Напоминание

Проект "Формирование элементарных экологических представлений у детей 4-5 лет"


Автор: Метель Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска МО Ейский район
Населённый пункт: г. Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Формирование элементарных экологических представлений у детей 4-5 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 14

муниципальное образование Ейский район

Познавательно-исследовательский

проект по теме:

«Формирование элементарных

экологических представлений у детей 4-5 лет».

Авторы: Метель С. Н.

Актуальность проекта.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической

культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из

окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к

окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций

личности. В наше время проблема экологического воспитания дошкольников

приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование

начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми

ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом

образовании

детей

дошкольного

возраста

играет

практическая,

исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в

процессе

проектно-исследовательской

деятельности.

Ведь

в

процессе

детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится

наблюдать,

рассуждать,

планировать

работу,

учится

прогнозировать

результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и

обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям

предоставляется

дополнительная

возможность

приобщиться

к

исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего

мира.

Дошкольный

возраст

это

наиболее

благоприятный

период

эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. В этом возрасте

формируется ответственное отношение к природе. Чем раньше начнется

работа по экологическому воспитанию детей, тем лучше будет результат

этой работы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и

виды деятельности детей. В ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей 4-

5 лет недостаточно знаний о насекомых, в том числе о пчелах. Поэтому

объектом исследования в нашем экологическом проекте будет пчела.

Информационная карта проекта.

Тема проекта: Формирование элементарных экологических представлений у

детей 4-5 лет.

Цель: расширить представление об экологических связях в природе на

примере жизни пчелы, создать условия для развития познавательной

активности детей в процессе реализации творческого проекта.

Задачи:

формировать у детей элементарные представления о пчелах их строении,

способах передвижения; расширить представление о том, что пчелы

собирают цветочный нектар, из которого делают мед;

активизировать словарь детей на основе углубления знаний о пчелах (улей,

дупло, соты, нектар, учить подбирать слова, обозначающие вкусовые

качества меда;

способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации

проекта, развивать воображение и творческие способности детей;

развивать

коммуникативные

навыки,

формировать

навыки

исследовательской деятельности.

воспитывать

бережное

отношение

ко

всему

живому,

развивать

эмоциональную отзывчивость;

Тип

проекта

:

познавательно-исследовательский

проект

с

элементами

творчества для детей 4-5 лет.

База проекта: МБДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска МО Ейский район

Продолжительность: краткосрочный (08.08.2016 – 12.08.2016)

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители,

специалисты.

Ожидаемый результат:

Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде,

расширение кругозора и экологических представлений во время реализации

проекта. Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам

природы, насекомым - пчелам.

Продукт проектной деятельности: создать копилку фактов и коллективную

творческую работу «Веселые пчелки».

Трансляция проекта: презентация проекта.

Этапы работы:

Подготовительный этап:

Определение темы проекта;

Информационный лист для родителей о начале проекта;

Составление плана проекта;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала;

Создание развивающей среды в группе;

Составление перспективного планирования различных видов деятельности;

Разработка подвижных и дидактических игр;

Составление конспектов;

Разработка рекомендаций для родителей;

Разработка презентации Microsoft Office PowerPoint.

Основной этап:

Реализация плана проекта с детьми и родителями.

Заключительный этап:

Фотовыставка режимных моментов в ходе проведения проекта «Золотая

пчелка».

Презентация Microsoft Office PowerPoint

Выставка игр, книг.

Подведение итогов.

Анализ ожидаемого результата.

План реализации проекта «Золотая пчелка».

• чтение художественной литературы;

• просмотр презентации «В гостях у пчелки»;

• подбор экологических игр: «Какая польза от пчелы? », «Какой вред от

пчелы? »;

• подвижные игры «Зарядка для пчелок», «Медведь и пчелы»;

• разучивание стихов о пчелах;

• разгадывание загадок;

• просмотр мультфильмов;

• рисование на тему «Мои подружки пчелки»;

• рисование красками «Цветы для пчелок»;

• изготовление пособий для дыхательной гимнастики «Села пчелка на

цветок»;

• оформление альбома о пчелах;

• путешествие по картинкам;

• рассказ воспитателя о пользе меда;

• выставка детского творчества «Пчелка золотая»;

• консультации для родителей: «Оказание первой помощи при укусах

пчелами»;

Приложение 1

Пальчиковые игры.

«Пчелки не ёлке»

Одна рука на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка) .

На другой руке пальцы сомкнуты в кольцо («улей»). «Улей» прижимаем к

«ёлке».

На елочке растут длинные иголки.

Заглядываем в улей.

Вот и улей. Где же пчелки?

Постучим мы в этот дом.

Стучим кулаками друг о друга.

Кто живет в нем?

Вот раздвинулись иголки…

Разводим руки.

Где вы? Вылетайте, пчелки!

Начинают вылетать:

Шевелим пальцами поочередно, имитируя полет пчелок.

Раз, два, три, четыре, пять!

«Труженица пчела»

Пчёлка трудится весь день

(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)

И работать ей не лень.

(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу,

(Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт —

(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)

За день много соберёт.

(Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей

(Обрисовывают в воздухе треугольник.)

И назад вернётся пулей.

(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)

В сотах утрамбует мёд,

(Топают ногами.)

Скоро ведь зима придёт.

(Ёжатся.)

Будет пчёлкам, чем питаться

(Имитируют движения ложкой.)

Летом надо им стараться.

(Имитируют накладывание мёда в соты.)

«Улей»

Вот маленький улей, там пчелки сидят.

(Изобразить улей: сжать вместе две округленные ладони в вертикальном

положении)

Спрятались пчелки - И их не видать.

(Отвести в стороны большие пальцы и заглянуть в образовавшееся

отверстие)

Вот солнце пригрело - И пчелки летят,

(Скрестить руки на уровне запястий. Пальцы растопырить, словно это

солнечные лучи)

Пчелки летят, меду хотят: «З-з-з… »

Приложение 2

Подвижные игры.

«Медведь и Пчелы»

Количество играющих: 4 и более человек.

Дети делятся на «медведей» и «пчел».

Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (лесенки,

скамеечки и т. д.) .

По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом. В это время

«медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом.

По сигналу «Медведи! » «пчелы» с жужжанием бросаются к своим домикам

и «жалят» не успевших убежать «медведей».

«Пчелки»

Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту,

ловкость; упражнять в диалогической речи.

Ход игры: Все дети — пчелки, они бегают по комнате, размахивают

крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (выбранный по желанию)

и говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет.

Пчелки отвечают:

Этот улей — домик наш.

Уходи, медведь, от нас,

Ж-ж-ж-ж!

Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.

Приложение 3

Подборка стихотворений о пчелах.

С цветка на цветок,

Летает пчела.

Готовит медок,

Всегда весела.

С зари до зари,

В трудах и заботах,

Бездельницей слыть,

Ей совсем неохота.

***

Летом пчелкам целый день

Собирать нектар не лень.

Отнесут его потом.

В улей – свой чудесный дом.

***

Над цветком пчела жужжит

И нектар собрать спешит.

Весь нектар, что соберет,

Превращает пчелка в мед.

***

Аромат цветов струится

В ясный летний тёплый день.

Пчёлам в ульях не сидится,

Не знакома пчёлам лень.

От цветка к цветку летают,

Соты мёдом заполняют.

***

У пчелы забот немало!

Только утром солнце встало,

А пчела уже в трудах,

Собирает сок в цветах!

***

Деловита и смела

Золотистая Пчела,

Полосатая трудяга

Много пользы принесла!

***

Это улей – в нём живёт

Удивительный «народ».

Он туда-сюда летает,

Сок с цветочков собирает

И пыльцой их опыляет,

Нам природу берегут –

Спасибо, пчёлки вам за труд!

Любят дети кушать мёд,

Он здоровье им даёт!

***

С цветка на цветок,

Летает пчела.

Готовит медок,

Всегда весела.

С зари до зари,

В трудах и заботах,

Бездельницей слыть,

Ей совсем неохота.

***

Летом пчелкам целый день

Собирать нектар не лень.

Отнесут его потом.

В улей – свой чудесный дом.

***

Над цветком пчела жужжит

И нектар собрать спешит.

Весь нектар, что соберет,

Превращает пчелка в мед.

***

Аромат цветов струится

В ясный летний тёплый день.

Пчёлам в ульях не сидится,

Не знакома пчёлам лень.

От цветка к цветку летают,

Соты мёдом заполняют.

***

У пчелы забот немало!

Только утром солнце встало,

А пчела уже в трудах,

Собирает сок в цветах!

***

Деловита и смела

Золотистая Пчела,

Полосатая трудяга

Много пользы принесла!

***

Это улей – в нём живёт

Удивительный «народ».

Он туда-сюда летает,

Сок с цветочков собирает

И пыльцой их опыляет,

Нам природу берегут –

Спасибо, пчёлки вам за труд!

Любят дети кушать мёд,

Он здоровье им даёт!



В раздел образования