Автор: Ирина Анатольевна Шувалова
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Каслинский промышленно-гуманитарный техникум"
Населённый пункт: город Касли, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: РАБОТА НАД АНАЛИЗОМ РОМАНА "ВОЙНА И МИР" Л.Н. ТОЛСТОГО С ЦЕЛЬЮ РАССМОТРЕНИЯ ЭПОХИ И ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ ПЕРВОГО КУРСА СПО
Раздел: среднее профессиональное
РАБОТА НАД АНАЛИЗОМ РОМАНА «ВОЙНА И МИР» Л.Н. ТОЛСТОГО С ЦЕЛЬЮ
РАССМОТРЕНИЯ
ЭПОХИ
И
ИСТОРИЧЕСКИХ
ЛИЧНОСТЕЙ
НА
ЗАНЯТИЯХ
ПО
ЛИТЕРАТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ ПЕРВОГО КУРСА СПО
Огромное место в творчестве Л.Н. Толстого занимает роман-эпопея «Война и мир». Не
стоит говорить о трудностях восприятия этого произведения современными молодыми людьми, но
мы твёрдо уверены, что русский человек не имеет права называться русским, если он не знает
этого романа. Поэтому из года в год пытаемся найти способы заинтересовать, увлечь, направить.
Работа начинается с подробной информации об истории создания эпопеи. Конечно, нужно
отталкиваться от определения термина «эпопея». Это произведение, затрагивающее целую эпоху в
жизни народа. Какую же эпоху показал в своём произведении писатель?
Начало
романа
-
1805
год,
время
молниеносного
возвеличивания
Наполеона,
проникновение его идей в умы русской интеллигенции.
В романе «Война и мир» повествуется о важных событиях, происходивших во время
борьбы России с Францией.
В первом томе рассказывается о том, как в 1805 г. Россия воевала на территории Австрии,
войска которой поддерживали русскую армию.
Второй том – 1806–1811 гг., войска русской армии находились в Пруссии.
Третий том – Отечественная война 1812 г.
Четвёртый том – 1812–1813 гг.
В эпилоге действие разворачивается уже в 1820 г.
Нетрудно посчитать, что Лев Николаевич Толстой показал пятнадцать лет жизни каждого
героя и страны в целом. Последние два тома посвящены войне и изменениям, которые произошли
после неё. Отечественная война показала неистощимый дух русского человека, но в то же время
позорное явление – крепостничество, ведь победители (русские солдаты), пройдя всю Европу,
снова становились рабами своих господ. Отечественная война изменила русское общество. Стало
возможным возникновение тайных обществ. А позднее произошло восстание декабристов, оно
стало первым революционным выступлением в истории России, которое ещё больше усилило
противоречия между правящей верхушкой и прогрессивной частью общества. Объяснив, о какой
эпохе идёт речь, преподаватель далее строит так работу, чтобы было понятно, что происходило с
каждым героем в отдельности, как этот отдельный человек становится частью народа, какие
исторические личности сделали её уникальной, какая роль отводится этой личности. В эпопее,
утверждают специалисты, 559 персонажей, при этом около двухсот из них – реальные люди:
Александр I, Кутузов, Наполеон и многие другие. Как для вымышленных героев, так и для
исторических у Толстого один критерий – нравственный. Поэтому многие исторические личности
показаны через мнение князя Андрея, именно он, умный, мыслящий, прозорливый, видит всё, что,
может быть, не видят другие, которые находятся под давлением высокопоставленного человека и
раболепного к нему отношения. Читая рассуждения автора, мысли главного героя, прежде всего
мы знакомимся с Кутузовым и Наполеоном.
Чтобы информация, поступающая из урока в урок, сохранялась, в тетради ведутся записи
по образам на отдельных страницах. Например, «Дорога чести» Андрея Болконского» – в процессе
работы записываются важные, судьбоносные события из жизни героя, а также цитаты, которые
характеризуют героя в этот этап его становления. Причём мы даём нравственную оценку поступка
героя.
Так же мы поступаем, когда речь идёт об исторических личностях, конечно, не обо всех:
это невозможно в отведённое планом учебное время. Но Кутузов, Наполеон очень важны, с нашей
точки зрения, для понимания эпохи, изображённой писателем, философом и историком Толстым.
Пользуясь методом «вслед за автором», мы со студентами составляем по томам цитатный
план, он позволяет проследить цепочку самых важных событий, связанных и с Кутузовым, и с
Наполеоном.
В первом томе Л.Н. Толстой показывает поход русских войск на территорию Австрии.
Эпизод – военный совет перед Аустерлицким сражением (том 1, часть 3, глава 12). Умудрённый
опытом, Кутузов знает русского солдата и понимает, что простому человеку неясно, зачем он
находится на чужой территории и почему должен погибать здесь. Солдат не готов нравственно,
дух его слаб, поэтому полководец предсказывает поражение армии «20 ноября (2 декабря) 1805 г.
состоялось сражение при Аустерлице, в котором союзные войска потерпели страшное
поражение». Далее мы заостряем внимание на эпизоде, как после этого сражения (том 1, часть 3,
глава 19) Наполеон рассматривает убитых и раненых. Как можно трактовать такое поведение?
Возможно ли его объяснить? Многие студенты ужасаются, не находя ответа на эти вопросы, и их
можно понять. Но писатель продолжает, и мы понимаем, что только благодаря этому
«рассматриванию» спасён Андрей Болконский, он, который до недавнего времени мечтал стать
похожим на Наполеона, теперь увидел перед собой «маленького, ничтожного человека»
Второй том романа погружает нас в прекрасный мир семейных отношений, любви, но в то
же время в мир ошибок, предательства.
