Автор: Харланова Галина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ им.Н.В.Парахина
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СПО
Раздел: среднее профессиональное
ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ЗАОЧНОЙ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СПО
Харланова Г.А.
преподаватель
Многопрофильный колледж
ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
имени Н.В. Парахина
Комплексный подход в образовании СПО направлен на развитие у
студентов способностей умения решать профессиональные задачи в
соответствии
с
требованиями
к
личностным
и
профессиональным
качествам. Поэтому студенты должны уметь:
-
выявлять проблему и находить пути ее решения;
-
работать в коллективе, группе; знать основы планирования,
анализа;
-
принимать управленческие решения;
-
самостоятельно приобретать новые знания и творчески применять
их на практике.
Изучаемые
учебные
дисциплины
предполагают
объемную
самостоятельную работу. Поэтому для преподавателя важно вызвать у
обучающихся интерес к образовательному процессу. Этому способствует
личностно - ориентированный подход в обучении. Основными критериями
данного подхода являются:
- учет индивидуальности обучающегося и определение в качестве
цели образования свободное развитие личности;
-
придание личностной значимости содержанию образования;
-
создание условий для реализации творчества в различных видах
учебной деятельности.
Общеизвестные современные модели личностно-ориентированного
подхода к образованию такие, как дидактическая (В.В. Сериков),
проективная
(Н.А.
Алексеев),
психолого
-
дидактическая
(И.С.
Акиманская),
культурологическая
(Е.В.
Бондаревская)
способствуют
повышению уровня профессионального образования. При обучении
студентов в деятельности с обучением. Студент-заочник обдуманно и
целенаправленно подходит к обучению. Зная профессию на практике, он
стремится овладеть основной терминологией и теоретическими знаниями
по специальности, а не наоборот. Если в 15 лет студент с трудом
представляет, кем он хочет стать, и за него, в основном, решают близкие и
друзья, то в 20 лет и старше - он уже определяется и самостоятельно
делает свой выбор. В данном случае роль учебного заведения сводится к
решению
проблем
успешного
социального
партнерства
на
уровне
эффективного социального диалога между колледжем и предприятием-
работодателем. Колледж рассматривается как открытая образовательная
система,
которая
способна
развиваться
лишь
при
постоянном
взаимодействии
с
внешней
средой.
Среда
является
существенным
условием становления личности, а под воздействием деятельности
человека среда способна изменяться сама. Основная цель образовательной
системы Многопрофильного колледжа сводится к созданию условий для
развития личности студента, в том числе студента – заочника, и его
профессионализма.
Образовательная
среда
на
различных
уровнях
функционирования системы различается как:
-
образовательная среда отдельной личности;
-микросреда
(сообщества,
группы,
формальные
и
неформальные
добровольные объединения и д.);
-
локальная и внешняя среда образовательного учреждения.
Применительно
к
учреждениям
среднего
профессионального
образования, механизм социального партнерства определяется как сложная
система взаимосвязей между различными субъектами, проявляющими
интерес
к
его
деятельности.
Основу
функционирования
и
совершенствования социального партнерства составляют: определение
круга участников, системы взаимосвязей и пути их формирования.
Субъектами социального партнерства в колледже являются:
•
образовательное учреждение (преподаватели, сотрудники, студенты);
•
органы управления образованием по Орлу и Орловской области;
•
центр занятости населения;
•
школы и ВУЗы;
•
родители;
•
работодатели (государственные и частные организации);
•
СМИ (средства массовой информации);
•
Общественные и коммерческие организации;
•
Российская Армия.
Эффективность социального партнерства зависит от согласованности и
совместных
усилий
субъектов,
от
понимания
ими
возможности
становления механизма взаимодействия. По сути, социальное партнерство
становится для колледжа механизмом саморазвития, самоорганизации и
социальной адаптации профессионального образования. Организация
социального партнерства напрямую зависит от понимания его сущности в
сфере профессионального образования. Наиболее точное определение
социального партнерства дает X. Морель, считая, что «партнерство»
означает
разнообразные
формы
сотрудничества,
в
которых
предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера
образования
общими
силами
создают
форму
и
содержание
профессиональной подготовки и обучения. Ведущими же выступают
экономические мотивы социального партнерства. Создание структуры
социального партнерства возможно на различных социальных уровнях:
-макроуровне (правительство, министерства и ведомства, региональные
органы управления и
др-);
-мезоуровне
(профсоюзы
отрасли,
ассоциации
работодателей,
региональные органы управления и др.);
-
микроуровне (децентрализация управления образованием и автономность
учебных заведений).
Известны два подхода к формированию партнерских связей учебного
заведения, предприятия и экономики:
1.восстановительный
-
более
традиционный,
основу
которого
составляет неформализованный диалог с вкраплениями инновационных
элементов,
включающих
переориентацию
руководителей
учебного
заведения
с
позиций
«просителя»
на
равнозаинтересованное
сотрудничество с малым, средним и крупным бизнесом, а также
творческое отношение к действующим государственным образовательным
стандартам.
2.конструированный,
предусматривающий социальный диалог на
всех
уровнях
-
политическом,
экономическом,
социально-
психологическом, организационно-операциональном.
