Автор: Иванов Дмитрий Юрьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ Школа Взлетай" с.Булгаково
Населённый пункт: с.Булгаково
Наименование материала: Особенности организации уроков по футболу на уроке физической культуры.
Тема: Футбол в школе
Раздел: среднее образование
Особенности организации уроков по футболу на уроке
физической культуры.
Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обла-
дающим широкими возможностями для развития физических качеств и функ-
ций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. На-
чальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах раз-
личного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.
В условиях школьной спортивной базы, обеспеченности спортивным инвен-
тарем и оборудованием, подготовленности педагогических кадров необходима
разработка педагогически оправданных технологий обучения навыкам игры в
футбол, применение наиболее эффективных на начальном этапе подготовки
средств и методов для овладения технико-тактическими навыками игры.
Футбол имеет существенное отличие от трех спортивных игр, рекомендуе-
мых Программой по физической культуре: согласно правилам соревнований,
вся игровая деятельность в нем осуществляется ногами, за исключением вбра-
сывания мяча из-за боковой линии и игры вратаря. Поэтому футбол в большей
степени, чем другие спортивные игры, способствует развитию координации
движений, выполняемых ногами.
Футбол как доступный и достаточно популярный среди молодежи вид спорта
характеризуется высокой игровой и двигательной активностью. В основе двига-
тельной активности лежат функциональные возможности спортсменов, способ-
ность реализовывать их в игре.
Целью изучения футбола в общеобразовательной школе является воспита-
ние у учащихся потребности в занятиях футболом на протяжении всей жизни.
Она достигается путем решения следующих основных задач:
1.Укрепление здоровья школьников, повышение их физической подготовленно-
сти;
2.Приобретение знаний, позволяющих самостоятельно заниматься футболом;
3.Формирование умений и навыков, направленных на овладение комплексом
технических приемов и тактических действий игры в футбол, а в итоге — овла-
дение способностью на должном уровне играть во время учебы в школе и после
ее окончания.
Главной формой организации занятий по футболу в школе является урок. Он
охватывает все составляющие учебного процесса: методы и средства, этапы
усвоения, их последовательность и разнообразие сочетаний.
Урок физического воспитания проводят в зале, на открытых площадках или
футбольном поле, который длится 45 мин. Учитель создает на уроке оптималь-
ные условия для осуществления процесса физического развития. Урок, как и
другие формы занятий физическими упражнениями состоит из трех частей:
подготовительной, основной и заключительной.
Центральное место в подготовительной части урока занимает функциональ-
ная подготовка организма. Эта цель достигается при помощи легко дозирован-
ных упражнений, которые не требуют длительного времени на подготовку и вы-
полнение. Содержание подготовительной части урока должно быть четко связан
с последующей деятельностью учащихся на поле. Особое внимание при выпол-
нение общеразвивающих упражнений нужно уделять ногам и выполнять специ-
ально-беговые упражнения.
Цель урока достигается в его основной части. Она может иметь несколько
этапов. Сложные задачи, связанные с освоением нового материала, решают в
начале основной части урока. При этом придерживаются такой последователь-
ности: ознакомление, детализированное изучение и совершенствования. Ис-
пользуются на уроке следующие методы обучения:
словесный (лекции, книги,
беседы, дискуссии); наглядный (видеоматериалы, явления, наглядные посо-
бия); практический (практические занятия, творческие работы); обучение че-
рез создание проблемных ситуаций. Выполняются как индивидуальнее, так и
групповые упражнения (в парах, в тройке и т.д.)
В заключительной части урока необходимо обеспечить направлено, посте-
пенное снижение функциональной активности организма, для чего добираются
легко дозированные нагрузки.
Подробнее со старшими учениками проводятся еще и тематические занятия.
Тематический урок посвящается одной из тем учебной программы (физическая
подготовка, техника, тактика). На занятиях по футболу целесообразно приме-
нить в комплексной организации такие методы: круговой и текущий (для обуче-
ния); игровой и соревновательный (для совершенствования техники, тактики и
физической подготовки).