Напоминание

Проектная деятельность на уроках физической культуры


Автор: Шилова Марина Алексеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Школа — гимназия"
Населённый пункт: г. Ярцева Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная деятельность на уроках физической культуры.

В настоящее время в школьном образовании ведется активный поиск

новых, нестандартных подходов к организации учебно-воспитательного

процесса

учащихся.

Появление

новых

Федеральных

государственных

образовательных стандартов в системе среднего общего образования

нацеливает педагога на формирование у учащихся универсальных учебных

действий,

представляющих

собой

совокупность

различных

способов

действий ученика, направленных на самостоятельное усвоение новых знаний

и умений. Одним из приоритетных направлений в физическом воспитании

обучающихся является проектная деятельность, представляющая собой

совместно учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность

учащихся. Проектная деятельность в обучении способствует развитию

познавательного интереса, самостоятельности и творческого потенциала

учащегося.

Новые

образовательные

стандарты

нацеливают

учителя

на

формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и приобретению

практического опыта построения и реализации самостоятельных занятий

физической культурой.

Реализация метода проектов в процессе физического воспитания

школьников – это применение системы учебно-познавательных приемов,

направленных

на

решение

тех

или

иных

проблем

в

процессе

самостоятельной работы или групповых взаимодействий учеников. Основная

задача поисковой деятельности состоит в том, чтобы научить школьника

проектированию

умелому

ориентированию

в

мире

информации,

самостоятельному изучению и усвоению нового, рационального подхода к

процессу познания, то есть научить учиться. В процессе самопознания

разнообразного информационного материала у учащихся формируется

умение

выделять

главное,

находить

связи,

структурировать,

систематизировать, ранжировать и т.д.

Проектное обучение на уроках физической культуры связано с

выполнением учащимися самостоятельной творческой работы (проекта) под

непосредственным руководством педагога. Обучающимся предлагается

рассмотреть проект, основой которого является конкретная проблема, для её

разрешения школьникам необходимо проявить исследовательские умения и

навыки

в

различных

направлениях,

полученные

результаты

исследовательского поиска анализируются, обобщаются и объединяются в

одно целое. Выбор учителем темы проекта (актуальность, идея, замысел

проекта) осуществляется на основе программного материала с учетом

учебной ситуации, интересов и способностей учащихся.

В разработанной тематике проектов рассматриваются проблемные

вопросы, связанные с изучением истории физической культуры и спорта,

правил проведения Олимпийских игр и Чемпионатов мира, подвижных и

спортивных игр, основ здорового образа жизни, и другие. Некоторые

проекты носят интегрированный характер, для их решения необходимо

применить знания других учебных предметов.

Темы проектов могут быть разработаны и учениками на основе их

творческих предпочтений и познавательных интересов. В этом случае

разработка собственного проекта закладывает основы для самообразования и

самовоспитания школьника.

В практике преподавания уроков физической культуры метод

проектов

направлен

на

активизацию

самостоятельной

деятельности

школьников

(индивидуальную

и

групповую).

Индивидуальный

(персональный) метод проектов имеет преимущества в том, что учащийся

разрабатывает план работы над проектом под руководством учителя, и затем

поэтапно, последовательно выстраивает процесс его реализации. Для

выполнения учащимися самостоятельной работы учитель выделяет время не

только на самом уроке, но и планирует ее выполнение в течение нескольких

недель или месяцев.

В групповой деятельности работа над проектом осуществляется на

основе тесного сотрудничества самих учащихся. На всех этапах совместной

работы предлагаются различные пути решения проблемы, выдвигаются идеи,

формулируется гипотеза проекта. С проектом учащиеся знакомятся на уроке

физической культуры, а его выполнение осуществляется во внеурочное

время. Как показала практика, обучающиеся особенно активно и с

удовольствием

выполняют

проекты,

если

они

как-то

связаны

с

их

интересами, отражают современные тенденции молодёжной субкультуры.

Реализация проектной технологии осуществляется через исследовательскую

деятельность учащихся и происходит поэтапно:

1. Подготовка к созданию учебного проекта:

предварительно

изучить

индивидуальные

способности,

интересы,

жизненный опыт каждого ученика; – выбрать тему проекта, сформулировать

проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта:

– сформировать группы учащихся (разного пола, разной успеваемости,

различных социальных групп) с постановкой задач для каждого ученика; –

распределить обязанности с учетом склонности учащихся к логичным

рассуждениям, формированию выводов, оформлению проектной работы.

3. Выполнение проекта:

поиск

новой

дополнительной

информации,

обсуждение

и

ее

документирование;

выбор

способов

реализации

проекта

(рисунки,

презентации, викторины и др.);

– оформление проекта дома самостоятельно или его разработка в классе.