Взаимодействие с социальными партнерами на заочном отделении
колледжа
включает
планомерную
совместную
разработку
и
рецензирование учебных программ, проведение тематических экскурсий
на предприятия, выставки и конференции. Компании «Жилстрой»,
«Орелстрой», «Стройиндустрия» и другие, на базе которых осуществляют
свою профессиональную деятельность большинство студентов заочного
отделения
специальности
строительство
и
эксплуатации
зданий
и
сооружений,
направляют
на
учебу
своих
рабочих,
рассчитывая
в
перспективе на получение высококвалифицированных специалистов.
В настоящее время работодатели, являясь основными заказчиками
рабочей
силы,
оказывают
большое
влияние
на
реализацию
образовательного процесса, но почти не участвуют в финансировании
образовательных учреждений. Более того, требуется усовершенствование
государственных программ по обеспечению потребителей трудовыми
ресурсами, прогноза развития рынка труда, необходимой нормативно-
правовой базы. Все это в совокупности, несомненно, будет способствовать
развитию социального партнерства в профессиональном образовании,
которое рассматривается как одно из условий общественного развития и
является
основным
показателем
качества
предоставляемых
образовательных услуг.
Особенно это значимо для студентов, обучающихся на заочном
отделении. По сравнению с очной формой количество аудиторных часов у
студентов-заочников сокращено в несколько раз. В первую очередь,
учитывается, что они уже имеют определенную профессиональную
практику. Поэтому основными задачами личностно-ориентированной
педагогики является индивидуальный и дифференцированный подход к
каждому
обучаемому,
учет
его
мотиваций,
способностей,
психофизиологических
особенностей,
накопленный
социальный
профессиональный опыт. Данная технология позволяет корректировать
учебные планы, отражая интересы студентов, а также особенности региона
с
учетом
специфики
производственных
предприятий.
Это
дает
возможность преподавателю расширить функции обучения от простой
передачи
знаний
студентам
к
более
сложным
-информационно
-
контролирующей и консультационно - координирующей деятельности.
Для
формирования
профессиональной
компетенции
студентов
эффективно используются инновационные технологии. В организации
учебных занятий преподаваемых мною дисциплин «История архитектуры»
и «Культурология», широко применяются элементы деятельностных
технологий.
Среди
них
необходимо
отметить
метод
«Анализ
производственных ситуаций». Сущность метода состоит в оценке действий
участников
предложенной
производственной
ситуации;
вычленении
основных элементов и оценке их совокупности анализа ситуационных
производственных
задач.
Например,
учебное
«Деловое
общение»
способствует формированию у студентов профессиональных умений.
Студенты учатся делать анализ производственной ситуации; находить
способы решения сквозных, комплексных, целевых комплексных задач,
выполнять
действия
(расчеты)
обусловленных
вопросов
(заданием).
Занятия, на которых используется такой метод, как деловая игра, вызывают
повышенный интерес у студентов-заочников. Так как иногда происходит
совпадение игровой роли с социальной ролью. Пережитая в реальной
конфликтной
ситуации
эмоциональная
напряженность,
помогает
естественно исполнить взятую на себя роль. Но позитивная особенность
деловой игры заключается и в том, что она предлагает участникам оценить
правомерность своего предыдущего поведения не только с точки зрения
рабочего, но и с позиции руководящего должностного лица. Кроме того
они имеют возможность воспользоваться различными конструктивными
вариантами решений задачи. Например, в деловой игре «Контроль качества
общестроительных работ», участники вступают во взаимоотношения друг
с
другом,
демонстрируя
профессиональные
знания
и
умения,
оперативность, коммуникабельность.
Эффективность
применения
метода
«Погружение
в
профессиональную
деятельность»
достигается
благодаря
логической
последовательности
использования
лекционных,
семинарских,
практических занятий, внеаудиторных контрольных работ.
При
использовании
метода
«Моделирование
профессиональной
деятельности»
на
занятиях
создаются
условия
к
практическому
формированию профессионально значимых умений и навыков. Различают
модели семиотические (система заданий, включающих работу с текстом);
имитационные (решение социально-профессиональных задач); социально-
обучающие (коллективные формы работы). Основу метода «Контекстное
обучение» составляет теория деятельности, средством которой является
контекст, т. е. система условий (внешние условия, «субъект - объектные»
отношения).
Значительное
внимание
на
учебных
занятиях
со
студентами-
заочниками
уделяется
применению
мультимедийной
технологии.
Проведение
интерактивных
лекций
с
использованием
слайд-шоу,
компьютерных презентаций является одной из наиболее эффективных
форм передачи информации. Интерактивные лекции позволяют передать
определенный объем информации, вовлекая всех участников в процессе
обучения.
Необходимо отметить, что в учебном процессе на заочном отделении
часто
используются
компьютерные
презентации,
которые
являются
практическими результатами научно-исследовательских работ студентов
очной формы обучения. Осознание того, что данные презентации созданы
студентами, вызывает у заочников искренний интерес. Кроме того, в
педагогической деятельности практикуется присутствие заочников на
защите проектных работ студентов очной формы обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что комплексный подход в
образовании СПО способствует у студентов заочной формы обучения
развитие личностных и профессиональных качеств.
Литература
1.
Борисова, Т.Г. Технология проектного обучения / Т.Г. Борисова //
Образование в современной школе. - 2011.-№5.-С.24-29.
2.
Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб
пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. - 3-е изд., испр.
и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.