Автор: Евженко Алла Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО АДШИ им. К.М. Щедрина
Населённый пункт: город Аленксин, Тульская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Новаторство, как продолжение традиций. Фольклорная линия в творчестве Родиона Щедрина"
Раздел: дополнительное образование
Всероссийский конкурс — фестиваль искусств
имени Родиона Щедрина. 2022 год
Конференция
Тема доклада:
«Новаторство, как продолжение традиций.
Фольклорная линия в творчестве Родиона
Щедрина»
Подготовила:
Евженко Алла Юрьевна, преподаватель фортепиано
АДШИ им. К. М. Щедрина
2
Доминанта жизни и творчества композитора и пианиста Родиона
Щедрина - это энергия и целеустремленность. Он всегда в движении. И так
редко ему удается найти мгновение, чтобы остановиться и оглянуться назад.
Дорога и сегодня это ритм его жизни. Это удивительно интересный человек, в
котором соединено и земное, и возвышенное. Его творчество — это настоящий
бриллиант искусства. В одном из интервью он говорил: «Я не люблю
затворничества, я жизнелюб, меня интересует целый ряд простых вещей: я
люблю ходить на футбол, выпить хорошего пива из бочки, поехать на озеро,
половить рыбу, покататься на коньках, лыжах..» но, кроме этого существуют и
другие интересы — и это прежде всего литература, концерты, спектакли,
встречи, совместная работа с мировыми музыкантами; это Леонард Бернстайн,
Евгений Светланов, Юрий Тимерканов, Мстислав Ростропович, Михаил
Плетнев, Юрий Башмет, Максим Венгеров, Денис Мацуев, Валерий Гергиев и
многие другие. Как многогранна натура композитора, так же многогранно и
изобретательно его творчество.
Слайд 0. Фотография Щедрина
Родиона Щедрина по праву называют классиком отечественной музыки
XX века. Его творческий путь начался в середине прошлого столетия и
счастливо продолжается в наши дни. Щедрин уже внес огромный вклад в
сокровищницу мировой музыкальной культуры современности, создав
выдающиеся произведения практически во всех музыкальных жанрах. К
сочинениям Щедрина чрезвычайно велик интерес исполнителей всего мира.
Все его опусы и сегодня издаются, и исполняются. Каждый год Щедрин
преподносит в дар слушателям новые интересные премьеры. Но, судя по
интенсивности его творческого процесса, композитор представит поклонникам
своего таланта еще не одно яркое и новаторское сочинение. Само
перечисление произведений последних лет занимает немало времени. Одно из
последних его сочинений «Приключение обезьяны» для чтеца, трубы,
валторны, арфы, флейты, и двух исполнителей на ударных в сопровождении
3
струнных инструментов и чембало написанное по рассказу Михаила Зощенко в
память о Майе Плисецкой, так любившей этот рассказ. Премьера состоялась 6
ноября 2022 года в Санкт — Петербурге.
Сочетанием высокодуховного подхода к музыке и фольклорных
наработок, в частности, находок в жанре частушки, Щедрин выделяется из
числа современников. Он стал теоретиком и экспериментатором-практиком в
одном лице. И в этом состоит его неоспоримое значение для музыки XX века.
«...Если человек садится за письменный стол и говорит: «я буду новатором...»,
то из этого ничего не получится, это идет от образования, воспитания, от
генетики, от осознания и переосмысления своих жизненный впечатлений, от
Господа Бога наконец» - говорил Родион Щедрин.
Щедрин обладает редкостным даром сочетать в своих произведениях
остросовременный язык и технику композиции с опорой на традиционные
элементы русской музыкальной культуры. Это позволило ему легко вписаться в
мировое музыкальное пространство и, в то же время, остаться художником, с
ярко выраженными национальными признаками стиля. В произведениях
Щедрина очень сильна новаторская линия. Он во многом был первым, будь то
использование частушки в академических музыкальных жанрах или пения
оркестрантов в симфонических произведениях («Стихира…», «Старинная
музыка российских провинциальных цирков»), параллельная драматургия в
опере («Мертвые души») или пространственные эффекты в инструментальной
музыке (соната для скрипки «Геометрия звука»),транскрипция оперы Ж. Бизе
«Кармен» для балетной постановки, создание балетов на сюжеты А. П. Чехова
(«Чайка», «Дама с собачкой») или мюзикла на русский сюжет, но на японском
языке («Нина и 12 месяцев»). Разнообразие замыслов Щедрина практически не
знает границ.
