Напоминание

"Возможности внеурочной деятельности в воспитании экологической культуры старшеклассников"


Автор: Вакуленко Любовь Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Воздвиженка
Населённый пункт: Уссурийск
Наименование материала: статья
Тема: "Возможности внеурочной деятельности в воспитании экологической культуры старшеклассников"
Раздел: полное образование





Назад




Возможности

внеурочной

деятельности

в

воспитании

экологической культуры старшеклассников

Согласно

государственной

стратегии

«Основы

государственной

политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030

года», одной из основных задач государственной политики в области

экологического развития выступает формирование экологической культуры,

развитие экологического воспитания и образования.

В качестве основных механизмов реализации поставленных в документе

задач, предусмотрены: «Формирование у всех слоев населения, прежде всего у

молодёжи,

экологически

ответственного

мировоззрения»;

«Включение

вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

обеспечение

направленности

процесса

воспитания

и

обучения

в

образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного

поведения,

в

том

числе

посредством

включения

в

федеральные

государственные образовательные стандарты соответствующих требований к

формированию

основ

экологической

грамотности

у

обучающихся;

государственная

поддержка

деятельности

образовательных

учреждений,

осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды; включение

вопросов

формирования

экологической

культуры,

экологического

образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные

программы».

Исходя

из

сказанного

выше,

следует,

что

задачи

воспитания

экологической культуры, социально-экологической компетентности граждан,

подрастающего поколения входят в содержание приоритетных направлений

государственной политики России на ближайшую перспективу.

Под системой формирования экологической воспитанности понимается

совокупность последовательных действий воспитателя и воспитанников,

способствующих формированию экологической воспитанности школьников,

которая включает следующие элементы:

1. Совместная деятельность педагога и воспитанников во время проведения

классных часов.

2. Самостоятельная работа воспитанников по изучению материалов, поиску и

обработке информации.

3. Индивидуальные консультации.

4. Экологическая деятельность старшеклассников.

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО и

ООО в пункте 13 разделе 3, предусматривает реализацию основной

образовательной

программы

общего

образования

через

урочную

и

внеурочную деятельность. Большая роль отводится внеурочной деятельности.

«Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

(спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как: экскурсии,

кружки,

секции,

круглые

столы,

конференции,

диспуты,

олимпиады,

соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

проведение

внеклассных мероприятий, праздников, предметных недель и олимпиад».

В

воспитании

экологической

культуры

особая

роль

отводится

образованию, которое является приоритетным направлением в решении

проблемы экологического кризиса, так как

оно будет способствовать

преодолению

негативных

последствий

антропогенного

воздействия

на

окружающую среду и созданию гармоничных отношений в системе «человек

– общество – окружающая среда».

Экологическое образование предусматривает всего лишь одну из

предметных образовательных областей, поэтому оно не сможет выполнить

возлагаемую на него функцию. В федеральном базисном плане предмет

«Экология»

не

входит

в

учебный

план

как

самостоятельная

общеобразовательная дисциплина и повсеместно в Российской Федерации в

старших

классах

является

факультативным

предметом

или

вообще

отсутствует. Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе

помогают сформировать изучение предметов «Биология», «География»

«Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», «Химия».

Повышение уровня экологической культуры только в классно – урочное время

будет не достаточно полным. Учебная деятельность позволяет в полной мере

вооружить школьников основами экологических знаний, но не всегда

затрагивает

их

чувственно-эмоциональную

сферу,

удовлетворяет

их

познавательные потребности и предусматривает практическую деятельность.

Эти задачи решает внеучебная экологическая деятельность.

Поэтому

недостаточность школьного экологического образования,

призвана восполнить внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность

школьников – это совокупность всех видов деятельности обучающихся, в

которой

в

соответствии

с

основной

образовательной

программой

образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации,

развития

интересов,

формирования

универсальных

учебных

действий.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной

деятельности и организуется по направлениям развития личности: спортивно-

оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,

общекультурное.

Внеурочная деятельность, это деятельность, которая

находится за

пределами

урочного

расписания,

но

дополняет

систему

образования,

обеспечивает разностороннее гармоничное развитие личности школьника и

направлена на саморазвитие ребенка. Участие его во внеурочной деятельности

- это способ ненасильственного введения подростка в культуру, где есть

место и подростковой самостоятельности и образовательным программам

взрослого .

Вопросу внеурочной деятельности посвятили свои исследования такие

авторы, как В. О. Кутьев, В. Д. Шадриков, И. Д. Демакова и др. Так, В. О.

Кутьев в своей работе «Внеурочная деятельность школьников» отмечает, что

«внеурочная деятельность - это такая организация труда, познания и общения,

в

процессе

которой

обучающиеся

овладевают

социальным

опытом,

преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические

умения и навыки».

