Автор: Матушкин Владимир Григорьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО СШ-6
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕТСКОГО ТРЕНЕРА
Раздел: дополнительное образование
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ДЕТСКОГО ТРЕНЕРА
В.Г.Матушкин
V.G.Matushkin
Тренер-преподаватель муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования
«Cпортивная школа №6» г. Белгорода
(МБУДО СШ №6)
В этой статье мы рассмотрим: Какова главная цель детского тренера? Поговорим
о золотых правилах.
In this article, we will look at: What is the main goal of a children's coach? Let's talk
about the golden rules.
Ключевые слова: Детский тренер, среда, футбол, дети, родитель ребенка, тренер,
планирование, обучение, практика, рефлексия, спорт.
Keywords: Children's coach, environment, football, children, child's parent, coach,
planning, learning, practice, reflection, sports.
"Главная миссия тренера – помогать занимающимся спортом развиваться не только как
спортсменам, но и как людям. Для достижения этой цели тренеру необходимы
функциональные и целевые умения, основанные на знаниях и рефлексии".
На ранних стадиях своего тренерского развития ты многое получаешь через
формальное образование – что ты читаешь и какие ты себе ставишь задачи в ходе
применения полученных знаний на практике. Будем считать это закладыванием
фундамента в твоих знаниях. Этот опыт ставит под сомнение или подтверждает
первоначальные теории, и создает детско-ориентированную структуру, которая помогает
тренерам организовывать тренировки и наполнять их смыслом. Пока ты продолжаешь
расти как тренер, все более актуальным становится неформальное обучение.
Взаимодействие с детьми, другими тренерами, родителями, наставниками и
общедоступными материалами дают возможность проверить на прочность и бросить
вызов твоей зарождающейся философии и подходу. Это отражается в упражнениях и
задачах, которые ты выполняешь совместно с другими людьми. Важно отметить, что
большая часть обучения тренеров происходит на месте. Как тренер, ты должен быть
осознанным и уметь анализировать свой опыт. Это крайне важно.
Спорт – самое популярное внеклассное занятие для детей. Миллионы детей ежедневно
занимаются спортом. Причины разные. Для кого-то это просто веселое занятие в кругу
друзей и семьи. А кто-то мечтает стать следующим Лео Месси или Сереной Уильямс. И
какой бы ни была причина, тренеры несут ответственность за поддержание того “огонька"
спортивного удовольствия, благодаря которому дети остаются вовлеченными в спорт и
физическую активность на протяжении всей жизни. Конечно, лишь единицы из них
доберутся до Олимпиады или будут играть в профессиональной лиге. Однако все дети
должны получать удовольствие от занятий спортом, развивать любовь к физкультуре - это
поможет им стать здоровыми и активными взрослыми. Тем не менее, я считаю, что
многие принципы и идеи, которые мы обсудим в этой статье, применимы как к
тренировке детей старшего возраста, так и, собственно, взрослых.
Какова главная цель детского тренера?
Для кого-то это создание положительного и вдохновляющего опыта, который заставит
детей влюбиться в спорт на всю жизнь. Для других, тренерство заключается в том, чтобы
вырастить следующего Рональдо или Симону Байлз, или продвинуться по служебной
лестнице. Ни одна из этих целей не лучше других. Однако, когда мы идем к их
достижению, важно знать ключевые факты:
Например, в Англии в академической системе профессионального футбола
насчитывается 12 500 игроков, но только 0,5% из тех, кто входит в систему с 9 лет, имеют
шанс играть 29 за первую команду. Шансы очень низкие! И еще ниже для детей вне
академической системы.
Другой пример: в США в баскетболе лишь около 3% школьников получают стипендию
для игры в баскетбол в колледжах (NCAA), и лишь около 1% из них играют в
профессиональный баскетбол. Опять же, шансы близки к нулю!
Что я хочу сказать? Тренер, работающий с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, может считать
успехом, если один из его спортсменов в дальнейшем отправится на Олимпийские игры
или займется профессиональным спортом. Тренер надеется, что спорт станет важной
составляющей образа жизни и досуга для подавляющего большинства ребят, которых он
тренирует. Однако реальность такова, что в возрасте от 5 до 12 лет, независимо от того,
будет ребенок выглядеть как будущий великий спортсмен или не будет, не стоит менять
подход к его тренировке.
