Напоминание

"Зодчество Руси"


Автор: Харланова Галина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ им.Н.В.Парахина
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Зодчество Руси"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЗОДЧЕСТВО РУСИ

Харланова Г.А.

преподаватель

Многопрофильный колледж

ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

имени Н.В. Парахина

Методическая разработка «Зодчество Руси»

по учебной дисциплине ОП.04 История архитектуры предназначена для

студентов среднего профессионального образования.

Цель:

Приобщения студентов к наследию русской архитектуры как составляющей

части собственной культуры, воспитания патриотизма

.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина ОП.04 История архитектуры

Тема занятия «Зодчество Руси»

Цели:

1.Образовательная:

Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний о

русской истории архитектуры, культуре, практических умений студентов.

2.Воспитательные:

Воспитание

художественного,

эстетического

чувства

на

основе

русского народного творчества.

3.Развивающие:

Развитие познавательных способностей понимания живописных и

стилистических особенностей русской культуры.

Задачи:

1.Формирование умений использовать полученные теоретические

знания о культуре русского народа на практике.

2.Возбуждение интереса к познанию русской культуры через деловую

игру.

3.Развитие

самостоятельности

мышления,

способностей

к

саморазвитию,

самореализации,

рефлексии

через

активное

участие

в

конкурсах занятия.

4.Формирование знаний особенностей русского зодчества, народного

промысла, изобразительного искусства, русских обрядов и обычаев.

Тип занятия: контрольно-обобщающий.

Вид занятия: урок – игра.

Междисциплинарные связи: История, Литература, Рисунок.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка,

телевизор, DVD, диски DVD «Архитектура XII-XIX вв.», мультимедийная

презентация «Русский народный костюм», видеофильмы «Золотое кольцо

России», «Памятники старой Москвы», аудиозаписи русской народной

музыки, подлинные предметы крестьянского быта.

Место проведения: учебный кабинет № 208

Участники: студенты специальности 07.02.01 Архитектура

Литература:

Основные источники:

1.

История архитектуры: учеб. пособие / Н.В.Бирюкова. - М.: ИНФРА-М,

2011. -367 с. (Среднее профессиональное образование).

Дополнительные источники:

1.

Пилявский, В.И. Славина, Т.Д. Тиц, А.А. Ушаков, Ю.С. Заушкевич, Г.В.

Савельев Ю.Р. История русской архитектуры. - С-11 Стройиздат, 1984.

2.

А.В.Терещенко «История культуры русского народа» Москва ЭКСМО

2007.

3.

История

костюма.

1200-2000/Дж.

Канн;

Пер.с

англ.

М:

ООО

«Издательство Астрель»; «Издательство АРТ». 2003.-343,[ 1]С.

4.

История культуры русского народа/ А.В. Терещенко – М.:Экспо, 2007.-

736с.; ил.

5.

Ильина, Н.Б. Савенкова, О.А. Фомина, Е.Н. Поэзия народного костюма.

2008.-64с.

6.

Народный женский костюм XIX- начала XX

века. МФГУК РИАМЗ

«Северный Паломник», дизайн.

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

«ЗОДЧЕСТВО РУСИ»

Звучит звон колоколов. На экране - народный хоровод на фоне

голубого неба и белокаменного храма

Вступительное слово преподавателя.

Колокольный звон, словно голос памяти, возвращает нас в минувшие

столетия к истокам русской культуры. «Чти всегда следы прошлого» - под

таким девизом мы будем сегодня и вспоминать, и осмысливать старину

собственной народной культуры. Командам предстоит в занимательно-

познавательной форме проявить свои знания о русской культуре, обобщить

знания

особенностей

русского

зодчества,

народного

промысла,

изобразительного

искусства,

русских

обрядов

и

обычаев.

Продемонстрировать умения и глубже осознать значение родной культуры,

свое отношение к национальному наследию, личную взаимосвязь с ней. А

прикосновение к культуре – это всегда праздник. Так давайте же устроим

этот праздник для души, для себя, для гостей!

Конкурс №1 «Приветствие»

(5 баллов, 5 мин.)

(приветствие

игра-драматизация

на

основе

народных

песен,

частушек, прибауток)

Задание.

