Напоминание

"Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования"


Авторы: Мухаметова Лилия Рамдусовна, Лилия Рамдусовна Мухаметова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Старокаширская СОШ имени Зинната Хасанова"
Населённый пункт: село Сарайлы Сармановского МР Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования"
Раздел: начальное образование





Назад




«Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой

системы образования»

Модернизация российского образования ставит перед собой цель - создание

условий для повышения качества образовательных услуг, достижения новых

образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества.

Качество образования можно понимать как процесс и как результат. Качество

образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и

средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) само по себе еще не

гарантирует качества образования в целом. Сегодня меняется смысл понятия

"образовательные результаты". В современной педагогической психологии и

дидактике оно определяется как возрастание мотивационных, операциональных и

когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности составляют готовность к

решению значимых для нее проблем.

Ориентация

на

новые

образовательные

результаты

влечет

за

собой

существенные изменения в образовании. Прежде всего, актуализируется задача

формирования

навыков

самостоятельной

познавательной

и

практической

деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только

усвоение

знаний,

но

и

овладение

способами

этого

усвоения,

развитие

познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение

личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых

требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса,

построения индивидуальных образовательных программ.

Как

показывают

проведенные

психолого-педагогические

и

дидактические

исследования, подобным потенциалом обладают методики обучения на основе

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они

способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям,

возможностям

и

интересам

обучаемых,

развитие

их

самостоятельности

и

творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование

компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Таким

образом, мы говорим о формировании новой ИОС.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно

расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к

числу источников учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных

и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии,

ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности

можно

рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как

средства коммуникаций — локальные компьютерные сети или Интернет.

В таких условиях изменяются роли субъектов: в центре обучения оказывается

сам обучающийся — его мотивы, цели, его психологические особенности.

Ключевым компонентом в ИОС является компьютер. В то же время это и

инструмент

для

проведения

учебных

экспериментов,

проектирования

и

конструирования. Включение компьютеров в учебный процесс изменяет роль

средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые

информационные технологии изменяют учебную среду.

Сегодня используются в основном те возможности ИКТ (повышение

наглядности,

оперативный

контроль,

тренинг

типовых

умений,

повышение

интерактивности), которые "лежат на поверхности" и наиболее просто реализуемы.

Их реальная педагогическая эффективность, как правило, не оценивается, так как

считается очевидной.

Вместе с тем, попытки "вписать" средства ИКТ в традиционную парадигму

обучения с передачей при этом компьютеру определенной части функций

преподавателя, по существу, не приводят к перестройке образовательной среды ни в

технологическом, ни в результативном аспектах, поскольку компьютер при этом не

реализует свои специфические возможности, а выполняет некоторые обязанности

преподавателя. Такой подход не позволяет в полной мере использовать потенциал

средств ИКТ. Анализ перспективных направлений их применения в обучении

следует вести на основе рассмотрения специфических функций этих средств в

образовательном

процессе.

Новые

информационные

и

коммуникационные

технологии окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае,

если будут включены в соответствующую их возможностям модель обучения.

Образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ, целесообразно

разрабатывать, во-первых, в рамках личностно ориентированного обучения, во-

вторых,

с

опорой

на

достижение

новых

образовательных

результатов

приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и

способностей. Только в этом случае электронные образовательные ресурсы смогут

принципиально (по целевому основанию) изменить образовательную деятельность,

в которую включаются.

Среда — это не только субъекты и объекты (средства обучения и инструменты

деятельности — "инструментальные оболочки среды"), но и их содержательная

основа, "информационное наполнение". Именно оно в конечном итоге является

важнейшим фактором эффективности любого электронного ресурса.

Как

сформировать

и

эффективно

использовать

информационно-

образовательную среду? Ведь она, по существу, своего рода "конструктор", из

элементов которого можно построить много разнообразных систем обучения.

Для этого преподаватель должен проектировать образовательную деятельность по

этапам:

1этап. Проектирование:

- обосновывать модель обучения, определяемая принятыми целями, планируемыми

образовательными

результатами

(формированием

ключевых

компетенций)

и

характером предполагаемых совместных действий педагога и обучаемых в учебном

процессе, где главная роль принадлежит учащимся.

