Напоминание

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО (для обучающихся в выпускных кассах )


Автор: Муратова Лия Рифатовна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: АОУ ДОД "ДШИ № 17" МО "Икрянинский район"
Населённый пункт: Астраханская область, с. Бахтемир
Наименование материала: методиеская разработка
Тема: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО (для обучающихся в выпускных кассах )
Раздел: дополнительное образование





Назад




АУ ДО «ШИ № 17» МО «Икрянинский район»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО

(для обучающихся в выпускных кассах )
(Методическая разработка) филиал с.Бахтемир АУ ДО «ШИ № 17» МО «Икрянинский район» преподаватель Муратова Л.Р. 2016 год
Результатом обучения предмету «Сольфеджио» в ДМШ являются выпускные экзамены, которые проводятся в два этапа: 1 этап – Письменная работа 2 этап – Устный экзамен 1-ый этап– Письменная работа. Диктант. Запись одноголосного диктанта. Мелодия экзаменационного диктанта представлена в форме периода, различной структуры, объёмом 8- 10 тактов. Интонационные и ритмические трудности соответствуют программе по сольфеджио выпускного класса. Возможны несложные виды хроматизмов, отклонения в тональности 1-ой степени родства(параллельную тональность, или тональность доминанты). Ритмические особенности: все пройденные длительности в размерах 2/4, 3/4, 4/4; пунктирные ритмы, различные виды синкоп. Время записи диктанта – 20-25 минут, количество проигрывания мелодии – 8-10 раз. Примеры мелодий экзаменационных диктантов: Г.Фридкин «Музыкальные диктанты» № 230, 419, 521, 536. 2-ой этап – Устный экзамен по сольфеджио. Экзаменационные билеты для устного ответа составлены и утверждены педагогическим составом отделения музыкально-теоретических дисциплин школы:
Устная часть экзамена включает в себя следующие формы работы: 1) Теоретические вопросы (обращение D 7, тритоны-2 пары; простые интервалы – консонансы, диссонансы, обращение, разрешение; буквенное обозначение звуков и тональностей; 4 вида трезвучия; вводные септаккорды; родственные, параллельные, одноименные тональности) 2) Интонационные упражнения в ладу: пение звукорядов гамм тональностей до 5-ти знаков в 3-х видах минора (натуральный, гармонический, мелодический виды мажора и минора); пение тритонов с разрешением в предложенной тональности; интервальных последовательностей в ладу. 3) Интонационные упражнения вне лада: пение от звука ↑ и ↓ малых, больших, чистых, тритонов с разрешением, D 7. 4) Спеть мелодию наизусть. 5) Чтение с листа. По выбору членов экзаменационной комиссии обучающему предлагается спеть с листа одноголосного примера. 6) Рекомендованные номера для выучивания наизусть: «Дружба», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», «Пусть всегда будет солнце», «Где-то на белом свете», «Одинокая гармонь», «Смуглянка», «Катюша», «Надежда», «Подмосковные вечера», «Война священная», «День победы» 7) Слуховой анализ:  определение на слух тональностей, диатонических и альтерированных ступеней в них  звукорядов мажорного и минорного ладов (3 вида), 7- миступенных диатонических ладов народной музыки
 определение на слух последовательности интервалов в тональности  определение на слух элементов музыкальной речи вне лада
Билет № 1
1. Тритоны. 2. Спеть: ↑c moll(м) –↓С dur(г). 3. Спеть в Es dur : а) тритоны; б) б3 l – м2 lll – ув4 lV – м6 lll – ч8 l. 4. В с moll спеть: t 5 3 – Vll ум7 – D6 5 – t 5 3. 5. Спеть от «до»: ч4↑, м7↑, М5 3 ↓, Б6 4 ↑, D 7. 6. Спеть мелодию наизусть. 7. Пение с листа. 8. Слуховой анализ.
Билет № 2
1. Обращение D 7. 2. Спеть: ↑А dur (г) –↓а moll . 3. Спеть в с moll : а) тритоны; б) ч5 l – м6 l – ум5 ll – б3 lll – б2 lV – ч5 l. 4. В D dur спеть: T 5 3 – D4 3 – T 5 3 – S 6 4 – T 5 3. 5. Спеть от «ре»: м2 ↓, D 7 ↑, Б5 3 ↓, м6↑, Б 6 4 ↑ , D 2 ↑. 6. Спеть мелодию наизусть. 7. Пение с листа. 8. Слуховой анализ.
Билет № 3

1. Буквенное обозначение звуков и тональностей. 2. Спеть: ↑h moll (г) –↓H dur. 3. Спеть в А dur : а) тритоны; 4. м6 lll – ч8 l. 5. В d moll спеть: t 5 3 – s 5 3 – t 6 4 – D 7 – t 5 3. 6. Спеть от «си»: ч4 ↑, Б5 3 ↓, б2 ↓, м7 ↑, М5 3 ↑, D 7 ↑. 7. Спеть мелодию наизусть. 8. Пение с листа. 9. Слуховой анализ.
Билет № 4
1. Вводные септаккорды. 2. Спеть: ↑ d moll (н) –↓ D dur(г). 3. Спеть в Е dur : а) тритоны; б) б3 l –ч4 l – ум5 Vll – м7 V – б3 l. 4. В с moll спеть: t 5 3 – s 5 3 – D 2 – t 5 3. 5. Спеть от «ми»: ч5 ↑, м6 ↑, б3 ↓, М5 3 ↑, ум 5 3 ↑, D 6 5 ↑. 6. Спеть мелодию наизусть. 7. Пение с листа. 8. Слуховой анализ.
Билет № 5
1. Родственные, параллельные и одноименные тональности. 2. Спеть: Е dur (г) –↓е moll. 3. Спеть в d moll: а) тритоны; б) м3 l – б2 lll – ув4 lV – б6 lll – ч8 l –ч5 l. 4. В Еs dur спеть: T 6– S5 3 – S 6 – D 7 – D 6 5 – Т5 3. 5. Спеть от «миь»: ч4 ↑, Б5 3 ↓, б2 ↓, м7 ↑, М5 3 ↑, D 7 ↑. 6. Спеть мелодию наизусть. 7. Пение с листа.
8. Слуховой анализ.


В раздел образования