Автор: Кончева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
Раздел: дошкольное образование
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 70»
(МАДОУ «Детский сад № 70»)
Методическая разработка по теме:
«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
через дидактические игры»
Воспитатель:
Кончева Светлана Александровна
город Нижний Новгород
2024 год
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность темы
2. Понятия «сенсорное воспитание»
3. Методы и приемы, их классификация
4. Система работы по формированию сенсорных представлений
5. Результаты работы. Выводы
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
1. Актуальность темы
На сегодняшний день одной из главных задач педагога является создание
условий для проявления личностного потенциала ребенка.
Дидактическая игра выступает эффективным средством развития мышления,
речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об
окружающей жизни у ребенка.
Актуальность данной проблемы обусловлена социально-экономическими
переменами, происходящими в нашем обществе, которые оказывают влияние на
характер деятельности и стратегию развития отечественных образовательных
систем, формируют новые приоритетные цели, направленные на реализацию
личностно-ориентированного подхода.
Одной из основных трудностей в настоящее время считается создание условий
для дошкольного образования актуального полновесного физического,
психического и духовного развития ребенка, формирование его жизненных
компетенций. В связи с этим перед воспитателем стоит важная проблема - создание
условий в дошкольном образовании для самостоятельного развития ребенка,
проявления его личного потенциала. Одним из них является игра, а в частности –
дидактическая игра.
Дидактическая игра обладает большим, воспитательным и обучающим
потенциалом: она выступает как средство развития мышления, речи, воображения,
памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Помимо
всего этого, в игре ребенок развивается физически, приучается одолевать трудности.
У него воспитывается догадливость, находчивость, инициатива. Значительную роль
игра оказывает и в подготовке ребенка к школе: они развивают математические
представления, знакомят с разбором слова, готовят руку к письму. Теме игры и ее
воздействия на развитие малыша посвящены многие исследования.
Проблема игры давно привлекала для себя внимание профессионалов. Теорию
игры разрабатывали как зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Гросс) так и
российские специалисты по психологии и преподаватели (Б.Г. Ананьев, Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Ф.Фребель,
М.Монтессори, Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). Полагаясь на
результаты этих исследований, мы выделяем в виде особой трудности −
исследование дидактических игр, содействующих сенсорному развитию
дошкольников первой младшей группы. А именно, нас интересует вопрос: каковы
психолого-педагогические условия, средства и способы, благодаря которым
дидактическая игра разрешает сформировывать возможности настоящего
восприятия и познания, находящиеся вокруг реальности дошкольником.
Актуальность этой трудности обоснована социально-экономическими
изменениями, происходящими в нашем обществе, которые влияют на нрав работы и
стратегию становления российских образовательных систем, сформировывают
новые приоритетные цели, направленные на реализацию личностно-
ориентированного подхода. Сенсорное развитие имеет важное значение в решении
данной проблемы: полноценное восприятие нужно не только лишь для успешного
воспитания и обучения в целом, но и составляет основу формирования
индивидуальных способностей дошкольников. Решение данной проблемы мы
попытаемся рассмотреть на основе применения дидактической игры.
4
Цель: Определить влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей
детей раннего возраста.
Задачи:
1. Определить методы задач сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Выявить значение и сущность дидактических игр и упражнений в сенсорном
развитии детей раннего возраста.
3. Охарактеризовать методы организации проведения дидактических игр и
упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста.
4. Проверить эффективность комплекса дидактических игр и упражнений в работе
по сенсорному развитию детей раннего возраста.
2. Понятие «сенсорное воспитание»
Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправленное
совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,
представлений)». Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на
занятиях. В условиях повседнев-ной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н.Н.
Поддъякова, «происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и
предметов окружающего мира. При этом некоторые свойства и стороны явлений
могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем».
Задачей педагогов, в данном случае, является раскрытие незамеченных детьми
свойств окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать
превращения повседневной жизни в дидактический процесс.
Сенсорное воспитание ребенка - это воспитание его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Таким образом, сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей
точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения
(цвет, форму, величину, расположение в пространстве), через дидактическую игру.
Дидактические игры станут эффективным средством сенсорного развития детей
первой младшей группы при соблюдении следующих условий:
- Подбор дидактических игр и упражнений с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей раннего возраста.
- Целенаправленного и систематического участия детей в дидактических играх.
- Грамотная организация воспитателем восприятия и деятельности ребенка в ходе
дидактической игры.
Согласно методике организации и проведения дидактических игр в детском
саду Л.А. Венгера, организация дидактических игр должна осуществляться в трех
направлениях, а именно – в подготовке к проведению дидактической игры, ее
проведении и анализе.
Подготовка дидактической игры включает в себя:
- отбор игры, которая будет соответствовать задачам воспитания и обучения, а
именно: углублять и обобщать знания, развивать сенсорные способности,
активизировать высшие психические процессы, такие как память, внимание,
мышление, речь;
- проведение в соответствие выбранной игры с теми программным требованиям
воспитания и обучения детей, которые будут соответствовать определенной
возрастной группе;
5
- обозначение подходящего временного промежутка, подходящего проведению
дидактической игры;
- определение места проведения игры, чтобы дети могли играть, не причиняя
неудобства другим детям.
Возможно, это место можно выделить в групповой комнате;
выбор подходящего количества игроков. Это может быть как вся группа, так и
небольшие подгруппы;
- подбор дидактического материала, необходимого для выбранной игры. Это могут
быть игрушки, картинки или же природный материал;
- изучение игры самим воспитателем, чтобы он мог изучить и осмыслить весь ход
игры, определить свое место в игре и разработать методы руководства игрой;
- ознакомление детей знаниями, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает в себя:
- знакомство детей с содержанием, изучение дидактического материала, который
предполагается использовать в игре;
- разъяснение правил игры. При этом важно обращать внимание детей на четкое
выполнение правил, чтобы дети понимали, что предписано, что запрещено и
разрешено делать;
- демонстрация игровых действий, в процессе которых воспитатель учит детей
правильно выполнять действия;
- определение места воспитателя в процессе игры: кем он будет - игроком,
болельщиком или судьей;
- анализ итогов, который позволяет судить об эффективности игры.
Каждой возрастной группе соответствуют свои особенные факторы проведения
дидактических игр. Так, обучение детей раннего возраста дидактической игре
происходит в самой игре. По ходу ее воспитатель поясняет правила. По мере
усвоения содержания и правил воспитатель предоставляет возможность детям
играть самостоятельно, наблюдает за игрой и вмешивается лишь в случае
возникновения затруднений.
Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод,
что наиболее эффективная реализация сенсорного воспитания в раннем детстве
вообще и формирование сенсорных эталонов в частности возможна при условии
насыщения предметно-развивающей окружающей среды ребенка игровыми
средствами. Кроме того, использование дидактических игр способствует
сенсорному развитию детей раннего возраста.
3. Методы и приемы, их классификация
На основе изложенного материала в предыдущем разделе, нам необходимо
рассмотреть, какими методами и приемами можно воспользоваться при
формировании сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Но сначала о понятиях, что такое в педагогике «метод» и что такое «прием».
Метод – система последовательных способов взаимосвязанной деятельности,
направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
6
Методы делятся на группы (по Бабанскому Ю.Г.): МЕТОДЫ
Наглядные
Наблюдение (за
объектом, предметом,
действием);
Рассматривание
(картин, иллюстраций,
игрушек);
Демонстрация (показ),
например диафильма,
диапозитива, опыта;
Осмотр (помещения,
объекта, предмета);
Изобразительные
средства (т.е.
опосредованные)
Словесные
Рассказ (воспитателя,
ребенка);
Чтение художественных
произведений;
Беседа;
Заучивание (стихов,
правил);
Пересказ.
Практические
Игровой (дидактическая игра,
игра-драматизация, настольная
инсценировка, игра-занятие);
Элементарные опыты;
Моделирование;
Упражнение:
- подражательно –
исполнительские (действие и
последовательность действий),
- конструктивные (перенос
усвоенного на новое содержание),
- творческие (использование
усвоенных способов в новых
условиях).
Прием – часть метода (его конкретный элемент), в некоторых случаях может
выступать как метод (настолько связаны они друг с другом).
Чем разнообразнее и богаче приемы, тем успешнее решение более частной задачи. В
целом прием направлен на решение более частной задачи.
По обучающей роли приемы делятся на прямые (образец, вопрос, оценка,
обращение…) и косвенные (исправление, подсказка, реплика…). На одном занятии
обычно используется комплекс приемов, при этом учитывают их вариативность и
сочетаемость.
Приемы делятся на группы (по Бабанскому Ю.Г.):
ПРИЕМЫ
Наглядные
Показ образца, способа
действия (в
изобразительной
деятельности, трудовой
деятельности, при
обследовании
предмета, объекта и
пр.);
Красочность, новизна
атрибутики;
Наглядная подсказка.
Словесные
Пояснение, разъяснение;
Объяснение;
Словесная подсказка;
Указание;
Совет;
Педагогическая оценка;
Словесный (речевой)
образец;
Вопросы;
Повторить (разной силой
голоса);
Словесное упражнение;
Напоминание;
Замечание;
Реплика;
Интригующая интонация
голоса.
Практические Упражнение;
Практическая подсказка;
Поисковые обследовательские
действия;
Игровые (имитация голоса,
движений);
Игровые шутки;
Игровые действия с
предметом;
Разыгрывание фантов,
считалки;
Игровой персонаж;
Игровые формы оценки
(фишки, медали и пр.);
Соревнование;
Сюрпризный момент.
7
Использование разных методов и приемов зависит от возраста (чем младше
ребенок, тем больше практических и наглядных методов и приемов). Но и не
каждый прием подойдет в разных возрастных группах, например, если сюрпризный
момент можно использовать во всех возрастных группах, то элементы соревнования
– только в старшем дошкольном возрасте. При подборе методов и приемов также
необходимо учитывать этап обучения, его последовательность (даем знания,
знакомим, совершенствуем, закрепляем).
4. Методика обследования детей раннего возраста по сенсорному развитию.
При подборе игровых диагностических заданий для детей, я использовала
интернет-источник.
1. Игра: «Назови, какого цвета?»
Цель: определение знания четырех основных цветов (красный, желтый,
зеленый, синий).
Оборудование: четыре мяча одинакового размера разных цветов
(красный, желтый, зеленый, синий).
Педагог поочередно показывает ребенку игрушки и спрашивает: «Скажи, какого он
цвета?».
2. Игра: «Разложи фигуры»
Цель: определение умения подбирать плоские геометрические фигуры по образцу.
Оборудование: набор плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник),
листы с изображением этих фигур.
Педагог предлагает ребенку разложить фигуры, лежащие перед ним по своим
«домикам» (листы с изображением каждой фигуры), и назвать их.
3. Игра «Занимательный домик»
Цель: выявление ориентировки в конфигурации объемных геометрических фигур
(подбор к соответствующим по форме отверстиям).
Оборудование: домик с отверстиями и набор объемных геометрических фигур (шар,
кубик, кирпичик).
Педагог обращает внимание на коробку: «В домике живут разные фигурки, вот они
вышли погулять» (высыпает фигуры из коробки),предлагает вернуть их в домик и
назвать фигуру.
4. Игра «Найди домик»
Цель: выявление умений находить и называть большой и маленький предмет.
Оборудование: парные картинки с изображением одного предмета, но разные по
величине, 2 коробки: большая и маленькая.
Педагог предлагает разложить картинки по коробкам, при этом задаёт ребёнку
вопрос о величине предмета.
5. Игра: «Собираем шишки»
Цель: выявление умений различать и называть количество предметов.
Оборудование: две корзинки, шишки. Педагог берет одну шишку и кладет в одну
корзинку, предлагает ребенку собрать остальные шишки в другую корзинку, затем
спрашивает: «Сколько ты собрал шишек? А сколько шишек у меня?».
6. Игра: «Где мишка?»
Цель: выявление умений расположения объектов в пространстве относительно друг
другу.
Оборудование: плюшевый медведь, стул.
Педагог предлагает посадить мишку на стул, под стул, рядом со стулом.
8
7. Игра: «Кто там?»
Цель: определение и развитие речевого слуха. Оборудование: аудиозапись с
голосами животных, изображения всех животных, записанных на аудиозаписи
(кошка, собака, корова, утка, гусь, лошадь, петух).
Педагог предлагает угадать характерный звук, издаваемый каждым из
представленных животных, показать картинку с его изображением и назвать его.
Каждое выполненное ребенком задание оценивалась следующим образом:
3 балла - ребенок сотрудничает со взрослым, понимает задание и самостоятельно
находит способ его выполнения.
2 балла - ребенок сотрудничает со взрослым, понимает инструкцию к заданию, но
самостоятельно задание не выполняет или выполняет только с помощью взрослого.
