Напоминание

Расстройство аутистического спектра


Автор: Сагитова Элина Артуровна
Должность: учитель физической кульутры
Учебное заведение: МОБУ Школа Взлетай" с.Булгаково
Населённый пункт: с.Булгаково
Наименование материала: Развитие психомоторной сферы личности у детей, имеющих расстройства аутистического спектра на уроках физической культуры
Тема: Расстройство аутистического спектра
Раздел: среднее образование





Назад




«Развитие психомоторной сферы личности у детей, имеющих расстройства

аутистического спектра на уроках физической культуры»

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) является

на сегодняшний день одной из актуальных проблем в системе современного образования,

так как с каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит обучаться все

больше и больше детей с диагнозом РАС. И проблема обучения и воспитания детей,

страдающих РАС сегодня является очень важной и мало разрешённой, ведь не каждый

педагог готов работать с детьми РАС.

Расстройствами аутистического спектра

это нарушение нервного развития,

характеризующееся

проблемами

социального

взаимодействия,

двигательными

и

поведенческими стереотипами.

Согласно

мониторингу

общей

численности

детей

с

РАС

на

2020

год,

проводившийся в 85 субъектах РФ органами исполнительной власти, составила более 32

тысяч человек. Проведённый мониторинг выявил выраженную динамику увеличения

численности в 2,5 раза.

Сегодня

дети

с

такими

особенностями

развития

не

обязаны

посещать

специализированные

образовательные

учреждения.

Согласно

с

Федеральным

закономот 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации», все общеобразовательные школы обязаны принять детей с диагнозом РАС и

обеспечить им специальные условия для получения качественного образования наравне со

своими сверстниками.

Для улучшения качества обучения детей данной категории на уроках физической

культуры, нам пришлось регулярно обращаться за консультацией к специалистам в этой

области и проходить курсы повышения квалификации.

У детей с РАС часто возникают трудности на занятиях физической культурой, так

как у них имеются серьезное нарушение психомоторной сфере личности, и поэтому дети с

РАС на уроке физической культуры занимались как индивидуально, так и вместе с

классом.

Психомоторная сфера личности- это сплав психологических и физиологических

механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в

проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.

Психомоторное развитие детей с аутизмом характеризуется рядом особенностей:

нарушением мышечного тонуса, точности и силы движений, их координированности,

плохим контролем равновесия, трудностями включения всего тела в единый процесс

движения, проявление агрессии, негативизма, неумение выстраивать межличностные

взаимоотношения с ближайшим окружением.

Движения детей могут быть вялы или,

наоборот, напряжённо скованы и механистичны, с отсутствием пластичности

Исходя из этого, проблема формирования и развития психомоторной сферы

личности обучающихся с РАС является значимой и актуальной на современном этапе.

Дети, страдающие РАС, нуждаются в специально подобранных средств и методах,

направленных на развитие психомоторной сферы. Таким одним из эффективных способов

можно отнести физические упражнения, так как грамотно подобранные методики и

приемы помогут скорректировать данное нарушение.

Предлагаю описание занятий урока физической культуры с детьми РАС.

1

Данной проблемой занималась кандидат педагогических наук, доцент кафедры

теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного

университета физической культуры, спорта и туризма, Эльвира Викторовна Плаксунова.

На основе полученных ею исследований была составлена программа коррекции

психомоторного развития «Моторная азбука» [6].

В нашей школе, в 2021 году открылся ресурсный класс для детей РАС, в котором

обучаются 6 учеников .

При подборе упражнений основывалась на программу Плаксуновой. Занятия ФК

проводятся с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка. Занятия проходили

совместно с другими обучающимися. Сначала все упражнения детьми РАС выполнялись

при сопровождении тьюторов, постепенно переходили на самостоятельную работу от

простого к сложному. Были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие

мелкой и крупной моторки. При выполнений упражнений и игр сопровождали тьюторы.

Были использованы на уроках следующие упражнения:

Упражнения на развитие крупной моторики: преодоления препятствий в виде

различных предметов (перешагнуть через скамейку, пройтись по обручу, перелазание на

гимнастическую стенку). Также использовались упражнения с различными мячами.

Начинаю с простого перекатывания мяча. Игра с мячом поможет развиться моторным

навыкам, навыкам зрительного движения, наблюдения за объектами. При положительном

результате можно переходить и к другим упражнениям: ударам ногой по мячу, отбиванию

его от пола, ловле руками.Также использовались Малоподвижные игры: День и Ночь,

Покажи нос

Упражнения для развития ориентации в пространстве ползание по тоннелю,

гимнастической скамейке, наклонной доске. Игра «Догони меня».

