Напоминание

"Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников"


Автор: Кузнецова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 112 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Вологодская область, г. Вологда
Наименование материала: Статья
Тема: "Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида №112 «Золотая рыбка»
Статья для педагогов

«Игры на развитие эмоциональной

сферы дошкольников»
Подготовила Кузнецова Ольга Николаевна, Воспитатель высшей квалификационной категории Вологда, 2016г. «Педагогическую работу необходимо проводить поэтапно, начинать с раннего и младшего возраста. Признавая важную роль каждого вида деятельности, особо хотелось 1
бы подчеркнуть значение игры. Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способно осуществлять позитивные изменения в разных сферах личности, в том числе эмоциональной» (Д.Б. Эльконин). Для создания положительного эмоционального настроя в группе утром предлагаю с детьми проводить ритуал приветствия. Один из вариантов: Ритуал приветствия Здравствуй, добрый наш "Познайка"! Утром в гости нас встречай-ка. Детский сад - второй наш дом. Хорошо мы в нем живем. Или утреннее приветствие с выполнением движений по тексту. Утреннее приветствие Утром встаём с детьми в круг и говорим: Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд, Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд, Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом, Здравствуй друг — берёмся другой рукой, Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками. Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента, Можем маленькими быть - приседаем, Можем мы большими быть — встаём, Но один никто не будет. Так же упражнения типа: "Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга. Спасибо". Начиная со средней группы в совместной деятельности, можно проводит эмоционально - экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, жестикуляционной выразительности - иными словами «языка» эмоций. Именно к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально- чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого. Работа по развитию эмоций детей имеет большое значение в организации театрализованных игр, а также в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, 2
необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого. В процессе таких игровых упражнений у детей непроизвольно обогащаются способности выражения эмоций, они становятся более уверенными, раскрепощенными. Бывают чувства у зверей, У рыбок, птичек и людей. Влияет без сомнения, на всех Нас настроение. Кто веселится! Кто грустит? Кто испугался! Кто сердит? Рассеет все сомнения Азбука настроения. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений. Сегодня очень много можно встретить программ, посвященных эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, но, ни одна не отвечает рекомендациям, которые предложены О.В. Хухлаевой в программе по психологическому здоровью “Тропинка к своему я”. Она предлагает, следующие этапы знакомства с эмоциями.
1-й этап.
Знакомство с некоторыми базовыми эмоциями.
Шаг 1.
Первичное знакомство с чувствами.
Шаг 2.
Обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.
2-й этап.
Обучение пониманию относительности в оценке чувства.
3-й этап.
Обучение конструктивному разрешению конфликтов.
Шаг 1.
Обучение детей умению владеть своими чувствами.
Шаг 2.
Обучение умению принимать во внимание чувства другого в конфликтной ситуации.
Шаг 3.
Обучение детей принятию ответственности за свои чувства на самих себя.
4-й этап.
Итоговый. Учить положительно воздействовать на собственное настроение. 3


Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра "Разложи картинки с эмоциями по сундучкам"

Цель:
развитие умения определять эмоции радости и грусти по пиктограмме, картинке, умения сравнивать, развитие зрительного внимания, речи. Дети определяют настроение героя на картинке и помещают ее в сундучок, на котором изображена пиктограмма с таким же настроением. Обязательно проговаривают, почему они это сделали. Могут показать эту эмоцию на своем лице.
Игра "Назови эмоцию"
Рассмотреть, определить, назвать эмоцию. Рассказать, когда и в каких случаях такие эмоции проявляются.
Игра "Любопытный колобок"
Вспомнить и назвать сказочных героев, которые выражали такие же или похожие эмоции и чувства.
Игра "Подбери эмоцию"
Детям показываются картинки сказочных персонажей: Карлесон, Баба- Яга, Кощей- Бессмертный, Чебурашка, 7 гномов, коза с козлятами, волк, ослик, Пьеро, Буратино, снегурочка, Карабас-Барабас, Сестрица Аленушка и братец Иванушка и т.д. Ребенок выбирает «зону эмоции», характерную для персонажа сказки.
Игра "Четвертый лишний"
Определить какая эмоция лишняя и почему.
Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения. - Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение: красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры; желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему; зеленый – общительное настроение – 4
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними; синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, послушать интересную книгу, посмотреть в окно; малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое; серый – скучное настроение – не знаю чем заняться; коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен; черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен. - Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите. Дети обозначают цветом свое настроение. - Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем. – Знаете, люди с разным настроением совершенно по-разному смотрят на мир. Вот послушайте интересное стихотворение М.Щеловановой Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро!! Сегодня скучное утро!! И, кажется, будет дождь… Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро!! Сегодня весёлое утро!! И тучи уходят прочь!! – Скажите пожалуйста, нужно ли ждать, когда пройдёт плохое настроение? А вы знаете, что улучшает наше настроение? Посмотрите перед вами снова картинки. Каждый возьмет одну из картинок и расскажет, что помогает улучшить настроение. (Предлагаются картинки с изображением: подарка, друзья, улыбка, танец, игрушка, мультфильм, домашнее животное, прогулка, вкусная еда)
Игра "Угадай эмоцию"
5
Каждый ребенок получает пиктограмму, не показывая остальным детям. Ребенок выражает заданную эмоцию мимикой, жестами. Другие дети отгадывают эмоцию.
Игра «Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Игра «Испорченный телефон».
Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры. После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.
Вопросы при обсуждении:
1. "По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?"; 2."Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?"; 3."Трудно ли было тебе понять другого участника?"; 4."Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?".
Упражнение «Морщинки»
Цель: снятие напряжения. Детям предлагается несколько раз вдохнуть и выдохнуть «Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз вдох-выдох. Отлично…Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь –соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь , нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»
Игра "Снимается кино"
Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а 6
режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.
Игра "От 1 до 7"
Ребенок называет любое число от 1 до 7.Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.
Материал:
карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой -названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.


Познакомив детей с основными эмоциями , для выявления психологического настроя каждого ребенка, создание благоприятного климата в коллективе можно использовать уголок настроения.
Основные требования к уголкам настроения.
Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка. Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком. При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование. В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения). Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением. Красный счастье счастливое Синий грусть грустное (обязательное) Желтый веселье веселое (обязательное) Зеленый радость радостное Серый спокойствие спокойное (обязательное) Коричневый обида обиженное Черный злость, гнев злое, гневное (обязательное) СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет) При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие 7
«пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние. Задачи: Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы). СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет) Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается. Задачи: Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение. Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя) ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет) При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы? Задачи: Закреплять полученные ранее знания и умения. Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна). В общении между детьми иногда происходят ссоры. Установить положительные уважительные взаимоотношения поможет ритуал с применением игрушки "мирилки". «Мирилку» располагают в доступном для детей месте.
Игра «Мирилки»

Цель
: научить детей разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед; побуждать их отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Хватит нам уже сердиться, Веселятся все вокруг! Поскорей давай мириться: — Ты мне друг! — И ты мне друг! 8
Мы обиды все забудем И дружить как прежде будем. Я мирюсь, мирюсь, мирюсь, И я больше не дерусь. Ну а если подерусь, - В грязной луже окажусь! Используя в работе данные игры дети: - осваивают невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимику); - учатся схематически показывать изображение различных эмоций; - становятся более уверенными себе, учатся преодолевать робость; - проявляют интерес к театрализованным играм. 9
10


В раздел образования