1 балл - ребенок сотрудничает со взрослым, но не понимает цели и инструкции
задания, не может выполнить задание самостоятельно.
0 баллов - ребенок не сотрудничает со взрослым, не может выполнить задание
самостоятельно.
9
Система работы по формированию сенсорных представлений
Образовательная область: «Познавательное развитие» (Сентябрь)
Раздел
программы
Задачи
Формы работы с
детьми
Сенсорные эталоны
и познавательные
действия
Математическое
развитие
Знакомить
детей
с
обобщенными
способами
исследования
разных
объектов
окружающей
жизни. Продолжать работу
по
обогащению
непосредственного
чувственного опыта
детей
в
разных
видах
деятельности,
постепенно
включая
все
виды
восприятия.
Учить
формировать
группы
однородных
предметов;
различать
количество
предметов
(один-много).
Учить
различать
предметы
по
форме
и
называть
их.
Учить
двигаться
за
воспитателем
в
заданном
направлении.
Д/И «Божьи коровки» (авторская)
Д/И с пуговицами (авторская)
Рамки – вкладыши
Д/и «Овощной магазин» Н.Ф. Губанова «Развитие игровой
деятельности». стр.101
«Деревья бывают разные» И.С. Артюхова, В.Ю. Белькович
«Играем, дружим, растем» стр.9
Игра – поручение «Прокати большого мишку в большой
машине, а маленького мишку в маленькой машине»
Занятия:
1.Занятие (1) – С.10.
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений». 2.Занятие (1) – С.10.
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».
3.Занятие (2) – С.10-11.
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».
4.Занятие (2) – С.10-11
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».
Д/и «Собираем мячи в корзину»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».С. 36.
Д/и «Найди пару»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».С. 36.
Игровое упражнение «Что катится, что не катится»»
10
Окружающий мир
Природа
Вызвать
интерес
детей
к
предметам
ближайшего
окружения:
игрушки,
посуда,
одежда,
обувь,
мебель,
транспортные
средства.
Создавать
условия
для
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».С. 11.
Д/и «Поможем зайчику найти его игрушки»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».С. 36.
Занятия:
1.Занятие «Наша группа» Л.А. Парамонова «Развивающие
занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.11-12).
2. Занятие «Кукла Маша обедает»
Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.35-
37).
Рассматривание картинок «Игрушки»
Беседа об игрушках
Игровое упражнение: «Кубик на кубик»М.Д.Маханева,
С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр.25
Игровое упражнение: «Собери грибочки»М.Д.Маханева,
С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр 25
Игровое упражнение: «Собери бусы»М.Д.Маханева,
С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр26
Д/и «Подбери одежду» Н.Ф. Губанова «Развитие игровой
деятельности».стр.96
Занятие 1. «Морковка от зайчика» С.20-21
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском
саду». Вторая группа раннего возраста.
Наблюдение за внешним видом птиц.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском
саду». Вторая группа раннего возраста.стр.36
Наблюдение за деревьями, их особенности строения.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском
саду». Вторая группа раннего возраста.стр.37
Наблюдение за солнцем.
Работа с календарем погоды
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском
11
формирования
интереса
детей
к
природе
и
природным
явлениям;
поощрять
любознательность
детей
при
ознакомлении
с
объектами
природы.
Обращать внимание детей
на
осенние
изменения
в
природе:
похолодало,
на
деревьях
пожелтели
и
опадают
листья.
Формировать
представления
о
том,
что
осенью
созревают
многие
овощи и фрукты.
саду». Вторая группа раннего возраста.стр.39
Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами
Д/И «Четыре сезона. Осень.
Игры-занятия на прогулке: 1.«Листопад» С.Н. Теплюк «Игры-
занятия на прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-4
лет.стр.73
2.«У цветочной клумбы» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на
прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.74
3. «Большая лейка» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с
малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.7
Образовательная область: «Познавательное развитие» (Октябрь)
Раздел
программы
Задачи
Формы работы с
детьми
Сенсорные
эталоны
и
познавательные
действия
Математическое
Помогать детям
обследовать
предметы, выделяя их
цвет, величину,
форму; побуждать
включать движения
рук по предмету в
процесс знакомства с
ним.
Продолжать
учить
формировать
группы
Д/И «Пирамидка с бабочками» (авторская)
«Кубики» И.С. Артюхова, В.Ю. Белькович «Играем, дружим,
растем» стр.9 Д/И «Шарики и
кубики» Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего
возраста 1-3 года» с. 94 Д/И «Собери
матрешку», «Логический куб» Д/И «Мышки»
(авторская) Д/И «Большие и
маленькие кубики» Е.А. Янушко«Сенсорное развитие детей
раннего возраста 1-3 года» с. 95
Занятия:
Занятие 1 – С.11-12.
12
развитие
однородных
предметов;
различать
количество предметов
(один-много).
Продолжать
учить
различать
предметы
по форме и называть
их.
Привлекать
внимание
детей
к
предметам
контрастных размеров
и
их
обозначению
в
речи.
И.А.
Помораева,
В.А.
Позина
«Формирование
элементарных
математических представлений».
Занятие 2 – С.12.
И.А.
Помораева,
В.А.
Позина
«Формирование
элементарных
математических представлений».
Занятие 3 – С.12-13.
И.А.
Помораева,
В.А.
Позина
«Формирование
элементарных
математических представлений».
Занятие 4 – С.13-14.
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».
Д/и «Сколько матрешек пришло в гости»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».С. 36.
Д/и «Кто найдет такой же»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».С. 36.
Игровое упражнение «Спрячь кубик, спрячь шарик» И.А.
Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений» стр.12.
Д/и «Что растет на огороде» Н.Ф. Губанова «Развитие игровой
деятельности».стр.97
Занятия:
1.Занятие «В гостях у бабушки Арины» Л.А. Парамонова
«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.76-78).
Игровое упражнение: «Хитрые матрешки»М.Д.Маханева,
С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр.26
Игровое упражнение: «Горка для шариков» М.Д. Маханева,
С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр.27
Игровое упражнение: «Где кукла Ляля?» М.Д. Маханева,
С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр.27
13
Окружающий
мир
Природа
Побуждать детей
называть цвет,
величину предметов,
материал, из которого
они сделаны;
сравнивать знакомые
предметы.
Знакомить детей с
доступными
явлениями природы;
помогать замечать
красоту природы в
разное время года.