Во внеурочной деятельности, с точки зрения В. Д. Шадрикова,

обучающимся предоставляется возможность включаться в определенные

общественные отношения и выделять те параметры деятельности, которые

имеют для них большой личностный смысл [77].

В зависимости от целей и содержания внеурочной деятельности формы

ее бывают различны. Например, И. П. Подласый выделяет следующие формы:

кружки,

семинары,

конференции,

факультативные

занятия,

экскурсии,

конкурсы, встречи с интересными людьми и другие формы [59, с 231].

За рамками

урочной системы, остается большое количество

интересного материала. Который служит источником умственного развития и

обогащения обучающихся.

Знакомство с окружающим миром требует

применения следующих методов, как наблюдения, работа на местности,

творческие работы т. д. Во время урока трудно организовать и провести

практические работы на местности, а сделать это во внеурочное время на

много проще. Поэтому значимость внеурочной работы огромна. Экскурсии,

походы по родному краю, путешествия помогают ребятам лучше узнать

природу родного края, нашей Родины, полюбить родную землю, научиться

рационально использовать ее богатства, ценить их и беречь.

Внеурочная

деятельность

удовлетворяет

творческие

интересы

и

склонности

ребят,

у

них

появляется

возможность

проявления

самостоятельности и инициативы. Внеурочная деятельность, в отличие от

учебной, имеет ряд преимуществ:

− во

первых, ребёнок сам выбирает направление в соответствии со своими

интересами;

− во

вторых, возможность к самовыражению и улучшению коммуникативных

навыков;

− в

третьих, в рамках этой деятельности возможна реализация специально

разработанной программы развития творческих способностей детей [79].

Внеурочная

деятельность

обучающихся

это

деятельностная

организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана,

организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной

системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности

учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных

государственных образовательных стандартов основного общего образования.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная

социально значимыми акциями, коллективными творческими делами (КТД),

беседами

и

встречами,

культурно-

просветительскими

мероприятиями.

Внеурочная деятельность – это воспитательная деятельность, направленная на

развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая

классными

руководителями,

учителями-предметниками,

педагогами

дополнительного образования с обучающимися школы после уроков.

Организация

внеурочной

деятельности

играет

огромную

роль

в

формировании универсальных учебных действий (УУД), так как внеурочная

деятельность (ВД) является продолжением того, над чем проводится работа в

урочное время. Внеурочная деятельность направлена на закрепление, развитие

и совершенствование УУД. Универсальное учебное действие – элемент

преемственности урочной и внеурочной деятельности. УУД – это не только

формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной

деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями,

умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству,

самообразованию, саморазвитию. Это заложено во внеурочной деятельности.

В п.13 раздела 3 ФГОС ООО констатируется, что внеурочная

деятельность

организуется

по

направлениям

развития

личности.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного

содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на

формирование 4-х видов универсальных учебных действий: личностные,

регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные

УУД:

отражают

систему

ценностных

ориентаций

школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Регулятивные

УУД:

обеспечивают

способность

обучающегося

организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её

этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации

намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если

надо, то и к проведению коррекции.

Познавательные

УУД:

обеспечивают

способность

к

познанию

окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку

и использование информации.

Коммуникативные

УУД:

обеспечивают

способность

осуществлять

продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в

общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом

конкретной ситуации .

Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей

творческий характер, которая заставляет детей познавать и удивляться,

находить решение в нестандартных ситуациях. Следовательно, формы

внеурочной деятельности, в соответствии с возрастными особенностями

подростков переходного этапа должны строиться нa основе совместности и

сознательной договоренности о сотрудничестве, на уровне эмоционального

доверия. Поэтому нахождение конструктивных направлений в решении

организации экологической культуры школьников в общеобразовательной

организации представляется весьма актуальным.

Выявление и реализация педагогических условий базируется на

факторах, влияющих на воспитание экологической культуры школьников.

Основополагающим

является

социальный

заказ

общества

на

культуросодержащую личность (термин Е.В. Бондаревской), в соподчинении с

которым находятся такие факторы, как учет периодизации психического

развития

личности;

потребностно-мотивационная

сфера

личности;

особенности

организации

образовательного

процесса;

реализация

деятельностного подхода.

Установленные факторы выступают в качестве предпосылок для

выявления следующих педагогических условий:

а) целенаправленное развитие склонностей, интересов и потребностей

школьников с учетом возрастных особенностей;

б) разнообразие форм, методов и видов экологической деятельности;

в)

единство

познавательной

и

практико-преобразовательной

деятельности;

г) непрерывность воспитания экологической культуры;

д)

учет

психологических

и

педагогических

особенностей

старшеклассников.

Все названные условия взаимосвязаны и взаимообуславливают друг

друга.

