Авторы: Мухаметова Лилия Рамдусовна, Лилия Рамдусовна Мухаметова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Старокаширская СОШ имени Зинната Хасанова"
Населённый пункт: село Сарайлы Сармановского МР Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования"
Раздел: начальное образование
«Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой
системы образования»
Модернизация российского образования ставит перед собой цель - создание
условий для повышения качества образовательных услуг, достижения новых
образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества.
Качество образования можно понимать как процесс и как результат. Качество
образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и
средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) само по себе еще не
гарантирует качества образования в целом. Сегодня меняется смысл понятия
"образовательные результаты". В современной педагогической психологии и
дидактике оно определяется как возрастание мотивационных, операциональных и
когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности составляют готовность к
решению значимых для нее проблем.
Ориентация
на
новые
образовательные
результаты
влечет
за
собой
существенные изменения в образовании. Прежде всего, актуализируется задача
формирования
навыков
самостоятельной
познавательной
и
практической
деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только
усвоение
знаний,
но
и
овладение
способами
этого
усвоения,
развитие
познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение
личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых
требует осуществления личностно ориентированного образовательного процесса,
построения индивидуальных образовательных программ.
Как
показывают
проведенные
психолого-педагогические
и
дидактические
исследования, подобным потенциалом обладают методики обучения на основе
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они
способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям,
возможностям
и
интересам
обучаемых,
развитие
их
самостоятельности
и
творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование
компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Таким
образом, мы говорим о формировании новой ИОС.
Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно
расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к
числу источников учебой информации в этих условиях можно отнести базы данных
и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии,
ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности
можно
рассматривать компьютерные тренажеры, контролирующие программы и т.д., как
средства коммуникаций — локальные компьютерные сети или Интернет.
В таких условиях изменяются роли субъектов: в центре обучения оказывается
сам обучающийся — его мотивы, цели, его психологические особенности.
Ключевым компонентом в ИОС является компьютер. В то же время это и
инструмент
для
проведения
учебных
экспериментов,
проектирования
и
конструирования. Включение компьютеров в учебный процесс изменяет роль
средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые
информационные технологии изменяют учебную среду.
Сегодня используются в основном те возможности ИКТ (повышение
наглядности,
оперативный
контроль,
тренинг
типовых
умений,
повышение
интерактивности), которые "лежат на поверхности" и наиболее просто реализуемы.
Их реальная педагогическая эффективность, как правило, не оценивается, так как
считается очевидной.
Вместе с тем, попытки "вписать" средства ИКТ в традиционную парадигму
обучения с передачей при этом компьютеру определенной части функций
преподавателя, по существу, не приводят к перестройке образовательной среды ни в
технологическом, ни в результативном аспектах, поскольку компьютер при этом не
реализует свои специфические возможности, а выполняет некоторые обязанности
преподавателя. Такой подход не позволяет в полной мере использовать потенциал
средств ИКТ. Анализ перспективных направлений их применения в обучении
следует вести на основе рассмотрения специфических функций этих средств в
образовательном
процессе.
Новые
информационные
и
коммуникационные
технологии окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае,
если будут включены в соответствующую их возможностям модель обучения.
Образовательную среду, формируемую на базе средств ИКТ, целесообразно
разрабатывать, во-первых, в рамках личностно ориентированного обучения, во-
вторых,
с
опорой
на
достижение
новых
образовательных
результатов
—
приоритетное формирование у обучаемых исследовательских и проектных умений и
способностей. Только в этом случае электронные образовательные ресурсы смогут
принципиально (по целевому основанию) изменить образовательную деятельность,
в которую включаются.
Среда — это не только субъекты и объекты (средства обучения и инструменты
деятельности — "инструментальные оболочки среды"), но и их содержательная
основа, "информационное наполнение". Именно оно в конечном итоге является
важнейшим фактором эффективности любого электронного ресурса.
Как
сформировать
и
эффективно
использовать
информационно-
образовательную среду? Ведь она, по существу, своего рода "конструктор", из
элементов которого можно построить много разнообразных систем обучения.