Знакомить детей с
животными и
растениями
ближайшего
окружения. Обращать
внимание детей на
осенние изменения в
природе: похолодало,
на деревьях
пожелтели и опадают
листья. Формировать
представления о том,
что осенью созревают
Занятия:
1.Занятие «Грибок»Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с
детьми 2-3 лет»: (стр.49-50).
2. Занятие «Бабушка Арина в гостях у ребят»Л.А. Парамонова
«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.62-64).
Беседа «Город, в котором я живу – Нижний Новгород»
Рассматривание фотографий г. Н-Н, где любят гулять дети с родителями
Занятие 2. «Листопад, листопад, листья желтые летят»– С.21-23
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
Вторая группа раннего возраста.
Наблюдение за рябиной.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
Вторая группа раннего возраста.стр.38
Наблюдение за ветром.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
Вторая группа раннего возраста.стр.39
Игры-занятия на прогулке: 1.«Где что растет» С.Н. Теплюк
«Игры-занятия на прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-
4 лет.стр.76
2.«Мы поможем!» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с
малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.77
3. «Что нам осень подарила?» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на
прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.78
Беседа «Осень в гости к нам пришла»
Рассказ воспитателя об осени
Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажамиРабота в уголке
14
многие овощи и
фрукты.
природы с календарем погодыД/И «Четыре сезона. Осень»
Чтение стихотворения:
«Осенью» А.Плещеев (С.Н.Теплюк «Игры – занятия на прогулке с
малышами» стр.147)
«Листопад» В.Мирович (С.Н.Теплюк «Игры – занятия на
прогулке с малышами» стр.147)
«Падают листья» М.Ивенсен (С.Н.Теплюк «Игры – занятия на
прогулке с малышами» стр.147)
Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ноябрь)
Раздел
программы
Задачи
Формы работы с
детьми
Сенсорные эталоны
и
познавательные
действия
Математическое
развитие
Стимулировать
любознательность.
Включать
детей
в
совместные
с
взрослыми
практические
познавательные
действия
экспериментального
характера.
Помогать
обследовать
предметы,
выделяя
их
цвет,
величину,
форму.
Продолжать
учить
Д/И «Поможем ежикам» (авторская)
Д/И «Цветные кубики» Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей
раннего возраста 1-3 года» с. 58
Д/И «Большая и маленькая птички» (авторская)
Чашечки – вкладыши
Д/И «Разные башни» Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей
раннего возраста 1-3 года» с. 93
Занятие 1
И.А.
Помораева,
В.А.
Позина
«Формирование элементарных
математических представлений». стр.14
Занятие 2
И.А.
Помораева,
В.А.
Позина
«Формирование элементарных
математических представлений». Стр.15
Занятие 3
И.А.
Помораева,
В.А.
Позина
«Формирование элементарных
15
формировать
группы однородных
предметов;
различать
количество
предметов
(один-
много). Продолжать
учить
различать
предметы по форме
и
называть
их.
Продолжать
накапливать у детей
опыт практического
освоения
окружающего
пространства.
математических представлений». Стр.15-16
Занятие 4
И.А.
Помораева,
В.А.
Позина
«Формирование элементарных
математических представлений». Стр.16-17
Д/и «Игра с листочками»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений». С.36.
Д/и «Покажи и назови»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».
С. 36.
Д/и «Прокати такой же шарик»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений»
С. 36.
Д/и «Мы едем, едем, едем»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».
С. 36.
Д/и «На нашем участке» Н.Ф. Губанова «Развитие игровой
деятельности».стр.97
Д/И «Чудесный мешочек»
Д/И «Геометрическое панно» (авторская)
«Покормим зайцев» И.С. Артюхова, В.Ю. Белькович «Играем,
дружим, растем» стр.10
1.Занятие «Комната для кукол» Л.А. Парамонова «Развивающие
занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.116-117).
Развивающая игра: «В воде и на воде» И.С. Артюхова, В.Ю.
Белькович «Играем, дружим, растем» стр.11
Игровое упражнение: «Чей цветочек поднимается выше» М.Д.
Маханева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3
лет». Стр.28
16
Окружающий мир
Природа
Вызвать интерес к
предметам
ближайшего
окружения(одежда,
обувь).
Способствовать
появлению в
словаре детей
обобщающих
понятий (одежда,
обувь)
Продолжать
побуждать детей
называть цвет,
величину
предметов,
материал, из
которого они
сделаны;
сравнивать
знакомые
предметы,
подбирать
предметы по
тождеству,
группировать их по
способу
использования.
Формировать
умение
Беседа: « Что оденем на улицу и почему» Наблюдение за
прохожими (во что они одеты)
Рассматривание картинок с одеждой и обувью
Занятие «Рыбка плавает в воде»– С.23-24
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».
Вторая группа раннего возраста.
Наблюдение за фруктами и овощами.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском
саду». Вторая группа раннего возраста.стр.38
Рассматривание картинок с фруктами и овощами
П/У «Разложи фрукты и овощи по корзиночкам»
Наблюдение за дождем.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском
саду». Вторая группа раннего возраста.стр.39
Наблюдение за водой.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском
саду». Вторая группа раннего возраста.стр.40
Наблюдение на прогулке за птицами Рассматривание
иллюстраций с птицами. Беседа «Птицы – наши
друзья» Чтение:«Птичка - птичка» Редактор О.
Стогний«Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома».
1-3года. Стр. 19 Жуковский В.А. «Птичка»
Редактор О. Стогний «Хрестоматия для чтения детям в детском
саду и дома». 1-3года. Стр.34
Черный С. «Воробей» Редактор О. Стогний «Хрестоматия для
чтения детям в детском саду и дома». 1-3года. стр. 80
Работа в уголке природы с календарем погоды
Игры-занятия на
прогулке: 1.«Ласковый щенок Тишка» С.Н. Теплюк «Игры-
17
устанавливать
простейшие
связи
между объектами и
явлениями
природного
мира,
воспитывать
бережное
отношение
к
окружающему миру
природы. Учить
различать
по
внешнему
виду
и
названию
привычные
для
данной
местности.
Обращать внимание
детей
на
осенние
изменения
в
природе:
похолодало,
на
деревьях пожелтели
и
опадают
листья.
Формировать
представления
о
том,
что
осенью
созревают
многие
овощи и фрукты.
