Напоминание

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕТСКОГО ТРЕНЕРА


Автор: Матушкин Владимир Григорьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО СШ-6
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕТСКОГО ТРЕНЕРА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕТСКОГО ТРЕНЕРА

В.Г.Матушкин

V.G.Matushkin

Тренер-преподаватель муниципального бюджетного учреждения дополнительного

образования

«Cпортивная школа №6» г. Белгорода

(МБУДО СШ №6)

В этой статье мы рассмотрим: Какова главная цель детского тренера? Поговорим

о золотых правилах.

In this article, we will look at: What is the main goal of a children's coach? Let's talk

about the golden rules.

Ключевые слова: Детский тренер, среда, футбол, дети, родитель ребенка, тренер,

планирование, обучение, практика, рефлексия, спорт.

Keywords: Children's coach, environment, football, children, child's parent, coach,

planning, learning, practice, reflection, sports.

"Главная миссия тренера – помогать занимающимся спортом развиваться не только как

спортсменам, но и как людям. Для достижения этой цели тренеру необходимы

функциональные и целевые умения, основанные на знаниях и рефлексии".

На ранних стадиях своего тренерского развития ты многое получаешь через

формальное образование – что ты читаешь и какие ты себе ставишь задачи в ходе

применения полученных знаний на практике. Будем считать это закладыванием

фундамента в твоих знаниях. Этот опыт ставит под сомнение или подтверждает

первоначальные теории, и создает детско-ориентированную структуру, которая помогает

тренерам организовывать тренировки и наполнять их смыслом. Пока ты продолжаешь

расти как тренер, все более актуальным становится неформальное обучение.

Взаимодействие с детьми, другими тренерами, родителями, наставниками и

общедоступными материалами дают возможность проверить на прочность и бросить

вызов твоей зарождающейся философии и подходу. Это отражается в упражнениях и

задачах, которые ты выполняешь совместно с другими людьми. Важно отметить, что

большая часть обучения тренеров происходит на месте. Как тренер, ты должен быть

осознанным и уметь анализировать свой опыт. Это крайне важно.

Спорт – самое популярное внеклассное занятие для детей. Миллионы детей ежедневно

занимаются спортом. Причины разные. Для кого-то это просто веселое занятие в кругу

друзей и семьи. А кто-то мечтает стать следующим Лео Месси или Сереной Уильямс. И

какой бы ни была причина, тренеры несут ответственность за поддержание того “огонька"

спортивного удовольствия, благодаря которому дети остаются вовлеченными в спорт и

физическую активность на протяжении всей жизни. Конечно, лишь единицы из них

доберутся до Олимпиады или будут играть в профессиональной лиге. Однако все дети

должны получать удовольствие от занятий спортом, развивать любовь к физкультуре - это

поможет им стать здоровыми и активными взрослыми. Тем не менее, я считаю, что

многие принципы и идеи, которые мы обсудим в этой статье, применимы как к

тренировке детей старшего возраста, так и, собственно, взрослых.

Какова главная цель детского тренера?

Для кого-то это создание положительного и вдохновляющего опыта, который заставит

детей влюбиться в спорт на всю жизнь. Для других, тренерство заключается в том, чтобы

вырастить следующего Рональдо или Симону Байлз, или продвинуться по служебной

лестнице. Ни одна из этих целей не лучше других. Однако, когда мы идем к их

достижению, важно знать ключевые факты:

Например, в Англии в академической системе профессионального футбола

насчитывается 12 500 игроков, но только 0,5% из тех, кто входит в систему с 9 лет, имеют

шанс играть 29 за первую команду. Шансы очень низкие! И еще ниже для детей вне

академической системы.

Другой пример: в США в баскетболе лишь около 3% школьников получают стипендию

для игры в баскетбол в колледжах (NCAA), и лишь около 1% из них играют в

профессиональный баскетбол. Опять же, шансы близки к нулю!

Что я хочу сказать? Тренер, работающий с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, может считать

успехом, если один из его спортсменов в дальнейшем отправится на Олимпийские игры

или займется профессиональным спортом. Тренер надеется, что спорт станет важной

составляющей образа жизни и досуга для подавляющего большинства ребят, которых он

тренирует. Однако реальность такова, что в возрасте от 5 до 12 лет, независимо от того,

будет ребенок выглядеть как будущий великий спортсмен или не будет, не стоит менять

подход к его тренировке.

