Автор: Фостенко Ирина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 имени И.И.Тарасенко
Населённый пункт: станица Выселки Краснодарский край
Наименование материала: Социально-значимый проект
Тема: "ТЕПЛО НАШИХ РУК И СЕРДЕЦ"
Раздел: начальное образование
МАОУ СОШ № 2 СТАНИЦЫ ВЫСЕЛКИ
Проект "Тепло наших рук и сердец"
(из опыта работы учителя начальных классов по военно-
патриотическому воспитанию подрастающего поколения)
Фостенко Ирина Леонидовна
учитель начальных классов
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной
жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности. Патриотизм в
современных условиях- это, с одной стороны-преданность, своему Отечеству, а с
другой-знание исторического прошлого. Эти знания необходимы подрастающему
поколению, тем, кому передается эстафета истории. Но без наследия прошлого
и настоящего не может быть и будущего.
Проект «Тепло наших рук и сердец» направлен на изучение истории родного края
в
годы
Великой
Отечественной
войны,
ее
участников-ветеранов,
сбор
документальных материалов. Жизнь прошлых поколений содержит героические и
трагические страницы, благодаря знакомству с которыми воспитание из сферы
общих рассуждений переходит в область воссозданных реальных исторических
корней. Соприкасаясь с военной историей, школьники приобщаются к трудовому
и ратному подвигу народа, учатся на героических примерах беззаветному
служению Отечеству. Молодежь должна быть воспитана на позитивных примерах
своих земляков, хранить память и стремиться быть достойными старшего
поколения. Создание
совместно
одеяла
для
ветеранов
ВОВ
и
«Уголка
Славы» направлено на глубокое осознание и постижение великого подвига
советского
народа
через
изучение
фактов
жизни
ветеранов-односельчан,
переживших войну. Возвращение из небытия имен и судеб, пропавших без вести,
увековечение имени каждого участника Великой Отечественной войны.
Цель проекта:
развитие системы патриотического воспитания и обучения
школьников на основе формирования патриотических чувств и сознания.
Выбор темы исследования предопределен ее актуальностью и социальной
значимостью.
Главными организаторами проекта являются обучающиеся 1-4 классов МАОУ
СОШ № 2 ст. Выселки. Работа по проекту обозначена разноуровневым
взаимодействием
со
структурами
и
социальными
партнерами.
Это:
администрация школы, члены родительского комитета, ветераны ГСВГ в станице
Выселки, школьный музей, взаимодействие в Краснодарским Союзом ветеранов
ГСВГ в ЮФО, а также лично с генералом-полковником Терентьевым А.В.,
который является председателем Российского общества союза ветеранов ГСВГ по
РФ.
В основе работы над проектом является четкое планирование и распределение
обязанностей
среди
его
участников.
Вся
деятельность
строится
на
добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый выполняет посильную
часть общего дела и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей.
ФОРМЫ РАБОТЫ
1.Встречи с ветеранами, участниками боевых действий, казаками-
наставниками
2.Обзор книжных выставок
3.Экскурсия в музеи по Краснодарскому краю
4.Уроки мужества
5.Беседы, викторины, конкурсы
6.Благотворительные акции, проведение ярмарок в поддержку СВО
7.Конкурсы рисунков, сочинений
8.Тематические и виртуальные экскурсии
9.Работа с Интернет-ресурсами
10.Создание презентаций, видеофильмов
11. Печать классной газеты «Память»
12. Конкурс имени Г.Жукова
13. Конкурс «Мой род казачий»
14. Публикация сочинений детей «Я живу на Кубани!» в печатных изданиях
РФ
15. Бессмертный полк
16. Диктант Победы, казачий диктант
17. Имя Кубани. Имя класса.
Совместно с руководителем проекта составили план мероприятий с
последующим распределением обязанностей и участия. На данном этапе в
результате анкетирования была выявлена проблема, на решение которой
было направлено дальнейшее содержание проекта.
Были проведены соцопросы, по результатам работников школы, учащихся и
жителей села, группа социологов сделала следующие выводы:
-большинство взрослого населения знают, что их родственники воевали в
годы Великой Отечественной войны, не имеют представление об этом в
основном школьники;
-небольшое количество семей хранит реликвии военной поры (фото,
награды.)
Итак,
изучив
Конституцию
РФ,
«Закон
о
ветеранах»,
«Программу
патриотического
воспитания» и
другие
документы
мы
пришли
к выводу, что наши
действия
по
реализации
проекта
опираются
на
нормативно-правовую базу и не противоречат закону. Цель патриотического
воспитания - содействовать развитию у граждан в Самарской области
чувства
любви
к
своему
Отечеству,
причастности
к
его
судьбе,
ответственности за его состояние и развитие. Мы пришли к вывод,что в
Краснодарском крае, также как и в Российском государстве в целом, уделяют
большое внимание патриотическому воспитанию граждан, в первую очередь
молодежи.
