Автор: Драч Лариса Васильевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 58 с углубленным изучением общественно-экономических дисциплин имени Героя Советского Союза В.И. Колядина
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: 5 актуальных тенденций преподавания английского языка
Раздел: полное образование
5 актуальных тенденций преподавания английского языка
Поговорим об эффективных стратегиях изучения иностранного языка.
Владение английским открывает перед учениками множество возможностей –
престижное образование, успешная карьера, путешествия по миру, знакомство с
культурами других стран. Однако, как показывает практика, эти аргументы не всегда
достаточно убедительны для них. И это неудивительно, ведь главный ключ к успеху в
обучении современных школьников – их интерес и мотивация. Поэтому важно показать
им, что английский может быть не только полезным, но и интересным.
Выделю несколько идей, которые помогут создавать успешные ситуации на уроках и
повысить эффективность образовательного процесса.
Обучение «Сделай сам»
Этот перспективный метод обучения позволяет сделать обучение более эффективным и
содержательным для учащихся, поскольку он основывается на принципе «людей
мотивирует то, что их интересует». Его смысл – предоставить учащимся свободу выбора
темы или задачи, над которыми они хотят работать в течение определенного блока
времени. Упражнения, основанные на этой стратегии, могут быть разными. Они могут
включать чтение, письмо, разговор, творческие проекты или другие виды деятельности. К
примеру, можно предложить школьникам:
• создать блог по интересующей их теме обучения;
• выбрать тему для исследования, используя разные источники информации;
• создать проект, связанный с их интересами;
• организовать дискуссию на интересующую их тему.
Естественно, планирование уроков «сделай сам» может занять больше времени, чем
подготовка обычных уроков. Ведь для того чтобы обеспечить их результативность, нужно
учесть уровень подготовки школьников, доступные ресурсы и разработать конкретные и
понятные цели. Самым эффективным способом постановки цели по праву считается
технология SMARТ, которая позволяет достичь желаемых результатов. SMARТ-цель
соответствует следующим характеристикам:
• Конкретность (Specific): цель должна быть четкой и лаконичной, иначе ученик не
сможет сконцентрировать усилия и ощутить подлинный интерес;
• измеренность (Measurable): ученик должен отслеживать свои цели и сохранять
мотивацию для достижения успеха;
• достижимость (Achievable): цель должна быть реалистичной и в пределах собственных
возможностей;
• релевантность (Relevant): этот критерий позволяет определить учащемуся важность
цели;
• установка времени (Time-bound): цель должна иметь определенный срок выполнения.
Структурирование урока английского языка вокруг интересующих учащихся тем или
видов деятельности является прекрасной стратегией для поддержания их мотивации и
обеспечения лучших результатов обучения. А еще этот подход универсален, потому что
позволяет учащимся учиться в том стиле, который лучше всего отвечает их потребностям,
и может быть использован как на уроках, так и дома.
Социально-эмоциональное обучение
Эта стратегия направлена на создание безопасной и благоприятной среды в классе, где
учащиеся могут свободно выражать свои чувства и строить здоровые отношения. Она
позволяет сделать обучение более личным и значимым для школьников и помогает
развивать навыки, необходимые для успеха в жизни и карьере – самосознание,
саморегуляция, социальное взаимодействие и взаимодействие с окружающей средой. И
интегрировать социально-эмоциональное обучение в преподавание английского совсем
несложно! Вот несколько простых способов:
• используйте на уроках книги и статьи, касающиеся эмоций, эмпатии и стойкости. Это
поможет учащимся лучше понять себя, научиться решать проблемы, работать вместе и
понимать чувства других;
• способствуйте дискуссиям, ориентированным на развитие социальных и эмоциональных
навыков учащихся. Например, можно обсуждать такие темы, как конфликты,
сотрудничество и соболезнования. Такой прием поможет учащимся научиться
взаимодействовать друг с другом положительным и продуктивным способом;
• предлагайте учащимся написать стихи или рассказы о своих эмоциях или создавать
групповые проекты, которые будут способствовать развитию навыков критического
мышления и творчества.
Эта стратегия позволяет учащимся справиться со стрессом и тревогой, что может
привести к повышению их мотивации и производительности. Например, учащиеся,
хорошо обучающиеся через чтение и письмо, могут извлечь пользу из использования книг
и статей об эмоциях. Учащиеся, хорошо обучающиеся через общение и взаимодействие с
другими, могут извлечь пользу из дискуссий и групповых проектов.
