Напоминание

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СПО


Автор: Харланова Галина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ им.Н.В.Парахина
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ЗАОЧНОЙ

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СПО

Харланова Г.А.

преподаватель

Многопрофильный колледж

ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

имени Н.В. Парахина

Комплексный подход в образовании СПО направлен на развитие у

студентов способностей умения решать профессиональные задачи в

соответствии

с

требованиями

к

личностным

и

профессиональным

качествам. Поэтому студенты должны уметь:

-

выявлять проблему и находить пути ее решения;

-

работать в коллективе, группе; знать основы планирования,

анализа;

-

принимать управленческие решения;

-

самостоятельно приобретать новые знания и творчески применять

их на практике.

Изучаемые

учебные

дисциплины

предполагают

объемную

самостоятельную работу. Поэтому для преподавателя важно вызвать у

обучающихся интерес к образовательному процессу. Этому способствует

личностно - ориентированный подход в обучении. Основными критериями

данного подхода являются:

- учет индивидуальности обучающегося и определение в качестве

цели образования свободное развитие личности;

-

придание личностной значимости содержанию образования;

-

создание условий для реализации творчества в различных видах

учебной деятельности.

Общеизвестные современные модели личностно-ориентированного

подхода к образованию такие, как дидактическая (В.В. Сериков),

проективная

(Н.А.

Алексеев),

психолого

-

дидактическая

(И.С.

Акиманская),

культурологическая

(Е.В.

Бондаревская)

способствуют

повышению уровня профессионального образования. При обучении

студентов в деятельности с обучением. Студент-заочник обдуманно и

целенаправленно подходит к обучению. Зная профессию на практике, он

стремится овладеть основной терминологией и теоретическими знаниями

по специальности, а не наоборот. Если в 15 лет студент с трудом

представляет, кем он хочет стать, и за него, в основном, решают близкие и

друзья, то в 20 лет и старше - он уже определяется и самостоятельно

делает свой выбор. В данном случае роль учебного заведения сводится к

решению

проблем

успешного

социального

партнерства

на

уровне

эффективного социального диалога между колледжем и предприятием-

работодателем. Колледж рассматривается как открытая образовательная

система,

которая

способна

развиваться

лишь

при

постоянном

взаимодействии

с

внешней

средой.

Среда

является

существенным

условием становления личности, а под воздействием деятельности

человека среда способна изменяться сама. Основная цель образовательной

системы Многопрофильного колледжа сводится к созданию условий для

развития личности студента, в том числе студента – заочника, и его

профессионализма.

Образовательная

среда

на

различных

уровнях

функционирования системы различается как:

-

образовательная среда отдельной личности;

-микросреда

(сообщества,

группы,

формальные

и

неформальные

добровольные объединения и д.);

-

локальная и внешняя среда образовательного учреждения.

Применительно

к

учреждениям

среднего

профессионального

образования, механизм социального партнерства определяется как сложная

система взаимосвязей между различными субъектами, проявляющими

интерес

к

его

деятельности.

Основу

функционирования

и

совершенствования социального партнерства составляют: определение

круга участников, системы взаимосвязей и пути их формирования.

Субъектами социального партнерства в колледже являются:

образовательное учреждение (преподаватели, сотрудники, студенты);

органы управления образованием по Орлу и Орловской области;

центр занятости населения;

школы и ВУЗы;

родители;

работодатели (государственные и частные организации);

СМИ (средства массовой информации);

Общественные и коммерческие организации;

Российская Армия.

Эффективность социального партнерства зависит от согласованности и

совместных

усилий

субъектов,

от

понимания

ими

возможности

становления механизма взаимодействия. По сути, социальное партнерство

становится для колледжа механизмом саморазвития, самоорганизации и

социальной адаптации профессионального образования. Организация

социального партнерства напрямую зависит от понимания его сущности в

сфере профессионального образования. Наиболее точное определение

социального партнерства дает X. Морель, считая, что «партнерство»

означает

разнообразные

формы

сотрудничества,

в

которых

предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера

образования

общими

силами

создают

форму

и

содержание

профессиональной подготовки и обучения. Ведущими же выступают

экономические мотивы социального партнерства. Создание структуры

социального партнерства возможно на различных социальных уровнях:

-макроуровне (правительство, министерства и ведомства, региональные

органы управления и

др-);

-мезоуровне

(профсоюзы

отрасли,

ассоциации

работодателей,

региональные органы управления и др.);

-

микроуровне (децентрализация управления образованием и автономность

учебных заведений).

Известны два подхода к формированию партнерских связей учебного

заведения, предприятия и экономики:

1.восстановительный

-

более

традиционный,

основу

которого

составляет неформализованный диалог с вкраплениями инновационных

элементов,

включающих

переориентацию

руководителей

учебного

заведения

с

позиций

«просителя»

на

равнозаинтересованное

сотрудничество с малым, средним и крупным бизнесом, а также

творческое отношение к действующим государственным образовательным

стандартам.

2.конструированный,

предусматривающий социальный диалог на

всех

уровнях

-

политическом,

экономическом,

социально-

психологическом, организационно-операциональном.

