предметам

контрастных размеров и их

обозначению в речи

Формировать умение

различать предметы по

форме и различать их

Продолжать накапливать у

детей опыт практического

освоения окружающего

Д/И «Найди предмет» (авторская, с использованием

сенсорной юбки)

Д/И «Собираем цветные пирамидки» Е.А. Янушко

«Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года» с. 61

Д/И «С пуговицами» (авторская) Игры – шнуровки

Д/И «Укрась матрешку» (авторская)

Д/И «Разные башни» Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей

раннего возраста 1-3 года» с. 93Д/И «Разноцветная

пирамидка»Д/И «Вкладыши и пирамидки»

Занятие1. (И.А.Памораева, В.А.Позина «Формирование

элементарных математических представлений» стр.23)

Занятие2. (------/------- стр.24)

Занятие3. (------/------- стр.25)

Занятие4. (------/------- стр.25)

Д/И «Покажи один, покажи много» (авторская)

Пазлы «Большой – маленький»

Д/И «спрячь мышку» (авторская)

Игровое занятие: «Целое и часть»

М.Д.Маханева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от

1-3 лет» стр.34-35

Игровая ситуация: «Путешествие на поезде» И.А.Помараева,

В.А.Позина «ФЭМП» стр.32-33

23

Природа

пространства.

Продолжать вызывать

интерес детей к предметам

ближайшего окружения

(мебель)

Способствовать появлению в

словаре детей обобщающих

понятий (мебель)

Продолжать знакомить детей

с доступными явлениями

природы.

Формировать умение

взаимодействовать с

природой (одеваться по

погоде) Продолжать

формировать представления

о зимних природных

явлениях

Рассматривание картинок «Мебель»

Рассказ воспитателя о мебели

Игровое занятие: «Комната для кукол»

М.Д.Маханева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от

1-3 лет» стр.29

1.

Занятие «Котенок Пушок» (О.А.Соломенникова

«Ознакомление с природой» в Д/С» стр.27)

Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами

Работа в уголке природы с календарем погоды

Д/И «Четыре сезона. Зима»

Наблюдение : «Кто во что одет», «Люди в зимней одежде»

Наблюдения: - за снегом- за ветром

-за небом

- за красотой зимней природы- за погодой- за снежинками

Беседа «Какой бывает снег»

Чтение потешки: «Много снега привалило» С.Н.Теплюк

«Игры- занятия на прогулке с малышами» стр.148

Чтение стихотворения: И.Токмакова «Как на горке – снег,

снег…»( стр.148)

З.Рождественская «Звездочка малютка»(стр.149)

Образовательная область «Познавательное развитие» (Март)

Раздел

образовательной

программы

Задачи

Формы работы с детьми

Сенсорные

эталоны и

познавательные

Продолжать работу по

обогащению

непосредственного

Д/И: «Собери пирамидку», «Чашечки- вкладыши»

Д/И «Заштопай одежду» (авторская)

Д/И «Чудесный мешочек»

24

действия

Математическое

развитие

Окружающий

мир

чувственного опыта детей в

разных видах деятельности.

Обогащать в играх с

дидактическим материалом

сенсорный опыт детей.

Развивать аналитические

способности.

Продолжать формировать

умение различать количество

предметов (один-много).

Продолжать привлекать

внимание детей к предметам

контрастных размеров и их

обозначению в речи

(большой дом-маленький

домик и т.д.).

Формировать умение

различать предметы по

форме и называть их.

Продолжать накапливать у

детей опыт практического

освоения окружающего

пространства (помещение

группы и участка д/с).

Побуждать двигаться за вос-

лем в определенном

направлении.

Д/И «Разноцветная пирамидка»

Д/И «Кто найдет такой же» (авторская)

Игра «Долгий – короткий» (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой

деятельности» с. 115-116)

1.Занятие 1 (И. А. Позина, В. А. Помораева «Формирование

элементарных математических представлений» с. 26-27)

2.Занятие 2 ( - / / - с. 27-28)

3.Занятие 3 ( - / / - с. 28-29)

4. Занятие 4 ( - / / - с. 29-30)

Игра «Строим дом» (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой

деятельности» с. 101-102)

Игр. ситуация «Игра с матрешками» (И.А. Помораева, В.А.

Позина «Формирование элементарных математических

представлений» с. 19)

Проговаривание величины в процессе игровой деятельности

(Саша везет большую машинку, а Миша- маленькую и т.д.)

Игр. ситуация «Строим башенки» (И.А. Помораева, В.А.

