Напоминание

Внеаудиторное мероприятие


Автор: Малинина Ольга Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Марийский аграрный колледж филиал ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеаудиторное мероприятие
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка классного часа

на тему: Авиценна. 1001 год Канону врачебной науки

ХОД ЗАНЯТИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

В поэзии рифма бывает бесценна,

А закон консонансной рифмы таков:

Медицина рифмуется с Авиценной

Вот уже десять летящих веков.

С Авиценной рифмуется звездное небо,

Математика, музыка, солнце и тьма.

С Авиценной рифмуется быль и небыль

И поэзия даже сама. (Лев Ошанин)

Среди мероприятий и памятных дат, проводимых под эгидой ЮНЕСКО, в

2013 году отмечалось 1000-летие создания энциклопедии «Канон врачебной

науки» Ибн Сины (Авиценны).

1 студент: СЛАЙД с портретом Авиценны. Авиценна (980-1037) -

выдающийся среднеазиатский ученый, философ, врач. Настоящее его имя Абу

Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина. Он родился в селении Авшана, поблизости

от Бухары.

Бухара была тогда столицей большого государства Саманидов. В ней строились

роскошные храмы - мечети, в нее съезжались образованные люди - философы,

архитекторы, врачи, поэты, она славилась богатейшей дворцовой библиотекой.

Отец Авиценны был довольно зажиточным чиновником, и скоро вся семья

переехала в столицу.

Вряд ли домашние предполагали, глядя на маленького мальчика, что его ждет

слава гениального врача и знаменитого философа, судьба скитальца по

караванным путям... Но и в детстве Авиценна поражал всех своими

способностями к наукам.

'...Когда мне исполнилось десять лет, -рассказывал он сам,- я уже покончил с

изучением Корана и многих словесных наук, так что мне удивлялись'.

Выдающиеся способности мальчика были рано замечены. После десяти лет

отец взял его из школы, и дальнейшее образование подросток получил, занимаясь

с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал математику, физику,

логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многое другое.

Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши.

Лет с четырнадцати Авиценна увлекся медициной, прочитал все медицинские

трактаты, какие можно было найти в Бухаре, стал посещать больных, причем

самых трудных. Известный в то время врач Абу Сахл Масихи - последователь

прославленных врачей древности Гиппократа и Галена - оказал большое влияние

на формирование взглядов Авиценны.

Когда во дворце тяжело заболел эмир придворные врачи не смогли вылечить

его и пригласили семнадцатилетнего Авиценну. Лечение, предложенное юношей,

прошло успешно. Вскоре эмир выздоровел. Авиценна же был назначен личным

врачом эмира и получил право пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой.

'Передо мной открылись ворота в такие глубины знания, о которых я и не

догадывался', - говорил он.

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году

Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали

называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу

к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания.

Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма

активным участием в политических и государственных делах эмирата. За

успешное лечение эмира Шамсад-Давла он получил должность везира, но нажил

себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн

Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать

за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной

приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим

министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на

четыре месяца он был заточен в крепость. Последние четырнадцать лет жизни

(1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него

создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным

врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах.

2 студент: СЛАЙД КАНОН. По одной из версий, термин «медицина» произошел

от латинизированного «мадад Сина» (в переводе – исцеление от Сина) или от

сокращенного «метод Сина».

Любой памятник человеческой мысли так или иначе воплощает в себе известный

итог. Но особенно это справедливо для знаменитого «Канона». Его содержанию,

полноте и глубине проникновения в суть медицинской науки нет в мире равных.

И не случайно, что по бесчисленным переводам книги Ибн Сины до начала XVIII

века учились врачи на всех континентах. Когда был изобретен печатный станок,

"Канон" оказался среди первых печатных книг, а по числу изданий соперничал

даже с Библией. Свод этот вобрал в себя все лучшее, что дало к тому времени

развитие

медицинской

науки.

Идеи

Гиппократа,

Галена

и

Аристотеля,

обогащенные

достижениями

ученых

арабского

Востока,

нашли

здесь

продолжение и развитие.

Завершая огромный этап – почти тысячелетний путь медицинской мысли, Ибн

Сина не только великолепно обобщил и подытожил все ценное, что было

достигнуто, но и обогатил прежний опыт собственными громадными знаниями и

наблюдениями. «Канон» состоит из пяти книг. Первая посвящена общим

принципам медицины: физиологии, патологии и гигиене; в третьей и четвертой

излагаются вопросы терапии; во второй и пятой рассматриваются лекарственные

средства и их применение.

Что же нового внес «Канон» в тогдашнее медицинское знание? Что было

впервые?

