Автор: Дарья Сергеевна Кравченко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ ЛНР "Ясли-сад "Журавушка"
Населённый пункт: с. Можняковка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека прогулок подготовительной группы"
Раздел: дошкольное образование
Картотека прогулок ДЕКАБРЬ
№ 1
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале
зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в
стихотворениях.
Обогащение словаря: невыразимые, ледяные мосты, студеный
Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам...Н. Асеев
Беседа:
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие
серые облака
редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь
«хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные,
смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные
мосты на реках, прудах и озерах.
- За каким месяцем идет декабрь?
- Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
- Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
- Найдите на нашем участке приметы зимы.
Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем
температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение
температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.
«Декабрь студеный»
Как на речке изумрудные мосты,
Ну а в поле белоснежные холсты.
В заметенном студеном декабре
Семь погод все куролесят на дворе. М.Сухорукова
Дидактические игры: «Назови форму, цвет».
Цель: согласование существительных с прилагательными.
Подвижные игры:
Игра в снежки.
Цель: закреплять навыки в метании предметов.
Прыжки на одной ноге.
Цель: воспитывать чувство равновесия.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение
равновесия.
Прогулка 2
Наблюдение за ветром.
Цели: Предложить детям разделиться на подгруппы, выбрать один из
способов определения силы ветра, организовать обсуждение результатов
работы. Учить детей формулировать предположения перед началом
работы, делать выводы об их точности по окончании работы. .
Подвижная игра «Птички и клетка».
Цели: Упражнять детей в правильном выполнении основных движений
при беге. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Дидактическая игра «Испорченный телефон».
Цели:
Развивать у детей слуховое восприятие, внимание, учить
регулировать громкость голоса.
Спортивная игра бадминтон (проводится в беседке).
Задачи.
Учить
детей
набивать
волан
на
ракетке,
тренировать
выполнение подачи при помощи волана, подвешенного на шнуре.
Развивать координацию движений, ловкость, учить регулировать силу
удара.
№2
Прогулка 1
Наблюдение «Наблюдение за небом. Что такое осадки?»
Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно
передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к
любой погоде.
Обогащение словаря: град, снег, дождь – осадки.
Загадки:
*Его просят, его ждут а как придёт – прятаться начнут. (дождь)
*На дворе переполох с неба сыплется горох . (град)
*На всех садится никого не боится. (снег)
*С неба звездой, а в ладошку водой. (снег)
*Вечером – водой, ночью – водой,
А утром в небеса. (дождь)
*Вечером наземь слетает, ночь на земле прибывает,
Утром опять улетает. (роса).
Беседа:
- Дети, а что такое дождь, снег, град?
- Осадки – это вода в жидком и твёрдом состоянии, выпадающая из
облаков.
- Какие осадки чаще бывают летом и осенью?
- Вспомните, когда был первый снег?
- Какие осадки чаще бывают зимой?
В Краснодарском крае снег бывает не так часто, потому что рядом с нами
Черное море и оно отдает нам свое тепло. Поэтому и зимой у нас нередко
идет дождь. А снег, выпадая, быстро тает.
Дидактические игры: «Слова- родственники».
Цель: учить подбирать однокоренные слова.
«Четвертый лишний» Цель: развивать внимание, сообразительность,
речь доказательную.
Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему: тарелка,
стакан, корова, чашка. Чашка, стакан, тарелка, кружка.
«Собери камешки» – развитие мелкой моторики
Подвижные игры: «Самолеты» (ходьба, бег)
Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые
отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к
полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» - дети делают
движения руками - заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети
поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по
площадке. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - самолеты находят
свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно
колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.
Следует обращать внимание на легкость бега детей.
Индивидуальная работа: ходьба по ограниченной поверхности (по
шнуру) приставным шагом: прямо, по кругу, зигзагообразно.
Цель: учить действовать по сигналу
Прогулка 2
Наблюдение за погодой.
