Автор: Шайлина Айгуль Рафисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Полилингвальная гимназия "Адымнар-Альметьевск"
Населённый пункт: Город Альметьевск
Наименование материала: Конспект урока "Окружающий мир" 2 класс
Тема: "Что такое экономика?"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта
2 класс
Тема урока: Что такое экономика?
Учителя: Шайлина А.Р.
Цель: формировать у учащихся первоначальные представления об экономике, её составных частях и связях между
ними.
Планируемые результаты
Предметные:
объяснять значение слова «экономика» ; различать составные части экономики; иметь представления о работе
различных отраслей экономики; выявлять взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: понимать учебные задачи урока, принимать участие в их формулировании, стремиться их решить;
осмысливать результаты учебной деятельности и оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге на уроке, работать в группе;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; ориентироваться в учебнике; уметь отвечать на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, находить закономерности и
строить логическое рассуждение, проводить сравнение, анализ, обобщение, классификацию по заданным критериям.
Личностные: бережное отношение к материальным и духовным ценностям как результат выявления связей между
отраслями экономики, осмысления значения труда в жизни человека и общества; положительное отношение к учебной
деятельности на основе рефлексии достижения цели и самооценки результатов
Тип урока - урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование – ПК, проектор.
Оборудование.
Для учителя:
- презентация.
-методическое пособие с поурочными разработками «Окружающий мир» 2 класс, Л.Л. Тимофеева, И. В. Бутримова.-М,
Просвещение, 2019
Для учащихся.
- учебник для 2 класса. Окружающий мир. Ч.1 Плешаков А.А.. М.. Просвещение, 2013.
- рабочая тетрадь для 2 класса. Мир вокруг нас. Ч.1 Плешаков А.А.. М.. Просвещение, 2020.
Ход урока:
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
УУД
1. Вводная часть
Организационный
момент
- Добрый день ребята, уважаемые гости!
Красиво встали, улыбнитесь друг другу,
подарите мне свои улыбки. Спасибо.
Садитесь, пожалуйста
- Сегодня мы продолжим путешествие в
мир знаний. Я надеюсь, что сегодня
наше общение принесёт вам новые
знания.
Приветствуют учителя.
Эмоционально
настраиваются на урок.
ЛУУД:
Положительное
отношение к школе
2. Актуализация
знаний учащихся
Определение темы и
целей урока
–Где бы ни жил человек, что бы он ни
делал, и взрослый, и ребёнок: идя в
школу, покупая хлеб, читая книгу или
отправляясь в гости на автобусе – всюду
рядом использует …
Слайд № 1 - НО ЭКО КА МИ
–Какое слово зашифровано?
– Правильно, назовите тему урока.
- Давайте определим цель урока.
- Д. Экономика
- Д. Что такое экономика?
КУУД:
Включаться в
коллективное
обсуждение вопросов с
учителем и
сверстниками
РУУД:
Знакомство со
значением слова
«экономика»
Для этого используйте начало фразы:
- Я думаю, что узнаю…
- Мне хотелось бы узнать …
- Итак, мы познакомимся с понятием
«экономика» и узнаем её составные
части.
- Где можно найти значение незнакомого
слова?
Слайд 2
- Мы обратимся к словарю в Интернет. В
поисковой системе задаём слово
«экономика». Получаем ответ.
Увеличиваем текст. Читаем…
- Я думаю, что узнаю про
экономику
- Мне хотелось бы узнать
про отрасли в экономики.
В толковом словаре, в
Интернет.
-Экономика- от др. греч.
Слов ЭКОС- дом и
НОМОС- закон,
буквально- правила
ведения хозяйства или
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
способность
формулировать
учебную задачу урока
ПУУД:
Находить с помощью
учителя информацию в
дополнительной
литературе
Предметные: объяснять
значение слова
экономика
Значение экономики
-Основой любой деятельности является
ЧЕЛОВЕК.
ЛЮДИ ПРОИЗВОДЯТ,
РАСПРЕДЕЛЯЮТ,ОБМЕНИВАЮТ,
ПОТРЕБЛЯЮТ БЛАГА. Блага- то, что
необходимо человеку для жизни.
- Давайте определим, важна ли
экономика, что необходимо человеку
для жизни, какие блага?