Экологическое

образование

и

воспитание

является

основой

экологического

благополучия

общества

и

представляет

особую

развивающуюся систему естественных и социальных знаний, которая

использует достижения многих наук. Тяга к красоте природы — естественная

потребность человека, тем более детей. И если мы хотим, чтобы наши дети

выросли не потребителями, а ответственными людьми, добропорядочными

гражданами, то сейчас самое время позаботиться об этом и сделать все

возможное для их полноценного экологического воспитания и образования.

Следовательно, экологическое образование и воспитание представляет собой

область целенаправленной педагогической деятельности, рассчитанной на

изменение качественных параметров отношения человека и общества к

окружающей среде.

Целенаправленное развитие склонностей, интересов и потребностей

школьников с учетом возрастных особенностей предполагает предоставление

возможностей

каждому

школьнику

реализовать

себя

в

определенной

деятельности, выбрав определенное направление, кружок или секцию, время

занятий,

проявив

избирательность

к

предметному

материалу,

организационным формам и методам обучения и видам деятельности, что

способствует осознанию самоценности и

приобретению субъективного

опыта.

Проявлению склонностей, интересов и потребностей школьников,

способствует реализация такого педагогического условия, как разнообразие

форм, методов и видов экологической деятельности, многие из которых

применимы

исключительно

в

системе

дополнительного

образования,

внеурочной деятельности.

Формы и методы работы следует выбирать в зависимости от

возрастных особенностей детей. Дети младшего и среднего школьного

возраста,

естественно,

будут

выполнять

меньший

объем

работы,

использовать простые методы наблюдений, обобщать результаты своих

исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем

старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем

исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более

разнообразным.

Еще одним условием, влияющим на успешное воспитание

экологической культуры, является единство познавательной и практико-

преобразующей деятельности, которое предполагает соотнесение содержания,

форм и методов учебно-воспитательной работы с преобразованием в

различных

видах

экологической

деятельности,

имеющей

конкретный

практический характер. В силу этого, принципиально важным является

обеспечение единства теоретической и практической деятельности.

Реализация указанного условия предполагает изменение подхода к

организации

экологической

деятельности

школьников,

влияющей

на

формирование отношения к природе. В свою очередь, эффективность связи

познавательной и практико-преобразовательной деятельности зависит от

содержания экологического образования, разнообразия применяемых форм и

видов экологической деятельности, специфики сферы их применения.

В качестве значимого педагогического условия экологического

воспитания выступает непрерывность формирования экологической культуры.

Реализация этого условия предполагает осуществление экологического

воспитания с самого раннего детства. Первоначально в семье, где ребенок

должен получить некоторые начальные сведения об окружающем мире,

природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к

растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, земли. Затем

полученные знания должны быть развиты и закреплены в школе и учреждении

дополнительного образования, внеучебной

деятельности,

что будет

содействовать

осознанию перспектив и

последствий

взаимодействия

природы и общества.

Важным

педагогическим

условием

организации

воспитания

экологической

культуры

старшеклассников

является

учет

их

психологических и педагогических особенностей.

При организации работы по воспитанию экологической культуры

старшеклассников

нельзя

не

учитывать

психолого-педагогические

особенности

этого

возраста.

Их

игнорирование

может

привести

к

отрицательным результатам. Однако общее всегда реализуется в единичном

по-особенному, т.е. имеет своеобразие в каждом конкретном случае, и

выявление и учет этого своеобразия не мене важны, чем разработка общих

принципов и положений. Возраст обучающихся старших классов – 15-17 лет

относится

к

ранней

юности

и

характеризуется

целым

рядом

психологических

особенностей.

Основные

возрастные

особенности

старшеклассников начинают складываться уже в 8-м классе. Психологи

отмечают, что в каждом возрастном периоде наблюдается сосуществование

различных ступеней, еще остаются следы предшествующего этапа развития,

но уже возникают новые явления, которые могут стать типическими и

получить развитие в последующие возрастные периоды.

Старший

школьный

возраст

характеризуется

продолжающимся

развитием общих и специальных способностей детей на базе основных

ведущих

видов

деятельности:

учения,

общения

и

труда.

В

учении

формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное

теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий,

совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и

абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные

способности обучающихся, включающие умение вступать в контакт с

незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания,

достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления

тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться

для совершенствования профессиональных способностей.

Старшеклассники

придают

большое

значение

развитию

у

них

коллективистских

чувств,

умений

ценить

дружбу

и

товарищество,

прислушиваться к мнению других, уважать их убеждения. Они отмечают, что

только в старших классах по-настоящему поняли цену искреннего отношения

и взаимной поддержки, так как стали нужнее друг другу и научились лучше

разбираться в отношениях между людьми.

Более реальным становятся

представления о требованиях общества к личности. Для школьника

становится более весомым мнение взрослых, в том числе и учителей, но

растут и требования к личности, профессиональным знаниям и умениям

учителя.

