ОБЖ через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность
Автор: Глотова Татьяна Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с№83 Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область Наименование материала: статья Тема: ОБЖ через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность Раздел: дошкольное образование
«ОБЖ через метод моделирования и элементы поисково-
исследовательской деятельности. Ребенок и природа.»
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из
центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой
момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности
жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей
безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного,
природного и экологического неблагополучия.
В связи с введением приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» возникли
новые требования к реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
.
Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
До введения ФГОС понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в
себя следующие аспекты:
Охрана жизни и здоровья детей
Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ
После введения ФГОС.Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в
нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
В настоящее время изучение курса ОБЖ в дошкольных учреждениях происходит в
рамках ФГОС ДО в образовательной области социально-коммуникативное развитие
(формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе).
На основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой и программы «Безопасность» Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина
были обозначены цели и задачи по ОБЖ.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности
Цели:
1.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
2.
Формирование предпосылок экологического
сознания (безопасности
окружающего мира)
Задачи:
1.
Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них;
2.
Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы
поведения;
3.
Передавать
детям
знаний
о
правилах
безопасности
дорожного
движения
в
качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
4.
Формировать
осторожное
и
осмотрительное
отношение
к
потенциально
опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Основные направления работы по ОБЖ
Безопасное поведение в природе
Безопасное поведение на дорогах
Безопасность собственной жизнедеятельности
Примерное содержание работы
1.
Ребенок и другие люди:
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
Ребенок и другие дети.
Если «чужой» приходит в дом.
2.
Ребенок и природа:
В природе все взаимосвязано.
Загрязнение окружающей среды.
Бережное отношение к живой природе.
Ядовитые растения.
Контакты с животными.
3.
Ребенок дома:
Умение
правильно
обращаться
с
некоторыми
предметами
в
том
числе
электроприборами, газовой плитой, инструментами и т.д.
Открытое окно, балкон как источник опасности.
Купание в водоемах
Умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес.
4.
Ребенок и улица:
Устройство проезжей части.
Дорожные знаки для водителей и пешеходов.
Правила езды на велосипеде.
О работе ГИБДД.
Правила поведения в транспорте.
Если ребенок потерялся на улице
Формы организации учебно-воспитательного процесса с детьми:
-занятия, игры- занятия;
- праздники, развлечения, досуги;
- беседы;
- тренинги;
- дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры;
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки,
- заучивание стихов по ОБЖ, стихотворения;
- отгадывание загадок, кроссвордов;
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций по теме, альбомов;
- сбор фотоматериалов, просмотр видео фильмов;
- театрализованные представления,
- обыгрывание ситуаций (правильного и не правильного поведения);
- встреча с интересными людьми (сотрудниками ГИБДД, МЧС)
- участие в конкурсах разного уровня прямых и дистанционных, как детей, так и
педагогов,
- мультимедийные презентации (когда нельзя рассказать, а только показать);
-работа над проектами.
Развитие у детей безопасного поведения осуществляется поэтапно:
I Этап. «Я знаю»
Уточнение и систематизация знаний дошкольников о правилах безопасного поведения
дошкольников преимущественно через дидактические игры.
Здесь используются такие методы и приемы, как:
-обучение
-чтение и обсуждение
-рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий
-загадывание загадок, разные задания
Обучение занимает ведущее место ( через дидактические игры)
Игры направлены на закрепление знаний об источниках опасности
«Что мы знаем о вещах», «Раз, два, три, что опасно – найди», «Соедини по точкам».
«Что расскажет экологический знак», «Убери на место» и др.
Игры на закрепление знаний о действиях в опасных ситуациях
«Мы - спасатели», «Сто бед», «Я пожарный», «Почему эти предметы опасны»,
«Предметы быта», «Веселинка - Грустинка».
Чтение и обсуждение художественной литературы (особая роль здесь отводится
игровому персонажу, который рассказывает истории, происходившие с ним из-за
нарушения правил безопасности, и «открывает» вместе с детьми правила поведения)
Использование фотографий, картинок, иллюстраций
Загадывание загадок , разные задания и т. п. (сказочный персонаж)
II Этап . «Я знаю и понимаю»
Усвоение умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий и
моделирования возможных угрожающих ситуаций.
Здесь используют такие методы и приемы, как:
-ситуативно - имитационное моделирование;
-инсценировка и анализ проблемно обучающих ситуации;
-обыгрывание отрывков из литературных произведений;
-обсуждение сюжетов ролевых игр;
-продуктивная деятельность.
Ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать
действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать
угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.
Определены условия реализации метода СИМ в работе с детьми:
-использование макета домашней обстановки (лес, поляна, луг) или специально
сконструированной предметно-игровой среды;
-предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением
детей;
- введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой
деятельности;
-поддержание адекватного эмоционального фона.
Специально изготовить макет кухни и комнаты, где разыгрывать ситуации опасного и
не опасного поведения в быту. В дополнение к макету вырезать из бумаги мебель,
инструменты, бытовая техника и др.
Например:
В квартире оставили малышей одних. Их родители ушли на работу. Давайте, ребята
подскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы
не случилось беды. Около каждого предмета поставим предупреждающий знак
Х – нельзя пользоваться.
! – осторожно пользоваться.
Вспомнить вместе с детьми правила безопасности:
• Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места.
Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности.
• Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это невкусно, а во-
вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
• Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду,
хлорку, средства от тараканов. Чтобы не приключилась беда.
III Этап.
«Я знаю, понимаю, могу изменить»
На этом этапе, на основе имеющихся у детей знаний и представлений развивается
осознанное отношение к непредвиденным ситуациям, используются знания для
изменения ситуации (моделирования) с целью обеспечения личной безопасности и
безопасности окружающих.
Здесь используются следующие методы и приемы:
- проблемно – игровые ситуации;
- игры – драматизации и инсценировки;
- игры тренинги с дальнейшим обсуждением (анализом) сценария событий;
- формулирование выводов;
- выбор новой модели поведения.
Проблемно-игровые ситуации
Помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся
ответственному
и
бережному
отношению
к
природе
(не
разорять
муравейники,
кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дети знакомятся с представителями
региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об
опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с
животными.
Например:
«В парке», «Ядовитые растения», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное»,
«Собака – друг человека».
Игры
тренинги с телефоном
Для формирования умений обращения за помощью в случае необходимости и
закрепления у дошкольников своего домашнего адреса.
В игровой тренинг ребенок дома один; ребенок дома с братьями, сестрами; ребенок
дома со взрослыми - следует включить разного рода "уговоры", привлекательные
обещания (например: «Волк и семеро козлят»).
Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг
способствует развитию у них поисковой активности.
Моделирование ситуаций
Дает ребенку практические умения, применить полученные знания на деле и развивает
мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных
ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить
детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Воспитатель
постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их
строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Например:
моделирование ситуации: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод,
что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе и твои
действия.
Например:
Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места
красными кружочками».
Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту.
Игры –драматизации
Способствуют повышению активности детей, которые можно включать в занятия
-после прочтения художественного произведения, развлечение «Кошкин дом»
-чтение художественного произведения с последующим рассматриванием
иллюстраций или картин;
-чтение и последующая изобразительная деятельность;
-занятие-инсценировка «Когда мамы нет дома».
Например:
Игра «Путешествие в лес»
(учить тренировать звать на помощь, находить выход из положения, правильно себя
вести).
Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и
оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.