Цели: Предложить детям охарактеризовать погоду; составить рассказ
«Погода вчера и сегодня» с использованием сравнительных характеристик
основных показателей погоды: облачность, температура, ветер, осадки.
Подвижная игра «Серый волк». Усложнение: бег с препятствиями.
Цели: Учить детей действовать в соответствии с правилами игры,
совершенствовать выполнение основных движений при беге. Развивать
быстроту реакции, ловкость, интерес к играм.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цели:
Способствовать закреплению умения детей пересчитывать
предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
№ 3
Прогулка 1.
Наблюдение за легковым автомобилем
Цели: научить понимать значение и функции автомобиля;
Закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл,
стекло).
Обогащение словаря: бензин, шины, мотор, тормоза.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Пьет бензин как молоко, может бегать далеко,
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
Четыре колеса, резиновые шины,
Мотор и тормоза и что это? (Машина)
Беседа:
-Для чего нужна машина?
-Какие машины едут по нашей улице?
-Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)
-Как эта машина называется? (Легковая). А кто ведет ее?
У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и
дождя.
Дидактические игры: «Где машина?»
Цель: учить дифференцировать предлоги « на, в, под».
«Кто все запомнит?» Цель: активизировать внимание, память, речь.
Воспитатель предлагает понаблюдать за транспортом, а затем сказать какие
машины и в какой последовательности проезжали по дороге.
«Составь картинку» - из палочек выложить машину.
Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры: «Мы, веселые ребята»
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне
площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между
двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или
выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы, веселые ребята, любим, бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови!
После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки, а
ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет
дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается
пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится
подсчет пойманных. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется
4-5 раз.
Цели: учить внимательно, слушать команды воспитателя; развивать
внимание.
Индивидуальная работа.
Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.
Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.
«Защитись от волана ракеткой» – отбить волан ракеткой в любую сторону.
Трудовая деятельность:
Очистка участка от веток и камней;
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Прогулка 2
Наблюдение: лед на лужах.
Цели: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (с
понижением температуры вода превращается в лед). Рассказать, как
происходит замерзание воды.
Дидактическая игра «Вершки-корешки».
Цели: Учить детей правильно называть съедобные части растений
(стебель, семена, корнеплод, корневище, плод и т.д.). Развивать внимание,
быстроту реакции.
Подвижная игра «Жмурки».
Цели:
Учить детей соблюдать правила, выступать в роли судей.
Развивать ловкость, координацию движений.
№4
Прогулка 1
Наблюдение за воробьем
Цели: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;
формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее
время;учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Обогащение словаря: пальтишко, нахохлившись, нелегко, вечереющий.
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца. В. Мирясова
Беседа:
- Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
- Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а
сытость дает птахам тепло.)
- Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой.
(Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они
защищаются от мороза.)
- Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и
согреться возле него.)
- Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому
что они всегда летают стайкой.)
- Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от
снега место для корма.)
- Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев?
(Возле третьей, где зернышки.)
-
Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать
чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Приметы и пословицы:
●
Солнце в декабре светит, но не греет.
●
Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.
●
Год декабрем кончается, а зима начинается.
●
В зимний холод всякий молод.
●
Не велик мороз, да краснеет нос.
Трудовая деятельность
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать
положительное отношение к труду.
Подвижные игры
«Попади в цель».
Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно
рассчитывать и выполнять движения.
«Встречные перебежки».
Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа
Метание снежков (мячиков) вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
Прогулка 2
Наблюдение явлений природы: закат.
Цели:
Предложить
детям
рассмотреть
небо
и
высказать
предположения, что «окрашивает» небо в различные цвета. Рассказать
детям о народных приметах, позволяющих определить погоду на завтра по
цвету неба на закате солнца и по виду заходящего солнца.
Спортивная игра хоккей с мячом.
Цели: Учить детей выполнять игровые действия и правила: держать
клюшку двумя руками, немного наклоняясь вперед, передвигаться с ней
по площадке в разном темпе; Развивать интерес к спортивной игре.
