Напоминание

"О наших друзьях животных" Э. Шим "Глухарь"


Автор: Рогова Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа№39"
Населённый пункт: Вологодская область, город Череповец
Наименование материала: урок литературного чтения, УМК "Школа XXI века"
Тема: "О наших друзьях животных" Э. Шим "Глухарь"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок Литературного чтения в 1 классе УМК «Школа ХХI века»
Тема «О наших друзьях животных»
Материал: Э.Шим «Глухарь» Тип урока: открытие новых знаний Рогова Татьяна Петровна учитель начальных классов МБОУ «НОШ № 39» Череповец 2015г

Цели:
познакомить со сказкой Э.Шима дидактические: Знакомство учащихся с новым произведением; формирование у учащихся целостного представления об основной идее произведения, формирование умения работать с текстом произведения; развивающие: содействовать формирование и развитие учебно-информационных умений и навыков младших школьников воспитывающие: воспитывать у учащихся чувство любви к родной природе.
Задачи:
1. Формировать умения работать с текстом, выделять фамилию автора и заголовок произведения. 2. Отрабатывать навык правильного, осознанного, плавного чтения. 3. Учить работать в группе. 4. Расширять читательский опыт через слушание и самостоятельное чтение.
Оборудование:
- ПК, мультимедиа; - карточки для индивидуальной работы учащихся (приложение1); - презентация к уроку -выставка книг, подготовленная поисковой группой№1, по пройденному материалу
-портрет писателя (вместе с сообщением приносит поисковая группа №2) Сценарий урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД Примечание I.Мотивация учебной деятельности Тем, кто любит приключенья, Я открою свой секрет: Увлекательнее чтенья Ничего на свете нет! Помогите своему ряду сесть. Отгадайте загадки. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут ее
Cорока
Они на ласточек похожи, А в небе очень даже схожи. Я правду говорю, скажи! Есть – ласточки, а есть
Стрижи
Рано-рано по утру, Дети отгадывают загадки Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Отгадки вывешиваются на доску
Я танцую на току. Брови алые вразлёт, Потеснись лесной народ, Хвост как веер у меня, И обут всапожки я. Правда, всё вокруг, друзья, В тот момент не слышу я!
Глухарь
По какой теме мы работали на п р е д ы д у щ и х у р о к а х ? Вспомните тему Тема о наших друзьях – животных I I. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока. Посмотрите на выставку книг, которую подготовили ребята из поисковой группы. Как вы думаете, подходят ли эти произведения к нашей теме? Используя представленные на выставке произведения, вспомните жанры изученных произведений и заполните схему. Предлагаю поработать в паре. Вспомните правила работы в паре. Работа со схемой сначала в парах, потом коллективная проверка Каждый может высказать свою версию решения, один говорит, второй слушают, каждая версия обсуждается, согласуется общее решение. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; классификация предметов по общим признакам, умение работать в паре Умение применять уже П р о и з в е д е н и я о п р и р о д е . . . . .
Давайте расставим эти книга в алфавитном порядке сразу вспомним о чем мы читали в этих произведениях Что из перечисленного вызвало затруднение? Какова тема урока? Что вы уже узнали о глухаре в начале урока? Какую цель поставим перед собой? Вспомните, как обычно знакомимся с новым произведением? На доске есть этапы такой работы, давайте восстановим их порядок С.Михалков «Аисты и лягушки», Чарушин «Томкины сны», Пришвин «Ёжик» или «Норка и Жулька», Заходер «Ёжик», Э.Шим «Глухарь» Мы незнакомы с последним произведением
Э.Шим «Глухарь»
Описание птицы в загадке (Красные брови, сапожки, веером хвост) Познакомиться с автором и с произведением Восстанавливают этапы работы знакомые знания Самостоятельно формулировать тему и цель урока Выстраивать последовательность учебных действий, Знакомство с автором Прогнозирование Чтение произведения Работа с текстом
III «Открытие» нового знания. Какой 1 этап нашей работы? Прочитайте фамилию автора? Кто может рассказать об этом писателе? Наша поисковая группа №2 приготовила об авторе этого произведения небольшое сообщение. Слушайте внимательно. В конце они зададут вопросы. Мы готовы перейти ко 2 этапу Назовите его Прочитайте название произведения. Как вы думаете о чем может быть это произведение Знакомство с автором Эдуард Юрьевич Шим родился в Ленинграде. Настоящая фамилия писателя Шмидт. Во время войны его эвакуировали из Ленинграда. Вырос он в детском доме. С 16 лет работал. Был и плотником, и столяром, и грузчиком. После войны он вернулся в Ленинград и окончил художественное училище. Работал архитектором. Уже в 19 лет напечатал свою первую книгу для детей, в которой рассказывал о столярном ремесле. Писал для детей, большинство произведений о природе. Это сказки, рассказы, стихи и даже песни. В произведениях чувствуется любовь к окружающему миру.  Назовите имя отчество автора.  Кто он был по профессии?  О чем писал Эдуард Шим? Работа по плану, сверяя свои действия с целью Стремиться к совершенствованию собственной речи Высказывать и обосновывать свою точку зрения Прогнозирование Эдуард Юрьевич Шим (Шмидт) 1930г – 2006г
Физминутка. Как проверить наш прогноз? Первичное чтение текста учителем. Какой из наших прогнозов оправдался? Какие вопросы задает автор в начале текста? Есть ли в произведении ответ на эти вопросы? Песню глухаря называют ток, а про глухаря говорят, что он токует. Кто из вас слышал, как поет глухарь? Понравилась ли вам песенка глухаря? Что вы можете рассказать о песне глухаря? Как, по - вашему, можно ли назвать ее красивой? Похожа ли она на пение соловья? А вот для самой птицы песня, видимо, так красива, что она ничего не слышит вокруг. Он вложил в эту песню всю свою душу. Чудеса у нас на свете - Стали птицами все дети. Как сова на сук присели. Словно утки, полетели: Покружились над лесами, Помахали всем крылами. Прогнозирование Глухарь Заполняют дерево прогнозов Прочитать Открывают учебники на с 59. слушаем ток глухаря Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, оценивать свои эмоциональные реакции. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Как глухарь теперь не слышат. Дружно вытянули шеи И как гуси, зашипели - "Ш-ш- ш!" Как кукушка, сосчитали - "Ку-ку, ку-ку, ку-ку!" И обратно детьми стали. Потянулись, улыбнулись. И к работе вновь Что мы уже сделали? Какой следующий пункт? Как мы с вами работаем с текстом, что мы делаем? У нас много заданий, а времени мало. Давайте разделимся на группы. У вас на партах лежат геометрические фигуры, которые помогут разбиться вам на группы Изображают движения и повадки птиц стихотворения Выполнили три первых этапа Следующий этап работа с текстом Отвечаем на вопросы учителя, выполняем задания в тетради. работаем с иллюстрацией, отвечаем на вопросы в учебнике
Работа в группах.

