Автор: Шилова Марина Алексеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Школа — гимназия"
Населённый пункт: г. Ярцева Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность на уроках физической культуры.
В настоящее время в школьном образовании ведется активный поиск
новых, нестандартных подходов к организации учебно-воспитательного
процесса
учащихся.
Появление
новых
Федеральных
государственных
образовательных стандартов в системе среднего общего образования
нацеливает педагога на формирование у учащихся универсальных учебных
действий,
представляющих
собой
совокупность
различных
способов
действий ученика, направленных на самостоятельное усвоение новых знаний
и умений. Одним из приоритетных направлений в физическом воспитании
обучающихся является проектная деятельность, представляющая собой
совместно учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность
учащихся. Проектная деятельность в обучении способствует развитию
познавательного интереса, самостоятельности и творческого потенциала
учащегося.
Новые
образовательные
стандарты
нацеливают
учителя
на
формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и приобретению
практического опыта построения и реализации самостоятельных занятий
физической культурой.
Реализация метода проектов в процессе физического воспитания
школьников – это применение системы учебно-познавательных приемов,
направленных
на
решение
тех
или
иных
проблем
в
процессе
самостоятельной работы или групповых взаимодействий учеников. Основная
задача поисковой деятельности состоит в том, чтобы научить школьника
проектированию
–
умелому
ориентированию
в
мире
информации,
самостоятельному изучению и усвоению нового, рационального подхода к
процессу познания, то есть научить учиться. В процессе самопознания
разнообразного информационного материала у учащихся формируется
умение
выделять
главное,
находить
связи,
структурировать,
систематизировать, ранжировать и т.д.
Проектное обучение на уроках физической культуры связано с
выполнением учащимися самостоятельной творческой работы (проекта) под
непосредственным руководством педагога. Обучающимся предлагается
рассмотреть проект, основой которого является конкретная проблема, для её
разрешения школьникам необходимо проявить исследовательские умения и
навыки
в
различных
направлениях,
полученные
результаты
исследовательского поиска анализируются, обобщаются и объединяются в
одно целое. Выбор учителем темы проекта (актуальность, идея, замысел
проекта) осуществляется на основе программного материала с учетом
учебной ситуации, интересов и способностей учащихся.
В разработанной тематике проектов рассматриваются проблемные
вопросы, связанные с изучением истории физической культуры и спорта,
правил проведения Олимпийских игр и Чемпионатов мира, подвижных и
спортивных игр, основ здорового образа жизни, и другие. Некоторые
проекты носят интегрированный характер, для их решения необходимо
применить знания других учебных предметов.
Темы проектов могут быть разработаны и учениками на основе их
творческих предпочтений и познавательных интересов. В этом случае
разработка собственного проекта закладывает основы для самообразования и
самовоспитания школьника.
В практике преподавания уроков физической культуры метод
проектов
направлен
на
активизацию
самостоятельной
деятельности
школьников
(индивидуальную
и
групповую).
Индивидуальный
(персональный) метод проектов имеет преимущества в том, что учащийся
разрабатывает план работы над проектом под руководством учителя, и затем
поэтапно, последовательно выстраивает процесс его реализации. Для
выполнения учащимися самостоятельной работы учитель выделяет время не
только на самом уроке, но и планирует ее выполнение в течение нескольких
недель или месяцев.
В групповой деятельности работа над проектом осуществляется на
основе тесного сотрудничества самих учащихся. На всех этапах совместной
работы предлагаются различные пути решения проблемы, выдвигаются идеи,
формулируется гипотеза проекта. С проектом учащиеся знакомятся на уроке
физической культуры, а его выполнение осуществляется во внеурочное
время. Как показала практика, обучающиеся особенно активно и с
удовольствием
выполняют
проекты,
если
они
как-то
связаны
с
их
интересами, отражают современные тенденции молодёжной субкультуры.
Реализация проектной технологии осуществляется через исследовательскую
деятельность учащихся и происходит поэтапно:
1. Подготовка к созданию учебного проекта:
–
предварительно
изучить
индивидуальные
способности,
интересы,
жизненный опыт каждого ученика; – выбрать тему проекта, сформулировать
проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта:
– сформировать группы учащихся (разного пола, разной успеваемости,
различных социальных групп) с постановкой задач для каждого ученика; –
распределить обязанности с учетом склонности учащихся к логичным
рассуждениям, формированию выводов, оформлению проектной работы.
3. Выполнение проекта:
–
поиск
новой
дополнительной
информации,
обсуждение
и
ее
документирование;
–
выбор
способов
реализации
проекта
(рисунки,
презентации, викторины и др.);
– оформление проекта дома самостоятельно или его разработка в классе.