Подвижная игра «Куропатки и охотники».
Цели: Учить детей соблюдать правила игры, точно выполнять игровые
действия (принимать правильное исходное положение, выполнять метание
мяча в цель). Развивать ловкость, меткость, формировать интерес к
конечному результату.
№5
Прогулка 1
Наблюдение за рябиной
Цель: закреплять знания о том, какую пользу приносит рябина зверям и
птицам в холодное время года.
Обогащение словаря: морозцем, гроздья, мышы-полевки.
Беседа:
Вот и прихватило ягоды рябины первым морозцем, они стали вкусными и
мягкими. Любят рябину звери и птицы. Нравятся ягоды рябины и лесным
великанам — лосям. Они дотягиваются до самой верхушки дерева, с
аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают
мыши-полевки, бурундуки и белочки. В зимние декабрьские дни
прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и
склевывают ее сочные сладкие ягоды. Клюют птицы быстро, роняя очень
много ягод на землю, затем улетают дальше. Рябина спасает от голода
многих птиц.
Уже клич отзвенел журавлиный,
Давно уж осыпался сад,
А яркие гроздья рябины
Все также, свисая, горят.
Дидактические игры: «Назови одним словом»
Цель: подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.
Трудовая деятельность
Сбор камешков на участке.
Цель: формировать умение замечать чистоту на участке.
Подвижные игры
«Самолеты»
«Воробушки и кот».
Цели: - учить быстро выполнять движения по сигналу воспитателя и
бегать в указанном направлении;
воспитывать дружелюбие.
Индивидуальная работа
«Попади в корзину».
Цель: развивать меткость, глазомер.
Прогулка 2
Наблюдение за погодой.
Цели: Предложить детям охарактеризовать погоду; составить рассказ
«Погода вчера и сегодня» с использованием сравнительных характеристик
основных показателей погоды: облачность, температура, ветер, осадки.
Дидактическая игра «Кто где зимует?»
Цели: Актуализировать знания детей о том, как животные готовятся к
зиме, как проводят зиму. Учить детей использовать свои знания для
решения игровой задачи.
Подвижная игра «Сова».
Цели:
Учить
детей
действовать
в
соответствии
с
текстом
стихотворения, быстро и точно реагировать на сигнал. Развивать
способность переключать внимание.
Самостоятельная двигательная деятельность детей.
Цели: Учить детей самостоятельно организовывать игры, находить
себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности
разнообразные спортивные атрибуты. Способствовать формированию
навыков правильного выполнения основных движений.
№6
Прогулка 1
Наблюдение за хвойными деревьями
Цели: закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать,
сравнивать, делать выводы.
Обогащение словаря: снежные шатры, тучи могучие, сосновая пыльца,
хвоя, хвойные деревья.
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
А наверху, над мглою этой,
Перерастая лес, одна,
В лучах заката,
В бликах света
Горела яркая сосна.
Беседа:
-Для чего нужен лес?
-Что он дает человеку?
Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками
с веток.
-Чем пахнет зима?
-Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему?
- Какие деревья украшают лес зимой?
- О каких деревьях говорится в стихотворении? (О ели.)
Кто ее сестра?
- Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
- Как переносится по лесу сосновая пыльца? (Ветер ее разносит.)
- Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят
по ветру и быстро вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им
крутиться полупрозрачные крылышки.)
- В чем сходство хвойных деревьев?
- Чем отличаются деревья друг от друга?
- Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не
проникает ветер.)
Исследовательская деятельность
Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза
ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет
дереву).
Дидактические игры: «Слова- родственники».
Цель: учить подбирать однокоренные слова.
«Подскажи словечко»
Цель: подбор прилагательных, характеризующих явления природы.
Подвижные игры:
«Ловкая пара».
Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.
«Встречные перебежки».
Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада.
Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от
выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.
Прогулка 2
Наблюдение: возраст прохожих.
