Напоминание

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста.


Автор: Позднякова Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18"
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: Статья по трудовому воспитанию
Тема: Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое

воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Радость труда – могучая воспитательная сила.

В годы детства каждый ребенок должен

пережить это благородное чувство».

В. А. Сухомлинский.

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая

деятельность

доставляет

удовольствие,

он

стремится

к

достижению

хороших

результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая

активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда

ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.

Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте

С детьми младшего дошкольного возраста труд детей организуется в форме

индивидуальных поручений. Поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат

в себе одно – два действия, которые дети производят на первых порах совместно со

взрослым например (расставить хлебницы на стол, принести лейку, снять с куклы платье

для стирки, собрать крупный мусор на участке). И пусть их труд совсем незначителен, но

мы всё равно стараемся их поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного

труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

Давая детям элементарные представления о труде дворника, шофера, повара,

медсестры, обращаю их внимание на добросовестное отношение взрослых к работе

(работают старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения, привлекаю

внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым (посмотрите Сакаева

Амелия смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, прополоскала тряпку, опять

отжала и т. д.), рассматриваем с ними материалы и оборудование, которые

используются в работе. И обязательно подчеркиваю конечный результат труда

(Амелия вымыла полку, и она стала чистой). Так у детей формирую желание участвовать

в труде, воспитываю положительное отношение к труду взрослых.

Труд должен быть посильным для детей, важно также, чтобы труд завершался

наглядным результатом – тогда дети осознают его значимость, необходимость

(«Хорошо, что Коля счистил снег со скамейки, мы теперь можем на ней посидеть»,

«Настенька протерла стол, на нем теперь можно рисовать» и т. п.).

Со второго полугодия детям начинаю прививать умения и навыки дежурства по

столовой. Для этого использую «алгоритм дежурства», который мы сначала

рассматриваем, проговариваем и вывешиваем в уголке «Дежурства». На первоначальных

этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью помощника

воспитателя, затем – с его незначительной помощью. Для того чтобы детям легче было

запомнить правильность сервировки стола использую дидактические игры «Накроем

стол для кукол», «День рождения Мишки».

В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую народное

творчество, художественную литературу.

Во время режимных моментов, например, во время умывания, потешки и попевки учат

детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки

самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды… »

«Кран, откройся

Нос умойся… »

«Чистая водичка моет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Алешке»

Помогает потешка и в процессе кормления:

«Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку… »

«Ай ту-ту-ту-ту

Не вари кашу круту… »

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура

проходит с потешкой: «Расти коса до пояса… »

В потешке «Пальчик – мальчик где ты был… » дети воспринимают мальчика – пальчика

как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания

сверстникам. Так, успокаивая плачущего друга, ребенок приговаривает: «Не плачь, не

плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть… »

Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в

окошечко… », «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить. » и др.

Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие

на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо

любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать

добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность.

Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду

других людей!

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы,

терминология

которых

понятна

современному

ребенку.

Иначе

эффект

от

их

употребления пропадает.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен

начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С

древнейших

времен

матери

внушали,

утешали,

ласкали,

убаюкивали

детей

колыбельными песнями, попевками, пестушками.

Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального

поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам

общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на

малыша.

Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда

дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное

окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость,

удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.

Была бы охота – заладится всякая работа.

Доброе начало – половина дела.

Кто труда не боится, того и лень сторонится.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

В полплеча работа тяжёлая, оба подставишь – легче справишь

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это,

на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом

возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Использование данной разработки, поможет педагогам, грамотно спланировать

трудовую деятельность, тактично и умело ввести детей в круг трудового общения,

довести до сознания каждого, то, что его труд необходим.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми

младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества

личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к

результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость,

самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.

Оценивая работу каждого дежурного, также использую игровой прием. Например,

Петрушка говорит: «Не очень мне понравилось, как дежурили сегодня Саша и Оля. Они

работали медленно, отнимали друг у друга ложки, поставили салфетницу не на место,

получилось некрасиво. Сейчас они все поправят, и я сяду за их столы, а пока посижу за

столом, который накрыли Света и Таня». Воспитывая у детей умение замечать непорядок

в окружающей обстановке, использую правило, которое существует в нашей группе

«Каждой игрушке своё место» или использую стишок:

Ну, теперь за дело дружно —

Убирать игрушки нужно!

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной

литературы, а также стихов, загадок, пословиц.

Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей

энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям

литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по трудовому

воспитанию детей. Прививая детям культурно – гигиенические навыки, такие как:

самообслуживание, умывание, одевание и т. д., широко использую потешки, например:

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз

продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное

отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: беседа, подключение к

деятельности

взрослого,

заучивание

определенного

стихотворения.

Дети

быстро

запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый

и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают

Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки.

Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки

раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности.

Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди

предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности.

Создаются

предпосылки

для

вербализации

(речевого

общения,

познавательной

деятельности.

Если ребёнок с неохотой отзывается на работу, шутливая прибаутка, пословица точно

выразят огорчение взрослого, поставят ребёнка перед выбором формы поведения:

- Тит, иди молотить!

- Живот болит.

- Тит, поди я ложка?