Смешанная учеба
Сегодня смешанное обучение по праву является важной и актуальной темой в
индустрии преподавания языков. Что делает его столь привлекательным? Есть несколько
причин. Оно позволяет использовать преимущества аудиторной и самостоятельной учебы
– школьники имеют доступ к учебной платформе и ощущают поддержку учителя и
взаимодействие с реальным классом, что является решающим для успешного обучения.
Такой подход дает учащимся значительную степень автономии в определении своего пути
изучения языка и побуждает брать ответственность учащегося за обучение. Кроме того,
смешанное обучение удовлетворяет индивидуальные потребности учащихся с разными
стилями обучения. Например, дети, хорошо обучающиеся самостоятельно, могут
использовать онлайн-ресурсы для изучения грамматики и лексики, а учащиеся, хорошо
обучающиеся в классе, могут использовать аудиторное обучение для практики
разговорного языка.
Вот несколько конкретных примеров того, как можно использовать смешанное
обучение для изучения английского:
• занятия можно использовать для изучения грамматики и лексики. А дома учащиеся
могут практиковаться в разговорном языке, используя онлайн-тренажеры и платформы
для общения с носителями языка;
• дома учащиеся могут изучать культурную информацию о стране, язык которой они
изучают, с помощью онлайн-ресурсов, а в классе – обсуждать ее с учителем и
одноклассниками;
• дома учащиеся могут использовать онлайн-инструменты для создания проектов и
презентаций, а в классе – презентовать их перед классом.
Смешанная учеба – это эффективный подход к изучению английского языка, который
может обеспечить учащимся доступность, индивидуальность и интерактивность.
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект (ИИ) является невероятной инновацией, которая может
сделать изучение английского более эффективным и увлекательным. С помощью ИИ
можно создавать интерактивные обучающие программы, имеющие следующие
преимущества:
• имитируют реальные разговоры: ИИ могут использоваться для создания виртуальных
собеседников, которые могут вести диалог с учениками. Это позволяет им практиковаться
в разговорной речи в безопасной и комфортной среде;
• анализируют произношение: ИИ может использоваться для анализа произношения и
интонации учащихся и предоставления им оперативной обратной связи;
• адаптируются к индивидуальным потребностям учащихся: ИИ может использоваться
для адаптации учебных программ к индивидуальным потребностям учащихся. Это может
помочь учащимся достичь прогресса быстрее и легче.
ИИ может использоваться для создания персонализированных обучающих программ,
которые фокусируются на сильных и слабых сторонах каждого учащегося, и позволяет
отслеживать их прогресс. А еще ИИ можно использовать для:
• создание контента, такого как видео, подкасты и интерактивные упражнения;
• оказание поддержки и обратной связи учащимся;
• анализа данных об обучении учащихся.
Социальные сети – это о взаимодействии
Существуют условия, при которых доступ к традиционным методам изучения языка
ограничен или даже недоступен для некоторых учеников. И именно здесь на помощь
приходят социальные сети: бесплатные обычно легкодоступные платформы, которые
могут помочь преодолеть разрыв между учениками и учителем и удовлетворить любые
потребности и предпочтения учащихся!
Эти полезные инструменты обогащают обучение интерактивным и доступным
содержимым, позволяют наладить взаимодействие друг с другом и получить оперативную
обратную связь. Как их использовать в образовательных целях? Социальные сети
предлагают широкий спектр контента, который можно эффективно использовать при
изучении английского языка, в частности:
• видео и подкасты помогут учащимся услышать, как звучит речь в реальной жизни. Они
могут быть использованы для изучения грамматики и лексики;
• блоги и статьи помогут учащимся усовершенствовать знания разных аспектов языка,
получить информацию об актуальных событиях и узнать о культуре англоязычных стран;
• общение с другими языковыми партнерами поможет им практиковаться в разговорной
речи и усовершенствовать свои языковые навыки.
Социальные сети – это коммуникация. Поощряйте учащихся присоединяться к группам
и сообществам для изучения английского, комментировать, делиться информацией и
участвовать в дискуссиях. Но не забывайте о безопасности! Помогите им найти
релевантный контент, который соответствует их возрасту, уровню подготовки,
потребностям и предпочтениям.