4. Презентация проекта:

– оформленный материал представляется одноклассникам, осуществляется

защита своего проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

Разнообразие

видов

проектов

(исследовательские,

творческие,

информационные, игровые, практико-ориентированные и др.) направлено на

достижение

конкретных

целей

и

предполагают

координированное

выполнение взаимосвязанных действий. Методы проектной деятельности

разнообразны и подбираются в зависимости от возраста детей.

Тематика и типы проектов, разработанные учителем физической

культуры и учащимися в урочной и во внеурочной деятельности, носят

разнообразный характер.

В

начальной

школе

предъявляются

несложные

требования

к

проектированию. На первоначальных этапах обучения проектные темы

теоретических вопросов школьной программы по физической культуре

разрабатываются

и

предлагаются

учителем.

В

дальнейшем

тематика

проектов в основном предлагается самими детьми. Учащимся младших

классов

предоставляется

возможность

самостоятельного

выбора

темы

проектной деятельности, затем вместе с учителем обсуждаются подходящие

методы решения проблемы, и составляется план работы над проектом

(например, спроектировать комплекс утренней гимнастики в рисунках). Для

выполнения творческих заданий проекта дети приступают к поиску

информационного материала из различных источников: детские рисунки,

фотографии, фрагменты газетных публикаций, литературных произведений.

Для защиты проекта используются следующие формы: доклад,

реферат, выставка рисунков, инсценировка, кроссворд, сказка, игра и многое

другое.

В проектной деятельности учащихся средних классов учитель

организует самостоятельную деятельность детей и выступает в роли

помощника, консультанта. Он принимает непосредственное участие в поиске

и обработке информации, анализе оптимальных подходов и условий к

решению

поставленных

задач.

Для

защиты

проекта

используются

разработанные викторины, кроссворды, презентации, доклады, выступления.

В большей степени разрабатываются презентации в виде справочного

материала (истории спорта, правил игры и т.д.) или тестовых заданий.

Составление инструкций рекомендуется как один из вариантов для

освобожденных от занятий и тем учащимся, у которых что-либо не

получается. К инструкции может быть приложен рисунок. К примеру, если у

учащегося не получается верхняя прямая подача мяча в волейболе, ему

предлагается написать инструкцию. Предварительно ученику объясняется, на

какие детали техники выполнения упражнения следует обратить внимание.

При этом задание можно дать нескольким ученикам, а затем обсудить всем

вместе и исправить ошибки.

Работа

над

проектом

в

старшей

школе

может

выполняться

старшеклассниками под руководством учителя в течение учебного года.

Индивидуальный учебный проект представляет собой учебное исследование,

выполняемое в целях освоения выбранных видов деятельности и углубления

знаний по предмету в ходе решения практических задач. На завершающем

этапе работы организуется защита проектных работ. Для проведения

процедуры защиты формируется комиссия, в состав которой входят

представители администрации и педагогического коллектива школы.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ

полученного результата и доказательство его соответствия поставленной

цели

или

требованиям,

поэтому

основным

критерием

успешности

выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности)

требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.

Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя

процедурой

защиты

проектов,

особо

следит

за

соблюдением

доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного

отношения к идеям и творчеству других.

Защита индивидуальных проектов происходит в форме презентации,

то есть краткого (7 – 10 минут) публичного выступления, в ходе которого

автор знакомит аудиторию с результатами своей работы.

Защита групповых проектов представляет собой целостный рассказ

всех участников группы о том, как создавался проект, представление самого

проекта и отчет о проделанной работе с использованием презентационного

материала. Презентация может быть представлена в виде текстового

сообщения, графического изображения в сочетании с видео и музыки. Она

должна отражать сюжет, сценарий и структуру, организованную для

удобного восприятия информации.

Следует

отметить,

что

проектные

работы

могут

выполняться

учащимися, отнесенными к любой группе здоровья, освобожденными от

уроков физической культуры. В ходе составления проекта обучающиеся

овладевают теоретическими знаниями в области физической культуры, а

также

навыками

организации

самостоятельной

деятельности

в

оздоровительных занятиях физическими упражнениями.

В целом необходимо отметить, что проектная технология в физическом

воспитании

школьников

позволяет

каждому

ученику

самостоятельно

приобретать

опыт

исследовательской

и

практической

деятельности,

расширять кругозор, повышать уровень знаний на основе поиска и изучения

нового

информационного

материала,

способствует

успешному

формированию практических умений и навыков, необходимых в дальнейшей

жизнедеятельности.

Список использованной литературы и источников:

1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной

технологии обучения. Директор школы. 1995; № 6: 39 – 47.

2. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной

деятельности. Народное образование. 2000; № 7: 151 – 157.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном

учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов.

Москва, 2003.



В раздел образования