Автор: Малинина Ольга Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Марийский аграрный колледж филиал ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеаудиторное мероприятие
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка классного часа
на тему: Авиценна. 1001 год Канону врачебной науки
ХОД ЗАНЯТИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
В поэзии рифма бывает бесценна,
А закон консонансной рифмы таков:
Медицина рифмуется с Авиценной
Вот уже десять летящих веков.
С Авиценной рифмуется звездное небо,
Математика, музыка, солнце и тьма.
С Авиценной рифмуется быль и небыль
И поэзия даже сама. (Лев Ошанин)
Среди мероприятий и памятных дат, проводимых под эгидой ЮНЕСКО, в
2013 году отмечалось 1000-летие создания энциклопедии «Канон врачебной
науки» Ибн Сины (Авиценны).
1 студент: СЛАЙД с портретом Авиценны. Авиценна (980-1037) -
выдающийся среднеазиатский ученый, философ, врач. Настоящее его имя Абу
Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина. Он родился в селении Авшана, поблизости
от Бухары.
Бухара была тогда столицей большого государства Саманидов. В ней строились
роскошные храмы - мечети, в нее съезжались образованные люди - философы,
архитекторы, врачи, поэты, она славилась богатейшей дворцовой библиотекой.
Отец Авиценны был довольно зажиточным чиновником, и скоро вся семья
переехала в столицу.
Вряд ли домашние предполагали, глядя на маленького мальчика, что его ждет
слава гениального врача и знаменитого философа, судьба скитальца по
караванным путям... Но и в детстве Авиценна поражал всех своими
способностями к наукам.
'...Когда мне исполнилось десять лет, -рассказывал он сам,- я уже покончил с
изучением Корана и многих словесных наук, так что мне удивлялись'.
Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет
отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь
с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику,
логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многое другое.
Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши.
Лет с четырнадцати Авиценна увлекся медициной, прочитал все медицинские
трактаты, какие можно было найти в Бухаре, стал посещать больных, причем
самых трудных. Известный в то время врач Абу Сахл Масихи - последователь
прославленных врачей древности Гиппократа и Галена - оказал большое влияние
на формирование взглядов Авиценны.
Когда во дворце тяжело заболел эмир придворные врачи не смогли вылечить
его и пригласили семнадцатилетнего Авиценну. Лечение, предложенное юношей,
прошло успешно. Вскоре эмир выздоровел. Авиценна же был назначен личным
врачом эмира и получил право пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой.
'Передо мной открылись ворота в такие глубины знания, о которых я и не
догадывался', - говорил он.
После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году
Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали
называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу
к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания.
Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.
В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма
активным участием в политических и государственных делах эмирата. За
успешное лечение эмира Шамсад-Давла он получил должность везира, но нажил
себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн
Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать
за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной
приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим
министром.
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на
четыре месяца он был заточен в крепость. Последние четырнадцать лет жизни
(1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него
создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным
врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах.
2 студент: СЛАЙД КАНОН. По одной из версий, термин «медицина» произошел
от латинизированного «мадад Сина» (в переводе – исцеление от Сина) или от
сокращенного «метод Сина».
Любой памятник человеческой мысли так или иначе воплощает в себе известный
итог. Но особенно это справедливо для знаменитого «Канона». Его содержанию,
полноте и глубине проникновения в суть медицинской науки нет в мире равных.
И не случайно, что по бесчисленным переводам книги Ибн Сины до начала XVIII
века учились врачи на всех континентах. Когда был изобретен печатный станок,
"Канон" оказался среди первых печатных книг, а по числу изданий соперничал
даже с Библией. Свод этот вобрал в себя все лучшее, что дало к тому времени
развитие
медицинской
науки.
Идеи
Гиппократа,
Галена
и
Аристотеля,
обогащенные
достижениями
ученых
арабского
Востока,
нашли
здесь
продолжение и развитие.
Завершая огромный этап – почти тысячелетний путь медицинской мысли, Ибн
Сина не только великолепно обобщил и подытожил все ценное, что было
достигнуто, но и обогатил прежний опыт собственными громадными знаниями и
наблюдениями. «Канон» состоит из пяти книг. Первая посвящена общим
принципам медицины: физиологии, патологии и гигиене; в третьей и четвертой
излагаются вопросы терапии; во второй и пятой рассматриваются лекарственные
средства и их применение.