Позина «Формирование элементарных математических

представлений» с. 16)

Познавательная деятельность по обследованию предметов,

выделяя характерные признаки

Д/И «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету»

(Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» с. 108-109)

Игры с матрешками, чашечками- вкладышами, пирамидками

Игры со строительным материалом

Игры детей в кукольном уголке

Занятие:«Петушок и его семейка» (О. А. Соломенникова

«Ознакомление с природой в д/с» с. 29-31)

Рассматривание картины «Курочка и цыплята»

Рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами

Работа в уголке природы с календарем погоды

Чтение: К. Чуковский «Курица» («Хрестоматия для чтения

25

Природа

Способствовать реализации

потребности ребенка в

овладении действиями с

предметами.

Упражнять в установлении

сходства и различия между

предметами, имеющими

одинаковое название

(красный мяч- синий мяч;

большой кубик- маленький

кубик и т.д.).

Помогать детям замечать

красоту природы в разное

время года.

Формировать умение

взаимодействовать с

природой (одеваться по

погоде).

Побуждать узнавать на

картинках домашних

животных и их детенышей

(петушок, курочка, цыплята)

и называть их.

Формировать представления

об весенних изменениях в

природе: потеплело, тает

снег, появились лужи,

набухли почки.

детям в детском саду и дома. 1-3года» с. 85), Е. Чарушин «На

нашем дворе» - «Курочка» («Хрестоматия для чтения детям в

детском саду и дома. 1-3года» с. 95), потешка «Петушок»

(«Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 1-

3года» с. 18)Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»

Беседы: «Пришла весна», «Снег теперь совсем не тот»

Чтение: М. Клокова «Зима прошла» («Хрестоматия для

чтения детям в детском саду и дома. 1-3года» с. 66),А.

Плещеев «Сельская песня» («Хрестоматия для чтения детям в

детском саду и дома. 1-3года» с. 74)

Наблюдения: - за погодой

- за приметами ранней весны - небо

весной - грачи

прилетели

- за ручейками - за солнцем

- за изменениями в природе

Образовательная область «Познавательное развитие» (Апрель)

26

Раздел

образовательной

программы

Задачи

Формы работы с детьми

(тема, индивидуальная работа)

Сенсорные

эталоны и

познавательные

действия

Математическое

развитие

Окружающий мир

Природа

Продолжать помогать

обследовать предметы, выделяя

их цвет, форму, величину.

Стимулировать

любознательность.

Продолжать обогащать в играх с

дидактическим материалом

сенсорный опыт детей.

Продолжать различать

количество предметов

Продолжать привлекать

внимание детей к предметам

контрастных размеров и их

обозначению в речи

Продолжать формировать

умение различать предметы по

форме и называть их

Расширять опыт ориентировки в

частях собственного тела

(голова, руки, ноги и т.д.)

Продолжать раскрывать

разнообразные способы

использования предметов.

Способствовать появлению в

словаре детей обобщающих

понятий (игрушки, посуда,

одежда и т.д.)

Помогать детям замечать

красоту природы весной.

Знакомить детей с доступными

явлениями природы.

Знакомить детей с основами

Д/И«Собери матрешку»

Д/И «Вкладыши «Бабочки»

Д/И «Мозаика»

Д/И «Найди свое место»

Игра – поручение «Покажи платок»

Д/И «Пирамидка с бабочками» (авторская)

Занятия:

И.А.Помараева, В.А.Позина «Формирование

элементарных математических представлений»

1.

Занятие 1. Стр.30-31.

2.

Занятие 2. Стр.31-32.

3.

Занятие 3. Стр32-33.

4.

Занятие 4. Стр.33-34.

Игровая ситуация: «Играем с мячами»

И.А.Помараева, В.А.Позина «ФЭМП» стр.22

Игровая ситуация: «Строим башенки» (--//-- стр.16-17)

Д/И «Вкладыши «Бабочки»Д/И «Красивые бусы»

(авторская)Д/И «Логический куб»

Беседа «Игрушки, в которые мы играем», «Для чего

нам нужен тот или иной предмет».

Рассматривание иллюстраций с предметами

окружающими нас

Занятие:

О.А.Соломенникова «Ознакомление с миром

природы в Д/С» Стр.31

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»

Рассматривание картин «С весенними пейзажами»

Рассматривание иллюстраций «С перелётными

птицами», «с насекомыми»

Беседы: «Мы встречаем весну», «Мы не боимся

жучков и не обижаем их», «Приметы весны», «На

27

взаимодействия с природой

(рассматривать растения, птиц и

насекомых не нанося им вред;

одеваться по погоде)

Сезонные наблюдения

(«Весна»)

Формировать представления о

весенних изменениях в природе:

потеплело , растаил снег,

появились лужи, травка,

насекомые, набухли почки.