Результативностью проекта стало подтверждение выдвинутой гипотезы.
Совместный
труд
школьников,
педагогов,
родителей,
администрации,
общественности при создании нашего проекта «Тепло наших рук и сердец» и
собранного материала по проекту способствовал формированию духовно-
нравственных, патриотических ориентиров подрастающего поколения. Весь
материал находится в «Уголке Славы» в свободном доступе.
Результативность реализации проекта отслеживалась через:
-анкетирование, социологический опрос учащихся, педагогов, родительской
общественности;
-анализ проведенных мероприятий;
-отзывы ветеранов, педагогов, учащихся, родителей;
-анализ документов, накопленных в период реализации проекта;
-общее количество участников;
-участие школьников в конкурсах, мероприятиях, акциях.
По итогам работы представлен документальный творческий отчет,
включающий в себя обобщение и выводы по проделанной работе с
подтверждающими материалами: сценарии, отзывы, фото, видеоматериалы и
др.
Рефлексия: Работа продолжается и теперь выпускники начальной
школы рассказывают о своем опыте ученикам 1-х классов нашей школы.
Фрагмент проекта:
Проводится квест-игра по станциям, на которых ребята знакомятся с
историей родного края, знакомятся с людьми, которых знают не только в
районе, но и в стране. Станции запланированы на весь учебный год. Каждая
станция имеет свой девиз, свою эмблему.
Квест-игра по станциям:
1.
Поисковая станция «Имя класса»
На классном часах родители делятся своими воспоминаниями о человеке,
который работал в нашей школе и посвятил себя образованию. Это
Александр Вячеславович Папаценко. Родители рассказали детям о том,
какой это был человек, как относился к людям, к урокам, к Родине.
Материалов о нем немного сохранилось, но благодаря нашим поискам
удалось составить биографию, нам удалось восстановить годы его работы
в школе и составить достижения высоких результатов, а также смогли
найти небольшой архив фотографий.
2.
Станция «Поможем вместе»
Встреча с нашими солдатами , которые находятся на СВО. В нашем
классе есть папы, которые сейчас несут службу. На этой станции мы
организовали сбор посылок и написание писем в зону СВО.
3.Станция «Ты не один!»
Акция написания писем одиноким старикам в интернат Пермской
области.
4.Станция «Знай историю страны!»
Участие детей в течение года в олимпиадах, конкурсах, викторинах по
военно-патриотическому воспитанию
5. Станция «Музейная»
Мы стали участниками проекта «Создадим музей». Наши экспонаты:
монеты, патроны, школьный инвентарь, грампластинки ,игрушки теперь
находятся в школьном музее.
6.Ярмарка «В помощь СВО!»
Дети к этому мероприятию самостоятельно пекут сладости, делают
своими
руками
поделки.
В
этом
мероприятии
большая
помощь
оказывается родителями обучающихся.
6.Станция «Одеяло»
Наши вязаные одеяла уже есть у нескольких ветеранов ВОВ , но не только
в нашем районе.
В 2024-2025 учебном году планируем связать своими руками одеяла и
передать в зону СВО.
7. Станция «Помним! Чтим! Не забудем!»
Посещение храмов на территории Выселковского района и встречи со
священнослужителями.
ВЫВОД:
Считаю, что формирование патриота начинается в начальной школе.
Все мероприятия, проводимые в школе, нравятся обучающимся, год от года
количество участников увеличивается. Как результат, растет количество
учеников , которые не боятся служить в армии и готовы связать свою жизнь с
вооруженными войсками Российской Федерации.
Считаю, что все проводимые в школе мною мероприятия способствуют:
-улучшению в большинстве своем дисциплины, успеваемости;
-уменьшению воздействия вредных привычек;
-осознанному убеждению в том, что служба в армии –это не только
Конституционный долг, но и почетная обязанность
-укреплению интернациональной дружбы
-воспитанию дружбы;
-улучшению коммуникабельности ребят.
Сложившаяся система военно-патриотического воспитания помогает
управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает
всей работе системность, последовательность и целенаправленность,
обеспечивает преемственность в организации и развитии военно –
патриотической деятельности учеников и всего педагогического коллектива
школы.
Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои
положительные результаты.
При встрече с моими выпускниками, которые проходят службу в армии,
приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в школе по военно-
патриотическому воспитанию.
Защита страны – наше кровное дело,
Здесь каждый обязан себя проявить.
Что сделали предки, отцы наши, деды,
Должны мы для наших детей сохранить.