Напоминание

"Роль детского оркестра в музыкальном воспитании дошкольников"


Автор: Ушакова Ксения Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –детского сада комбинированного вида "Надежда" детский сад комбинированного вида № 252
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль детского оркестра в музыкальном воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ушакова Ксения Сергеевна

Музыкальный руководитель,

Филиал МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда» Детский сад

комбинированного вида № 252

г. Екатеринбург

Роль детского оркестра в музыкальном воспитании дошкольников

Аннотация к статье.

В данной статье рассказывается о значении музыкального оркестра в

музыкальном воспитании дошкольников. Автором раскрываются задачи,

методы и формы инструментального музицирования.

Ключевые слова:

инструмент, детский оркестр, обучение детей, игра,

ребенок, способность.

Музыка и музыкальная деятельность является неотъемлемой частью

жизни любого человека. В дошкольном возрасте музыка является наиболее

благоприятным фактором для развития творческих способностей. В этот

период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное

восприятие окружающего мира.

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что

обучение детей игре на детских музыкальных инструментах раскрывает

перед

ними

новые

звуковые

горизонты,

способствует

развитию

их

музыкальных способностей и пробуждает интерес к инструментальной

музыке.

Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так

как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на

его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще

неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и

случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние

силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает

моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает

богатство душевного мира [5, c.104].

К сожалению, в условиях активного влияния рыночных механизмов,

музыка все чаще воспринимается как нечто простое и мимолетное. С раннего

возраста

детей

приучают

к

одностороннему,

упрощенному

и

стандартизированному восприятию мира, которое легко контролируется

средствами массовой информации. Однако доступность музыки не является

показателем ее высокой художественной ценности.

Затруднения,

возникающие

у

детей

дошкольного

возраста

при

восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них

первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-

слуховых представлений и мотивации к познанию, тем самым происходит

обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на

духовном развитии личности и народа в целом [6, с.5-6].

Для того чтобы избежать такой ситуации необходимо с раннего

возраста приучать ребенка к классической и народной музыке.

Знакомство с традициями и историей развития музыки, музицирование

на детских музыкальных инструментах, создание детьми аранжировок и

оригинальных произведений для игры на инструментах, поиск новых красок

и сочетаний в их звучании во время активного музицирования — все эти

виды

деятельности

определяют

творческий,

познавательный

и

увлекательный

характер

процесса

музыкального

развития

детей,

обусловливают его результативность [7, c.9-11].

Педагоги Н.А. Метлов и Л.И. Михайлова придавали большое значение

обучению игре на детских музыкальных инструментах, осознавая важность

данного вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских

музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе:

«Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А. Метлова,

«Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной, С.П.

Бублей «Детский оркестр», Кононова Н.П. «Обучение дошкольников игре на

детских

музыкальных

инструментах».

В

«Методике

музыкального

воспитания»

под

редакцией

Н.А.

Ветлугиной

дана

подробнейшая

классификация

музыкальных

инструментов

и

музыкальных

игрушек,

которые используются в работе с детьми.

История оркестра корнями уходит в далекие времена, когда по Руси

странствовали музыканты: гусляры, гудошники, ложечники и трещоточники.

На протяжении всей истории русского народа сохранялась привязанность к

простым народным инструментам.

В двадцатом веке Николай Афанасьевич Метлов первым стал

инициировать обсуждение вопросов, связанных с обучением детей игре на

музыкальных инструментах. В 30-х годах был создан первый детский

оркестр, который включал в себя простейшие ударные инструменты, такие

как звонки, погремушки, кастаньеты, бубен и барабан. Этот оркестр

предоставил детям возможность реализовать одно из их самых заветных

желаний — «играть музыку».

Постепенно в обиход детского сада вошли и новые образы детских

музыкальных игрушек и инструментов. Необходимо отметить, что термины

«музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны. К

первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в

сюжетно-ролевой игре. Ко вторым относят уменьшенные копии настоящих

инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

У музыкального оркестра в детском саду есть свои особые задачи:

- активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных

видов деятельности – игре в детском оркестре;

- воспитание интереса и любви к музицированию;

- практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми

понятиями музыкальной грамоты;

- создание предпосылок для развития творческого мышления;

- знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки

в практике инструментального музицирования.