занятия на прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-4
лет.стр.79
2.«Рыжая хозяйка» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с
малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.80
3. «Хмурая осень» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с
малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.81
4. «Автомобиль» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с
малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.83
Образовательная область: «Познавательное развитие» (Декабрь)
Раздел
программы
Задачи
Формы работы с
детьми
18
Сенсорные
эталоны и
познавательн
ые действия
Математичес
кое развитие
Обогащать
в
играх
с
дидактическим
материалом
сенсорный
опыт
детей,
развивать
аналитические
способности.
Продолжать
помогать
обследовать
предметы,
выделяя
их
цвет,
величину форму.
Продолжать
учить
детей
двигаться
за
воспитателем
в
заданном
направлении.
Продолжать
привлекать
внимание
детей к
предметам
контрастных
размеров
и
их
обозначению в речи.
Продолжать побуждать детей
называть цвет, величину
предметов, материал, из
которого они сделаны;
сравнивать знакомые
предметы, подбирать
предметы по тождеству,
группировать их по способу
использования. Раскрывать
разнообразные способы
использования
предметов.Учить узнавать в
натуре, на картинках, в
Д/и «Разные кружки для зайца и лисы» Н.Ф. Губанова «Развитие
игровой деятельности».стр.102
Игры с мозайкой
Д/И «Спрячь мышку» (авторская)
Д/И «Вкладыши»
Д/И «Пирамидка»
Д/И «Найди предмет» (авторская, с использованием сенсорной
юбки)
Д/И «Красивые бусы» (авторская)
Д/И «Геометрическое панно» (авторская)
Занятие 1
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений»С.17-18.
Занятие 2 .
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений» С.18-19
Занятие 3
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений» С.19.
Занятие 4
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений». С.19-20.
Д/и «Разноцветные мячи»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».
С. 36.
Д/и «Спрячь большой, спрячь маленький»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений». С.36.
Д/и «Что ты достал»
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных
математических представлений».
19
Окружающий
мир
игрушках домашних
животных и их детенышей. С
помощью сказок, картинок,
игрушек знакомить с
некоторыми дикими
животными. Формировать
представления о зимних
природных явлениях: стало
холодно, идет снег.
Привлекать к участию в
зимних забавах.
С. 36.
Развивающая игра: «В воде и на воде» И.С. Артюхова, В.Ю.
Белькович «Играем, дружим, растем» стр.11
1.Занятие «Кукла Зоя ложится спать» Л.А. Парамонова
«Развивающие занятия с детьми 2-3 лет»: (стр.143-145). Игровое
упражнение: «Кто в каком домике живет»М.Д. Маханева,
С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
Стр.29Игровое упражнение: «Комната для кукол»М.Д.
Маханева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3
лет». Стр.29
Игровое упражнение: «Сложи картинку»М.Д.Маханева,
С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Стр.29
1.Занятие «У кормушки»– С.24-26
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском
саду». Вторая группа раннего возраста.
Наблюдение за птицами, их внешний вид.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском
саду». Вторая группа раннего возраста.стр.40
Наблюдение за березой.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском
саду». Вторая группа раннего возраста.стр.41
Наблюдение за водой, ее свойствами.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском
саду». Вторая группа раннего возраста.стр.42
Игры-занятия на прогулке: 1.«Зима холодная» С.Н.
Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами». Для занятий с
детьми 2-4 лет.стр.84
2.«Снегопад» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с
малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.85 3. «Птицы
20
Природа
зимой» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами».
Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.86
4. «Морозный солнечный денек» С.Н. Теплюк «Игры-занятия на
прогулке с малышами». Для занятий с детьми 2-4 лет.стр.87
Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами
Работа в уголке природыД/И «Времена года. Зима»
Наблюдения: -вечернее небо
-красота зимней природы -за елью
-за снегом-зимнее утро
Рассматривать картинок с домашними и дикими животными и
их детенышами
Образовательная область «Познавательное развитие» (Январь)
Разделы
образовательной
программы
Задачи
Форма работы с детьми
Сенсорные
эталоны и
познавательные
действия
Включать детей в
совместные с взрослыми
практические
познавательные действия
экспериментального
характера.
Продолжать работу по
обогащению
непосредственного
чувственного опыта детей в
Д/И «Собери пирамидку» Д/И
«Вкладыши и пирамидки» Д/И
«Ёж» (авторская)Игровое занятие: «Что изменилось»
М.Д.Маханева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1-3
лет» стр.31
Д/И «Спрячь мышку» (авторская)
Д/И «Укрась матрешку» (авторская)
Д/И «Красивые бусы» (авторская)
21
Математическое
развитие
Окружающий
мир
Природа
разных видах деятельности,
постепенно включая все
виды восприятия
Продолжать формировать
умение различать количество
предметов (один – много)
Продолжать привлекать
внимание детей к предметам
контрастных размеров и их
обозначению в речи
(большой – маленький)
Продолжать формировать
умение различать предметы
по форме и называть их
Формировать умение
двигаться за воспитателем в
определённом направлении
Способствовать реализации
потребности ребенка в
овладении действиями с
предметами. Упражнять в
установлении сходства и
различия между предметами,
имеющие одинаковое
название
Побуждать детей сравнивать
знакомые предметы.
Знакомить детей с
доступными явлениями
природы (снегопад, метель).
Помогать детям замечать
1. Занятие 1 (И.А.Позина, В.А.Помараева «ФЭМП» стр.20 - 21)
2. Занятие 2 ( -//- стр.21 - 22)
3. Занятие 3 (-//- стр.22)
Игровая ситуация: «Игра с матрешками» И.А.Помараева,
В.А.Позина «ФЭМП» стр.19 Игровая ситуация: «Играем со
снежными комочками» ( --//-- стр.21)
Игровая ситуация: «Мы плывем на лодке» ( --//-- стр.33-34)
1. «Кукла Катя собирается на прогулку»
(Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми2 – 3 лет»
стр.170 - 172)
Д/И: «Большой – маленький» (пазлы)
Игровое упражнение «Круглое не круглое» М.Д.Маханева,
С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1-3 лет» стр.35-36
Наблюдение: «Кто во что одет»
1.Снеговик и ёлочка (О.А.Соломенникова «Ознакомление с
природой в Д/С» стр.26 – 27)
Рассматривание картинок с зимними пейзажами.
Рассматривание демонстрационных картинок «Времена года.
