ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО (для обучающихся в выпускных кассах )
Автор: Муратова Лия Рифатовна Должность: преподаватель теории музыки Учебное заведение: АОУ ДОД "ДШИ № 17" МО "Икрянинский район" Населённый пункт: Астраханская область, с. Бахтемир Наименование материала: методиеская разработка Тема: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО (для обучающихся в выпускных кассах ) Раздел: дополнительное образование
АУ ДО «ШИ № 17» МО «Икрянинский район»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СОЛЬФЕДЖИО
(для обучающихся в выпускных кассах )
(Методическая разработка)
филиал с.Бахтемир АУ ДО «ШИ № 17»
МО «Икрянинский район»
преподаватель Муратова Л.Р.
2016 год
Результатом обучения предмету «Сольфеджио» в ДМШ являются
выпускные экзамены, которые проводятся в два этапа:
1 этап – Письменная работа
2 этап – Устный экзамен
1-ый этап– Письменная работа. Диктант. Запись
одноголосного диктанта. Мелодия экзаменационного диктанта
представлена в форме периода, различной структуры, объёмом 8-
10 тактов. Интонационные и ритмические трудности соответствуют
программе по сольфеджио выпускного класса. Возможны
несложные виды хроматизмов, отклонения в тональности 1-ой
степени родства(параллельную тональность, или тональность
доминанты). Ритмические особенности: все пройденные
длительности в размерах 2/4, 3/4, 4/4; пунктирные ритмы,
различные виды синкоп.
Время записи диктанта – 20-25 минут, количество проигрывания
мелодии – 8-10 раз.
Примеры мелодий экзаменационных диктантов:
Г.Фридкин «Музыкальные диктанты»
№ 230, 419, 521, 536.
2-ой этап – Устный экзамен по сольфеджио. Экзаменационные
билеты для устного ответа составлены и утверждены
педагогическим составом отделения музыкально-теоретических
дисциплин школы:
Устная часть экзамена включает в себя следующие формы
работы: 1) Теоретические вопросы (обращение D
7,
тритоны-2 пары;
простые интервалы – консонансы, диссонансы, обращение,
разрешение; буквенное обозначение звуков и тональностей; 4 вида
трезвучия; вводные септаккорды; родственные, параллельные,
одноименные тональности)
2) Интонационные упражнения в ладу: пение звукорядов гамм
тональностей до 5-ти знаков в 3-х видах минора (натуральный,
гармонический, мелодический виды мажора и минора); пение
тритонов с разрешением в предложенной тональности;
интервальных последовательностей в ладу.
3) Интонационные упражнения вне лада: пение от звука ↑ и ↓
малых, больших, чистых, тритонов с разрешением, D
7.
4) Спеть мелодию наизусть.
5) Чтение с листа.
По выбору членов экзаменационной комиссии обучающему
предлагается спеть с листа одноголосного примера.
6) Рекомендованные номера для выучивания наизусть:
«Дружба», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», «Пусть
всегда будет солнце», «Где-то на белом свете», «Одинокая
гармонь», «Смуглянка», «Катюша», «Надежда», «Подмосковные
вечера», «Война священная», «День победы»
7) Слуховой анализ:
определение на слух тональностей, диатонических и
альтерированных ступеней в них
звукорядов мажорного и минорного ладов (3 вида), 7-
миступенных диатонических ладов народной музыки
определение на слух последовательности интервалов в
тональности
определение на слух элементов музыкальной речи вне лада
Билет № 1
1.
Тритоны.
2.
Спеть: ↑c moll(м) –↓С dur(г).
3.
Спеть в Es dur :
а) тритоны;
б) б3 l – м2 lll – ув4 lV – м6 lll – ч8 l.
4.
В с moll спеть: t 5
3
– Vll
ум7
– D6
5
– t 5
3.
5.
Спеть от «до»: ч4↑, м7↑, М5
3
↓, Б6
4
↑, D
7.
6.
Спеть мелодию наизусть.
7.
Пение с листа.
8.
Слуховой анализ.
Билет № 2
1.
Обращение D
7.
2.
Спеть: ↑А dur (г) –↓а moll .
3.
Спеть в с moll :
а) тритоны;
б) ч5 l – м6 l – ум5 ll – б3 lll – б2 lV – ч5 l.
4.
В D
dur спеть: T 5
3
– D4
3
– T 5
3
– S 6
4
– T 5
3.
5.
Спеть от «ре»: м2 ↓, D
7
↑, Б5
3
↓, м6↑, Б 6
4
↑
,
D
2
↑.
6.
Спеть мелодию наизусть.
7.
Пение с листа.
8.
Слуховой анализ.
Билет № 3
1.
Буквенное обозначение звуков и тональностей.
2.
Спеть: ↑h moll (г) –↓H dur.
3.
Спеть в А dur :
а) тритоны;
4.
м6 lll – ч8 l.
5.
В d moll спеть: t 5
3
– s 5
3
– t 6
4
– D
7
– t 5
3.
6.
Спеть от «си»: ч4 ↑, Б5
3
↓, б2 ↓, м7 ↑, М5
3
↑, D
7
↑.
7.
Спеть мелодию наизусть.
8.
Пение с листа.
9.
Слуховой анализ.
Билет № 4
1.
Вводные септаккорды.
2.
Спеть: ↑ d moll (н) –↓ D dur(г).
3.
Спеть в Е dur :
а) тритоны;
б) б3 l –ч4 l – ум5 Vll – м7 V – б3 l.
4.
В с moll спеть: t 5
3
– s 5
3
– D
2
– t 5
3.
5.
Спеть от «ми»: ч5 ↑, м6 ↑, б3 ↓, М5
3
↑, ум 5
3
↑, D 6
5
↑.
6.
Спеть мелодию наизусть.
7.
Пение с листа.
8.
Слуховой анализ.
Билет № 5
1.
Родственные, параллельные и одноименные тональности.
2.
Спеть: Е dur (г) –↓е moll.
3.
Спеть в d moll:
а) тритоны;
б) м3 l – б2 lll – ув4 lV – б6 lll – ч8 l –ч5 l.
4.
В Еs dur спеть: T 6– S5
3
– S 6 – D
7
– D 6
5
– Т5
3.
5.
Спеть от «миь»: ч4 ↑, Б5
3
↓, б2 ↓, м7 ↑, М5
3
↑, D
7
↑.
6.
Спеть мелодию наизусть.
7.
Пение с листа.
8.
Слуховой анализ.