Игра в оркестре в соответствии с ФГОС ДО решает следующие задачи:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том

числе их эмоционального благополучия;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирования общей культуры личности детей, в том числе, эстетических,

интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности

и

ответственности

ребенка,

формирования

предпосылок

учебной

деятельности;

-

формирование

благоприятных

условий

для

развития

музыкальных

способностей детей, создание положительного эмоционального климата в

детском коллективе, понимание произведений музыкального искусства;

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей

и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в

соответствии

с

возрастными

возможностями

и

особенностями

воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-

предусматривает

решение

программных

образовательных

задач

в

совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности

детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но

и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой

дошкольного образования;

- развитие ладового, ритмического и мелодического слуха, улучшение

качества пения, музыкально-ритмических движений;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми [13, с. 37-39].

Существует много возможностей использования детских музыкальных

инструментов в детском саду. Это индивидуальное музицирование и

коллективное

исполнение

в

детском

оркестре.

При

этом

занятия

выстраиваются по принципу отбора специальных методов (наглядный,

словесный,

пояснения,

практический

показа,

игровой

ситуации)

применительно к возрасту и способностей каждого ребенка.

В работе с детским оркестром используются все формы проведения

занятий:

- индивидуальная (на начальном этапе обучения игре на музыкальном

инструменте),

- групповая (при игре на однородных музыкальных инструментах),

- коллективная (при уверенной игре своих партий каждым участником

оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные

результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с

разъяснениями педагога. На этом этапе усиливается роль музыкального

руководителя как организатора детского музыкального оркестра.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в

раннем возрасте. Воспитатель или музыкальный руководитель играет на

инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик),

привлекая внимание малышей к различной окраске звучания. Знакомство с

музыкальными инструментами проходит в игровой форме [3, c.285].

Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку

(группа раннего развития), воспитатель может сопровождать звучание

марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить

звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках,

колокольчике. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, румбы и

других инструментов, соответствующих характеру произведения.

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в

движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на

этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт

музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик),

потом их действия становятся все более самостоятельными.

Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих

звукоряда.

Занятия

проводятся

с

небольшими

группами

детей

и

индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в

повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение

ритма музыки.

Для развития тембрового слуха уже в группе раннего развития

проводится музыкально-дидактическая игра: «Угадай, на чём играю?». Дети

узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала дается только два

контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до

четырех. Детей не просят давать названия этим инструментам, они

показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель

играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют

звучащие

инструменты,

но

через

несколько

занятий

дети

успешно

справляются с заданием.

В младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных

ложках,

кубиках,

погремушке,

музыкальных

молоточках,

барабане,

колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно

привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента,

использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик),

звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан).

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие

ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с

собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда

воспитатель просит детей сыграть матрешке, а она будет плясать. Дети с

удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре «Кто по лесу ходит?» задание усложняется. Дети учатся

сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит

мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей

различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое

звучание), в играх «Капельки большие и маленькие», «Какая птичка поёт?»,

дети различают от 1 и до 2 октавы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, используются такие

игры как: «Тихие и громкие ладошки», «Тихие и громкие звоночки», где дети

сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с

изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на

2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они

должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

В

средней

группе

впервые

начинают

обучать

детей

игре

на

музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого

металлофон.

Необходимо выделить ряд задач, которые должны быть поставлены для

этого непростого вида деятельности:

- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки

музицирования;

- развивать способность к спонтанному творческому поведению;

- создавать предпосылки к формированию творческого мышления.