Зима» Рассматривание обучающих карточек «Времена года»
(природные явления) Д/И
:«Собери картину» (времена года) (авторская) Рассказ
воспитателя: «Почему снег блестит», «Зима», «Приметы зимы»
Чтение потешки: «Уж ты, зимушка – зима…» С.Н.Теплюк
«Игры- занятия на прогулке с малышами» стр.148
Чтение стихотворения: М.Познанской «Снег идет» Работа с
календарем погоды Наблюдение:
- за снегом -за ветром
-за снегопадом -
за солнцем -
зимнее утро - за
снежинками - за
погодой - за
елью - за
деревьями Лепка снеговика на участке
22
красоту природы в зимнее
время года
Привлекать к участию в
зимних забавах
Катание на санках
Катание с горки Игры в снежки
Образовательная область «Познавательное развитие» (Февраль)
Разделы
образовательной
программы
Задачи
Формы работы с детьми
Сенсорные
эталоны и
познавательные
действия
Математическое
развитие
Окружающий
мир
Продолжать помогать
обследовать предметы,
выделяя их цвет, величину,
форму. Побуждать включать
движение рук по предмету в
процессе знакомства с
ним.Обогащать в играх с
дидактическим материалом
сенсорный опыт детей.
Проводить Д/И на развитие
мелкой моторики.
Продолжать формировать
умение различать количество
предметов
Продолжать привлекать
внимание детей к предметам
контрастных размеров и их
обозначению в речи
Формировать умение
различать предметы по
форме и различать их
Продолжать накапливать у
детей опыт практического
освоения окружающего
Д/И «Найди предмет» (авторская, с использованием
сенсорной юбки)
Д/И «Собираем цветные пирамидки» Е.А. Янушко
«Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года» с. 61
Д/И «С пуговицами» (авторская) Игры – шнуровки
Д/И «Укрась матрешку» (авторская)
Д/И «Разные башни» Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей
раннего возраста 1-3 года» с. 93Д/И «Разноцветная
пирамидка»Д/И «Вкладыши и пирамидки»
Занятие1. (И.А.Памораева, В.А.Позина «Формирование
элементарных математических представлений» стр.23)
Занятие2. (------/------- стр.24)
Занятие3. (------/------- стр.25)
Занятие4. (------/------- стр.25)
Д/И «Покажи один, покажи много» (авторская)
Пазлы «Большой – маленький»
Д/И «спрячь мышку» (авторская)
Игровое занятие: «Целое и часть»
М.Д.Маханева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от
1-3 лет» стр.34-35
Игровая ситуация: «Путешествие на поезде» И.А.Помараева,
В.А.Позина «ФЭМП» стр.32-33
23
Природа
пространства.
Продолжать вызывать
интерес детей к предметам
ближайшего окружения
(мебель)
Способствовать появлению в
словаре детей обобщающих
понятий (мебель)
Продолжать знакомить детей
с доступными явлениями
природы.
Формировать умение
взаимодействовать с
природой (одеваться по
погоде) Продолжать
формировать представления
о зимних природных
явлениях
Рассматривание картинок «Мебель»
Рассказ воспитателя о мебели
Игровое занятие: «Комната для кукол»
М.Д.Маханева, С.В.Рещикова «Игровые занятия с детьми от
1-3 лет» стр.29
1.
Занятие «Котенок Пушок» (О.А.Соломенникова
«Ознакомление с природой» в Д/С» стр.27)
Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами
Работа в уголке природы с календарем погоды
Д/И «Четыре сезона. Зима»
Наблюдение : «Кто во что одет», «Люди в зимней одежде»
Наблюдения: - за снегом- за ветром
-за небом
- за красотой зимней природы- за погодой- за снежинками
Беседа «Какой бывает снег»
Чтение потешки: «Много снега привалило» С.Н.Теплюк
«Игры- занятия на прогулке с малышами» стр.148
Чтение стихотворения: И.Токмакова «Как на горке – снег,
снег…»( стр.148)
З.Рождественская «Звездочка малютка»(стр.149)
Образовательная область «Познавательное развитие» (Март)
Раздел
образовательной
программы
Задачи
Формы работы с детьми
Сенсорные
эталоны и
познавательные
Продолжать работу по
обогащению
непосредственного
Д/И: «Собери пирамидку», «Чашечки- вкладыши»
Д/И «Заштопай одежду» (авторская)
Д/И «Чудесный мешочек»
24
действия
Математическое
развитие
Окружающий
мир
чувственного опыта детей в
разных видах деятельности.
Обогащать в играх с
дидактическим материалом
сенсорный опыт детей.
Развивать аналитические
способности.
Продолжать формировать
умение различать количество
предметов (один-много).
Продолжать привлекать
внимание детей к предметам
контрастных размеров и их
обозначению в речи
(большой дом-маленький
домик и т.д.).
Формировать умение
различать предметы по
форме и называть их.
Продолжать накапливать у
детей опыт практического
освоения окружающего
пространства (помещение
группы и участка д/с).
Побуждать двигаться за вос-
лем в определенном
направлении.
Д/И «Разноцветная пирамидка»
Д/И «Кто найдет такой же» (авторская)
Игра «Долгий – короткий» (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой
деятельности» с. 115-116)
1.Занятие 1 (И. А. Позина, В. А. Помораева «Формирование
элементарных математических представлений» с. 26-27)
2.Занятие 2 ( - / / - с. 27-28)
3.Занятие 3 ( - / / - с. 28-29)
4. Занятие 4 ( - / / - с. 29-30)
Игра «Строим дом» (Н.Ф. Губанова «Развитие игровой
деятельности» с. 101-102)
Игр. ситуация «Игра с матрешками» (И.А. Помораева, В.А.
Позина «Формирование элементарных математических
представлений» с. 19)
Проговаривание величины в процессе игровой деятельности
(Саша везет большую машинку, а Миша- маленькую и т.д.)
Игр. ситуация «Строим башенки» (И.А. Помораева, В.А.
Позина «Формирование элементарных математических
представлений» с. 16)
Познавательная деятельность по обследованию предметов,
выделяя характерные признаки
Д/И «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету»
(Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» с. 108-109)
Игры с матрешками, чашечками- вкладышами, пирамидками
Игры со строительным материалом
Игры детей в кукольном уголке
Занятие:«Петушок и его семейка» (О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в д/с» с. 29-31)
Рассматривание картины «Курочка и цыплята»
Рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами
Работа в уголке природы с календарем погоды
Чтение: К. Чуковский «Курица» («Хрестоматия для чтения
25
Природа
Способствовать реализации
потребности ребенка в
овладении действиями с
предметами.