4
При этом национально-русская основа сохраняется в его музыке во все
периоды творчества. Русскую тему он развивает значительно шире, чем кто-
либо из композиторов его поколения. Переезд Щедрина в Мюнхен в 1990 году
не приглушил, а, наоборот, усилил эту мощную линию его творчества. Она
берет начало уже в самых ранних произведениях Щедрина 50–60-х годов (это
опера «Не только любовь», балет «Конек-Горбунок», Первый фортепианный
концерт, Первая симфония, концерт для оркестра «Озорные частушки»).
Продолжается эта линия в сочинениях 70-х и 80-х (опера «Мертвые души»,
балет «Анна Каренина», Третий и Четвертый концерты для оркестра) и не
прекращается в опусах, созданных совсем недавно (Третья симфония «Лица
русских сказок», хоровая опера «Боярыня Морозова»). Подчеркнуто
национальный колорит его музыки определяется, в первую очередь,
содержательно-смысловым уровнем, общим замыслом, компонентами которого
выступает сюжет, программа и образный строй произведения.
Особенно многочисленную группу образуют произведения Щедрина,
связанные с фольклорными истоками.
Все мы родом из детства. Именно эти первые детские впечатления
запоминаются и преобразуются в воображении творческой личности
калейдоскопом ярких образов и находок, оставляя глубокий оттиск в
творческом портрете.
Вот как Родион Щедрин рассказывает о своих первых музыкальных
впечатлениях. «Конечно, я помню алексинские последние предвоенные лета по -
детски, очень размыто. Но музыкальные впечатления они все же во мне
оставили. Переклички пастухов через реку, прикрытую стелющимся туманом,
голошение плакальщиц над покойником, эхо протяжных песен через два поля,
одноголосная колыбельная... Мне эти звуки были волшебнее и ближе музыки
классической. Я замирал как вкопанный, не двигаясь, пока они звучали. Мне
казалось, что сама природа застывала, завороженная их красотой…»
5
Постепенно складывалось то индивидуальное, личностное, то, что стало
присуще зрелому композитору. Прежде всего это национальная определенность
образов, которая нашла отражение в мелодиях, гармонии, во всем «облике» его
музыки, что довольно ярко проявилось в фортепианной сюите «Праздник в
колхозе», которая интересна гармоническими и ритмическими находками,
особенно во второй части, названной «Девичьим хороводом». Знаменательна в
финале этого произведения первая частушечная «ласточка» (использована
подлинно народная мелодия «Не сама машина ходит»), которая звучит
необычайно оригинально и вместе с тем по-щедрински сердечно, с юмором. В
этом произведении уже вполне четко обозначился своеобразный авторский
почерк композитора. Щедрин работает в разных музыкальных жанрах,
стремясь к радикальному обновлению традиционных форм, активно осваивая
современную композиторскую технику. Каждое его произведение всегда
содержит в себе что-то новое, свежее, неожиданное, интересное.
«Я узнал и полюбил народное искусство не из сборников песен, не из
расшифровок фольклористов. Я впитывал, поглощал его в натуральном
корявом виде. Без грима. Только такое искусство захватывало меня,
ворожило. Многочисленные подделки, ретушь, причесывания вызывали лишь
раздражение и неприязнь. 3а этими куцыми, варварскими мотивами для меня
стояли еще и застывшие глаза зарева мук и счастья, стояла не экранная вовсе,
не книжная, не нотная из музгизовских сборников, а залихватская,
безудержная жизнь. Так тогда существовала и пела, плясала и любила,
томилась и ревновала, горюнилась, терпела и страдала вся в основном страна.
В те годы это прослушивалось невооруженным ухом! Именно частушка была
главенствующей формой музыкального высказывания сельского (...)населения
страны…» Из книги Родиона Щедрина «Автобиографические записи».
Будучи студентом московской консерватории в 1954 году Родион
Щедрин побывал в составе фольклорной экспедиции Московского
университета – в нескольких районах Вологодской области. «Не приходится и
6
говорить, какое множество ярких, незабываемых впечатлений дала мне эта
поездка. Исключительно сильное впечатление произвело на студента
исполнительское искусство замечательных народных певиц, в особенности
колхозницы Александры Ивановны Беловой из села Щетинское.