Ибн Сина создал теорию строения глаза, близкую современной; описал ветряную

оспу и корь – их не знали античные медики; указал, что туберкулез – заразная

болезнь, и что чума отличается от холеры; высказал догадку о невидимых

возбудителях болезней, передающихся через воду, воздух и почву, поведал о

роли нервной системы в жизнеобеспечении организма. Он впервые подробно

описывает такие «болезни», как менингит, диабет, язва желудка, проказа,

желтуха. Систематизирует знания по педиатрии. Усовершенствует приемы

хирургического вмешательства. Обстоятельно характеризуются в «Каноне» и

всевозможные разновидности пульса, знание которых было одним из важнейших

средств установления диагноза.

Систематичность и логичность как большие достоинства "Канона" отмечали даже

оппоненты Ибн-Сины. Успех "Канона врачебной науки" был вызван ясностью,

убедительностью, полнотой и исчерпывающими описаниями клинической

картины болезней, точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти

особенности весьма быстро создали "Канону" огромную даже в наше время

популярность, а его автору обеспечили всемирную известность и

"самодержавную власть в течении пяти столетий во всем медицинском мире

средних веков".

Еще при жизни Ибн Сины «Канон» получил широкое распространение. В России

Ибн Сина по именем Авиценны был известен с XVI в. Следы влияния «Канона»

можно обнаружить в русских средневековых «Лечебниках» и «Травниках».

3 студент СЛАЙД ФИЛОСОФИЯ. В понимании предмета метафизики Ибн Сина

следовал

Аристотелю.

Наиболее

полно

жизненная

философия

Авиценны

характеризуется его собственным изречением: Пусть река моей жизни будет

скорее коротка и широка, нежели длинна и узка.

СЛАЙД

ХИМИЯ.

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки

эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды

калия и натрия.

СЛАЙД МУЗЫКА. С теоретической точки зрения Ибн Сина, по средневековой

традиции, относил музыку к математическим наукам. Он определял её как науку,

изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил

создания композиции.

Исходя из учения Пифагора, он считал, что музыка

подчинена числам и находится в тесной связи с ними.

Ибн Сина первый в истории подводит под музыкальную историю солидную

научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и

социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.

Ибн Сина совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных

инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно

более позднее время. Он дает подробную классификацию типов музыкальных

инструментов, объясняет их строение. В шестом разделе «Книги знания»

приводятся названия почти всех существующих инструментов с их описаниями.

Труды Аль-Фараби и Ибн Сины по изучению музыкальных инструментов

заложили основы инструментоведения как специальной области музыкальной

науки.Великий учёный также является изобретателем распространенного в

Средней Азии смычкового инструмента — гиджака.

СЛАЙД АСТРОНОМИЯ. В каждый из более или менее стабильных периодов

жизни Авиценна проводил астрономические наблюдения.

В астрономии он

критиковал представления Аристотеля на то, что звезды отражают свет от

Солнца, утверждая, что звезды светятся собственным светом, однако, полагал, что

и планеты также светятся сами. Заявлял, что наблюдал прохождение Венеры по

диску Солнца 24 мая 1032 года.

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого

города. Он предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной

высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам

сферической тригонометрии.

СЛАЙД ПСИХОЛОГИЯ. Ибн Сина разработал также своё собственное учение о

темпераменте и характере человека. Согласно его учению натура человека

делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в

современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не

являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних

факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения

в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем

направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных

натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма

(крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи)

Он обращал внимание на психологический фактор в лечении болезней. Своим

пациентом говорил: «Нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь,

тот и победит». В ком воля есть и сильный дух, тот победит любой недуг. Болезнь

отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным…

4 студент СЛАЙД ЛИТЕРАТУРА. Многие серьезные научные работы Ибн Сина

писал в виде поэм, используя четверостишия. В такой форме написаны «Трактат

о любви», «Трактат о птицах» и некоторые другие произведения. Есть среди его

творчества и лирические стихотворные произведения — четверостишия и рубаи.

Когда к невеждам ты идешь высокомерным,

Средь ложных мудрецов явись ослом примерным:

Ослиных черт у них такое изобилье,

Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,

Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.

Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,

Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.

Завистникам дивлюсь я неспроста:

Чернят мой ум их злобные уста

Я чист душой, не в этом ли причина

Усердья тех, чья совесть нечиста.

И воле подлеца не покорись,

Не превышай дозволенного меры,

А запятнаешь честь, как ни винись,

Как слёз ни лей – слезам не будет веры.

Эти произведения и рубаи повлияли на развитие арабской, иранской и

тюркоязычной литератур. В частности, классик ираноязычной поэзии XII века

Омар Хайям называл Ибн Сину своим учителем.