Упражнять в установлении
сходства и различия между
предметами, имеющими
одинаковое название
(красный мяч- синий мяч;
большой кубик- маленький
кубик и т.д.).
Помогать детям замечать
красоту природы в разное
время года.
Формировать умение
взаимодействовать с
природой (одеваться по
погоде).
Побуждать узнавать на
картинках домашних
животных и их детенышей
(петушок, курочка, цыплята)
и называть их.
Формировать представления
об весенних изменениях в
природе: потеплело, тает
снег, появились лужи,
набухли почки.
детям в детском саду и дома. 1-3года» с. 85), Е. Чарушин «На
нашем дворе» - «Курочка» («Хрестоматия для чтения детям в
детском саду и дома. 1-3года» с. 95), потешка «Петушок»
(«Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 1-
3года» с. 18)Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»
Беседы: «Пришла весна», «Снег теперь совсем не тот»
Чтение: М. Клокова «Зима прошла» («Хрестоматия для
чтения детям в детском саду и дома. 1-3года» с. 66),А.
Плещеев «Сельская песня» («Хрестоматия для чтения детям в
детском саду и дома. 1-3года» с. 74)
Наблюдения: - за погодой
- за приметами ранней весны - небо
весной - грачи
прилетели
- за ручейками - за солнцем
- за изменениями в природе
Образовательная область «Познавательное развитие» (Апрель)
26
Раздел
образовательной
программы
Задачи
Формы работы с детьми
(тема, индивидуальная работа)
Сенсорные
эталоны и
познавательные
действия
Математическое
развитие
Окружающий мир
Природа
Продолжать помогать
обследовать предметы, выделяя
их цвет, форму, величину.
Стимулировать
любознательность.
Продолжать обогащать в играх с
дидактическим материалом
сенсорный опыт детей.
Продолжать различать
количество предметов
Продолжать привлекать
внимание детей к предметам
контрастных размеров и их
обозначению в речи
Продолжать формировать
умение различать предметы по
форме и называть их
Расширять опыт ориентировки в
частях собственного тела
(голова, руки, ноги и т.д.)
Продолжать раскрывать
разнообразные способы
использования предметов.
Способствовать появлению в
словаре детей обобщающих
понятий (игрушки, посуда,
одежда и т.д.)
Помогать детям замечать
красоту природы весной.
Знакомить детей с доступными
явлениями природы.
Знакомить детей с основами
Д/И«Собери матрешку»
Д/И «Вкладыши «Бабочки»
Д/И «Мозаика»
Д/И «Найди свое место»
Игра – поручение «Покажи платок»
Д/И «Пирамидка с бабочками» (авторская)
Занятия:
И.А.Помараева, В.А.Позина «Формирование
элементарных математических представлений»
1.
Занятие 1. Стр.30-31.
2.
Занятие 2. Стр.31-32.
3.
Занятие 3. Стр32-33.
4.
Занятие 4. Стр.33-34.
Игровая ситуация: «Играем с мячами»
И.А.Помараева, В.А.Позина «ФЭМП» стр.22
Игровая ситуация: «Строим башенки» (--//-- стр.16-17)
Д/И «Вкладыши «Бабочки»Д/И «Красивые бусы»
(авторская)Д/И «Логический куб»
Беседа «Игрушки, в которые мы играем», «Для чего
нам нужен тот или иной предмет».
Рассматривание иллюстраций с предметами
окружающими нас
Занятие:
О.А.Соломенникова «Ознакомление с миром
природы в Д/С» Стр.31
«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»
Рассматривание картин «С весенними пейзажами»
Рассматривание иллюстраций «С перелётными
птицами», «с насекомыми»
Беседы: «Мы встречаем весну», «Мы не боимся
жучков и не обижаем их», «Приметы весны», «На
27
взаимодействия с природой
(рассматривать растения, птиц и
насекомых не нанося им вред;
одеваться по погоде)
Сезонные наблюдения
(«Весна»)
Формировать представления о
весенних изменениях в природе:
потеплело , растаил снег,
появились лужи, травка,
насекомые, набухли почки.
нашем участке выросла травка»
Наблюдение на прогулке:
- за насекомыми
- как одеты люди
Д
/И :«Собери картину» (времена
года) (авторская)Чтение стихотворения: В.Данько
«Первые листочки» С.Н.Теплюк «Игры- занятия на
прогулке с малышами» стр.153Чтение
стихотворения: «М.Пиудунен «Весна» ( --//-- стр.153)
Работа с календарем погоды.
Наблюдения:
-дождь;
-лужи;
-солнце;
-птицы;
-ветер;
-насекомые;
-почки на деревьях;
-первые листочки
-за березой
Образовательная область «Познавательное развитие» (Май)
Раздел
образовательной
программы
Задачи
Формы работы с детьми
28
Сенсорные
эталоны и
познавательные
действия
Математическое
развитие
Окружающий мир
Продолжать работу по
обогащению непосредственного
чувственного опыта детей в
разных видах деятельности.
Включать детей в совместные
со взрослыми практические
познавательные действия
экспериментального характера.
Развивать аналитические
способности (умение
сравнивать, соотносить,
группировать однородные
предметы по одному из
сенсорных признаков: цвет,
форма, величина).
Продолжать привлекать детей к
формированию групп
однородных предметов.
Продолжать привлекать
внимание детей к предметам
контрастных размеров и их
обозначению в речи (большой –
поменьше – маленький).
Продолжать формировать
умение различать предметы по
форме и называть их.
Продолжать расширять опыт
ориентировки в частях
собственного тела (голова,
руки, ноги и т.д.).
Способствовать реализации
Д/И «Чудесный мешочек» (авторская)
Игры с природным материалом (шишки, камни)
Д/И: «Пирамидка с бабочками» (авторская)
Д/И «Три медведя» (авторская)
Д/И «Геометрическое панно»
(авторская)
Д/И «Цветное лото» (авторская)
Д/И «По порядку становись» (Е.А. Янушко
«Сенсорное развитие детей раннего возраста» с.190
Д/И «Разноцветные подружки» (авторская)
Игры с вкладышами разной формы
1.Занятие 1 (И. А. Позина, В. А. Помораева «ФЭМП»
с. 34)
2.Занятие 2 ( - / / - с. 35)
Игр. ситуация «Собираем листочки в вазу» (И.А.
Помораева, В.А. Позина «ФЭМП» с. 20)
Игр. ситуация «Играем с флажками» (И.А.