нашем участке выросла травка»

Наблюдение на прогулке:

- за насекомыми

- как одеты люди

Д

/И :«Собери картину» (времена

года) (авторская)Чтение стихотворения: В.Данько

«Первые листочки» С.Н.Теплюк «Игры- занятия на

прогулке с малышами» стр.153Чтение

стихотворения: «М.Пиудунен «Весна» ( --//-- стр.153)

Работа с календарем погоды.

Наблюдения:

-дождь;

-лужи;

-солнце;

-птицы;

-ветер;

-насекомые;

-почки на деревьях;

-первые листочки

-за березой

Образовательная область «Познавательное развитие» (Май)

Раздел

образовательной

программы

Задачи

Формы работы с детьми

28

Сенсорные

эталоны и

познавательные

действия

Математическое

развитие

Окружающий мир

Продолжать работу по

обогащению непосредственного

чувственного опыта детей в

разных видах деятельности.

Включать детей в совместные

со взрослыми практические

познавательные действия

экспериментального характера.

Развивать аналитические

способности (умение

сравнивать, соотносить,

группировать однородные

предметы по одному из

сенсорных признаков: цвет,

форма, величина).

Продолжать привлекать детей к

формированию групп

однородных предметов.

Продолжать привлекать

внимание детей к предметам

контрастных размеров и их

обозначению в речи (большой –

поменьше – маленький).

Продолжать формировать

умение различать предметы по

форме и называть их.

Продолжать расширять опыт

ориентировки в частях

собственного тела (голова,

руки, ноги и т.д.).

Способствовать реализации

Д/И «Чудесный мешочек» (авторская)

Игры с природным материалом (шишки, камни)

Д/И: «Пирамидка с бабочками» (авторская)

Д/И «Три медведя» (авторская)

Д/И «Геометрическое панно»

(авторская)

Д/И «Цветное лото» (авторская)

Д/И «По порядку становись» (Е.А. Янушко

«Сенсорное развитие детей раннего возраста» с.190

Д/И «Разноцветные подружки» (авторская)

Игры с вкладышами разной формы

1.Занятие 1 (И. А. Позина, В. А. Помораева «ФЭМП»

с. 34)

2.Занятие 2 ( - / / - с. 35)

Игр. ситуация «Собираем листочки в вазу» (И.А.

Помораева, В.А. Позина «ФЭМП» с. 20)

Игр. ситуация «Играем с флажками» (И.А.

Помораева, В.А. Позина «ФЭМП» с. 20-21)

Д/И: «Бабочки» (вкладыши), «Собери пирамидку»,

«Большой и маленький» (авторская)

Д/И «Найди пару» (И.А. Помораева, В.А. Позина

«ФЭМП» с. 26)

Развивающая игра «В воде и на воде» (И.С.

Атрюхова, В.Ю. Белькович «Играем, дружим,

растем» с.11) Рассматривание и обследование

предметов, которые окружают нас

1.

Занятие:«Там и тут, там и тут одуванчики

цветут…» (О. А. Соломенникова

«Ознакомление с природой в д/с» с. 33)

Рассматривание иллюстраций: «Насекомые»,

«Птицы» Беседы: «Первые одуванчики», «Жуки в

29

Природа

потребности ребенка в

овладении действиями с

предметами. Побуждать детей

называть свойства предметов:

большой, маленький, мягкий,

пушистый и др.

Продолжать знакомить детей с

доступными явлениями

природы. Вместе с детьми

наблюдать за птицами и

насекомыми на участке.

Продолжать формировать

представления об весенних

изменениях в природе: тепло,

ярко светит солнце, появилась

травка, распустились листочки

на деревьях

траве», «Нарядная клумба» Чтение и разучивание

стихотворения Е. Серовой «Одуванчик» (О.А.

Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с» с.

33) Потешки- песенки: «Солнышко-

ведрышко»(«Хрестоматия для чтения детям в детском

саду и дома. 1 – 3 года» с. 50), «Божья коровка» (О.А.

Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с» с.

43

Чтение: Н. Д. Калинина «Про жука» («Хрестоматия

для чтения детям в детском саду и дома. 1 – 3 года» с.

91), В.А. Жуковский «Птичка» («Хрестоматия для

чтения детям в детском саду и дома. 1 – 3 года» с. 34)

Наблюдения бабочками

Рассматривание иллюстраций о природных явлениях

весной

Чтение: В. И. Ладыжец «Веснянка» («Хрестоматия

для чтения детям в детском саду и дома. 1 – 3 года» с.