4. Презентация проекта:
– оформленный материал представляется одноклассникам, осуществляется
защита своего проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
Разнообразие
видов
проектов
(исследовательские,
творческие,
информационные, игровые, практико-ориентированные и др.) направлено на
достижение
конкретных
целей
и
предполагают
координированное
выполнение взаимосвязанных действий. Методы проектной деятельности
разнообразны и подбираются в зависимости от возраста детей.
Тематика и типы проектов, разработанные учителем физической
культуры и учащимися в урочной и во внеурочной деятельности, носят
разнообразный характер.
В
начальной
школе
предъявляются
несложные
требования
к
проектированию. На первоначальных этапах обучения проектные темы
теоретических вопросов школьной программы по физической культуре
разрабатываются
и
предлагаются
учителем.
В
дальнейшем
тематика
проектов в основном предлагается самими детьми. Учащимся младших
классов
предоставляется
возможность
самостоятельного
выбора
темы
проектной деятельности, затем вместе с учителем обсуждаются подходящие
методы решения проблемы, и составляется план работы над проектом
(например, спроектировать комплекс утренней гимнастики в рисунках). Для
выполнения творческих заданий проекта дети приступают к поиску
информационного материала из различных источников: детские рисунки,
фотографии, фрагменты газетных публикаций, литературных произведений.
Для защиты проекта используются следующие формы: доклад,
реферат, выставка рисунков, инсценировка, кроссворд, сказка, игра и многое
другое.
В проектной деятельности учащихся средних классов учитель
организует самостоятельную деятельность детей и выступает в роли
помощника, консультанта. Он принимает непосредственное участие в поиске
и обработке информации, анализе оптимальных подходов и условий к
решению
поставленных
задач.
Для
защиты
проекта
используются
разработанные викторины, кроссворды, презентации, доклады, выступления.
В большей степени разрабатываются презентации в виде справочного
материала (истории спорта, правил игры и т.д.) или тестовых заданий.
Составление инструкций рекомендуется как один из вариантов для
освобожденных от занятий и тем учащимся, у которых что-либо не
получается. К инструкции может быть приложен рисунок. К примеру, если у
учащегося не получается верхняя прямая подача мяча в волейболе, ему
предлагается написать инструкцию. Предварительно ученику объясняется, на
какие детали техники выполнения упражнения следует обратить внимание.
При этом задание можно дать нескольким ученикам, а затем обсудить всем
вместе и исправить ошибки.
Работа
над
проектом
в
старшей
школе
может
выполняться
старшеклассниками под руководством учителя в течение учебного года.
Индивидуальный учебный проект представляет собой учебное исследование,
выполняемое в целях освоения выбранных видов деятельности и углубления
знаний по предмету в ходе решения практических задач. На завершающем
этапе работы организуется защита проектных работ. Для проведения
процедуры защиты формируется комиссия, в состав которой входят
представители администрации и педагогического коллектива школы.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ
полученного результата и доказательство его соответствия поставленной
цели
или
требованиям,
поэтому
основным
критерием
успешности
выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности)
требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.
Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя
процедурой
защиты
проектов,
особо
следит
за
соблюдением
доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного
отношения к идеям и творчеству других.
Защита индивидуальных проектов происходит в форме презентации,
то есть краткого (7 – 10 минут) публичного выступления, в ходе которого
автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.
Защита групповых проектов представляет собой целостный рассказ
всех участников группы о том, как создавался проект, представление самого
проекта и отчет о проделанной работе с использованием презентационного
материала. Презентация может быть представлена в виде текстового
сообщения, графического изображения в сочетании с видео и музыки. Она
должна отражать сюжет, сценарий и структуру, организованную для
удобного восприятия информации.
Следует
отметить,
что
проектные
работы
могут
выполняться
учащимися, отнесенными к любой группе здоровья, освобожденными от
уроков физической культуры. В ходе составления проекта обучающиеся
овладевают теоретическими знаниями в области физической культуры, а
также
навыками
организации
самостоятельной
деятельности
в
оздоровительных занятиях физическими упражнениями.
В целом необходимо отметить, что проектная технология в физическом
воспитании
школьников
позволяет
каждому
ученику
самостоятельно
приобретать
опыт
исследовательской
и
практической
деятельности,
расширять кругозор, повышать уровень знаний на основе поиска и изучения
нового
информационного
материала,
способствует
успешному
формированию практических умений и навыков, необходимых в дальнейшей
жизнедеятельности.
Список использованной литературы и источников:
1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной
технологии обучения. Директор школы. 1995; № 6: 39 – 47.
2. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности. Народное образование. 2000; № 7: 151 – 157.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном
учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов.
Москва, 2003.