Помораева, В.А. Позина «ФЭМП» с. 20-21)
Д/И: «Бабочки» (вкладыши), «Собери пирамидку»,
«Большой и маленький» (авторская)
Д/И «Найди пару» (И.А. Помораева, В.А. Позина
«ФЭМП» с. 26)
Развивающая игра «В воде и на воде» (И.С.
Атрюхова, В.Ю. Белькович «Играем, дружим,
растем» с.11) Рассматривание и обследование
предметов, которые окружают нас
1.
Занятие:«Там и тут, там и тут одуванчики
цветут…» (О. А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в д/с» с. 33)
Рассматривание иллюстраций: «Насекомые»,
«Птицы» Беседы: «Первые одуванчики», «Жуки в
29
Природа
потребности ребенка в
овладении действиями с
предметами. Побуждать детей
называть свойства предметов:
большой, маленький, мягкий,
пушистый и др.
Продолжать знакомить детей с
доступными явлениями
природы. Вместе с детьми
наблюдать за птицами и
насекомыми на участке.
Продолжать формировать
представления об весенних
изменениях в природе: тепло,
ярко светит солнце, появилась
травка, распустились листочки
на деревьях
траве», «Нарядная клумба» Чтение и разучивание
стихотворения Е. Серовой «Одуванчик» (О.А.
Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с» с.
33) Потешки- песенки: «Солнышко-
ведрышко»(«Хрестоматия для чтения детям в детском
саду и дома. 1 – 3 года» с. 50), «Божья коровка» (О.А.
Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с» с.
43
Чтение: Н. Д. Калинина «Про жука» («Хрестоматия
для чтения детям в детском саду и дома. 1 – 3 года» с.
91), В.А. Жуковский «Птичка» («Хрестоматия для
чтения детям в детском саду и дома. 1 – 3 года» с. 34)
Наблюдения бабочками
Рассматривание иллюстраций о природных явлениях
весной
Чтение: В. И. Ладыжец «Веснянка» («Хрестоматия
для чтения детям в детском саду и дома. 1 – 3 года» с.
70)
5.
Выводы
Результативность реализации сенсорного воспитания детей раннего возраста обеспечивается применением адекватных
возрастным особенностям и режимом полного дня пребывания в ДОУ форм организации сенсорного воспитания, к числу
которых относятся занятия, ориентированные на закрепление действий детей с дидактическими материалами и
формирование у них умений организовывать собственные действия самостоятельно.
30
Приложение№1
Игра «Геометрическое панно»
Цель: закреплять знание геометрических фигур, рассматривать готовую картинку,
разбирать с детьми, из каких фигур она состоит.
Игра «Заштопай одежду»
Цель игры: формировать умение детей находить геометрические фигуры
определенного размера, цвета и вставлять их в соответствующее отверстие.
Задачи: учить и расширять представление детей о геометрических фигурах.
Развивать мелкую моторику пальцев, закреплять знание основных цветов, развивать
внимание, воображение, мышление, расширять словарный запас. Воспитывать
бережное отношение к игрушкам, эмоциональную отзывчивость, умение радоваться
достигнутому результату, воспитывать усидчивость.
Описание игры: воспитатель показывает детям куколку и обращает их внимание на
то, что у нее дырявая одежда. Затем вос-ль показывает детям геометрические
фигуры – заплатки и предлагает помочь куколке заштопать одежду. Куколка
благодарит их.
31
32
Игра «Красивые бусы»
Цели и задачи: учить и расширять представление детей о геометрических фигурах.
Развивать мелкую моторику пальцев, закреплять знание основных цветов, развивать
внимание, воображение.
Описание игры: на листе картона нарисована линия («нитка»). Воспитатель
предлагает ребенку собрать бусы.
33
Игра «Спрячь мышку»
Цели и задачи: знакомить детей с основными цветами и геометрическими формами
(круг, квадрат, треугольник). Упражнять в подборе аналогичного цвета и формы.
Развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику.
Описание игры: вос-ль говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь
мышку». Вот у меня мышкины домики, видите, в окошки выглядывают мышки.
Чтобы спрятать мышку от кошки, надо закрыть окошко. Ребенок должен соотнести
предложенные геометрические фигуры с формой «норки» каждого домика и
положить их на соответствующий домик, тем самым «спрятать мышку».
Игра «На что похоже?»
Цели и задачи: учить различать предметы по форме, различать и называть
некоторые геометрические фигуры(круг, квадрат, треугольник). Формировать
умение подбирать предметы по форме. Развивать зрительное восприятие, память,
воображение, речь.
Описание игры: вос-ль показывает ребенку геометрическую фигуру, спрашивает:
«Какая это фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру».
34
Игра «Кто найдет такой же?»
Цели и задачи: учить различать предметы по форме и величине.Формировать
умение подбирать предметы поцвету, величине. Развивать зрительное восприятие,
память, воображение, речь.
Описание игры: учить детей находить парные предметы, учить детей узнавать и
называть предметы, активизировать словарь детей («одинаковые»). Развивать
память, внимание, мышление.
35
Игра «Укрась матрешку»
Цели: развитие навыка у детей подбирать определенные формы предмета и цвета по
показу воспитателя.
Задачи: развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый,
синий, зеленый) и форму предметов (круг, квадрат, треугольник). Развивать умение
группировать предметы по цвету и форме. Развивать моторику рук через действия с
предметами.
Описание игры:
Детям предлагаются 4 матрешки с геометрическими рисунками – схемами,
геометрические формы. Ребенок берет матрешку и методом наложения выкладывает
геометрические фигуры по контуру.
36
Игра «Составь картинку»
Цель: закреплять знание геометрических фигур, рассматривать готовую картинку,
разбирать с детьми, из каких фигур она состоит.
37
Игра «Веселый клоун»
Цель: закреплять знание основных цветов, развивать мелкую моторику рук.
38
Игра «Поможем ежикам»
Цель: закреплять знание основных цветов, упражнять в использовании
прищепок,развивать мелкую моторику рук.
39
Игра «Мышки»
Цель: закреплять знание основных цветов, величину, развивать мелкую моторику
рук
40
Игра «Ежик»
Цель: закреплять знание основных цветов, учить различать количество предметов
(красное яблоко – одно, зеленых – много), развивать мелкую моторику рук.
41
Игра «Пирамидка с бабочками»
42
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, закреплять основные цвета, развивать
мелкую моторику рук.
43