А сейчас настало время представить наши команды. Приветствие

каждая команда должна подготовить с использованием народных песен,

частушек и прибауток.

Анализ конкурса.

Конкурс №2 «Дар Валдая»

(1 ответ – 1 балл, 5 мин.)

(На экране представлены слайд – шоу с видами колоколов храмов г.

Ростова Великого, Московского Кремля)

Итак, в путь! Перелистаем озвученные колоколами страницы древних

летописей.

Из рода в род передавая,

Хранит народная молва

О колокольчиках Валдая

Сказаний ясные слова

Слова «дар Валдая» появились после публикации стихотворения поэта

– декабриста Ф.Глинки «Сон русского на чужбине», но это было потом.

Задание.

1.А в старине глубокой, чуть ли не с языческих времен при свободном

выпасе скота и лошадей, особенно в лесистой местности, на шеи животных

вешали колокольчики. По их резкому, глуховатому, далеко слышному звуку

можно было отыскать буренку или лошадь. Кроме того, издревле считалось,

что звук его отпугивает хищного зверя.

Назовите эти колокольчики.

Ответ: болтала.

2.По древнему обычаю, к свадьбе жених дарил невесте колокольчик.

Старые и опытные люди говорили, что по нежности и звонкости такого

колокольчика могут определить, крепко ли любит жених невесту.

Чем по поверью объяснялся особый звук свадебного колокольчика?

Ответ: особый звук свадебного колокольчика объясняли тем, что, по

поверью, мастер отливал его под пенье девушек, и их голоса, проникая в

металл и потом вырвавшись на свободу, пели голосом колокольчика. О

важности такого подарка говорит и то, что если колокольчик по какой-то

причине не был отлит к свадьбе, то она могла и расстроиться.

3.В народе колокола пользовались любовью и уважением. О них

сложены легенды и сказания. Объясните, почему именно так относились к

колоколам?

Ответ: считалось, что колокольный звон прогоняет громы и молнии,

град и огонь, голод и засуху, сатану и просто дурного человека.

4.Колокола мы неразрывно связываем с храмами, соборами, особенно с

белокаменным зодчеством.

Назовите общий вес колоколов древнего храма Ростова Великого и

расстояние слышимости голоса его самого большого колокола.

Ответ: 100 тон – общий вес. В России славились многие звоны, но

самыми знаменитыми были колокола Ростова Великого. Создание их

неповторимого ансамбля относится к 1681 году. Один из колоколов был

настолько большим, что его «язык» могли раскачивать только два звонаря, а

его голос был слышен за 20 верст.

5.В 1735 году в Москве был отлит колокол, о котором один из

западных путешественников, посетивший Москву в XVIII

веке, писал:

«Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом

царстве во всем мире». Назовите этот колокол и определите его вес.

Ответ: в 1735 году в Москве был отлит Царь-колокол. Весило это

чудо 12327 пудов, т. е. почти 200 тонн.

Анализ конкурса.

Когда мы говорим о колоколах, то всегда в нашем воображении

предстают храмы, соборы. Поэтому мы сейчас переходим к следующему

конкурсу,

который

называется

«Архитектурные

фантазии

будущего

культового зодчества».

Конкурс №3 «Архитектурные фантазии будущего культового

зодчества»

(5 баллов, 5 мин.)

Наиболее ярко идейные устремления русского народа нашли свое

отражение в каменном культовом зодчестве. Каменные храмы, как правило,

заменяли

более

древние,

деревянные,

впитывая

характерные

черты

народного зодчества, его живописность и мирскую интимность.

А теперь разрешите предложить еще один экскурс в историю.

Русская архитектура является художественным своеобразным стилем и,

хотя формы часто были заимствованы сначала в Византии, а затем на Западе,

русские мастера всегда преломляли их в соответствии с народными

традициями, что таким образом способствовало созданию художественного

своеобразного национального стиля. Представьте себе, что вы и есть те

самые зодчие, которым предстоит строить храмы.

Задание: Открытая защита проекта на тему: «Архитектурные фантазии

будущего культового зодчества»

Каждая команда в подготовительный период получила задание:

на основе реального православного храма составить проект будущего храма,

применяя

любые

фантастические

объемно-пространственные

и

композиционные решения.

Конкурс №4 «Старинные загадки»

(капитаны команд)

(5 баллов, 5 мин.)