«От нее я записал несколько чудеснейших хороводных и лирических
протяжных песен» - вспоминает композитор. Вот одна из них:
«Голос певицы звучал негромко, мягко, с какой-то замкнутой,
сдержанной поэтической силой; распевавшиеся и не распевавшиеся
слоги произносились очень выразительно и неторопливо. Чем больше я
слушал, тем полнее открывалось мне своеобразие этого вдохновенного
искусства. Здесь не были строго соразмерены «пропорции» подачи
звука, но это было замечательное пение! Казалось, что певица вошла в
самое сердце песни, и слушатель всем своим существом чувствовал,
что сама она была и творцом, и одухотворенным исполнителем ее. Я
слушал пение, затаив дыхание…»
(Первые детские музыкальные впечатления, а также музыкально-
этнографическая экспедиция консерваторских лет преломились в творческом
поиске и явились первым стимулом к возникновению фольклорного
направления в его творчестве.)
Ранние произведения композитора ошеломляют, настроенного на
серьезный лад слушателя, задорными частушечными мотивами, ворвавшимися
в академические музыкальные жанры. Примером является Первый
фортепианный концерт, написанный за год до окончания консерватории.
Двадцатидвухлетний автор дерзнул включить в концертно – эстрадную стихию
2 частушечных мотива – сибирскую «Балалаечка гудит» и знаменитую
«Семеновну» эффектно разработав их в серии вариаций. Включение в финал
Концерта частушечных наигрышей могло показаться дерзким вызовом, но
именно ориентация на этот фольклорный жанр на долгие годы определила
7
направленность исканий Щедрина. Концерт послужил основанием для приема
студента 4-ого курса в члены Союза композиторов и был отмечен премией на
Всемирном фестивале молодежи и студентов и 1955 году. Несмотря на то, что
многое в этом раннем произведении воспринято от опыта таких великих
мастеров, как Прокофьев и Стравинский, оно покорило слушателей ярким
своеобразием почерка, стремлением идти непроторенными путями.
С первых же творческих шагов молодой композитор проявляет себя
пытливым художником, чья музыка несет в себе значительный элемент
новизны, необычности. Еще в студенческие годы сочинения Щедрина обратили
на себя внимание своеобразием и оригинальностью стиля. Заканчивая
консерваторию, он был уже
автором балета "Конек-Горбунок".
(1955). Это
сочинение выявило присущий музыке Щедрина дух лицедейства, когда
композитор в чем-то уподобляется искусному режиссеру, направляющему
музыкальное действие словно бы из-за кулис. Балет показал такие качества
творчества Щедрина, как пластичность, тонкое ощущение выразительности
жеста, движения, запечатлённых в рельефных интонационных обобщениях. В
этом сказалась присущая русской музыке своеобразная музыкальная пластика,
обобщающая танцевальные прообразы. В музыке к балету элементы частушки
прекрасно обрисовали характеры братьев главного героя и царя Гороха, удачно
вписались в танец шутов и другие элементы балета.
Русское фольклорное начало и интонационные богатства жанра частушки
нашли отклик в таких произведениях как опера «Не только любовь» (1961) и
Концерт для симфонического оркестра «Озорные частушки» (1963). Частушки
составляли музыкальную основу как оперы, так и концерта. Склонность к
юмору становится отличительной чертой молодого композитора. В эти годы
Щедрин рисует свои произведения веселыми, озорными, комическими
красками.
8
Оба этих сочинения стали своеобразной кульминацией первого этапа
творческого развития Щедрина. С виду простые, непритязательные напевы
популярного деревенского жанра, каким едва ли не повсеместно утвердила себя
частушка, стали основой драматургии оперы, равно как и развитой
симфонической формы. Ощутимо расширяется круг фольклорных жанров,
отраженных в произведениях Щедрина последних десятилетий. Кроме
частушки и плача появляются плясовая, хороводная, игровая, обрядовая-
величальная, былина, протяжная лирическая песня, старинный русский романс
городской народно- песенной традиции, кант, инструментальный наигрыш.