1группа.
Составьте модель обложки.
2 группа
Составьте из картинок иллюстрацию. Выберите Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
нужную картинку, приклейте ее на листок.
3группа.
Составьте описание глухаря. Разбейтесь на пары. 1пара Откройте учебник с.60. Рассмотрите иллюстрацию. Найдите фотографию глухаря. Составьте небольшой рассказ по вопросам. 1. Укажите размер птицы (крупная мелкая). Начни так Глухарь - 2. Какого цвета у него
голова и спина.
3. Какого цвета
шея
4. Какого цвета
брюшко,

крылья.
5. Опиши
хвост
глухаря. (цвет, на что похож) 6. Рассмотри
подбородок.
Какие там перья (длинные, короткие) На что похожи? столкновения интересов Использовать знаково -символические средства, в том числе модели Структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Планирование у ч е б н о го с о т р у д н и ч е с т в а с учителем и сверстниками – определение ц е л и , функций у ч а с т н и ко в , способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Установление причинно- следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство;
Физкультминутка Проверка работы групп. Дополнительные вопросы к группам 1 гр -Докажите что это сказка? 7. Опиши
брови.
Вариант ответа: Глухарь крупная птица. Голова и спина у него серые. Шея зеленоватая. Брюшко темное, с белыми пятнами. Крылья рыжие. Хвост черный, с белыми пятнами. Похож на веер. Перья подбородка длинные и напоминают бороду. хорошо выступают красные брови над глазами. 2пара Узнайте у наших гостей интересные факты о глухаре 3 пара Найдите материал о глухаре в энциклопедии. Прочитайте
4 группа
– Выберите слова, которые подходят к описанию глухаря: важный, неторопливый, спокойный, степенный, -Как надо читать его слова?
5 группа
Выберите слова, которые подходят к описанию сороки: крикливая, болтушка, говорливая, шустрая,
2гр - Чем отличается модель от иллюстрации? 3гр Придумайте другое название сказки 4гр, 5гр - кто главные герои сказки? Как нужно читать слова этих героев? Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем- Руки сложили назад. 6 гр – Дети откройте тетради на с 35. Ребята выполняли задание №2 и готовили чтение по ролям. Вы распределили роли? Вы выбрали лучших чтецов? ***и*** вы внимательно слушали предыдущие группы? Вам сейчас нужно прочитать диалог, опираясь на знания полученные от групп. А ребята -Как сороку называют в сказках? (Белобока, длинный хвост (на хвосте принесла)) -Как нужно читать её слова?
6 группа
Откройте тетрадь на с. 35. Разделитесь на пары. Прочитайте разговор Глухаря и Сороки по ролям. Выберите лучших чтецов. Оценивание сигнальными карточками. Выполняют движения, требуемые по ходу чтения стихотворения Оценивать правильность выполнения действия Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
вас будут оценивать По какому критерию? А что значит читать выразительно? Слушаем лучшую пару, оцениваем. Анализ произведения. -За что глухарь поблагодарил сороку? -Найдите и прочитайте. -Как понимаете эти слова? -Какими ещё устойчивыми выражениями можно закончить сказку? Выберите: 1. Держать язык за зубами 2. Попасть впросак 3. Ученье - свет, а неученье - тьма выразительность Читать целыми словами, без ошибок, с нужными интонацией, темпом, тембром, соблюдая паузы и логические ударения. Работа в тетради на с.35 Участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; Отвечать на вопросы, используя текст установление причинно- следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство;
IV.Рефлексия. Чему же мы учились? Какая цель урока у нас была? Выполнили мы её? Что нового и познавательного вы узнали на уроке? Оцените свою работу на уроке. У нас осталось не задействовано одно слово из загадок СТРИЖи. Предлагаю вам завтра познакомиться с этой птицей поближе. А поисковая группа № 3,4 подойдет ко мне за заданием к следующему уроку. Отвечают на вопросы учителя Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения


В раздел образования