Напоминание

Аспекты работы с детьми с расстройством аутистического спектра РАС.


Автор: Алла Витальевна Еськова
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУСКШ 18
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Аспекты работы с детьми с расстройством аутистического спектра РАС.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Аспекты работы с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС).

Еськова Алла Витальевна,

МБОУС(К)Ш №18,

учитель-дефектолог первой категории,

г. Новый Уренгой

alla

.

esckova

2013@

yandex

.

ru

Eskova Alla Vitalevna

УДК: 304.3

ББК 71.04

Аннотация

В представляемой статье обсуждаются аспекты работы с детьми с

расстройством аутистического спектра (РАС) с использованием визуального

расписания. Для детей с РАС в настоящее время достаточно эффективно

используется метод визуального расписания, актуального для обучения и

социализации детей указанной категории в условиях современного мира.

Многие исследователи, такие как В. К. Воробьева, С. Л. Рубинштейн, Л. В.

Эльконин, А. М. Леушина отметили, что наглядный материал дети данной

категории усваивают лучше вербального.

Ключевые

слова:

расстройство

аутистического

спектра,

визуальное

расписание, дошкольники, социализация, адаптация

APPLICATION OF A VISUAL SCHEDULE FOR CHILDREN

WITH AUTISM DISORD

Abstract. This article discusses aspects of working with children with autism

spectrum disorder (ASD) using a visual schedule. For children with ASD, the

method of visual schedule is currently used quite effectively, which is relevant for

teaching and socialization of children of this category in the modern world. Many

researchers, such as V. K. Vorobyova, S. L. Rubinstein, L. V. Elkonin, and A. M.

Leushina, noted that children of this category learn visual material better than

verbal ones.

Keywords:

autism

spectrum

disorder,

visual

scheduling,

preschoolers,

socialization, adaptation

Обучение детей с расстройством аутистического спектра является

непростой задачей. Как известно, указанная категория детей быстрее

приобретает навыки при достаточно чёткой структурированности занятия.

Визуальные подсказки для детей с РАС, являясь компонентом занятия,

помогают

в

освоении

предметных

задач.

Визуализация

картинок,

содержащих информацию об этапности действий при выполнении какого-

либо задания, упрощают восприятие ребёнка и снимают излишнюю

напряжённость у детей с аутистическими чертами при выполнении ими

различных заданий и упражнений. Подобного рода приёмы визуализации

часто используются в коррекционной работе, направленной на выявление и

развитие возможностей детей, помогая ребёнку понимать и усваивать

последовательность его действий [1]. Одним из вариантов применения

указанного метода является визуальное расписание, также представляющее

собой последовательность картинок-подсказок, помогающих в создании для

ребёнка с РАС управляемой адаптивной коррекционно-развивающей среды

[5].

Визуальное расписание, применяемое в работе с детьми с РАС - это

наглядное представление того, что произойдёт в течение дня либо во время

какого-то одного занятия или события. Благодаря его применению у ребёнка

формируется достаточно чёткий алгоритм последовательности собственных

действий, он усваивает необходимую последовательность, благодаря чему в

будущем не возникает разногласий в действиях участников образовательного

процесса. Самому же ребёнку использование такого расписания даёт

ощущение предсказуемости развития ситуации, что благотворно влияет на

его эмоциональный фон, создаёт базу для оптимизации образовательного

процесса. Визуальное расписание не столько информирует о предстоящих

событиях, сколько определяет последовательность занятий ребёнка в течение

дня [6].

Задаваясь вопросом «Чем может помочь визуальное расписание ребёнку с

расстройством аутистического спектра?» можно отметить, что, в первую

очередь, для такого ребёнка важно развивать свою независимость, а

визуальное расписание во многих отношениях этому способствует. Если у

ребёнка есть расписание, то он может переходить от одной деятельности к

другой и следовать распорядку дня без нахождения другого человека рядом,

который будет говорить, что и когда нужно выполнять.

Одной из психологических особенностей детей, имеющих нарушения по

типу РАС, является их стремление упорядочивать последовательность

событий и объекты, с которыми они контактируют. Учитывая это, для

ребёнка

с

РАС

расписание

становится

постоянным

зрительным

напоминанием

о

его

следующих

действиях,

что

также

уменьшает

тревожность, а её уменьшение помогает ему сконцентрироваться на текущей

задаче, что благотворно влияет на течение занятий и на достижение

позитивных результатов в работе с такими детьми. К тому же визуальное

расписание – это ещё один способ, позволяющий взрослому подобрать

«ключи» для общения с особыми ребёнком, способ донести до него

информацию альтернативным образом. Расписание сообщает ребёнку, что

должно произойти, и чего ему ожидать через некоторое время. Визуальная

коммуникация картинками позволяет ребёнку использовать изображения,

чтобы понять или объяснить, что происходит вокруг них, и это, в свою

очередь, помогает ему легче воспринимать посылы со стороны окружающего

мира,

формирует

внутренние

алгоритмы

действий

в

определённых

ситуациях. Организация мозговой деятельности у лиц с РАС достаточно

своеобразна

[3].

Например,

зрительную

информацию

они

чаще

воспринимают лучше (хотя это не является одинаковым показателем для всех

без исключения лиц с аутизмом). Поэтому целесообразно найти и опираться

на сильные стороны конкретного ребёнка при коррекции его поведенческих

особенностей.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время возникла

необходимость внедрения подобных технологий в практику работы с детьми

с РАС, важность подготовки специалистов, владеющих навыками подобной

деятельности [4], обладающими определённым набором компетенций,

работающих в пользу оптимизации коррекционно-развивающей работы с

детьми широко представленной в человеческой популяции категории. А

эффективность визуальных расписаний при работе с детьми с РАС была

доказана

большим

количеством

научных

исследований

в

рамках

экспериментальной деятельности.

Литература

1. Гусейнов А. З. Развитие принципа наглядности в истории педагогики / А.

З. Гусейнов, Г. Д. Турчин // Известия Саратовского университета. Новая

Серия. Серия : Философия. Психология. Педагогика. – 2007. – № 1.

2. Красношлыкова Т. С., Косенко О. С. Использование средств визуальной

поддержки при работе с речевыми нарушениями у детей с ОВЗ //

Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.

3. Лукьянова И. Е., Сигида Е. А., Утенкова С. Н. Дисфункция правого

полушария головного мозга, или издержки воспитания и образования //

Специальное образование. 2019. № 1 (53). С. 41–53.

4. Лукьянова И. Е., Сигида Е. А., Утенкова С. Н. Особенности подготовки

бакалавров специального (дефектологического) образования как участников

процесса реабилитации детей с нарушениями развития // Детская и

подростковая реабилитация. 2017. – №3 (31). – С. 54–57.

5. Лукьянова И. Е., Утенкова С. Н., Сигида Е. А. Адаптивная коррекционно-

развивающая среда как компонент программы развития высших психических

функций лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное

образование. – 2017. – № 2 (46). – С. 47–58.

6. Сырина Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в

обучении языку / Вестник Томского государственного педагогического

университета. – 2016. – № 7 (172).



В раздел образования