МЫ ДОЛЖНЫ ТРЕНИРОВАТЬ РЕБЕНКА, А НЕ СПОРТ ИЛИ ЧЕМПИОНА.

Нет смысла навязывать детям "взрослые" программы подготовки и требовать с них,

как со взрослых.

ДЕТИ – НЕ МИНИ-ВЗРОСЛЫЕ.

Отношение к детям – и талантливым, и нет – как к олимпийцам или профессионалам,

может привести к негативному опыту и последующему отсеву. Конечно, некоторые

ребята захотят больше тренироваться и предельно ясно дадут понять, что планируют стать

топовыми спортсменами. И мы должны относиться к ним с большим вниманием и

помогать им сделать правильный выбор, чтобы они не перегорели и не пропустили

важные этапы развития. На каждого Тайгера Вудса или Сестер Уильямс есть много

сломленных и забытых "вундеркиндов", которые так и не смогли добиться успеха. Как

тренеры юных участников, мы отвечаем за фантастическое введение в спорт для всех

детей. Некоторые из них могут продвинуться в результативности как начинающие

спортсмены, но подавляющее большинство, хочется верить, продвинутся и обернутся уже

подростками, которым нравится заниматься спортом вместе со своими друзьями и

которые станут активными и здоровыми взрослыми. Если ты работаешь с начинающими

спортсменами, то твои конечные цели могут несколько отличаться. Ты должен учитывать,

что они все еще дети, а не мини-взрослые.

Кто, что и почему?

Модель Абрахама задает три вопроса, на которые должен ответить сам себе каждый

тренер. Эти вопросы облегчат принятие решений, планирование и помогут убедиться в

эффективности собственной практики:

Кого ты тренируешь?

Отвечая на этот вопрос, тренеры должны рассматривать теории и знания, связанные с

биологией, психологией и социологией человека, как мысленные инструменты,

помогающие нам понимать потребности и желания участников. Поэтому то, чего хотят

они, и то, что им реально нужно от спорта – совершенно разные вещи.

Что ты тренируешь?

Чтобы ответить на этот вопрос, тренерам необходимо учитывать теории и знания по

развитию технических, тактических и двигательных навыков и использовать их в качестве

инструментов мышления для создания общей программы или для конкретного вида

спорта. Проще говоря, нужно определить учебный план или программу, которые наши

юные подопечные будут осваивать и в ходе тренировок и в сезонные периоды. Это очень

важно, так как это обеспечивает конечный пункт назначения и должно помочь тренеру не

отвлекаться на такие вещи, как победа в раннем возрасте в ущерб долгосрочному

развитию.

Как ты тренируешь?

Тренеры должны учитывать идеи и знания касательно того, как учатся дети. Это также

известно как "приобретение навыков" и включает в себя теории, которые позволяют нам

максимизировать обучение и развитие. В двух словах, нужно понимать, что существуют

различные "техники тренерства, методы тренерства или педагогика", которые оказывают

различное воздействие на детей и которые могут быть полезны в зависимости от типа

изучаемого навыка и стадии развития ребенка.

Перейдем к следующему. Речь пойдет о золотых правилах, которые гарантируют, что

все участники, особенно дети получат положительный опыт от занятий спортом.

Правило № 1: ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ДЕТЕЙ

Всегда руководствуйся интересами детей и прислушивайся к ним. Речь идет о том,

чего хотят дети и что им нужно, а не о родителях или тренерах! Обязательно сними

взрослые "очки" и постарайся увидеть спорт глазами ребенка. С его точки зрения это

выглядит совсем по другому .

Правило № 2: БЫТЬ ЦЕЛОСТНЫМ

На тренировках старайся видеть и развивать детей в первую очередь как людей, а

не только как участников. Постарайся раскрыть их психосоциальные способности (такие

как самовосприятие, уверенность в себе, общение). Для этого давай упражнения, которые

вовлекут детей не только на физическом уровне, но и позволяют извлечь максимальную

пользу из поучительных ситуаций и заставят их думать и двигаться.