5 студент: Ибн Сина писал на фарси и на арабском языках.

Таджикский язык – один из древнейших языков планеты, если говорить о нем в

контексте его исторического развития, то есть, он представляет собой одну из

трех

основных

ветвей

персидского

языка,

развившихся

в

результате

автономизации проживания древних иранских племен на территориях нынешнего

Ирана, Афганистана и Средней Азии.

Таджикский язык сформировался на основе языка «фарси-дари» – единого

древнеперсидского языка, впоследствии распавшегося на три ветви и ставшего

основой для основных языков иранской группы: фарси – персидский язык Ирана,

дари на территории Афганистана, и таджикский язык. Но и по сей день сходство

родственных языков весьма существенно.

И по сей день самое существенное отличие таджикского языка от фарси состоит

в применяемой системе письма – с 1940-го года таджики используют для письма

алфавит на основе кириллицы.

Рубаи Авиценны читает Асозодаи Санои

6 студент. СЛАЙД Портрет Авиценны. В 1954 году в Хамадане в Иране был

сооружён новый монументальный мавзолей Ибн Сины, в который из старого

мавзолея был перенесён его прах. Известному иранскому учёному, академику

Саиду Нафиси удалось сфотографировать череп Авиценны в двух проекциях.

Академик В.Н.Терновский, анатом и авиценновед, во время пребывания в составе

советской делегации в Иране ознакомившись с фотодокументами Саида Нафиси,

попросил

передать

их

учёным

нашей

страны

для

воссоздания

научно

обоснованного облика учёного. К сожалению, удалось лишь сделать по

фотографиям описание особенностей строения костей черепа.

В.Н.Терновский предложил Михаилу Михайловичу Герасимову (1907—1970) —

знаменитому московскому антропологу, историку и скульптору, создателю на

основе скелетных останков всемирно известных скульптурных портретов

воссоздать облик Ибн Сины.

По поводу герасимовского скульптурного изображения В.Н.Терновский писал:

"Спокойным, сосредоточенным и мудрым предстаёт перед нами Ибни Сино. В его

лице не заметно никаких монголоидных черт. Наоборот, общий характер его

структуры близок к лицам европеидного типа Среднеазиатского междуречия —

лицам типичных арийцев"

СЛАЙД 12. Интересные факты

.

В его честь Карл Линней назвал род растений

семейства Акантовые — Авиценния.

В Таджикистане в его честь названы Таджикский государственный медицинский

университет и горная вершина, ранее известная как пик Ленина.

В Душанбе в его честь названа площадь и установлен памятник.

В селе Афшана в Узбекистане существует музей Абу Али ибн Сина.

В Бухаре в 1990 году открыт медицинский институт, названный в честь Абу Али

ибн Сина.

В Риге, в парке больничного комплекса Гайльэзерс, в 2006 году был открыт

памятник Абу Али ибн Сины работы скульптора Джалалиддина Миртаджиева.

В честь Ибн Сины назван кратер на Луне.

Именем Ибн Сины названы улицы: в Самарканде, в Бухаре,улица Ибн Сино в Уч-

Кургане, Узбекистан, улица Авиценны в Донецке.

Его лик украшает денежную единицу Таджикистана – сомони.

Фильм из цикла энциклопедия Авиценна

СЛАЙД 13. В дни празднования 1000-летия Ибн Сины в 1980 году на одной из

новых площадей Душанбе был открыт посвящённый ему архитектурный

комплекс. Величественная бронзовая скульптура установлена на гранитном

постаменте, у подножия которого расположены пять гранитных книг "Канона" —

одного из величайших творений человеческого гения. Чуть ниже бьётся

тысячеструйный фонтан, символизирующий щедрость таланта учёного.

Используемые источники:

1.

Ю.Н. Завадовский: «Абу Али ибн Сина Жизнь и творчество». Душанбе,

1980

2.

В.М. Воскобойников: «Великий врачеватель». Молодая гвардия. 1980

3.

Б.Д. Петров: «Ибн - Сина (Авиценна)».

М., Медицина 1980.

4.

В.А. Смирнова - Ракитина: «Повесть об Авиценне». М.: Молодая

гвардия, 1958 .

5.

А.А. Семенов: «Абу Али ибн Сина (Авиценна)». Душанбе, 1953;

6.

Цитаты

из

«Рубаи»

Ибн

-

Сины

(Авиценны)

Перевод: Я.Козловский, Н. Стрижков, Р. Фархади

7.

Газета Татарский мир № 12 2004 –Как быть гением – Уроки Ибн

Сины – «Отца врачей планеты»

8.

Википедия – Ибн Сина



В раздел образования