Автор: Сагитова Элина Артуровна
Должность: учитель физической кульутры
Учебное заведение: МОБУ Школа Взлетай" с.Булгаково
Населённый пункт: с.Булгаково
Наименование материала: Развитие психомоторной сферы личности у детей, имеющих расстройства аутистического спектра на уроках физической культуры
Тема: Расстройство аутистического спектра
Раздел: среднее образование
«Развитие психомоторной сферы личности у детей, имеющих расстройства
аутистического спектра на уроках физической культуры»
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) является
на сегодняшний день одной из актуальных проблем в системе современного образования,
так как с каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит обучаться все
больше и больше детей с диагнозом РАС. И проблема обучения и воспитания детей,
страдающих РАС сегодня является очень важной и мало разрешённой, ведь не каждый
педагог готов работать с детьми РАС.
Расстройствами аутистического спектра–
это нарушение нервного развития,
характеризующееся
проблемами
социального
взаимодействия,
двигательными
и
поведенческими стереотипами.
Согласно
мониторингу
общей
численности
детей
с
РАС
на
2020
год,
проводившийся в 85 субъектах РФ органами исполнительной власти, составила более 32
тысяч человек. Проведённый мониторинг выявил выраженную динамику увеличения
численности в 2,5 раза.
Сегодня
дети
с
такими
особенностями
развития
не
обязаны
посещать
специализированные
образовательные
учреждения.
Согласно
с
Федеральным
закономот 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», все общеобразовательные школы обязаны принять детей с диагнозом РАС и
обеспечить им специальные условия для получения качественного образования наравне со
своими сверстниками.
Для улучшения качества обучения детей данной категории на уроках физической
культуры, нам пришлось регулярно обращаться за консультацией к специалистам в этой
области и проходить курсы повышения квалификации.
У детей с РАС часто возникают трудности на занятиях физической культурой, так
как у них имеются серьезное нарушение психомоторной сфере личности, и поэтому дети с
РАС на уроке физической культуры занимались как индивидуально, так и вместе с
классом.
Психомоторная сфера личности- это сплав психологических и физиологических
механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в
проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.
Психомоторное развитие детей с аутизмом характеризуется рядом особенностей:
нарушением мышечного тонуса, точности и силы движений, их координированности,
плохим контролем равновесия, трудностями включения всего тела в единый процесс
движения, проявление агрессии, негативизма, неумение выстраивать межличностные
взаимоотношения с ближайшим окружением.
Движения детей могут быть вялы или,
наоборот, напряжённо скованы и механистичны, с отсутствием пластичности
Исходя из этого, проблема формирования и развития психомоторной сферы
личности обучающихся с РАС является значимой и актуальной на современном этапе.
Дети, страдающие РАС, нуждаются в специально подобранных средств и методах,
направленных на развитие психомоторной сферы. Таким одним из эффективных способов
можно отнести физические упражнения, так как грамотно подобранные методики и
приемы помогут скорректировать данное нарушение.
Предлагаю описание занятий урока физической культуры с детьми РАС.
1
Данной проблемой занималась кандидат педагогических наук, доцент кафедры
теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного
университета физической культуры, спорта и туризма, Эльвира Викторовна Плаксунова.
На основе полученных ею исследований была составлена программа коррекции
психомоторного развития «Моторная азбука» [6].
В нашей школе, в 2021 году открылся ресурсный класс для детей РАС, в котором
обучаются 6 учеников .
При подборе упражнений основывалась на программу Плаксуновой. Занятия ФК
проводятся с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка. Занятия проходили
совместно с другими обучающимися. Сначала все упражнения детьми РАС выполнялись
при сопровождении тьюторов, постепенно переходили на самостоятельную работу от
простого к сложному. Были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие
мелкой и крупной моторки. При выполнений упражнений и игр сопровождали тьюторы.
Были использованы на уроках следующие упражнения:
Упражнения на развитие крупной моторики: преодоления препятствий в виде
различных предметов (перешагнуть через скамейку, пройтись по обручу, перелазание на
гимнастическую стенку). Также использовались упражнения с различными мячами.
Начинаю с простого перекатывания мяча. Игра с мячом поможет развиться моторным
навыкам, навыкам зрительного движения, наблюдения за объектами. При положительном
результате можно переходить и к другим упражнениям: ударам ногой по мячу, отбиванию
его от пола, ловле руками.Также использовались Малоподвижные игры: День и Ночь,
Покажи нос
Упражнения для развития ориентации в пространстве ползание по тоннелю,
гимнастической скамейке, наклонной доске. Игра «Догони меня».