70)

5.

Выводы

Результативность реализации сенсорного воспитания детей раннего возраста обеспечивается применением адекватных

возрастным особенностям и режимом полного дня пребывания в ДОУ форм организации сенсорного воспитания, к числу

которых относятся занятия, ориентированные на закрепление действий детей с дидактическими материалами и

формирование у них умений организовывать собственные действия самостоятельно.

30

Приложение№1

Игра «Геометрическое панно»

Цель: закреплять знание геометрических фигур, рассматривать готовую картинку,

разбирать с детьми, из каких фигур она состоит.

Игра «Заштопай одежду»

Цель игры: формировать умение детей находить геометрические фигуры

определенного размера, цвета и вставлять их в соответствующее отверстие.

Задачи: учить и расширять представление детей о геометрических фигурах.

Развивать мелкую моторику пальцев, закреплять знание основных цветов, развивать

внимание, воображение, мышление, расширять словарный запас. Воспитывать

бережное отношение к игрушкам, эмоциональную отзывчивость, умение радоваться

достигнутому результату, воспитывать усидчивость.

Описание игры: воспитатель показывает детям куколку и обращает их внимание на

то, что у нее дырявая одежда. Затем вос-ль показывает детям геометрические

фигуры – заплатки и предлагает помочь куколке заштопать одежду. Куколка

благодарит их.

31

32

Игра «Красивые бусы»

Цели и задачи: учить и расширять представление детей о геометрических фигурах.

Развивать мелкую моторику пальцев, закреплять знание основных цветов, развивать

внимание, воображение.

Описание игры: на листе картона нарисована линия («нитка»). Воспитатель

предлагает ребенку собрать бусы.

33

Игра «Спрячь мышку»

Цели и задачи: знакомить детей с основными цветами и геометрическими формами

(круг, квадрат, треугольник). Упражнять в подборе аналогичного цвета и формы.

Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику.

Описание игры: вос-ль говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь

мышку». Вот у меня мышкины домики, видите, в окошки выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку от кошки, надо закрыть окошко. Ребенок должен соотнести

предложенные геометрические фигуры с формой «норки» каждого домика и

положить их на соответствующий домик, тем самым «спрятать мышку».

Игра «На что похоже?»

Цели и задачи: учить различать предметы по форме, различать и называть

некоторые геометрические фигуры(круг, квадрат, треугольник). Формировать

умение подбирать предметы по форме. Развивать зрительное восприятие, память,

воображение, речь.

Описание игры: вос-ль показывает ребенку геометрическую фигуру, спрашивает:

«Какая это фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру».

34

Игра «Кто найдет такой же?»

Цели и задачи: учить различать предметы по форме и величине.Формировать

умение подбирать предметы поцвету, величине. Развивать зрительное восприятие,

память, воображение, речь.

Описание игры: учить детей находить парные предметы, учить детей узнавать и

называть предметы, активизировать словарь детей («одинаковые»). Развивать

память, внимание, мышление.

35

Игра «Укрась матрешку»

Цели: развитие навыка у детей подбирать определенные формы предмета и цвета по

показу воспитателя.

Задачи: развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый,

синий, зеленый) и форму предметов (круг, квадрат, треугольник). Развивать умение

группировать предметы по цвету и форме. Развивать моторику рук через действия с

предметами.

Описание игры:

Детям предлагаются 4 матрешки с геометрическими рисунками – схемами,

геометрические формы. Ребенок берет матрешку и методом наложения выкладывает

геометрические фигуры по контуру.

36

Игра «Составь картинку»

Цель: закреплять знание геометрических фигур, рассматривать готовую картинку,

разбирать с детьми, из каких фигур она состоит.

37

Игра «Веселый клоун»

Цель: закреплять знание основных цветов, развивать мелкую моторику рук.

38

Игра «Поможем ежикам»

Цель: закреплять знание основных цветов, упражнять в использовании

прищепок,развивать мелкую моторику рук.

39

Игра «Мышки»

Цель: закреплять знание основных цветов, величину, развивать мелкую моторику

рук

40

Игра «Ежик»

Цель: закреплять знание основных цветов, учить различать количество предметов

(красное яблоко – одно, зеленых – много), развивать мелкую моторику рук.

41

Игра «Пирамидка с бабочками»

42

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, закреплять основные цвета, развивать

мелкую моторику рук.

43



В раздел образования