Что же нового внес «Канон» в тогдашнее медицинское знание? Что было
впервые?
Ибн Сина создал теорию строения глаза, близкую современной; описал ветряную
оспу и корь – их не знали античные медики; указал, что туберкулез – заразная
болезнь, и что чума отличается от холеры; высказал догадку о невидимых
возбудителях болезней, передающихся через воду, воздух и почву, поведал о
роли нервной системы в жизнеобеспечении организма. Он впервые подробно
описывает такие «болезни», как менингит, диабет, язва желудка, проказа,
желтуха. Систематизирует знания по педиатрии. Усовершенствует приемы
хирургического вмешательства. Обстоятельно характеризуются в «Каноне» и
всевозможные разновидности пульса, знание которых было одним из важнейших
средств установления диагноза.
Систематичность и логичность как большие достоинства "Канона" отмечали даже
оппоненты Ибн-Сины. Успех "Канона врачебной науки" был вызван ясностью,
убедительностью, полнотой и исчерпывающими описаниями клинической
картины болезней, точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти
особенности весьма быстро создали "Канону" огромную даже в наше время
популярность, а его автору обеспечили всемирную известность и
"самодержавную власть в течении пяти столетий во всем медицинском мире
средних веков".
Еще при жизни Ибн Сины «Канон» получил широкое распространение. В России
Ибн Сина по именем Авиценны был известен с XVI в. Следы влияния «Канона»
можно обнаружить в русских средневековых «Лечебниках» и «Травниках».
3 студент СЛАЙД ФИЛОСОФИЯ. В понимании предмета метафизики Ибн Сина
следовал
Аристотелю.
Наиболее
полно
жизненная
философия
Авиценны
характеризуется его собственным изречением: Пусть река моей жизни будет
скорее коротка и широка, нежели длинна и узка.
СЛАЙД
ХИМИЯ.
В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки
эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды
калия и натрия.
СЛАЙД МУЗЫКА. С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой
традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку,
изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил
создания композиции.
Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка
подчинена числам и находится в тесной связи с ними.
Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную
научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и
социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.
Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных
инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно
более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных
инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания»
приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями.
Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов
заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной
науки.Великий учёный также является изобретателем распространенного в
Средней Азии смычкового инструмента — гиджака.
СЛАЙД АСТРОНОМИЯ. В каждый из более или менее стабильных периодов
жизни Авиценна проводил астрономические наблюдения.
В астрономии он
критиковал представления Аристотеля на то, что звезды отражают свет от
Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако, полагал, что
и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по
диску Солнца 24 мая 1032 года.
Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого
города. Он предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной
высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам
сферической тригонометрии.
СЛАЙД ПСИХОЛОГИЯ. Ибн Сина разработал также своё собственное учение о
темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека
делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в
современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не
являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних
факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения
в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем
направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных
натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма
(крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи)
Он обращал внимание на психологический фактор в лечении болезней. Своим
пациентом говорил: «Нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь,
тот и победит». В ком воля есть и сильный дух, тот победит любой недуг. Болезнь
отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным…
4 студент СЛАЙД ЛИТЕРАТУРА. Многие серьезные научные работы Ибн Сина
писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат
о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его
творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.
Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
Средь ложных мудрецов явись ослом примерным:
Ослиных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,
Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.
Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,
Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.
Завистникам дивлюсь я неспроста:
Чернят мой ум их злобные уста
Я чист душой, не в этом ли причина
Усердья тех, чья совесть нечиста.
И воле подлеца не покорись,
Не превышай дозволенного меры,
А запятнаешь честь, как ни винись,
Как слёз ни лей – слезам не будет веры.
Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и
тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века
Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.
5 студент: Ибн Сина писал на фарси и на арабском языках.
Таджикский язык – один из древнейших языков планеты, если говорить о нем в
контексте его исторического развития, то есть, он представляет собой одну из
трех
основных
ветвей
персидского
языка,
развившихся
в
результате
автономизации проживания древних иранских племен на территориях нынешнего
Ирана, Афганистана и Средней Азии.
