Напоминание

ОБЖ через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность


Автор: Глотова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№83
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: ОБЖ через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад





«ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково-

исследовательской деятельности. Ребенок и природа.»
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. В связи с введением приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» возникли новые требования к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. До введения ФГОС понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:  Охрана жизни и здоровья детей  Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ После введения ФГОС.Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. В настоящее время изучение курса ОБЖ в дошкольных учреждениях происходит в рамках ФГОС ДО в образовательной области социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе). На основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и программы «Безопасность» Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина были обозначены цели и задачи по ОБЖ.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности

Цели:
1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности. 2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Задачи:
1. Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; 2. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
3. Передавать детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; 4. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Основные направления работы по ОБЖ
 Безопасное поведение в природе  Безопасное поведение на дорогах  Безопасность собственной жизнедеятельности
Примерное содержание работы

1.

Ребенок и другие люди:
 О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.  Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.  Ребенок и другие дети.  Если «чужой» приходит в дом.
2.

Ребенок и природа:
 В природе все взаимосвязано.  Загрязнение окружающей среды.  Бережное отношение к живой природе.  Ядовитые растения.  Контакты с животными.
3.

Ребенок дома:
 Умение правильно обращаться с некоторыми предметами в том числе электроприборами, газовой плитой, инструментами и т.д.  Открытое окно, балкон как источник опасности.  Купание в водоемах  Умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес.
4.

Ребенок и улица:
 Устройство проезжей части.  Дорожные знаки для водителей и пешеходов.  Правила езды на велосипеде.  О работе ГИБДД.  Правила поведения в транспорте.  Если ребенок потерялся на улице
Формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми:
-занятия, игры- занятия; - праздники, развлечения, досуги; - беседы; - тренинги; - дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры; - наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,
- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения; - отгадывание загадок, кроссвордов; - чтение художественной литературы, - рассматривание иллюстраций по теме, альбомов; - сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов; - театрализованные представления, - обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения); - встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС) - участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и педагогов, - мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать); -работа над проектами.
Развитие у детей безопасного поведения осуществляется поэтапно:

I Этап. «Я знаю»
Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников преимущественно через дидактические игры. Здесь используются такие методы и приемы, как: -обучение -чтение и обсуждение -рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий -загадывание загадок, разные задания
Обучение
занимает ведущее место
(
через дидактические игры) Игры направлены на закрепление знаний об источниках опасности «Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди», «Соедини по точкам». «Что расскажет экологический знак», «Убери на место» и др. Игры на закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях «Мы - спасатели», «Сто бед», «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны», «Предметы быта», «Веселинка - Грустинка».
Чтение и обсуждение
художественной литературы (особая роль здесь отводится игровому персонажу, который рассказывает истории, происходившие с ним из-за нарушения правил безопасности, и «открывает» вместе с детьми правила поведения)
Использование фотографий, картинок, иллюстраций

Загадывание загадок
,
разные задания
и т. п. (сказочный персонаж)
II Этап
.
«Я знаю и понимаю»
Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий и моделирования возможных угрожающих ситуаций. Здесь используют такие методы и приемы, как: -ситуативно - имитационное моделирование; -инсценировка и анализ проблемно обучающих ситуации; -обыгрывание отрывков из литературных произведений; -обсуждение сюжетов ролевых игр; -продуктивная деятельность.
Ситуативно-имитационное моделирование (СИМ)
как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.
Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми: -использование макета домашней обстановки (лес, поляна, луг) или специально сконструированной предметно-игровой среды; -предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей; - введение значимой для дошкольников мотивации деятельности; - «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности; -поддержание адекватного эмоционального фона. Специально изготовить макет кухни и комнаты, где разыгрывать ситуации опасного и не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезать из бумаги мебель, инструменты, бытовая техника и др. Например: В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак
Х
– нельзя пользоваться.
!
– осторожно пользоваться. Вспомнить вместе с детьми правила безопасности: • Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности. • Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во- вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом. • Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда.
III Этап.

«Я знаю, понимаю, могу изменить»
На этом этапе, на основе имеющихся у детей знаний и представлений развивается осознанное отношение к непредвиденным ситуациям, используются знания для изменения ситуации (моделирования) с целью обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Здесь используются следующие методы и приемы: - проблемно – игровые ситуации; - игры – драматизации и инсценировки; - игры тренинги с дальнейшим обсуждением (анализом) сценария событий; - формулирование выводов; - выбор новой модели поведения.
Проблемно-игровые ситуации
Помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дети знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными. Например: «В парке», «Ядовитые растения», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное», «Собака – друг человека».

Игры

тренинги с телефоном
Для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и закрепления у дошкольников своего домашнего адреса. В игровой тренинг ребенок дома один; ребенок дома с братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми - следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания (например: «Волк и семеро козлят»). Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.
Моделирование ситуаций
Дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними. Например: моделирование ситуации: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе и твои действия. Например: Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками». Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту.
Игры –драматизации
Способствуют повышению активности детей, которые можно включать в занятия -после прочтения художественного произведения, развлечение «Кошкин дом» -чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; -чтение и последующая изобразительная деятельность; -занятие-инсценировка «Когда мамы нет дома». Например: Игра «Путешествие в лес» (учить тренировать звать на помощь, находить выход из положения, правильно себя вести). Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.


В раздел образования