Автор: Раззоренова Ольга Андреевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Арбатская СОШ
Населённый пункт: с. Арбаты
Наименование материала: статья
Тема: "Формировние функциональной граммотности на уроках истории"
Раздел: среднее образование
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках истории
Активные изменения, происходящие во всех сферах современного общества, оказывают
серьёзное воздействие на самого человека, его образ жизни, профессиональную деятельность и
взаимоотношения с окружающими. В таких условиях, человек должен быть способным действовать и
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, выдерживать конкуренцию в овладении новыми
знаниями и технологиями, в которых возникает профессиональная и жизненная необходимость.
В современном обществе успех человека во многом будет зависеть от его способности к
саморазвитию и самореализации. Поэтому для современной школы на сегодняшний день очень
актуальна задача подготовки обучающихся к успешному взаимодействию в жизненных ситуациях
изменяющегося общества, формирования их функциональной грамотности.
Функциональная грамотность является базовой характеристикой при формировании навыков
чтения и письма, направлена на решение бытовых проблем; она обнаруживается в конкретных
обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации; связана с решением стандартных,
стереотипных задач.
Можно
выделить
несколько
основных
видов
функциональной
грамотности,
которые
формируются на уроках истории:
1) коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой
деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь; самостоятельно выражать
свои мысли в устной и письменной речи;
2) информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в
справочной литературе, извлекать информацию из интернета, перерабатывать и систематизировать
информацию и представлять ее разными способами;
3) деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно
способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости
изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку;
4) читательская грамотность - выделяется как один из элементов информационной
грамотности.
На уроках истории формирование читательской грамотности происходит через работу с
текстом учебной литературы.
В работе учителя понимание функциональной грамотности, связано с тем, как обучающийся освоил
теоретический материал, и как он может применить его за пределами школы в любой бытовой
ситуации.
Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно
представить в виде плана работы:
1.
Создание ситуации сотрудничества на уроках.
2.
Использование приемов развития критического мышления в системе.
3.
Организовать деятельность учащихся в виде работы в парах, групповая работа.
4.
Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов
обучения учащихся.
5.
Давать возможность самооценивания и взаимооценивания.
6.
Поддержка учащихся с низкими учебными способностями
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной
задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы
просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор
цитат, составление схем, графиков, таблиц);
- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности,
монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические
сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон,
создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества,
индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со
стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
-
изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет
учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые
выработало человечество за всю свою историю;
- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и
прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким
образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с
другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;
- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов,
проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами
труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз, убеждаясь в том,
какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).
Таким образом, можно сделать вывод, что, функциональная грамотность является важным
показателем качества образования и позволяет реализовать практико-ориентированный характер
обучения.