- разрабатывается проект образовательного процесса.

- анализ имеющихся в распоряжении возможностей, в том числе электронных.

2. этап. Моделирование:

- определить, какие конкретно процессы могут быть обеспечены ресурсами, а какие

нет.

- разработать схему будущих совместных действий преподавателя и обучаемых. Он

содержит перечень целей, проблем и заданий, способов деятельности, а также

возможных видов взаимодействия педагога с учащимися и учащихся между собой.

В зависимости от характера проектируемой информационно-образовательной среды

и организационных форм образовательного процесса (дистанционное обучение,

внутриаудиторная локальная сеть и т.д.) необходимо планировать использование

тех или иных средств и ресурсов коммуникационных технологий.

Проект

совместной

деятельности

относится

к

методической

части

информационно-образовательной среды. Он может быть помещен в базу данных в

виде определенной схемы с разной степенью детализации. Обучаемый, в случае

необходимости,

может обратиться за нужной информацией и самостоятельно

воспользоваться разработанной методикой, которая может быть дифференцирована

в

зависимости

от

уровня

предшествующей

подготовки

учащихся,

их

познавательных возможностей.

В

этом

случае

реализуется

диагностическая

функция

информационно-

образовательной среды, проявляющаяся в:

- установлении уровня предметных знаний и умений, на базе которых будут

формироваться новые;

- определении сформированности универсальных учебных действий, общеучебных

умений (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.);

- выявлении психолого-физиологических особенностей обучаемых.

Используя компьютер, преподаватель может выполнять действия, связанные с

созданием

тестовых

заданий,

их

тиражированием,

предъявлением

тестов,

обучаемым через локальную сеть, чем обеспечивается высокая оперативность и

продуктивность этого вида работы. Так можно не только предоставить учащимся

различные средства диагностики (тесты личности, интеллекта, учебных достижений

и др.), но и систематизировать, обработать результаты их выполнения и

обоснованно распределить обучаемых по отдельным учебным группам для

последующей организации дифференцированного, индивидуального обучения с

использованием различных электронных образовательных ресурсов.

Дальнейшие действия преподавателя связаны с организацией усвоения

учебного материала, и здесь функции средств обучения, входящих в состав

информационно-образовательной среды, весьма разнообразны:

- Во-первых, формирование мотивации и готовности к обучению. Для этого

можно использовать богатые возможности компьютера: визуализацию учебного

материала,

имитационное

моделирование

проблем

в

изучаемой

области

и

воссоздание ситуаций мотивационного характера.

- Во-вторых, это организация учебной деятельности. При этом в рамках

принятой нами модели обучения ее содержание существенно отличается от

традиционной. Знания не передаются в "готовом виде", а формируются посредством

организации

самостоятельных

исследований

обучаемых.

На

этом

этапе

использование компьютера связано, прежде всего, с реализацией функции

информационного моделирования (создания знаковых моделей) объектов изучения.

Благодаря

этому

обеспечивается

возможность

"погружения"

обучаемых

в

определенную предметную среду, где развертывается их исследовательская

деятельность, им предоставляется возможность проведения экспериментов с

моделями

изучаемых

объектов,

процессов

и

явлений.

Использование

информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение

таких

образовательных

результатов,

которые

в

рамках

традиционной

образовательной среды недостижимы.

Средства ИКТ помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую

проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности,

в частности, результатах решения учебных задач и создания проектов. Средства

контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и

самоконтроля учащихся.

Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их

базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для

повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в

том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную

модель,

важнейшими

характеристиками

которой

являются

личностно

ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей

обучаемых.

Подводя итог выше сказанному, отметим, что ФГОС делает акцент на создание

информационно-образовательной среды, что предполагает

стремительный рост

информационно-ресурсной базы, обеспечение свободного доступа к разнообразным

информационным

ресурсам,

дистанционности,

мобильности,

возможности

формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ,

интерактивности,

возможности

моделирования

эффективной

образовательной

среды.



В раздел образования