Автор: Позднякова Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18"
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: Статья по трудовому воспитанию
Тема: Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое
воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Радость труда – могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребенок должен
пережить это благородное чувство».
В. А. Сухомлинский.
Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая
деятельность
доставляет
удовольствие,
он
стремится
к
достижению
хороших
результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая
активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда
ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.
Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте
С детьми младшего дошкольного возраста труд детей организуется в форме
индивидуальных поручений. Поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат
в себе одно – два действия, которые дети производят на первых порах совместно со
взрослым например (расставить хлебницы на стол, принести лейку, снять с куклы платье
для стирки, собрать крупный мусор на участке). И пусть их труд совсем незначителен, но
мы всё равно стараемся их поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного
труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.
Давая детям элементарные представления о труде дворника, шофера, повара,
медсестры, обращаю их внимание на добросовестное отношение взрослых к работе
(работают старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения, привлекаю
внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым (посмотрите Сакаева
Амелия смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, прополоскала тряпку, опять
отжала и т. д.), рассматриваем с ними материалы и оборудование, которые
используются в работе. И обязательно подчеркиваю конечный результат труда
(Амелия вымыла полку, и она стала чистой). Так у детей формирую желание участвовать
в труде, воспитываю положительное отношение к труду взрослых.
Труд должен быть посильным для детей, важно также, чтобы труд завершался
наглядным результатом – тогда дети осознают его значимость, необходимость
(«Хорошо, что Коля счистил снег со скамейки, мы теперь можем на ней посидеть»,
«Настенька протерла стол, на нем теперь можно рисовать» и т. п.).
Со второго полугодия детям начинаю прививать умения и навыки дежурства по
столовой. Для этого использую «алгоритм дежурства», который мы сначала
рассматриваем, проговариваем и вывешиваем в уголке «Дежурства». На первоначальных
этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью помощника
воспитателя, затем – с его незначительной помощью. Для того чтобы детям легче было
запомнить правильность сервировки стола использую дидактические игры «Накроем
стол для кукол», «День рождения Мишки».
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я широко использую народное
творчество, художественную литературу.
Во время режимных моментов, например, во время умывания, потешки и попевки учат
детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки
самообслуживания.
«Ай лады, лады, лады
Не боимся мы воды… »
«Кран, откройся
Нос умойся… »
«Чистая водичка моет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Алешке»
Помогает потешка и в процессе кормления:
«Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку… »
«Ай ту-ту-ту-ту
Не вари кашу круту… »
Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура
проходит с потешкой: «Расти коса до пояса… »
В потешке «Пальчик – мальчик где ты был… » дети воспринимают мальчика – пальчика
как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.
Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания
сверстникам. Так, успокаивая плачущего друга, ребенок приговаривает: «Не плачь, не
плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть… »
Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в
окошечко… », «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить. » и др.
Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие
на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо
любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать
добрые поступки.
Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность.
Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду
других людей!
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы,
терминология
которых
понятна
современному
ребенку.
Иначе
эффект
от
их
употребления пропадает.
Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен
начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С
древнейших
времен
матери
внушали,
утешали,
ласкали,
убаюкивали
детей
колыбельными песнями, попевками, пестушками.
Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального
поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам
общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на
малыша.
Использование пословиц, поговорок, прибауток по ходу трудового процесса. Когда
дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить их на успешное
окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать своё отношение (радость,
удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.
Была бы охота – заладится всякая работа.
Доброе начало – половина дела.
Кто труда не боится, того и лень сторонится.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
В полплеча работа тяжёлая, оба подставишь – легче справишь
Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это,
на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом
возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.
Использование данной разработки, поможет педагогам, грамотно спланировать
трудовую деятельность, тактично и умело ввести детей в круг трудового общения,
довести до сознания каждого, то, что его труд необходим.
Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми
младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества
личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к
результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость,
самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.
Оценивая работу каждого дежурного, также использую игровой прием. Например,
Петрушка говорит: «Не очень мне понравилось, как дежурили сегодня Саша и Оля. Они
работали медленно, отнимали друг у друга ложки, поставили салфетницу не на место,
получилось некрасиво. Сейчас они все поправят, и я сяду за их столы, а пока посижу за
столом, который накрыли Света и Таня». Воспитывая у детей умение замечать непорядок
в окружающей обстановке, использую правило, которое существует в нашей группе
«Каждой игрушке своё место» или использую стишок:
Ну, теперь за дело дружно —
Убирать игрушки нужно!
Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной
литературы, а также стихов, загадок, пословиц.
Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей
энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям
литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по трудовому
воспитанию детей. Прививая детям культурно – гигиенические навыки, такие как:
самообслуживание, умывание, одевание и т. д., широко использую потешки, например:
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся.
При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз
продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное
отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: беседа, подключение к
деятельности
взрослого,
заучивание
определенного
стихотворения.
Дети
быстро
запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый
и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают
Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки.
Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки
раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности.
Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди
предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности.
Создаются
предпосылки
для
вербализации
(речевого
общения,
познавательной
деятельности.
Если ребёнок с неохотой отзывается на работу, шутливая прибаутка, пословица точно
выразят огорчение взрослого, поставят ребёнка перед выбором формы поведения:
- Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, поди я ложка?
Люди жать, а мы с поля бежать.
В работе разгар, а он на базар.
У лодыря Егорки всегда отговорки.