Для этого преподаватель должен проектировать образовательную деятельность по
этапам:
1этап. Проектирование:
- обосновывать модель обучения, определяемая принятыми целями, планируемыми
образовательными
результатами
(формированием
ключевых
компетенций)
и
характером предполагаемых совместных действий педагога и обучаемых в учебном
процессе, где главная роль принадлежит учащимся.
- разрабатывается проект образовательного процесса.
- анализ имеющихся в распоряжении возможностей, в том числе электронных.
2. этап. Моделирование:
- определить, какие конкретно процессы могут быть обеспечены ресурсами, а какие
нет.
- разработать схему будущих совместных действий преподавателя и обучаемых. Он
содержит перечень целей, проблем и заданий, способов деятельности, а также
возможных видов взаимодействия педагога с учащимися и учащихся между собой.
В зависимости от характера проектируемой информационно-образовательной среды
и организационных форм образовательного процесса (дистанционное обучение,
внутриаудиторная локальная сеть и т.д.) необходимо планировать использование
тех или иных средств и ресурсов коммуникационных технологий.
Проект
совместной
деятельности
относится
к
методической
части
информационно-образовательной среды. Он может быть помещен в базу данных в
виде определенной схемы с разной степенью детализации. Обучаемый, в случае
необходимости,
может обратиться за нужной информацией и самостоятельно
воспользоваться разработанной методикой, которая может быть дифференцирована
в
зависимости
от
уровня
предшествующей
подготовки
учащихся,
их
познавательных возможностей.
В
этом
случае
реализуется
диагностическая
функция
информационно-
образовательной среды, проявляющаяся в:
- установлении уровня предметных знаний и умений, на базе которых будут
формироваться новые;
- определении сформированности универсальных учебных действий, общеучебных
умений (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.);
- выявлении психолого-физиологических особенностей обучаемых.
Используя компьютер, преподаватель может выполнять действия, связанные с
созданием
тестовых
заданий,
их
тиражированием,
предъявлением
тестов,
обучаемым через локальную сеть, чем обеспечивается высокая оперативность и
продуктивность этого вида работы. Так можно не только предоставить учащимся
различные средства диагностики (тесты личности, интеллекта, учебных достижений
и др.), но и систематизировать, обработать результаты их выполнения и
обоснованно распределить обучаемых по отдельным учебным группам для
последующей организации дифференцированного, индивидуального обучения с
использованием различных электронных образовательных ресурсов.
Дальнейшие действия преподавателя связаны с организацией усвоения
учебного материала, и здесь функции средств обучения, входящих в состав
информационно-образовательной среды, весьма разнообразны:
- Во-первых, формирование мотивации и готовности к обучению. Для этого
можно использовать богатые возможности компьютера: визуализацию учебного
материала,
имитационное
моделирование
проблем
в
изучаемой
области
и
воссоздание ситуаций мотивационного характера.
- Во-вторых, это организация учебной деятельности. При этом в рамках
принятой нами модели обучения ее содержание существенно отличается от
традиционной. Знания не передаются в "готовом виде", а формируются посредством
организации
самостоятельных
исследований
обучаемых.
На
этом
этапе
использование компьютера связано, прежде всего, с реализацией функции
информационного моделирования (создания знаковых моделей) объектов изучения.
Благодаря
этому
обеспечивается
возможность
"погружения"
обучаемых
в
определенную предметную среду, где развертывается их исследовательская
деятельность, им предоставляется возможность проведения экспериментов с
моделями
изучаемых
объектов,
процессов
и
явлений.
Использование
информационных технологий обучения зачастую делает возможным получение
таких
образовательных
результатов,
которые
в
рамках
традиционной
образовательной среды недостижимы.
Средства ИКТ помогают осуществлять текущую, тематическую и итоговую
проверку, постоянно накапливать информацию о результатах учебной деятельности,
в частности, результатах решения учебных задач и создания проектов. Средства
контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и
самоконтроля учащихся.
Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их
базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для
повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в
том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную
модель,
важнейшими
характеристиками
которой
являются
личностно
ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей
обучаемых.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что ФГОС делает акцент на создание
информационно-образовательной среды, что предполагает
стремительный рост
информационно-ресурсной базы, обеспечение свободного доступа к разнообразным
информационным
ресурсам,
дистанционности,
мобильности,
возможности
формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ,
интерактивности,
возможности
моделирования
эффективной
образовательной
среды.