-Откуда это появляется в вашей семье?
- На что можно купить необходимые
блага?
-Ваши родители работают в различных
частях экономики: на ферме, в магазине-
продавцами или водителями. Получив
за свою работу деньги, родители в семье,
как и в государстве РАСПРЕДЕЛЯЮТ,
ОБМЕНИВАЮТ, ПОТРЕБЛЯЮТ.
-Итог. Важна ли экономика для вашей
семьи, для государства?
-Продукты питания,
одежда, жильё.
-Покупают родители
- На деньги, которые
зарабатывают родители.
- Экономика важна,
потому что даёт блага
КУУД:
Включаться в
коллективное
обсуждение вопросов с
учителем и
сверстниками
РУУД: осмысливать
результаты учебной
3 Открытие нового
знания
Учитель показывает пачку молока.
- Скажите, как молоко попало на полки
наших магазинов?
- Давайте попробуем проследить
маршрут молока.
- Откуда взялось молоко?
Учитель обобщает ответы детей.
-
- С фермы куда девается молоко?
- На машинах куда его везут?
Работа в группе
Д. предположения детей
(из деревни от коровы, с
фермы).
Д. За ним приезжает
машина
Д. На завод
деятельности
КУУД: осуществлять
совместную работу,
включаться в
коллективное
обсуждение,
высказывать свою точку
зрения, приводить
примеры из
собственного опыта
КУУД:
Включаться в
коллективное
обсуждение вопросов с
учителем и
сверстниками
Предметные: иметь
представления о работе
различных отраслей
- С завода куда отправляют молоко?
СЛАЙД № 3
Мы проследили маршрут молока.
В магазине нам просто так дают молоко?
Хорошо. Вчера я купила этот пакет
молока в магазине «Магнит». Заплатила
159 рублей, потом зашла в магазин «5-
ка», там такая же бутылка молока стоило
169 рублей. В чем разница этих двух
бутылок молока?
- Значит что имеет любой товар?
- О чём рассказывает цена товара?
- Где можно приобрести товар?
Д. В магазин.
Нет, мы покупаем его за
деньги
Д. Разница в цене
- Д. Товар имеет цену
- Д. Сколько вложено в
него человеческого
труда, из какого
материала он сделан
- Д. Товар можно
приобрести на рынке, в
экономики; выявлять
взаимосвязи отраслей
экономики при
производстве
определенных
продуктов.
РУУД: осмысливать
результаты учебной
деятельности
- С помощью чего можно приобрести
любой товар?
магазине.
- Д. Чтобы приобрести
любой товар, нужно за
него заплатить деньги.
КУУД:
Включаться в
коллективное
обсуждение вопросов с
учителем и
сверстниками
4. Физминутка.
Птички в гнёздышке сидят (присесть)
И на улицу глядят. Погулять они
хотят (подняться на носочки)
И тихонько все летят. (помахать руками)
Выполняют
физкультминутку
5. Первичное усвоение
новых знаний.
6. Первичная проверка
понимания
- Ребята, откройте учебник на странице -
108-109
Прочитайте «Что такое экономика?»
Какое новое слово вы сегодня узнали?
-Что означает слово экономика?
Ребята работают с
учебником стр.
Учебник стр. с 104-107
Д. Экономика
Д. Экономика- это
ПУУД:
Понимать содержание
текста, находить в нем
ответы на вопросы,
интерпретировать смысл
КУУД:
-Что создает человек в результате
экономических отношений между
людьми
-Ребята, назовите отрасли экономики?
-Представим хозяйство- в виде дерева.
ЭКОНОМИКА- это ствол, а ветви
отрасли.
СЛАЙД №4
-Как называется отрасль, в которой
выращивают хлеб, овощи, разводят коз,
овец, гусей?
СЛАЙД №5
-В какой отрасли строят дома, фабрики,
заводы?
Слайд№ 6
хозяйство
Д. Это отношения
между людьми. Люди
что-то производят,
потребляют,
распределяют.
- Товары
Д. Сельское хозяйство,
промышленность,
строительство,
транспорт, торговля
Д. Сельское хозяйство
Д. Строительство
Включаться в
коллективное обсуждение
вопросов с учителем и
сверстниками
ЛУУД: бережное
отношение к
материальным и
духовным ценностям как
результат выявления
связей между отраслями
экономики, осмысления
значения труда в жизни
человека и общества
РУУД: осмысливать
7. Закрепление
8. Рефлексия
- Перевозят грузы и людей?