Правило № 3: БУДЬ ИНКЛЮЗИВНЫМ

Будь готов удовлетворить все уровни способностей и мотивации. Тренеру нельзя

грести всех под одну гребенку. Уделяй внимание каждому ребенку, а не только

“хорошим". Познакомься со своими подопечными и осмелься тренировать их по-другому.

Убедись, что устранил все барьеры к участию, чтобы каждый ребенок чувствовал себя

желанным гостем и включенным в процесс, независимо от его происхождения,

мотивации, способностей и предыдущего опыта.

Правило № 4: ПОДДЕРЖИВАЙ ВЕСЕЛУЮ И БЕЗОПАСНУЮ СРЕДУ

Дети хотят учиться и при этом получать удовольствие от обучения. А еще они

хотят чувствовать себя в безопасности. Как тренер, ты должен создать приятный и

заботливый климат - атмосферу, в которой дети преуспевают и в которую им хочется

возвращаться.

Правило № 5: ОТДАВАЙ ПРИОРИТЕТ ЛЮБВИ К СПОРТУ, А НЕ ОБУЧЕНИЮ

ОБУЧЕНИЮ СПОРТУ.

Как мы уже знаем, лишь небольшая часть детей хочет быть элитными

спортсменами, а из тех, кто хочет, даже меньшее их число действительно сделает это. Тем

не менее, все они имеют потенциал стать здоровыми активными взрослыми. Создание

этого фантастического наследия - часть твоей работы. Убедись, что дети захотят

вернуться на следующей неделе "за добавкой". Сделай так, чтобы это было весело,

приятно, разнообразно и по-новому, убедись, что они действительно учатся, преврати это

в социальный опыт. Зацепи их!

Правило №6: КОНЦЕНТРИРУЙСЯ НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАВЫКАХ

Когда дело касается детства, тренерам не стоит слишком беспокоиться о

специфических навыках своего вида спорта. В юном возрасте детям необходимо

приобрести важнейшие основополагающие двигательные и моторные навыки. Им просто

нужно научиться основам игры, освоив общие тактические принципы. Именно такая

ориентация ведет к пожизненному вовлечению в спорт и к более высоким уровням

эффективности в будущем.

Правило № 7: ПОЗИТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Родители - не враги, а важнейший ресурс в распоряжении тренера. Они хотят

лучшего для своих детей, и ты тоже. Ключевое слово - "партнерство".

Правило № 8: ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ ПРОГРАММ

Помни, тренер, ты берешь детей в учебное путешествие. Тренерская работа

должна быть направлена не на победу любой ценой, а на достижение целей с

холистическим подходом. Этого можно достичь только при наличии хорошего плана.

Правило № 9: ПОВЫШАЙ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Жизненно важно, чтобы тренеры понимали: обучение - это сложный процесс, и

оно не происходит в одночасье. Дело вот в чем - не существует единственного лучшего

способа тренировать.

Правило №10: ПРИМЕНЯЙ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ

Соревнование само по себе – это ни хорошо, ни плохо. Все зависит от того, как

оно организовано, представлено и как оно проводится. Если все сделано правильно, то

состязательность обеспечивает сильную мотивацию и много веселья. Состязания могут

научить детей многим хорошим навыкам и установкам, таким как справедливость,

спортивное мастерство, уважение, работа в команде. Мы просто должны убедиться, что

формат и атмосфера соревнований подходят нашим подопечным. Соревнования,

воспроизводящие взрослую версию игры, наверняка приведут к эпическому провалу!

Вывод:

Сложилась предельно ясная картина: дети хотят веселиться, учиться, заводить друзей,

чувствовать себя умелыми и походить на своих родителей. С другой стороны, детям не

очень нравится, когда все становится чересчур серьезным, когда родители и тренеры

настойчивы, когда все дело в победе, когда они чувствуют, что недостаточно хороши, и

когда у тренеров есть любимчики. Затем мы провели сверку с действительностью и

увидели, что лишь крошечная часть детей, начавших заниматься спортом, будут

развиваться по этому пути, и еще меньший процент в итоге займется профессиональным

спортом. Вывод был ясный: относитесь ко всем детям, как к детям, и удостоверьтесь в

том, что они получают положительный опыт.



В раздел образования