Так, в процессе воспитания экологической культуры эффективным

будет использование упражнений, проводимых методом коллизий. Ученик

совершает определенные поступки в реальной действительности, условия

для этого реального поступка целенаправленно создаются педагогом,

предоставляя

возможность

старшекласснику

быть

«взрослым»

и

ответственным за свои суждения и поступки. Например, можно поручить

ученику провести в больнице с врачами интервью о том, как влияют

экологические проблемы на здоровье населения, а потом рассказать

остальным о результатах интервью.

Основной психологической характеристикой старшего школьного

возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных

сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной

взрослости.

У

него

появляются

конкретные

жизненные

планы,

соответствующие им мотивы. Учитывая эти положения, что в процессе

формирования экологической ответственности наиболее эффективными

будут имитационные, ролевые, деловые экологические игры как включения

проникновения

старшеклассника

в

его

будущую

профессиональную,

трудовую, общественную деятельность. Чем больше содержание игр будет

связано с конкретными жизненными планами старшеклассника, тем выше

будет потребность и мотивация воспитуемого в достижении успеха.

Традиционно-игровые методы широко используются в практике

формирования экологической ответственности. В играх в полной мере

раскрываются творческие способности школьников, игра всегда несет дух

непринужденности и раскованности, благодаря чему большое количество

обучающихся,

порой

незаметно

для

себя,

вовлекается

в

процесс

формирования экологической ответственности. «Экологические игры – это

форма

экологического

воспитания,

основанная

на

особой

(игровой)

деятельности обучающихся, стимулирующая высокий уровень мотивации,

интереса и эмоциональной включенности».

Таким образом, использование метода просветительской работы,

беседы может расширить представления старшеклассников о предъявляемых

обществом требованиях к экологически ответственной личности, а учитель

может выступать в роли ее положительного примера.

Поведение

старшего

школьника

все

больше

становится

целенаправленно-организованным, сознательным, волевым. Все большую

роль играют сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и

своего рода жизненные принципы. Появляются элементы мировоззрения,

возникает устойчивая система ценностей. Рождается интерес к внутреннему

миру – своему, других людей, появляется умение ставить себя на место

другого человека и сопереживать ему.

С точки зрения протекания отдельных психологических процессов

старший школьный возраст принципиально не отличается от периода

взрослости. Существенная разница имеется лишь в эмоциональной жизни,

более

импульсивной,

менее

подчиненной

другим

мотивам

и

слабее

регулируемой сознательно. Однако старший школьник может быть уже

способен к глубоким «взрослым» переживаниям, серьезным и устойчивым

чувствам. Так как эмоциональная жизнь старшеклассника отличается

импульсивностью,

воспитатель

для

решения

проблемы

воспитания

экологически ответственной личности может использовать методы, носящие

соревновательный характер. Например: конкурсы, викторины, турниры,

КВН-ы, брейн-ринги и т.д.) Стремление к саморазвитию и сопереживанию

располагает к использованию природоохранной деятельности, а так же к

общественно-полезному труду (например: помощь в приюте для животных,

очистка прибрежной зоны и т.д.).

Становление социально-активной позиции личности старшеклассника

осуществляется, конечно, не только в ходе участия в общественной жизни

коллектива. Оно происходит в каждый момент их школьной жизни и учебы и

определяется, в частности, нормой установленных отношений и характером

общения.

Формирование

социально-активной

позиции

личности

старшеклассника может проходить в рамках таких методов воспитания

экологической ответственности как диспуты, моделирование и решение

проблемных ситуаций.

Рассмотренные

особенности

развития

познавательной

сферы

и

личности

старшего

школьника

отражаются

на

всех

видах

учебной

деятельности и внеклассной работы. Старшеклассника отличает активность

мышления, направленность на решение мыслительных задач, вкус к

логическому упорядочиванию и систематизации, к поиску универсальных

закономерностей, к самостоятельному нахождению способов обобщенной

ориентировки в материале, с теоретическим обобщением. В этом возрасте

для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а

понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует

синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия к общей

схемы деятельности. Т.е. формы и направления внеклассной работы, в

которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего

школьника

не

только

наиболее

привлекательными,

но

и

самыми

продуктивными.

Проанализировав выше сказанное можно сделать выводы:

1. Для воспитания экологической культуры играет большую роль внеурочные

занятия, которые должны отличаться от урочных занятий, формировать

универсальные учебные действия.

2.

Формы

внеурочной

деятельности,

в

соответствии

с

возрастными

особенностями подростков должны строиться нa основе совместности и

сознательной договоренности о сотрудничестве, на уровне эмоционального

доверия.

3. Внеурочная деятельность удовлетворяет творческие интересы и склонности

ребят, у них появляется возможность проявления самостоятельности и

инициативы.

4.

При организации работы по воспитанию экологической культуры

старшеклассников

необходимо

учитывать

психолого-педагогические

особенности этого возраста.



В раздел образования