Взаимодействие с социальными партнерами на заочном отделении

колледжа

включает

планомерную

совместную

разработку

и

рецензирование учебных программ, проведение тематических экскурсий

на предприятия, выставки и конференции. Компании «Жилстрой»,

«Орелстрой», «Стройиндустрия» и другие, на базе которых осуществляют

свою профессиональную деятельность большинство студентов заочного

отделения

специальности

строительство

и

эксплуатации

зданий

и

сооружений,

направляют

на

учебу

своих

рабочих,

рассчитывая

в

перспективе на получение высококвалифицированных специалистов.

В настоящее время работодатели, являясь основными заказчиками

рабочей

силы,

оказывают

большое

влияние

на

реализацию

образовательного процесса, но почти не участвуют в финансировании

образовательных учреждений. Более того, требуется усовершенствование

государственных программ по обеспечению потребителей трудовыми

ресурсами, прогноза развития рынка труда, необходимой нормативно-

правовой базы. Все это в совокупности, несомненно, будет способствовать

развитию социального партнерства в профессиональном образовании,

которое рассматривается как одно из условий общественного развития и

является

основным

показателем

качества

предоставляемых

образовательных услуг.

Особенно это значимо для студентов, обучающихся на заочном

отделении. По сравнению с очной формой количество аудиторных часов у

студентов-заочников сокращено в несколько раз. В первую очередь,

учитывается, что они уже имеют определенную профессиональную

практику. Поэтому основными задачами личностно-ориентированной

педагогики является индивидуальный и дифференцированный подход к

каждому

обучаемому,

учет

его

мотиваций,

способностей,

психофизиологических

особенностей,

накопленный

социальный

профессиональный опыт. Данная технология позволяет корректировать

учебные планы, отражая интересы студентов, а также особенности региона

с

учетом

специфики

производственных

предприятий.

Это

дает

возможность преподавателю расширить функции обучения от простой

передачи

знаний

студентам

к

более

сложным

-информационно

-

контролирующей и консультационно - координирующей деятельности.

Для

формирования

профессиональной

компетенции

студентов

эффективно используются инновационные технологии. В организации

учебных занятий преподаваемых мною дисциплин «История архитектуры»

и «Культурология», широко применяются элементы деятельностных

технологий.

Среди

них

необходимо

отметить

метод

«Анализ

производственных ситуаций». Сущность метода состоит в оценке действий

участников

предложенной

производственной

ситуации;

вычленении

основных элементов и оценке их совокупности анализа ситуационных

производственных

задач.

Например,

учебное

«Деловое

общение»

способствует формированию у студентов профессиональных умений.

Студенты учатся делать анализ производственной ситуации; находить

способы решения сквозных, комплексных, целевых комплексных задач,

выполнять

действия

(расчеты)

обусловленных

вопросов

(заданием).

Занятия, на которых используется такой метод, как деловая игра, вызывают

повышенный интерес у студентов-заочников. Так как иногда происходит

совпадение игровой роли с социальной ролью. Пережитая в реальной

конфликтной

ситуации

эмоциональная

напряженность,

помогает

естественно исполнить взятую на себя роль. Но позитивная особенность

деловой игры заключается и в том, что она предлагает участникам оценить

правомерность своего предыдущего поведения не только с точки зрения

рабочего, но и с позиции руководящего должностного лица. Кроме того

они имеют возможность воспользоваться различными конструктивными

вариантами решений задачи. Например, в деловой игре «Контроль качества

общестроительных работ», участники вступают во взаимоотношения друг

с

другом,

демонстрируя

профессиональные

знания

и

умения,

оперативность, коммуникабельность.

Эффективность

применения

метода

«Погружение

в

профессиональную

деятельность»

достигается

благодаря

логической

последовательности

использования

лекционных,

семинарских,

практических занятий, внеаудиторных контрольных работ.

При

использовании

метода

«Моделирование

профессиональной

деятельности»

на

занятиях

создаются

условия

к

практическому

формированию профессионально значимых умений и навыков. Различают

модели семиотические (система заданий, включающих работу с текстом);

имитационные (решение социально-профессиональных задач); социально-

обучающие (коллективные формы работы). Основу метода «Контекстное

обучение» составляет теория деятельности, средством которой является

контекст, т. е. система условий (внешние условия, «субъект - объектные»

отношения).

Значительное

внимание

на

учебных

занятиях

со

студентами-

заочниками

уделяется

применению

мультимедийной

технологии.

Проведение

интерактивных

лекций

с

использованием

слайд-шоу,

компьютерных презентаций является одной из наиболее эффективных

форм передачи информации. Интерактивные лекции позволяют передать

определенный объем информации, вовлекая всех участников в процессе

обучения.

Необходимо отметить, что в учебном процессе на заочном отделении

часто

используются

компьютерные

презентации,

которые

являются

практическими результатами научно-исследовательских работ студентов

очной формы обучения. Осознание того, что данные презентации созданы

студентами, вызывает у заочников искренний интерес. Кроме того, в

педагогической деятельности практикуется присутствие заочников на

защите проектных работ студентов очной формы обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексный подход в

образовании СПО способствует у студентов заочной формы обучения

развитие личностных и профессиональных качеств.

Литература

1.

Борисова, Т.Г. Технология проектного обучения / Т.Г. Борисова //

Образование в современной школе. - 2011.-№5.-С.24-29.

2.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб

пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. - 3-е изд., испр.

и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.



В раздел образования