МЫ ДОЛЖНЫ ТРЕНИРОВАТЬ РЕБЕНКА, А НЕ СПОРТ ИЛИ ЧЕМПИОНА.
Нет смысла навязывать детям "взрослые" программы подготовки и требовать с них,
как со взрослых.
ДЕТИ – НЕ МИНИ-ВЗРОСЛЫЕ.
Отношение к детям – и талантливым, и нет – как к олимпийцам или профессионалам,
может привести к негативному опыту и последующему отсеву. Конечно, некоторые
ребята захотят больше тренироваться и предельно ясно дадут понять, что планируют стать
топовыми спортсменами. И мы должны относиться к ним с большим вниманием и
помогать им сделать правильный выбор, чтобы они не перегорели и не пропустили
важные этапы развития. На каждого Тайгера Вудса или Сестер Уильямс есть много
сломленных и забытых "вундеркиндов", которые так и не смогли добиться успеха. Как
тренеры юных участников, мы отвечаем за фантастическое введение в спорт для всех
детей. Некоторые из них могут продвинуться в результативности как начинающие
спортсмены, но подавляющее большинство, хочется верить, продвинутся и обернутся уже
подростками, которым нравится заниматься спортом вместе со своими друзьями и
которые станут активными и здоровыми взрослыми. Если ты работаешь с начинающими
спортсменами, то твои конечные цели могут несколько отличаться. Ты должен учитывать,
что они все еще дети, а не мини-взрослые.
Кто, что и почему?
Модель Абрахама задает три вопроса, на которые должен ответить сам себе каждый
тренер. Эти вопросы облегчат принятие решений, планирование и помогут убедиться в
эффективности собственной практики:
Кого ты тренируешь?
Отвечая на этот вопрос, тренеры должны рассматривать теории и знания, связанные с
биологией, психологией и социологией человека, как мысленные инструменты,
помогающие нам понимать потребности и желания участников. Поэтому то, чего хотят
они, и то, что им реально нужно от спорта – совершенно разные вещи.
Что ты тренируешь?
Чтобы ответить на этот вопрос, тренерам необходимо учитывать теории и знания по
развитию технических, тактических и двигательных навыков и использовать их в качестве
инструментов мышления для создания общей программы или для конкретного вида
спорта. Проще говоря, нужно определить учебный план или программу, которые наши
юные подопечные будут осваивать и в ходе тренировок и в сезонные периоды. Это очень
важно, так как это обеспечивает конечный пункт назначения и должно помочь тренеру не
отвлекаться на такие вещи, как победа в раннем возрасте в ущерб долгосрочному
развитию.
Как ты тренируешь?
Тренеры должны учитывать идеи и знания касательно того, как учатся дети. Это также
известно как "приобретение навыков" и включает в себя теории, которые позволяют нам
максимизировать обучение и развитие. В двух словах, нужно понимать, что существуют
различные "техники тренерства, методы тренерства или педагогика", которые оказывают
различное воздействие на детей и которые могут быть полезны в зависимости от типа
изучаемого навыка и стадии развития ребенка.
Перейдем к следующему. Речь пойдет о золотых правилах, которые гарантируют, что
все участники, особенно дети получат положительный опыт от занятий спортом.
Правило № 1: ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ДЕТЕЙ
Всегда руководствуйся интересами детей и прислушивайся к ним. Речь идет о том,
чего хотят дети и что им нужно, а не о родителях или тренерах! Обязательно сними
взрослые "очки" и постарайся увидеть спорт глазами ребенка. С его точки зрения это
выглядит совсем по другому .
Правило № 2: БЫТЬ ЦЕЛОСТНЫМ
На тренировках старайся видеть и развивать детей в первую очередь как людей, а
не только как участников. Постарайся раскрыть их психосоциальные способности (такие
как самовосприятие, уверенность в себе, общение). Для этого давай упражнения, которые
вовлекут детей не только на физическом уровне, но и позволяют извлечь максимальную
пользу из поучительных ситуаций и заставят их думать и двигаться.