Таджикский язык сформировался на основе языка «фарси-дари» – единого
древнеперсидского языка, впоследствии распавшегося на три ветви и ставшего
основой для основных языков иранской группы: фарси – персидский язык Ирана,
дари на территории Афганистана, и таджикский язык. Но и по сей день сходство
родственных языков весьма существенно.
И по сей день самое существенное отличие таджикского языка от фарси состоит
в применяемой системе письма – с 1940-го года таджики используют для письма
алфавит на основе кириллицы.
Рубаи Авиценны читает Асозодаи Санои
6 студент. СЛАЙД Портрет Авиценны. В 1954 году в Хамадане в Иране был
сооружён новый монументальный мавзолей Ибн Сины, в который из старого
мавзолея был перенесён его прах. Известному иранскому учёному, академику
Саиду Нафиси удалось сфотографировать череп Авиценны в двух проекциях.
Академик В.Н.Терновский, анатом и авиценновед, во время пребывания в составе
советской делегации в Иране ознакомившись с фотодокументами Саида Нафиси,
попросил
передать
их
учёным
нашей
страны
для
воссоздания
научно
обоснованного облика учёного. К сожалению, удалось лишь сделать по
фотографиям описание особенностей строения костей черепа.
В.Н.Терновский предложил Михаилу Михайловичу Герасимову (1907—1970) —
знаменитому московскому антропологу, историку и скульптору, создателю на
основе скелетных останков всемирно известных скульптурных портретов
воссоздать облик Ибн Сины.
По поводу герасимовского скульптурного изображения В.Н.Терновский писал:
"Спокойным, сосредоточенным и мудрым предстаёт перед нами Ибни Сино. В его
лице не заметно никаких монголоидных черт. Наоборот, общий характер его
структуры близок к лицам европеидного типа Среднеазиатского междуречия —
лицам типичных арийцев"
СЛАЙД 12. Интересные факты
.
В его честь Карл Линней назвал род растений
семейства Акантовые — Авиценния.
В Таджикистане в его честь названы Таджикский государственный медицинский
университет и горная вершина, ранее известная как пик Ленина.
В Душанбе в его честь названа площадь и установлен памятник.
В селе Афшана в Узбекистане существует музей Абу Али ибн Сина.
В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт, названный в честь Абу Али
ибн Сина.
В Риге, в парке больничного комплекса Гайльэзерс, в 2006 году был открыт
памятник Абу Али ибн Сины работы скульптора Джалалиддина Миртаджиева.
В честь Ибн Сины назван кратер на Луне.
Именем Ибн Сины названы улицы: в Самарканде, в Бухаре,улица Ибн Сино в Уч-
Кургане, Узбекистан, улица Авиценны в Донецке.
Его лик украшает денежную единицу Таджикистана – сомони.
Фильм из цикла энциклопедия Авиценна
СЛАЙД 13. В дни празднования 1000-летия Ибн Сины в 1980 году на одной из
новых площадей Душанбе был открыт посвящённый ему архитектурный
комплекс. Величественная бронзовая скульптура установлена на гранитном
постаменте, у подножия которого расположены пять гранитных книг "Канона" —
одного из величайших творений человеческого гения. Чуть ниже бьётся
тысячеструйный фонтан, символизирующий щедрость таланта учёного.
Используемые источники:
1.
Ю.Н. Завадовский: «Абу Али ибн Сина Жизнь и творчество». Душанбе,
1980
2.
В.М. Воскобойников: «Великий врачеватель». Молодая гвардия. 1980
3.
Б.Д. Петров: «Ибн - Сина (Авиценна)».
М., Медицина 1980.
4.
В.А. Смирнова - Ракитина: «Повесть об Авиценне». М.: Молодая
гвардия, 1958 .
5.
А.А. Семенов: «Абу Али ибн Сина (Авиценна)». Душанбе, 1953;
6.
Цитаты
из
«Рубаи»
Ибн
-
Сины
(Авиценны)
Перевод: Я.Козловский, Н. Стрижков, Р. Фархади
7.
Газета Татарский мир № 12 2004 –Как быть гением – Уроки Ибн
Сины – «Отца врачей планеты»
8.
Википедия – Ибн Сина