В

народной

речи

«загадать»

означает

задумывать,

замышлять,

предлагать что-либо неизвестное для решения. Про загадку сам народ

говорил: «Без лица в личине», то есть «лицо» загаданного предмета скрыто

под маской, «личиной», под иносказанием. Загаданные предметы передаются

посредством других, имеющих отдаленное сходство с теми, о которых

умалчивается, или на загаданный предмет только намекают, указав на его

отдельные признаки. Загадками не только испытывается сообразительность

человека, они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в

сравнениях. Мир знакомый, обыденный увиден зоркими глазами народных

поэтов.

Задание.

Отгадайте старинные русские загадки. Перед Вами ответы на них в

виде подлинных предметов крестьянского быта (на столе расположены

подлинные предметы

крестьянского быта: лапти, холст,

лошадь, ухват,

самовар, серп и т.д.).

1.Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет.

(Ухват)

2. Всех кормлю с охотою,

а сама безротая (Ответ: ложка)

3.Летели две сороки;

У них четыре хвоста.

(Лапти)

4.Били меня, били

Колотили, колотили,

Клочьями рвали,

По полю валяли,

Под ключ запирали,

На стол сажали.

(Лен и холст)

5. Не шит, не кроен, а весь в рубцах

(Валёк)

6.Стоит толстячок

Подбоченившись бочок,

Шумит, кипит,

Уходить не велит.

(Самовар)

(!дополнительно -

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь)

Анализ конкурса.

Конкур с №5 Конкурс рисунка «Мода во все времена»

(5 баллов, 5 мин.)

Жители

старинных

городов

были

мало

похожи

на

наших

современников, они одевались совершено по-иному.

Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы:

Ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли.

А молодки под убрусы

Прячут волосы свои:

В старину была коса,

Только девичья краса!

Предлагаю Вам вспомнить мир наших предков и увидеть, насколько

была необыкновенная и гармоничная сила в русском костюме, как она

менялась с потоком времени, как подчеркивалась открытая русская душа и

красота всего народа. Изучение истории костюма дает ключ к познанию

нравов и обычаев народа. Моду в одежде можно рассматривать как

выражение идей, разделяемых множеством людей в определенный период,

часто связанный с фундаментальными изменениями в системе моральных

или общественных ценностей и отражающих, таким образом, характерные

особенности этого периода.

Одежда наших предков во многом отличается от одежды современной

– той, которую мы привыкли видеть ежедневно, но во многом традиции

сохранились и до наших времен в тенденциях модельеров-дизайнеров.

Задание.

Представить

эскизы

современной

одежды

на

основе

русского

народного костюма.

(По

окончании

конкурса

-

слайд-шоу

демонстрации

моделей

современных модельеров С.Зайцева и Д.Симачева).

Анализ конкурса.

(Звучит звон колоколов)

Выводы.

Заключительное слово преподавателя.

Под звон колоколов заканчивается наше путешествие к истокам

русской культуры. Надеюсь, что сегодня мы хоть немного, но прониклись

чувством

и

пониманием ее древности и величия.

Сохраните в душе это чувство, но не останавливайтесь на этом, а

познавайте и умножайте сказочно прекрасный мир в народном искусстве!

ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

1.

История архитектуры: учеб. пособие / Н.В.Бирюкова. - М.: ИНФРА-М,

2023. -367 с. (Среднее профессиональное образование).

Дополнительные источники:

1.

Пилявский, В.И. Славина, Т.Д. Тиц, А.А. Ушаков, Ю.С. Заушкевич, Г.В.

Савельев Ю.Р. История русской архитектуры. - С-11 Стройиздат, 1984.

2.

История

костюма.

1200-2000/Дж.

Канн;

Пер.с

англ.

М:

ООО

«Издательство Астрель»; «Издательство АРТ». 2003.-343,[ 1]С.

3.

История культуры русского народа/ А.В. Терещенко – М.: Экспо, 2007. -

736с.; ил.

4.

Ильина, Н.Б. Савенкова, О.А. Фомина, Е.Н. Поэзия народного костюма.

2008.-64с.

5.

Народный женский костюм XIX- начала XX

века. МФГУК РИАМЗ

«Северный Паломник», дизайн.



В раздел образования