Автор: Мифтахова Фируза Ильгизовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Сабинская ДШИ"
Населённый пункт: п.г. т. Богатые Сабы, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Арт-терапия на уроках изо. искусства
Раздел: дополнительное образование
Арт-терапия на уроках изобразительного искусства
Рисование - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует
художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим
большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.
У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он
берет в руки карандаш и рисует... Но наступает такой момент, когда юный
художник отбрасывает кисть и перестает творить. Как помочь ему? Здесь на
помощь приходит использование методов арт-терапии и интерактивных
технологий на уроках изобразительного искусства.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение)
представляет
собой
методику
лечения
и
развития
при
помощи
художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для
других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической
помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение
творчеством.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности
через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия
предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки,
рисования, конструирования из природных материалов и т.д.
Арт-терапия
включает
в
себя
множество
методик,
техник
и
упражнений разной направленности, такие, как:
- Изотерапия (рисование с применением художественных материалов),
- Песочная терапия (работа с песком на световом столе),
- Коллаж (создание панно при помощи журнальных вырезок и иллюстраций),
- Цветотерапия (работа с использованием определенных цветов) и др.
Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно
подойти к организации занятия. Использование возможностей интерактивной
доски на занятиях по арт-терапии позволяет открыть для детей замкнутое
пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет
возможность побывать в роли художника, дизайнера, архитектора.
Многие годы на занятиях по изобразительной деятельности
основными
рабочими
инструментами
были
бумага,
краски,
кисти,
карандаши. Но современный мир изменил практику повседневной жизни.
Сейчас
педагогу
необходимо
ориентироваться
в
широком
спектре
современных инноваций.
На занятии удобно использовать заранее подготовленные на компьютере:
репродукции картин, картинки, фрагменты обучающих мультфильмов
презентации, демонстрации и создание моделей. Педагог может использовать
интерактивную
доску
для
того,
чтобы
сделать
изучаемый
материал
интересным и динамичным. На доске можно легко изменять картинки или
передвигать объекты. Занятие с применением интерактивной доски требует
от
педагога
немалой
подготовки
методических
материалов,
зато
составленные наглядные пособия могут многократно применяться на
следующих занятиях.
Образовательный
процесс
с
применением
методов
арт-терапии
позволяет
организовать
самостоятельную
и
совместную
работу
воспитанников
и
педагогов
на
более
высоком
творческом
уровне.
Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей на занятиях,
так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются
нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по
образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру,
определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор.
Всё это способствует развитию познавательной активности, учит
действовать
по
правилам,
принимать
точку
зрения
другого,
делать
осознанный выбор. При организации работы с применением методов арт-
терапии отмечается стойкий познавательный интерес у учеников на занятиях.