Автор: Метель Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска МО Ейский район
Населённый пункт: г. Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Формирование элементарных экологических представлений у детей 4-5 лет"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 14
муниципальное образование Ейский район
Познавательно-исследовательский
проект по теме:
«Формирование элементарных
экологических представлений у детей 4-5 лет».
Авторы: Метель С. Н.
Актуальность проекта.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической
культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из
окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к
окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций
личности. В наше время проблема экологического воспитания дошкольников
приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование
начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми
ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом
образовании
детей
дошкольного
возраста
играет
практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в
процессе
проектно-исследовательской
деятельности.
Ведь
в
процессе
детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится
наблюдать,
рассуждать,
планировать
работу,
учится
прогнозировать
результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и
обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям
предоставляется
дополнительная
возможность
приобщиться
к
исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего
мира.
Дошкольный
возраст
–
это
наиболее
благоприятный
период
эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. В этом возрасте
формируется ответственное отношение к природе. Чем раньше начнется
работа по экологическому воспитанию детей, тем лучше будет результат
этой работы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и
виды деятельности детей. В ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей 4-
5 лет недостаточно знаний о насекомых, в том числе о пчелах. Поэтому
объектом исследования в нашем экологическом проекте будет пчела.
Информационная карта проекта.
Тема проекта: Формирование элементарных экологических представлений у
детей 4-5 лет.
Цель: расширить представление об экологических связях в природе на
примере жизни пчелы, создать условия для развития познавательной
активности детей в процессе реализации творческого проекта.
Задачи:
формировать у детей элементарные представления о пчелах их строении,
способах передвижения; расширить представление о том, что пчелы
собирают цветочный нектар, из которого делают мед;
активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах (улей,
дупло, соты, нектар, учить подбирать слова, обозначающие вкусовые
качества меда;
способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации
проекта, развивать воображение и творческие способности детей;
развивать
коммуникативные
навыки,
формировать
навыки
исследовательской деятельности.
воспитывать
бережное
отношение
ко
всему
живому,
развивать
эмоциональную отзывчивость;
Тип
проекта
:
познавательно-исследовательский
проект
с
элементами
творчества для детей 4-5 лет.
База проекта: МБДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска МО Ейский район
Продолжительность: краткосрочный (08.08.2016 – 12.08.2016)
Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители,
специалисты.
Ожидаемый результат:
Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде,
расширение кругозора и экологических представлений во время реализации
проекта. Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам
природы, насекомым - пчелам.
Продукт проектной деятельности: создать копилку фактов и коллективную
творческую работу «Веселые пчелки».
Трансляция проекта: презентация проекта.
Этапы работы:
Подготовительный этап:
Определение темы проекта;
Информационный лист для родителей о начале проекта;
Составление плана проекта;
Сбор информации, литературы, дополнительного материала;
Создание развивающей среды в группе;
Составление перспективного планирования различных видов деятельности;
Разработка подвижных и дидактических игр;
Составление конспектов;
Разработка рекомендаций для родителей;
Разработка презентации Microsoft Office PowerPoint.
Основной этап:
Реализация плана проекта с детьми и родителями.
Заключительный этап:
Фотовыставка режимных моментов в ходе проведения проекта «Золотая
пчелка».
Презентация Microsoft Office PowerPoint
Выставка игр, книг.
Подведение итогов.
Анализ ожидаемого результата.
План реализации проекта «Золотая пчелка».
• чтение художественной литературы;
• просмотр презентации «В гостях у пчелки»;
• подбор экологических игр: «Какая польза от пчелы? », «Какой вред от
пчелы? »;
• подвижные игры «Зарядка для пчелок», «Медведь и пчелы»;
• разучивание стихов о пчелах;
• разгадывание загадок;
• просмотр мультфильмов;
• рисование на тему «Мои подружки пчелки»;
• рисование красками «Цветы для пчелок»;
• изготовление пособий для дыхательной гимнастики «Села пчелка на
цветок»;
• оформление альбома о пчелах;
• путешествие по картинкам;
• рассказ воспитателя о пользе меда;
• выставка детского творчества «Пчелка золотая»;
• консультации для родителей: «Оказание первой помощи при укусах
пчелами»;
Приложение 1
Пальчиковые игры.
