Напоминание

Внеклассное мероприятие,посвященное творчеству М.И. Цветаевой.


Автор: Лилия Владимировна Голобурда
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 62 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА"
Населённый пункт: город Макеевка, Донецкая Народная Республика
Наименование материала: "Поступь легкая моя…"
Тема: Внеклассное мероприятие,посвященное творчеству М.И. Цветаевой.
Раздел: полное образование





Назад




Мероприятие, посвященное творчеству М.И. Цветаевой

Музыка «Поступь легкая моя…»

Выходят 2 женщины. Одна села за стол (Цветаева)

1 Чтец

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может — пьют вино,

Может — так сидят.

Или просто — рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Крик разлук и встреч —

Ты, окно в ночи!

Может — сотни свеч,

Может — три свечи...

Нет и нет уму Моему — покоя.

И в моём дому

Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,

За окно с огнём!

Чтец 2 - Цветаева встает и читает

С большою нежностью — потому,

Что скоро уйду от всех —

Я всё раздумываю, кому

Достанется волчий мех,

Кому — разнеживающий плед

И тонкая трость с борзой,

Кому — серебряный мой браслет,

Осыпанный бирюзой...

И все — записки, и все — цветы,

Которых хранить — невмочь...

Последняя рифма моя — и ты,

Последняя моя ночь!

Бой часов. Открывается занавес.

Выходят 3 девушки в черном + белый шарф на голове

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.(звук часов остановить)

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Свернуть

Танец «День Благовещенья»(до слов «Летите, куда глаза глядят»)

(снимают шарфы с голов)

Звук печатной машинки.

Говорят по очереди

Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163 см, с

фигурой египетского мальчика – широкоплеча, узкобедра, тонка в талии.

Юная округлость ее быстро и навсегда сменилась породистой сухопаростью;

сухи и узки были ее щиколотки и запястья, легка и быстра походка, легки и

стремительны – без резкости – движения.

Она смиряла и замедляла их на людях, когда чувствовала, что на нее смотрят

или, более того, разглядывают. Тогда жесты ее становились настороженно

скупы, однако никогда не скованны.

Строгая, стройная осанка была у нее: даже склоняясь над письменным

столом, она хранила «стальную выправку хребта».

Проста моя осанка,

Нищ мой домашний кров.

Ведь я островитянка

С далёких островов!

Живу — никто не нужен!

Взошёл — ночей не сплю.

Согреть чужому ужин —

Жильё своё спалю.

Взглянул — так и знакомый,

Взошёл — так и живи.

Просты наши законы:

Написаны в крови.

Луну заманим с неба

В ладонь — коли мила!

Ну, а ушёл — как не был,

И я — как не была.

Гляжу на след ножовый:

Успеет ли зажить

До первого чужого,

Который скажет: пить.

Звук печатной машинки.

Говорят по очереди

Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко,

рано начали седеть — и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося

ее лицом — смугло-бледным, матовым;

светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда.

Выходит девочка+ музыка фон

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлете,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплете.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тот час же к вам, бывало,

— Уж поздно!- Мама, десять строк!…-

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет, в воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы….

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приемыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком — корона…

Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы…

— О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О золотые имена:

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Звук печатной машинки.

Говорят по очереди

Голос был девически высок, звонок, гибок.

Речь – сжата, реплики – формулы.

Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна:

молниеносным выпадом сражала оппонента.

Была блестящим рассказчиком.

Стихи читала не камерно, а как бы на большую аудиторию.

Читала темпераментно, смыслово, без поэтических «подвываний».

Читала доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь ее, сама

предлагая:

«Хотите, я вам прочту стихи?»

Музыка

Звук печатной машинки.

Говорят по очереди

Была действенно добра и щедра: спешила помочь— хотя бы подставить

плечо; делилась последним.

Умея давать, умела и брать; долго верила в «круговую поруку добра».

Беспомощна не была никогда, но всегда — беззащитна.

Снисходительная к чужим, с близких — друзей, детей — требовала как с

самой себя.

Поздно ложилась, перед сном читала. Вставала рано.

Была спартански скромна в привычках, умеренна в еде.

Курила: в России — папиросы, которые сама набивала, за границей —

крепкие,

мужские

сигареты,

по

полсигареты

в

простом,

вишневом

мундштуке.

Пила черный кофе: светлые его зерна жарила до коричневости, терпеливо

молола в старинной турецкой мельнице.

С природой была связана воистину кровными узами, любила ее ..

Фон

«Бежит тропинка с бугорка»

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Все так же сонными лугами

Лениво движется Ока;

Колокола звонят в тени,

Спешат удары за ударом,

И все поют о добром, старом,

О детском времени они.

О, дни, где утро было рай

И полдень рай и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственным сарай.

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Все так же сонно-тяжело

Качаются на клумбах мальвы…

Навсегда родными в памяти ее остались Таруса - детства и Коктебель —

юности, их она искала постоянно….

Музыка «Дни летят»

5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу в Крыму встретились

Он и Она – Сергей Эфрон и Марина Цветаева.

Инсценировка

Звучит музыка

Я шла вдоль берега и собирала камешки.

(Марина собирает камешки. Появляется Сергей Эфрон. Смотрит на Марину).

Марина: И вдруг он - простой юноша с поразительно огромными в пол-лица

глазами…. Если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!

Он вложил мне в ладонь, розовый, крупный камень, который хранила всю

жизнь.

Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года. Короткий промежуток

между их встречей и началом Первой мировой войны был единственным в их

жизни периодом бестревожного счастья. Именно ему, любимому мужу,

другу будут написаны лучшие стихи.

Одно из самых известных и проникновенных стихотворений, так называемая

«Песнь к любимому», было положено на музыку Андреем Петровым и

прозвучало в кинофильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», который

вышел в прокат в 1984 году.

Видеофрагмент из кинофильма. Лариса Огудалова поёт романс

«Под лаской плюшевого пледа…»

Танец

Тревожная музыка

Говорят по очереди

1914 год. Грянула Первая мировая война. Потом революция. Сергей Эфрон

уехал на Дон, где формировались первые части Белой гвардии. Он любил

Россию фанатично и верил, что спасает её.

В годы гражданской войны связь между Марины Цветаевой и Сергеем

Эфроном оборвалась почти полностью.

Вскоре выяснилось, что Сергей Эфрон жив: волной отступления

корниловской армии его унесло в Чехию. Мгновенно, бесповоротно Марина

приняла решение об отъезде. Без Серёжи не мыслила своего существования.

Вед.1: Так началась семнадцатилетняя эпопея за рубежом.

Инсценировка.

Музыка французская. Выходит Цветаева

Разговор ведущего и Марины Цветаевой

Вед.1: Берлин.

Цветаева: Недолго.

Вед.1: Прага.

Цветаева: Три года.

Вед.1: Париж.

Цветаева: За семь лет Франции я бесконечно остыла сердцем. Париж мне

душевно ничего не дал.

Цветаева: Не Прага, даже деревня, душное…

Слёзы не проливающиеся, в счёт не идущие.

Как билась в своём плену

От скрученности и скрюченности…

И к имени моему

Марина – прибавить мученица.

В эмиграции Цветаева не прижилась. Всё чаще и чаще её стихи, поэмы, проза

отвергались газетами и журналами. В 1928 году появился последний

прижизненный сборник «После России».

Тревожная музыка

Марина Ивановна родилась 8 октября 1892 года

С 1910 года начало ее литературной деятельности

С 1922 – эмиграция: Берлин, Прага, Париж. Трудные жизненные условия,

тоска по Родине…

1939 год – Россия. Арест дочери Арианды и мужа Эфрона. Возвращение в

Москву с сыном Георгием. Попытки спасти дочь и мужа. Непринятие и …

конец

Начало войны. Эвакуация. Отъезд в Елабугу. Арест Сергея Эфрона.

31 августа 1941 года по гнетом личных несчастий и глубокой депрессии

Марина Ивановна Цветаева (звук колокола)…

Звучит «Аве Мария» Каччини в современной обработке.

Мариной Ивановной Цветаевой написано 15 поэтических сборников, 17

поэм, 8

стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-

литературная, эссеистская проза, письма, дневники.

Поэтесса говорила: «Вся моя жизнь – роман с душой. Возьмите стихи – это и

есть моя жизнь».



В раздел образования