Автор: Семёнова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №137 комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи
Раздел: дошкольное образование
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из
направлений работы по формированию связной речи
Овладение
родным
языком
является
важнейшим
условием
успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а
также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь
сопровождает
и
совершенствует
познавательную
деятельность
детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую
активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и
фантазии
в
изобразительной,
музыкальной,
литературной
деятельности. Одной из приоритетных задач обучения в детском
саду является развитие связной речи дошкольников. Именно в
связной речи реализуется основная, коммуникативная функция
языка и речи. Давно установлено, что к старшему дошкольному
возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей.
Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте
является совершенствование монологической речи. Одним из
средств
развития
связной
монологической
речи
является
рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим
материалом для этого. В основе рассказывания по картине лежит
восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет
представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на
эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает
говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает
уверенность в своих силах .
Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, связанный с
интерпретацией действия.
При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд
требований:
- Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное
отношение к окружающему. -Реалистичное изображение.
-Картина
должна
быть
высокохудожественной.
-Доступность
содержания
и
изображения
(отсутствие
множества
деталей,
сильного
сокращения
и
заслонения
предметов,
излишней
штриховки, незаконченности рисунка.Основной прием проведения
занятия - беседа.
К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно.
Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по
картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.
Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее
созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на
картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание
на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу.
Основной методический прием здесь — вопросы. Вопросом педагог
сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?),
затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так
последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие
детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы
должны быть понятными, направленными на установление связей
между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме
вопросов,
используются
пояснения,
игровые
приемы
(детям
предлагается мысленно и поставить себя на место ребенка, который
нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»).
Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие
картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое
рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с
детьми.
Роль
картинки
для детей
младшего
возраста преимущественно
заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в
небольшой мере в его расширении. Картинка для малышей должна
приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности
Лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику,
действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая,
красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и
надо начинать рассматривание.
В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются
более сложные предметные и сюжетные картины
Сюжетная картина служит средством для развития не только
описательных, но и повествовательных умений. Описание картины
дети строят, опираясь на восприятие. Для того чтобы составить
повествование,
кроме
восприятия
активизируется
творческое
воображение детей, чтобы они могли придумывать разные варианты
событий, которые предшествовали и следовали за событиями,
изображенными на картине. Сюжет рассказа по картине является
сотворчеством ребенка и художника. Художник задает своей
картиной действующих лиц, «рассказывает» об одном моменте
повествования, а ребенок придумывает начало и конец рассказа.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое
внимание обращают на более детальное рассматривание в силу
большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по
частям. Вначале — главное, затем детали, которые дети должны
заметить сами. Для последующих описаний следует обратить
внимание на интерьер, фон, пейзаж.
Для обучения используются все типы картин и все виды детских
рассказов.
Особое
внимание
уделяется
самостоятельности
и
творчеству. В качестве речевого образца часто используется
художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К.
Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки.