Напоминание

"Формировние функциональной граммотности на уроках истории"


Автор: Раззоренова Ольга Андреевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Арбатская СОШ
Населённый пункт: с. Арбаты
Наименование материала: статья
Тема: "Формировние функциональной граммотности на уроках истории"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках истории

Активные изменения, происходящие во всех сферах современного общества, оказывают

серьёзное воздействие на самого человека, его образ жизни, профессиональную деятельность и

взаимоотношения с окружающими. В таких условиях, человек должен быть способным действовать и

адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, выдерживать конкуренцию в овладении новыми

знаниями и технологиями, в которых возникает профессиональная и жизненная необходимость.

В современном обществе успех человека во многом будет зависеть от его способности к

саморазвитию и самореализации. Поэтому для современной школы на сегодняшний день очень

актуальна задача подготовки обучающихся к успешному взаимодействию в жизненных ситуациях

изменяющегося общества, формирования их функциональной грамотности.

Функциональная грамотность является базовой характеристикой при формировании навыков

чтения и письма, направлена на решение бытовых проблем; она обнаруживается в конкретных

обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации; связана с решением стандартных,

стереотипных задач.

Можно

выделить

несколько

основных

видов

функциональной

грамотности,

которые

формируются на уроках истории:

1) коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой

деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь; самостоятельно выражать

свои мысли в устной и письменной речи;

2) информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в

справочной литературе, извлекать информацию из интернета, перерабатывать и систематизировать

информацию и представлять ее разными способами;

3) деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно

способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости

изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку;

4) читательская грамотность - выделяется как один из элементов информационной

грамотности.

На уроках истории формирование читательской грамотности происходит через работу с

текстом учебной литературы.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, связано с тем, как обучающийся освоил

теоретический материал, и как он может применить его за пределами школы в любой бытовой

ситуации.

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно

представить в виде плана работы:

1.

Создание ситуации сотрудничества на уроках.

2.

Использование приемов развития критического мышления в системе.

3.

Организовать деятельность учащихся в виде работы в парах, групповая работа.

4.

Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов

обучения учащихся.

5.

Давать возможность самооценивания и взаимооценивания.

6.

Поддержка учащихся с низкими учебными способностями

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной

задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы

просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор

цитат, составление схем, графиков, таблиц);

- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности,

монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические

сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон,

создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества,

индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со

стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

-

изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет

учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые

выработало человечество за всю свою историю;

- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и

прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким

образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с

другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;

- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов,

проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами

труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз, убеждаясь в том,

какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).

Таким образом, можно сделать вывод, что, функциональная грамотность является важным

показателем качества образования и позволяет реализовать практико-ориентированный характер

обучения.



В раздел образования