Кроме главных, поставлен ряд сопутствующих задач:

- воспитание интереса и любви к музицированию;

- знакомство с многообразием мировой музыки;

- установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и

высокой музыкой, исполнение которой пока недоступно;

- развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего

мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;

- развитие навыков общения, сопереживания, контактности, взаимоуважения;

- формирование качеств, способствующих самоутверждению личности:

самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и

самовыражения.

Осуществить эти задачи возможно лишь на основе комплексного

развития музыкальности у детей: метроритмического чувства, тембрового,

интонационного и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты,

навыков элементарного импровизационного движения, а также социально-

коммуникативных качеств.

Мотивация деятельности детей - получение удовольствия, игра,

интерес к новому.

Музыкальный

материал:

русские

песенки-попевки,

потешки,

календарный и сказочный фольклор, танцы народов мира, современная

танцевальная музыка, жанровые авторские миниатюры (полька, марш, гавот,

экосез и т.п.).

В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных

инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм.

Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определенные

умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным

инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно,

развивают музыкальные способности.

В этой группе продолжается обучение игре на металлофоне. Дети

переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более

усложненным ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих

широкие интервалы. Разучивание таких партий начинается с работы на

бумажной клавиатуре. На ней дошкольники знакомятся с расположением

клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота

«до» первой октавы («на первом этаже») и «до» второй октавы («на втором

этаже»).

В

результате

дети

учатся

легко

находить

ноты

глазами.

Мелодическая линия «проигрывается» детьми на клавиатуре сначала в

первой

октаве,

затем

во

второй.

Когда

дети

научатся

хорошо

ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же

самое на металлофоне.

В подготовительной группе продолжается знакомство детей с нотным

станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте происходит через

игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребенка у

нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При

знакомстве с нотами используются короткие стихи из «Нотной азбуки». Дети

легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают

эмоциональный

отклик

у

детей.

На

каждом

последующем

занятии

закрепляется материал предыдущего и дается новый. Игровая форма

обучения помогает ребенку легко, без напряжения освоить графическое

изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание

нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на

музыкальных инструментах.

Проводя

последовательную

работу

по

инструментальному

музицированию можно сделать вывод:

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения

детям независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем

музыкальном

развитии.

Они

искренне

радуются

каждому

удачно

исполненному

ими

произведению.

Большое

удовольствие

доставляют

«публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на

праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.

Бесспорна

и

воспитательная

функция

оркестра,

поскольку

коллективное музицирование является также одной из форм общения. Дети

становятся более организованными, собранными, сосредоточенными, ведь

они несут ответственность за правильное исполнение своей партии, в едином

произведении. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в

достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность,

робость, неуверенность в своих силах.

Список литературы:

1.

Барсова И. Книга об оркестре.- М.: Музыка, 1969

2.

Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова» - Минск, 1991г.

3.

Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1985

4.

Ветлугина, Н.А. Детский оркестр / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение,

1981. – 123 с.

5.

Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А.

Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 320 с.

6.

Гогоберидзе, А.Г. Детство с музыкой / А.Г. Гогоберидзе, В.А.

Деркунская. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 656 с.

7.

Зимина А.Н. «Мы играем, сочиняем!» - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

8.

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм».

Композитор– Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»

9.

Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных

инструментах.- М., 1990

10. Костина, Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей

раннего и дошкольного возраста / Э.П. Костина. – М.: Линка-Пресс,

2008. – 320 с.

11. Морева, Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном

учреждении / Н.А. Морева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 304 с.

12.

Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П.

Радынова. – М.: Просвещение: Владос, 2009. – 320 с.

13.Сорокина

А.

С.

Оркестровая

деятельность

в

детском

саду

в

соответствии с ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015.

— №2. — С. 215

14.Трубникова М. «Играем в оркестре по слуху» - Москва, 2000г.

15.Тютюнникова

Т.

«Шумовой

оркестр

снаружи

и

изнутри»

-

«Музыкальная палитра» №6, 2006г.

16. Тютюнникова, Т. Элементарное музицирование с дошкольниками /

Т.Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание, 2000. – № 9 – 101 с.



В раздел образования