Третий том является самым важным в раскрытии образов Кутузова и Наполеона, так как с
первых глав автор размышляет о начале войны между наполеоновской Францией и Россией «…
началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой
природе событие» (том 3, часть 1, глава 1). В процессе работы над этим томом считаем нужным
особенно внимательно прочитать главы, касающиеся Бонапарте: переправа польского уланского
полка (том 3, часть 1, глава 2), приём русского дипломата Балашова (том 3, часть 1, глава 6).
Перед нами убеждённый в своей непогрешимости Наполеон, спокойно наблюдающий, как на его
глазах гибнут люди, «уверенный в том, что он всегда скажет хорошо и что нужно сказать».
Русская армия долго отступает, поэтому в русском обществе усиливается недовольство
отступательной тактикой. В этот момент, по требованию общественности, Александр I принимает
решение назначить главнокомандующим всеми армиями М.И. Кутузова. Именно сейчас ему как
никогда нужны рядом надёжные и преданные люди, но он понимает Андрея Болконского, когда
тот отказывается служить при штабе. В уста Болконскому писатель вкладывает такие слова: «…он
всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего
вредного не позволит» (том 3, часть 2, глава 16). М.И. Кутузов внушает уверенность в победе не
только Болконскому, но и всей армии, поэтому он неотделим от простых солдат, он один из них.
Красноречиво показана эта близость в эпизоде молебна перед Бородинским сражением (том 3,
часть 2, глава 21). Перед иконой Смоленской Богоматери Кутузов и солдаты равны. При этом
автор обращает наше внимание на реакцию высших чинов на Кутузова, которые заметили его, в
отличие от солдат и ополченцев. Кутузов естественен во всём, в отличие от Наполеона.
Кульминационное событие – Бородинское сражение. Герои, Наполеон и Кутузов, ведут себя, как и
всегда, по-разному. Император Франции активен: «Наполеону казалось только, что всё дело
происходило по воле его» (том 3, часть 2, глава 28). Но беда в том, что солдаты для него шахматы,
которые можно переставлять по своей воле. Уверенный в патриотизме своих солдат, Кутузов
внешне пассивен, но как горячо он спорит с Вольцогеном, когда тот утверждает, что сражение
проиграно. «Как вы… как вы смеете!», «Неприятель побеждён, и завтра погоним его из священной
земли русской» (том 3, часть 2, глава 35). Толстой не скрывает своего отношения к Наполеону, мы
с первых страниц понимаем, каково оно: полководец, несущий смерть и разорение, не имеет право
называться великим. Но после Бородинского сражения писатель считает нужным показать героя
другим: «Личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным
призраком жизни, которому он служил так долго» (том 3, часть 2, глава 38).
Л.Н. Толстой далее рассуждает, какой может быть победа, и приходит к выводу, что
«нравственная сила французской, атакующей силы была истощена» (том 3, часть 2, глава 39).
Окончательная победа русских неизбежна, нужно только время, что и понимает мудрый Кутузов,
зная, что смертельно раненное животное возвращается умирать в своё логово. Все усилия его
теперь направлены на сбережение жизни русских солдат.
В процессе изучения четвёртого тома мы вспоминаем из истории, что было дальше:
грабежи, разложение армии, побег императора. Толстой вступает в полемику с историками,
которые оправдывают Наполеона, защищают его. «Даже этот последний проступок бегства, на
языке человечества называемый последней степени подлости, которой учится стыдиться каждый
ребёнок, и этот поступок на языке историков получает оправдание». И заканчивает очень
известной фразой: «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (том 4, часть3, глава
18). Мы замечаем со студентами, что иногда автору как будто наскучивает какой-то герой, он
теряет к нему интерес, так было с Элен, так повторяется с Наполеоном. Поэтому он просто
исчезает со страниц романа. Что же происходит с Кутузовым? Александр I был недоволен старым
полководцем, но продолжал оказывать ему все внешние почести. Взгляды на дальнейшее течение
войны этих людей расходились. Александру I нужна слава европейского освободителя, Кутузов
же свою миссию выполнил – защитил Россию от врага. «Представителю народной войны ничего
не оставалось, кроме смерти. Он умер» (том 4, часть 4, глава 11). На этой фразе заканчивается
кропотливая работа над текстом, теперь составлять сопоставительный анализ намного легче. Мы
уже не занимаемся окололитературным разговором, а точно знаем, что из чего следует,
рассматриваем внешний и внутренний портрет героев, их отношение к простым солдатам, к
родине, цели, которыми они руководствуются.
В заключение хотелось бы сказать, что мы сторонники кропотливой работы с текстом,
когда мы рассматриваем и другие темы при изучении произведения. Большая работа над эпопеей
заканчивается игрой «Умники и умницы». Она проводится по принципу телевизионной игры:
дорожки, возможность выбора дорожки в зависимости от результата выступления перед раундом,
несколько направлений вопросов. В результате от каждой группы выступает по три человека,
показывая
свои
знания,
своё
видение
этого
произведения.
За
несколькими
минутами
удовлетворения от своей работы, когда студенты радуют ответами, приходит понимание, что
нужно ещё работать и работать, чтобы твоё любимое произведение стало любимым хотя бы ещё
несколькими твоими студентами.