Упразднения на развитие равновесия.. Для начала начинаю с движения ребенка по
тонкой линии, потом через препятствия, а затем постепенно переходить к балансировке на
специальных оборудованиях и увеличиваю высоту. Пройтись шагом по гимнастической
скамейке при сопровождении тьюторами, которые учат удерживать равновесие, пока
остальные выполняют усложненный вариант, например, на носках, с поворотами и
т.д.
Также
стоять с закрытыми глазами неподвижно, усложнение – увеличение времени;
Упражнения на развитие мелкой моторики я использую такие упражнения как
положить мячи в коробку и достать, бросать в коробку, пальчиковые игры. «Ладушки»
Также активно использовались малоподвижные игры на внимание, на память,
такие как «Запрещенное движение», заключается в повторении учеников за учителем
определенных движений.
Еще один вариант окончания занятий- использовались упражнения на дыхание,
массаж или самомассаж. Растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и
движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных
движений ногами
С целью определения уровня развития психомоторной сфера личности с детьми с
РАС, в начале и конце эксперимента была проведена диагностика на базе Школы №126.
В экспериментальной работе приняли участие 5 мальчиков в возрасте от 7 до 8 лет,
относящиеся к 2 и 3 группе по тяжести степени заболевания. Для проведения
2
эксперимента использовалась оценка психомоторного развития (диагностические задания
Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича) (Приложение 1).
Было проведены всего 5 задания по каждому блоку. Первоначально объяснялось
задание, затем внимательно наблюдение за детьми фиксирование результаты. Данные
наблюдения заносились в таблицу, затем обрабатывались и получился некоторый
результат.
Каждый блок оценивался по пятибалльной шкале:
Низкий уровень: 3 балла и ниже;
Средний уровень: 3,5-4 балла;
Высокий уровень: 5 баллов
Таблица 1. Результаты уровня психомоторного развития детей с РАС на начальном этапе
исследования
Имя
Задания
общее
%
1
2
3
4
5
Аскар+
4
3
3
3
3
16
64
Вячеслав
3
2
3
2
2
12
48
Давид+
4
4
3
3
3
17
68
Никита
3
2
2
3
2
12
48
Тимур+
2
3
3
3
3
14
56
Таблица 2. Результаты уровня психомоторного развития детей с РАС в конце этапа исследования
Имя
Задания
общее
1
2
3
4
5
Аскар
4
3
4
3
4
18
72
Вячеслав
3
3
3
3
2
14
56
Давид
4
4
4
3
4
19
76
Никита
3
3
3
3
2
14
56
Тимур
3
3
3
3
3
15
60
Исходя из результатов представленной на слайде в диаграмме, мы видим, что у
младших школьников с РАС недостаточно развита психомоторная сфера в начале
эксперимента.
Эти дети в ходе эксперимента испытывали значительные трудности при
выполнении задания. Не понимали инструкцию специалиста. У них наблюдалась
стихийная активность; они не могли самостоятельно выполнить задание из-за пресыщения
деятельностью (требовалась организующая помощь), либо задание выполняли, но не
точно. Также у детей отмечались трудности удержания карандаша, слабый нажим, и
быстрая утомляемость при письме.
После проведенных работ по развитию психомоторной работы, мы наблюдаем
результаты по диаграмме небольшую динамику роста. Это свидетельствует о том, что
специально мы подобранные задания и упражнения, которые мы использовала
действительно оказало благоприятное воздействие на состояние псхимоторной сферы
детей у РАС.
3
Проводимая
мною
работа
еще
не
завершена.
Перспективой
продолжения
исследования будет являться продолжения эксперимента, направленный на развитие
психомоторной сферы детей с расстройствами аутистического спектра.
Спасибо за внимание.
Приложение 1
Диагностические методики оценки психомоторного развития
дошкольников Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич.
1 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой,
остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом
безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
4
«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и
мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к
себе);
«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и
безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на
ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных
фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев.
Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок.
Упражнения на дорисовывание:
Дорисуй прямую линию;
Дорисуй волнистую линию;
Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, обращается внимание, на то, как
ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию
карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая,
широкая.
3 блок.
Работа с бумагой.
Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована
координация движений рук);
Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в
работе).
4 блок.
Упражнения на координацию движений.
«Ладонь, кулак, ребро». Вначале показываем детям, как выполнить это
упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он
выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
Блок 5.Оценка статического равновесия.
— сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень,
удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге,
другуюсогнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава
опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не
допускать дрожания конечностей.
5
6