«Пчелки не ёлке»
Одна рука на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка) .
На другой руке пальцы сомкнуты в кольцо («улей»). «Улей» прижимаем к
«ёлке».
На елочке растут длинные иголки.
Заглядываем в улей.
Вот и улей. Где же пчелки?
Постучим мы в этот дом.
Стучим кулаками друг о друга.
Кто живет в нем?
Вот раздвинулись иголки…
Разводим руки.
Где вы? Вылетайте, пчелки!
Начинают вылетать:
Шевелим пальцами поочередно, имитируя полет пчелок.
Раз, два, три, четыре, пять!
«Труженица пчела»
Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)
И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам, чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)
«Улей»
Вот маленький улей, там пчелки сидят.
(Изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном
положении)
Спрятались пчелки - И их не видать.
(Отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся
отверстие)
Вот солнце пригрело - И пчелки летят,
(Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это
солнечные лучи)
Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з… »
Приложение 2
Подвижные игры.
«Медведь и Пчелы»
Количество играющих: 4 и более человек.
Дети делятся на «медведей» и «пчел».
Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (лесенки,
скамеечки и т. д.) .
По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом. В это время
«медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом.
По сигналу «Медведи! » «пчелы» с жужжанием бросаются к своим домикам
и «жалят» не успевших убежать «медведей».
«Пчелки»
Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту,
ловкость; упражнять в диалогической речи.
Ход игры: Все дети — пчелки, они бегают по комнате, размахивают
крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (выбранный по желанию)
и говорит:
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелок унесет.
Пчелки отвечают:
Этот улей — домик наш.
Уходи, медведь, от нас,
Ж-ж-ж-ж!
Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.
Приложение 3
Подборка стихотворений о пчелах.
С цветка на цветок,
Летает пчела.
Готовит медок,
Всегда весела.
С зари до зари,
В трудах и заботах,
Бездельницей слыть,
Ей совсем неохота.
***
Летом пчелкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом.
В улей – свой чудесный дом.
***
Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в мед.
***
Аромат цветов струится
В ясный летний тёплый день.
Пчёлам в ульях не сидится,
Не знакома пчёлам лень.
От цветка к цветку летают,
Соты мёдом заполняют.
***
У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
***
Деловита и смела
Золотистая Пчела,
Полосатая трудяга
Много пользы принесла!
***
Это улей – в нём живёт
Удивительный «народ».
Он туда-сюда летает,
Сок с цветочков собирает
И пыльцой их опыляет,
Нам природу берегут –
Спасибо, пчёлки вам за труд!
Любят дети кушать мёд,
Он здоровье им даёт!
***
С цветка на цветок,
Летает пчела.
Готовит медок,
Всегда весела.
С зари до зари,
В трудах и заботах,
Бездельницей слыть,
Ей совсем неохота.
***
Летом пчелкам целый день
Собирать нектар не лень.
Отнесут его потом.
В улей – свой чудесный дом.
***
Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в мед.
***
Аромат цветов струится
В ясный летний тёплый день.
Пчёлам в ульях не сидится,
Не знакома пчёлам лень.
От цветка к цветку летают,
Соты мёдом заполняют.
***
У пчелы забот немало!
Только утром солнце встало,
А пчела уже в трудах,
Собирает сок в цветах!
***
Деловита и смела
Золотистая Пчела,
Полосатая трудяга
Много пользы принесла!
***
Это улей – в нём живёт
Удивительный «народ».
Он туда-сюда летает,
Сок с цветочков собирает
И пыльцой их опыляет,
Нам природу берегут –
Спасибо, пчёлки вам за труд!
Любят дети кушать мёд,
Он здоровье им даёт!