Люди жать, а мы с поля бежать.

В работе разгар, а он на базар.

У лодыря Егорки всегда отговорки.

Люди пахать, а он руками махать.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Бывает в детских отношениях и негативное проявление: дети сердятся друг на

друга, пытаются доказать что-либо силой. Пословицей можно смягчить ситуацию,

побудить ребёнка к поиску другого решения конфликта:

Не велик, а грозен.

Раздулся, что мышь на крупу.

На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.

Сила – хорошо, а ум – лучше.

А доброе сердце всё покрывает.

Кто в нраве крут, тот никому не друг.

На что с тем дружиться, кто охоч браниться?

Ссора может привести к потере друзей:

Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Согласье крепче каменных стен.

Чтобы подчеркнуть, что дети вложили много старанья в свою работу и она

получилась качественной:

Какие труды, такие и плоды.

Золотые руки - золотые дела.

Каков мастер – такова и работа.

Кто работы не боится, у того и работа спорится.

Дело мастера боится.

Если ребёнок решает участвовать, надо поддержать его радостной улыбкой,

жестом. Воспитатель: «Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?».

Всякое, даже самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети

осознавали планирование как важное условие успешной деятельности.

И по малу делу большая дума.

Голова научит – руки сделают.

Семь раз примерь – один раз отрежь.

Чем больше науки – тем умнее руки.

Ум хорошо, а два лучше.

Если дети робки в работе, их нужно поддержать:

Лиха беда начала.

Глаза страшатся, а руки делают.

Смелый города берёт.

Воспитатель может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не

сдвинется с места:

Под лежачий камень, вода не течёт.

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

Не замоча рук, не умоешься.

Волков бояться – в лес не ходить.

Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него.

Умел начать, умей и оканчивать.

Усталость пройдёт, а добрая слава останется.

Не мудрено начать, мудрено кончить.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Если кто-то из детей до окончания работы готов похвастаться результатами

работы, педагог предупреждает, что лучше сделать, а не обобщать:

Хвастливое слово гнило.

Говорить легко, делать трудно.

Тем, кто отвлекается во время работы:

Где много слов, там мало дела.

Большой говорун – плохой работун.

Дела не вершок, а слов с мешок.

Языком не торопись, а делом не ленись.

Меньше бы говорил, а больше бы делал.

Работа с зубами, а лень с – языком.

Один пашет, а семеро руками машут.

Люди за дело, а мы за безделье.

Играй, играй, да дело знай

В процессе работы испытывают трудности и сами стараются преодолеть их, то таких

детей нужно подержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда:

Горькая порой работа, да хлеб от неё сладок.

Горька работа, сладок хлеб.

Терпенье и труд всё перетрут.

Над чем постараешься, тому и порадуешься.

За один раз и дерева не срубишь.

Всякое уменье трудом даётся.

Дело учит, и мучит и кормит.

Дети проявляют поспешность, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как:

Делом спеши, а людей не смеши.

Поспешишь – людей насмешишь.

Тише едешь, дальше будешь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Авось да как-нибудь до добра не доведут.

Кто делает все на авось, у того всё хоть брось.

А о бойком, ловком, все успевающем умельце педагог говорит:

Наш пострел везде поспел.

Один глаз, да зорок – не надо сорок.

Мала птичка, да коготок востёр.

Мал телом, да велик делом.

В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей,

вместо нравоучений, замечания будет эффективнее сказать:

Не смейся, горох, не лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь; Не смейся, горох, над

бобами: Будешь и ты под ногами.

Не смейся, квас, не лучше нас!

Не смейся, горох, не лучше грибов: грибы пожарим и тебя оставим.

Видя дружеские поступки в общей работе, поддерживая совместные усилия,

педагог поощряет:

Одной рукой и узла не завяжешь.

Один в поле не воин.

Если ребёнок не старался, отвлекался и по этой причине получил

несоответствующий своим возможностям результат, педагог может пожурить:

Делавши смеялись, а сделавши плачем.

И криво, и косо, и на сторону побежало.

И готово, а бестолково.

Сбил, сколотил – вот колесо!

Сел, да поехал – ах хорошо!

Оглянулся назад – одни спицы лежат!

Тяп, ляп готов корабль

Хотел прокатиться,

Да боюсь утопиться.

По окончанию работы хорошо подчеркнуть, что после трудовых усилий и отдохнуть

веселее:

Без труда и отдых не сладок.

Кончил дело – гуляй смело.

Конец венчает дело.

Добрый конец – делу венец.

Наработался – за ложку берись.

Лентяй – без ужина спать ложится.

Работнику – медовые пышки.

А лодырю – еловые шишки.

Горька работа, да сладок хлеб.

На чужую работу глядя, сыт не будешь.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Ешь досыта, а работай до пота.

Пословицы создают атмосферу уважения к трудолюбивому:

Всякий человек у дела познаётся.

Всякое дело человеком ставится, человеком славится.

Занятого человека и грусть-тоска не берёт.

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Дерево смотри в плодах, а человек – в делах.

Птицу узнают в полёте, а человека - в работе.

Жизнь дана на добрые дела.

Пчела мала, а и то работает.

Кто любит трудиться, тому и на месте не сидится.

« Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в

воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»

А.С.Макаренко.



В раздел образования