В начале нового столетия, на новом витке развития отечественного
музыкального искусства, композитор пытается вернуться к наиболее
архаичным пластам, к национальным истокам, из которых берет начало
полноводная река великой русской музыкальной культуры. Русская тема – одна
из главных констант творчества Щедрина, источник сюжетов, образов и
музыкально-языковых средств. Русское начало неотделимо от творческой
индивидуальности композитора. Примеры воплощения Щедриным
православной и фольклорной тем в своем творчестве весьма различны. В одном
случае он акцентирует сюжет (житийная история или художественная проза
Лескова, русская народная сказка), в другом – его волнуют исключительно
музыкальные ориентиры (знаменный распев, колокольный звон, жанры плача,
хороводных песен). При всем этом очевидно одно – Щедрин наследует лучшие
традиции русской музыки. Его творчество уже стало важным продолжающим
звеном в цепочке Глинка – Балакирев – Мусоргский – Римский - Корсаков –
Чайковский – Лядов – Танеев – Рахманинов – Свиридов – тех композиторов,
кто не мыслил себя и свою музыку в отрыве от величайших достояний русской
народной и православной культуры.
Музыка Щедрина охватывает самые различные сферы образности - от
интеллектуального размышления и драматической конфликтности до
радостного упоения жизнью и блестящей сатиры, шутки и озорства.
9
Опера «Не только любовь» написанная в 1961г. показала иные грани
творческого облика Щедрина, а именно - его способность создать яркий,
психологически неоднозначный характер. Опера написана по рассказу С.
Антонова «Тетя Луша». Судьба музыкального спектакля сложилась непросто.
Обратившись к истории послевоенной колхозной жизни, к образам простых
крестьянок, обреченных на одиночество, композитор, по его признанию,
намеренно ориентировался на создание «тихой» оперы, в противовес
ставившимся тогда, в начале 60-х гг., «монументальным спектаклям с
грандиозными массовками, знаменами и т. д.» Сегодня нельзя не пожалеть о
том, что в свое время опера не была оценена по достоинству даже
профессионалами. Критика отметила лишь одну грань - юмор, иронию. А по
существу опера «Не только любовь» - ярчайший и едва ли не первый в
советской музыке пример того явления, которое позже получило
метафорическое определение «деревенская проза».
В 1966 году композитор начнет работу над второй оперой «Мертвые души»,
которая была оценена музыкальной общественностью как новаторская.
Стремление композитора «средствами музыки прочитать поющую прозу
Гоголя, музыкой очертить национальный характер, выразительность, живость и
гибкость родного языка», воплотилось в драматургии ярких контрастов между
устрашающим миром торговцев мертвыми душами, всех этих чичиковых,
коробочек, маниловых, которые безжалостно бичуются в опере, и миром
«живых душ» народной жизни. Одна из сквозных тем оперы написана на текст
песни «Не белы снеги». Опираясь на исторически сложившиеся оперные
формы, Щедрин смело переосмысливает их, преображает на принципиально
иной современной основе.
Удача творческих решений композитора во многом проистекала из того,
что им был найден свой, оригинальный угол зрения на фольклорный материал.
В соответствии с русской традицией Щедрин не воспроизводит фольклор
этнографически, не ограничивается только передачей его свойств. Фольклор
10
для него прообраз, побудительный стимул оригинальных композиторских
решений. Используется, усложняется и развивается не внешнее «одеяние»
фольклора, а его глубинные свойства, которые в состоянии уловить и
воспроизвести лишь чуткий слух музыканта – творца. (… Популярнейший
деревенский жанр частушки не воспроизводится в бытующих звукоформах.
Используется лишь сама идея вариантности куплетов, но сама эта формула,
хоть и опирается на «частушечные интонации», значительно усложнена, а ее
преобразования при повторных воспроизведениях достигают неслыханную для
народного творчества интенсивности.)
Особую значимость в творчестве композитора имеет 1965 год, когда
появилась Вторая симфония композитора. Это сочинение, равно как и
последовавший за ним Второй фортепианный концерт (1966), ознаменовало
существенную перемену стилистической ориентации московского мастера.
Суть этой перемены связана с отходом от явной связи с фольклорными
прообразами и со стремлением расширить круг жизненных явлений. Внешней
приметой стиля Щедрина середины 60-х гг. стало освоение новых средств
музыки, вошедших в арсенал завоеваний творчества XX ст.
«Но и тогда, когда народная музыка, народная интонация стали не в
фаворе, даже вредили твоей репутации (волны музыкальной моды быстро
меняли знамена в последние два десятилетия), я продолжал идти тем же
путем, той же, своей, дорогой. Другие замыслы, иные сюжеты. Частушка.