Правило № 3: БУДЬ ИНКЛЮЗИВНЫМ
Будь готов удовлетворить все уровни способностей и мотивации. Тренеру нельзя
грести всех под одну гребенку. Уделяй внимание каждому ребенку, а не только
“хорошим". Познакомься со своими подопечными и осмелься тренировать их по-другому.
Убедись, что устранил все барьеры к участию, чтобы каждый ребенок чувствовал себя
желанным гостем и включенным в процесс, независимо от его происхождения,
мотивации, способностей и предыдущего опыта.
Правило № 4: ПОДДЕРЖИВАЙ ВЕСЕЛУЮ И БЕЗОПАСНУЮ СРЕДУ
Дети хотят учиться и при этом получать удовольствие от обучения. А еще они
хотят чувствовать себя в безопасности. Как тренер, ты должен создать приятный и
заботливый климат - атмосферу, в которой дети преуспевают и в которую им хочется
возвращаться.
Правило № 5: ОТДАВАЙ ПРИОРИТЕТ ЛЮБВИ К СПОРТУ, А НЕ ОБУЧЕНИЮ
ОБУЧЕНИЮ СПОРТУ.
Как мы уже знаем, лишь небольшая часть детей хочет быть элитными
спортсменами, а из тех, кто хочет, даже меньшее их число действительно сделает это. Тем
не менее, все они имеют потенциал стать здоровыми активными взрослыми. Создание
этого фантастического наследия - часть твоей работы. Убедись, что дети захотят
вернуться на следующей неделе "за добавкой". Сделай так, чтобы это было весело,
приятно, разнообразно и по-новому, убедись, что они действительно учатся, преврати это
в социальный опыт. Зацепи их!
Правило №6: КОНЦЕНТРИРУЙСЯ НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАВЫКАХ
Когда дело касается детства, тренерам не стоит слишком беспокоиться о
специфических навыках своего вида спорта. В юном возрасте детям необходимо
приобрести важнейшие основополагающие двигательные и моторные навыки. Им просто
нужно научиться основам игры, освоив общие тактические принципы. Именно такая
ориентация ведет к пожизненному вовлечению в спорт и к более высоким уровням
эффективности в будущем.
Правило № 7: ПОЗИТИВНОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Родители - не враги, а важнейший ресурс в распоряжении тренера. Они хотят
лучшего для своих детей, и ты тоже. Ключевое слово - "партнерство".
Правило № 8: ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРЕССИВНЫХ ПРОГРАММ
Помни, тренер, ты берешь детей в учебное путешествие. Тренерская работа
должна быть направлена не на победу любой ценой, а на достижение целей с
холистическим подходом. Этого можно достичь только при наличии хорошего плана.
Правило № 9: ПОВЫШАЙ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ
Жизненно важно, чтобы тренеры понимали: обучение - это сложный процесс, и
оно не происходит в одночасье. Дело вот в чем - не существует единственного лучшего
способа тренировать.
Правило №10: ПРИМЕНЯЙ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
Соревнование само по себе – это ни хорошо, ни плохо. Все зависит от того, как
оно организовано, представлено и как оно проводится. Если все сделано правильно, то
состязательность обеспечивает сильную мотивацию и много веселья. Состязания могут
научить детей многим хорошим навыкам и установкам, таким как справедливость,
спортивное мастерство, уважение, работа в команде. Мы просто должны убедиться, что
формат и атмосфера соревнований подходят нашим подопечным. Соревнования,
воспроизводящие взрослую версию игры, наверняка приведут к эпическому провалу!
Вывод:
Сложилась предельно ясная картина: дети хотят веселиться, учиться, заводить друзей,
чувствовать себя умелыми и походить на своих родителей. С другой стороны, детям не
очень нравится, когда все становится чересчур серьезным, когда родители и тренеры
настойчивы, когда все дело в победе, когда они чувствуют, что недостаточно хороши, и
когда у тренеров есть любимчики. Затем мы провели сверку с действительностью и
увидели, что лишь крошечная часть детей, начавших заниматься спортом, будут
развиваться по этому пути, и еще меньший процент в итоге займется профессиональным
спортом. Вывод был ясный: относитесь ко всем детям, как к детям, и удостоверьтесь в
том, что они получают положительный опыт.