Упразднения на развитие равновесия.. Для начала начинаю с движения ребенка по

тонкой линии, потом через препятствия, а затем постепенно переходить к балансировке на

специальных оборудованиях и увеличиваю высоту. Пройтись шагом по гимнастической

скамейке при сопровождении тьюторами, которые учат удерживать равновесие, пока

остальные выполняют усложненный вариант, например, на носках, с поворотами и

т.д.

Также

стоять с закрытыми глазами неподвижно, усложнение – увеличение времени;

Упражнения на развитие мелкой моторики я использую такие упражнения как

положить мячи в коробку и достать, бросать в коробку, пальчиковые игры. «Ладушки»

Также активно использовались малоподвижные игры на внимание, на память,

такие как «Запрещенное движение», заключается в повторении учеников за учителем

определенных движений.

Еще один вариант окончания занятий- использовались упражнения на дыхание,

массаж или самомассаж. Растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и

движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных

движений ногами

С целью определения уровня развития психомоторной сфера личности с детьми с

РАС, в начале и конце эксперимента была проведена диагностика на базе Школы №126.

В экспериментальной работе приняли участие 5 мальчиков в возрасте от 7 до 8 лет,

относящиеся к 2 и 3 группе по тяжести степени заболевания. Для проведения

2

эксперимента использовалась оценка психомоторного развития (диагностические задания

Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича) (Приложение 1).

Было проведены всего 5 задания по каждому блоку. Первоначально объяснялось

задание, затем внимательно наблюдение за детьми фиксирование результаты. Данные

наблюдения заносились в таблицу, затем обрабатывались и получился некоторый

результат.

Каждый блок оценивался по пятибалльной шкале:

Низкий уровень: 3 балла и ниже;

Средний уровень: 3,5-4 балла;

Высокий уровень: 5 баллов

Таблица 1. Результаты уровня психомоторного развития детей с РАС на начальном этапе

исследования

Имя

Задания

общее

%

1

2

3

4

5

Аскар+

4

3

3

3

3

16

64

Вячеслав

3

2

3

2

2

12

48

Давид+

4

4

3

3

3

17

68

Никита

3

2

2

3

2

12

48

Тимур+

2

3

3

3

3

14

56

Таблица 2. Результаты уровня психомоторного развития детей с РАС в конце этапа исследования

Имя

Задания

общее

1

2

3

4

5

Аскар

4

3

4

3

4

18

72

Вячеслав

3

3

3

3

2

14

56

Давид

4

4

4

3

4

19

76

Никита

3

3

3

3

2

14

56

Тимур

3

3

3

3

3

15

60

Исходя из результатов представленной на слайде в диаграмме, мы видим, что у

младших школьников с РАС недостаточно развита психомоторная сфера в начале

эксперимента.

Эти дети в ходе эксперимента испытывали значительные трудности при

выполнении задания. Не понимали инструкцию специалиста. У них наблюдалась

стихийная активность; они не могли самостоятельно выполнить задание из-за пресыщения

деятельностью (требовалась организующая помощь), либо задание выполняли, но не

точно. Также у детей отмечались трудности удержания карандаша, слабый нажим, и

быстрая утомляемость при письме.

После проведенных работ по развитию психомоторной работы, мы наблюдаем

результаты по диаграмме небольшую динамику роста. Это свидетельствует о том, что

специально мы подобранные задания и упражнения, которые мы использовала

действительно оказало благоприятное воздействие на состояние псхимоторной сферы

детей у РАС.

3

Проводимая

мною

работа

еще

не

завершена.

Перспективой

продолжения

исследования будет являться продолжения эксперимента, направленный на развитие

психомоторной сферы детей с расстройствами аутистического спектра.

Спасибо за внимание.

Приложение 1

Диагностические методики оценки психомоторного развития

дошкольников Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

«Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой,

остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

«Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом

безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

4

«Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и

мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к

себе);

«Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и

безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на

ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных

фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев.

Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Упражнения на дорисовывание:

Дорисуй прямую линию;

Дорисуй волнистую линию;

Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, обращается внимание, на то, как

ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию

карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая,

широкая.

3 блок.

Работа с бумагой.



Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована

координация движений рук);



Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в

работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

«Ладонь, кулак, ребро». Вначале показываем детям, как выполнить это

упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он

выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.

Блок 5.Оценка статического равновесия.

— сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень,

удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге,

другуюсогнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава

опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не

допускать дрожания конечностей.

5

6



В раздел образования