Страдания. Былина. Деревенский плач. Свирельные наигрыши, гармонь и
балалайка. Пасхальные перезвоны. Колыбельные баюканья. Строгое церковное
песнопение. Потешные сельские марши... Как богата народная музыкальная
палитра России!» - из воспоминаний Р. Щедрина.
Хотя композитор и увлекся освоением новых средств музыки,
однако дорогу к тому живому, неисчерпаемому роднику, каким было и остается
для русского музыканта песенное творчество его родного народа, он не забыл.
11
Это отразилось в «Поэтории» на слова поэта Андрея Вознесенского (1968),
оратории «Ленин в сердце народном» (1969). Его воздействие можно ощутить
даже в таком ультрарадикальном сочинении, как Второй концерт для оркестра
«Звоны» (1968), в котором некоторые страницы вдохновлены живописью
величайшего русского художника Андрея Рублева. (14-15 в)
Значимое место в творчестве Щедрина занимает фортепианная музыка.
Он автор шести концертов для фортепиано с оркестром, фортепианных
произведений в различных жанрах. Фортепиано привлекает Щедрина именно
способностью воссоздавать сложные, многогранные образы. Композитор
воспринимает его как инструмент полифонический. А для него полифония - это
главный принцип музыкального мышления. Среди его фортепианных
произведений есть пьеса "Basso ostinato" (полифонические вариации на
неизменную басовую тему), "Полифоническая тетрадь" из 25-ти прелюдий, "24
прелюдии и фуги". Этот цикл является еще одним примером плодотворного
развития традиции, заложенной монументальным "Хорошо темперированным
клавиром" И. С. Баха. В одном из интервью Родион Щедрин рассказал, как
однажды в разговоре с Дмитрием Шостаковичем, он услышал вопрос: «Без
какого сочинения ваша жизнь была бы не полной?» ответ был: «Без Искусства
фуги Баха».
Творчество Щедрина затрагивает огромное количество и других
тематических сфер. Второй по популярности после фольклорной линии смело
можно выделить историческую сферу. Биография композитора проходит
несколько тяжелых этапов: военное детство, жизнь в условиях тоталитарного
режима, годы перестройки и в данный момент – новейшая история России.
Примером могут послужить сочинения Щедрина 1994 года «Российские
фотографии» со следующими названиями частей: «Старинный город Алексин»,
«Тараканы по Москве», «Сталин-коктейль» и «Вечерний звон».
12
Немаловажной для композитора оказывается религиозная тематика:
православные сюжеты составляют как собственное направление, так и уместно
внедряются во все остальные сферы творчества композитора. Яркие примеры
этой линии: «Фрески Дионисия» для камерного ансамбля (1981), «Стихира к
тысячелетию Крещения Руси» (1988), Русская литургия «Запечатленный ангел»
(1988), хоровая опера «Боярыня Морозова» (2006)
В контексте пёстрого разнообразия возможностей и методов, позиция Р.
К. Щедрина просматривается довольно ясно. «Музыка, написанная сегодня,
должна, как и прежде, затронуть слушателя. Захватить его, увлечь, запасть в
душу и в сердце. Никакие разъяснения менторов и лжепророков не изменят
самой сути существа дела. Есть музыка – и есть «не музыка»… говорил
Щедрин в беседе с дирижером Лорином Маазелем (стр. 175)
«Я верю, что, если человек действительно заряжен творческим даром, он
разобьет все оковы «…»
Современный мир ставит перед художником много сложных проблем. В
искусстве всегда были темы вечные- как жить, как найти свое место в жизни, в
жизни своего народа, когда так непросто противостоять силам разрушения и
зла? В таких условиях положение художника намного усложняется.
Конечно, он может невозмутимо возделывать облюбованный им островок
музыкального сада, в гордом осознании своей непричастности к бурям
времени. Но есть беспокойные натуры, которые спешат обобщить, обдумать и
высказать своим собственным, особым музыкальным языком волнующие идеи
и события.
На первый взгляд музыка Щедрина кажется «трудной», но за ее так
называемой сложностью открывается мастерство художника Высокого духа,
неуемная энергия творца, дух новатора и хранителя русских музыкальных
традиций.
13
Как - то Родион Щедрин сказал: «В искусстве нужно идти своим путем.
Он может быть коротким и длинным, широким и узким, но должен быть
только своим». Именно этим путем продолжает идти наш современник и
классик Родионович Константинович Щедрин.
14