Люди пахать, а он руками махать.
В одиночку не одолеешь и кочку.
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Бывает в детских отношениях и негативное проявление: дети сердятся друг на
друга, пытаются доказать что-либо силой. Пословицей можно смягчить ситуацию,
побудить ребёнка к поиску другого решения конфликта:
Не велик, а грозен.
Раздулся, что мышь на крупу.
На сердитых воду возят, на надутых кирпичи.
Сила – хорошо, а ум – лучше.
А доброе сердце всё покрывает.
Кто в нраве крут, тот никому не друг.
На что с тем дружиться, кто охоч браниться?
Ссора может привести к потере друзей:
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Без друга в жизни туго.
Без друга на сердце вьюга.
Согласье крепче каменных стен.
Чтобы подчеркнуть, что дети вложили много старанья в свою работу и она
получилась качественной:
Какие труды, такие и плоды.
Золотые руки - золотые дела.
Каков мастер – такова и работа.
Кто работы не боится, у того и работа спорится.
Дело мастера боится.
Если ребёнок решает участвовать, надо поддержать его радостной улыбкой,
жестом. Воспитатель: «Не для того руки даны, чтобы даром болтались, так ведь?».
Всякое, даже самое маленькое дело требует обдумывания, и нужно, чтобы дети
осознавали планирование как важное условие успешной деятельности.
И по малу делу большая дума.
Голова научит – руки сделают.
Семь раз примерь – один раз отрежь.
Чем больше науки – тем умнее руки.
Ум хорошо, а два лучше.
Если дети робки в работе, их нужно поддержать:
Лиха беда начала.
Глаза страшатся, а руки делают.
Смелый города берёт.
Воспитатель может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не
сдвинется с места:
Под лежачий камень, вода не течёт.
Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
Не замоча рук, не умоешься.
Волков бояться – в лес не ходить.
Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него.
Умел начать, умей и оканчивать.
Усталость пройдёт, а добрая слава останется.
Не мудрено начать, мудрено кончить.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Если кто-то из детей до окончания работы готов похвастаться результатами
работы, педагог предупреждает, что лучше сделать, а не обобщать:
Хвастливое слово гнило.
Говорить легко, делать трудно.
Тем, кто отвлекается во время работы:
Где много слов, там мало дела.
Большой говорун – плохой работун.
Дела не вершок, а слов с мешок.
Языком не торопись, а делом не ленись.
Меньше бы говорил, а больше бы делал.
Работа с зубами, а лень с – языком.
Один пашет, а семеро руками машут.
Люди за дело, а мы за безделье.
Играй, играй, да дело знай
В процессе работы испытывают трудности и сами стараются преодолеть их, то таких
детей нужно подержать, дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда:
Горькая порой работа, да хлеб от неё сладок.
Горька работа, сладок хлеб.
Терпенье и труд всё перетрут.
Над чем постараешься, тому и порадуешься.
За один раз и дерева не срубишь.
Всякое уменье трудом даётся.
Дело учит, и мучит и кормит.
Дети проявляют поспешность, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как:
Делом спеши, а людей не смеши.
Поспешишь – людей насмешишь.
Тише едешь, дальше будешь.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Авось да как-нибудь до добра не доведут.
Кто делает все на авось, у того всё хоть брось.
А о бойком, ловком, все успевающем умельце педагог говорит:
Наш пострел везде поспел.
Один глаз, да зорок – не надо сорок.
Мала птичка, да коготок востёр.
Мал телом, да велик делом.
В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей,
вместо нравоучений, замечания будет эффективнее сказать:
Не смейся, горох, не лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь; Не смейся, горох, над
бобами: Будешь и ты под ногами.
Не смейся, квас, не лучше нас!
Не смейся, горох, не лучше грибов: грибы пожарим и тебя оставим.
Видя дружеские поступки в общей работе, поддерживая совместные усилия,
педагог поощряет:
Одной рукой и узла не завяжешь.
Один в поле не воин.
Если ребёнок не старался, отвлекался и по этой причине получил
несоответствующий своим возможностям результат, педагог может пожурить:
Делавши смеялись, а сделавши плачем.
И криво, и косо, и на сторону побежало.
И готово, а бестолково.
Сбил, сколотил – вот колесо!
Сел, да поехал – ах хорошо!
Оглянулся назад – одни спицы лежат!
Тяп, ляп готов корабль
Хотел прокатиться,
Да боюсь утопиться.
По окончанию работы хорошо подчеркнуть, что после трудовых усилий и отдохнуть
веселее:
Без труда и отдых не сладок.
Кончил дело – гуляй смело.
Конец венчает дело.
Добрый конец – делу венец.
Наработался – за ложку берись.
Лентяй – без ужина спать ложится.
Работнику – медовые пышки.
А лодырю – еловые шишки.
Горька работа, да сладок хлеб.
На чужую работу глядя, сыт не будешь.
Работай до поту, так поешь в охоту.
Ешь досыта, а работай до пота.
Пословицы создают атмосферу уважения к трудолюбивому:
Всякий человек у дела познаётся.
Всякое дело человеком ставится, человеком славится.
Занятого человека и грусть-тоска не берёт.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Дерево смотри в плодах, а человек – в делах.
Птицу узнают в полёте, а человека - в работе.
Жизнь дана на добрые дела.
Пчела мала, а и то работает.
Кто любит трудиться, тому и на месте не сидится.
« Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в
воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»
А.С.Макаренко.