СЛАЙД № 7
-Делают игрушки, машины, шьют
одежду?
СЛАЙД №8
-Как называется отрасль, которая
занимается продажей разных товаров?
СЛАЙД №9
Как вы думаете, отрасли экономики
связаны между собой?
СЛАЙД № 10
СЛАЙД № 11
-Работа в тетради на печатной основе с.
67 №1, 68 № 2
-Какую роль в экономике играют
деньги?
-Продолжите фразу:
Было интересно узнать, что…
Д. Транспорт
Д. Промышленность
Д. Торговля
Д. Да, отрасли тесно
связаны между собой
Работают в тетради
Д. Каждая отрасль
производит продукт,
который мы
приобретаем с помощью
денег. Деньги приводят
экономику в движение.
Д. ответы детей.
результаты учебной
деятельности
КУУД:
включаться в
коллективное обсуждение
вопросов с учителем и
сверстниками
Предметные:
иметь представление о
работе различных
отраслей
9. Информация о
домашнем задании
Теперь я знаю, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Самое интересное было…
Оцените свою работу цветными
карандашами
Красный – было трудно, я ничего не
понял
Желтый- было понятно, но есть ещё
вопросы
Зеленый - мне все понятно, вопросов
нет.
- Открываем дневники и записываем
домашнее задание
С.108-109 читать, раб. тетрадь с.69.
-Спасибо вам за урок, мне было с вами
очень приятно работать.
-Урок окончен, до свидания.
ЛУУД: положительное
отношение к учебной
деятельности на основе
рефлексии достижения
цели и самооценки
результатов
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (САМОАНАЛИЗ) УРОКА
1.Программа, по которой работает класс: «Школа России», предмет «Окружающий мир», под ред. А.А. Плешакова,
класс 2
Тема урока: Что такое экономика?
2. 30 % учащихся данного класса обладают начальными навыками логического мышления, анализа и обобщения
(синтеза), наблюдения, сравнения и сопоставления. Большинство учащихся умеют слушать друг друга, самооценивать
и взаимооценивать друг друга. При работе в группах преобладает сотрудничество. Учащиеся сразу включаются в
учебную деятельность.
3.Данный урок с помощью актуализации знаний, опирается на личный опыт учащихся.
4. Цель урока: формировать у учащихся первоначальные представления об экономике, её составных частях и связях
между ними.
5.Решение
задач,
направленных
на
достижение
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов:
Задачи, направленные на достижение личностных результатов решались на этапе мотивации к учебной деятельности и
рефлексии. При этом выполнялись следующие виды деятельности: психологический тренинг и самооценка.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов решались на этапе актуализации опорных
знаний, целеполагания, первичного усвоения новых знаний, первичной проверки понимания, закрепления и включения
в систему знаний с помощью методов беседы, создания проблемной ситуации, обсуждения, демонстрации, работы с
учебником . При этом выполнялись следующие виды деятельности: ответы на вопросы, разгадывание шифра, работа с
текстом, работа в группе.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов решались на этапе открытия нового знания,
первичного закрепления, самостоятельной работы и включения в систему знаний с помощью методов беседы, рассказа,
демонстрации, работы с учебником.
6.На всех этапах урока учащимся были предложены различные виды деятельности, которые соответствовали интересам
детей и их возрастным особенностям.
7. Познавательные УУД формировались на этапе открытия нового знания, первичного закрепления с помощью
методов рассказа, демонстрации, работы с книгой, беседы.
Регулятивные УУД формировались на этапе целеполагания, актуализации опорных знаний , открытия новых знаний,
первичного усвоения новых знаний с помощью метода создания проблемной ситуации и беседы.
Личностные УУД формировались на этапе мотивации к учебной деятельности, рефлексии с помощью метода
психологического тренинга и самооценки.
8.
На
уроке
были
использованы
здоровьесберегающие
технологии(положительный
эмоциональный
настрой,
физминутка, смена динамических поз).
9. Структура урока соблюдена, соответствует общей цели.
10. Поставленная цель была реализована.