Цели: Предложить детям понаблюдать за прохожими и попытаться,
определить их возраст. Охарактеризовать их используя понятия: ребенок,
мальчик, девочка, юноша, девушка, женщина, мужчина, пожилой человек,
бабушка, дедушка.
Дидактическая игра «Найди похожий».
Цели: Учить детей ориентироваться на ограниченном пространстве,
отражать в речи пространственное расположение предметов.
Подвижная игра «Караси и щуки».
Цели: Учить детей исполнять обязанности судей, оценивающих
соответствие игровых действий правилам и качество их выполнения.
Учить формулировать советы, замечания и корректно их высказывать.
Формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать
выводы.
Спортивная игра хоккей с мячом.
Цели:
Организовать
отработку
элементов
игры:
учить
детей
передвигаться по площадке в разном темпе, держать клюшку так, что бы
она касалась поверхности площадки, вести мяч клюшкой, попадать мячом
в лежащий на площадке обруч.
№7
Прогулка 1
Наблюдение за пешеходом
Цель: закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного
движения.
Обогащение словаря: пешеход, переход, светофор, сигнал.
Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора —
Подчиняйся им без спора!
Желтый свет — предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит:
— Стой! Опасно! Путь закрыт!
На улице будьте внимательны, дети,
Твердо запомните правила эти!
Беседа:
Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги.
- Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.)
- Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не
сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице
надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом
сигнале светофора и по пешеходному переходу.
Воспитатель подводит детей к переходу.
- Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?
Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге
начерчены широкие белые полосы.
Наблюдение за птицами.
Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них
прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее
добывать корм; обсудить, как можно помочь.
«Синицы»
Ох, и хитрые же птицы,
Желтогрудые синицы.
Только лишь в большую стужу
Эти птицы с дятлом дружат.
Ну, а летом все синицы
Сами могут прокормиться О.Г.Зыкова
Дидактические игры: «Назови ласково».
Цель: словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных
суффиксов.
«Придумай предложение» - дети составляют предложения со словом «птица».
Цель: научить составлять предложения с заданным словом.
.Подвижные игры
«Стая», «Светофор».
Цели: развивать ловкость; закреплять знания о значении светофора.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность
Прогулка 2
Наблюдение за объектами окружающей действительности: транспорт.
Цели: Предложить детям понаблюдать за передвижением транспорта,
вспомнить, какие группы транспортных средств известны ребятам.
Предложить детям составить рассказы о заинтересовавших их машинах
(об их предназначении и качествах).
Подвижная игра «Путешественники».
Цели: Познакомить детей с правилами игры, учить использовать в игре
свои знания о различных городах, действовать в соответствии с
правилами. Развивать внимание, укреплять здоровье детей.
Дидактическая игра «Найди игрушку».
Цели:
Совершенствовать
умение
детей
ориентироваться
в
пространстве, учить двигаться в заданном направлении.
№8
Прогулка 1
Наблюдение за небом
Цель: развивать наблюдательность, умение различать изменения в
характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.
Обогащение словаря: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный,
шатер, стремится.
Загадка:
Шатер огромный над землей, так часто цвет меняет свой.
Бывает синий, голубой, бывает серый и седой.
Бывает черный, звездный, бывает очень грозный.
Он посылает дождь и снег, к нему стремится человек.
Он радугой порой играет.
И нет ему конца и края.
Беседа:
- Что это такое?
-Когда меняется цвет неба?
-Назовите цвет неба в разное время суток.
-Какое небо сегодня?
-А можно по цвету неба определить погоду?
Дидактические игры:
«Назови больше»
Цель: подбор прилагательных к существительному «небо».
«Выложи сам» — выкладывание облака из пластмассовых пробок.
Исследовательская деятельность: «Разноцветное небо».
Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные
стекла.
Выучить скороговорку:
Дед Данил делил дыню:
Дольку - Диме, дольку - Дине.
Подвижные игры:
«
Догони свою пару»
Цели: выполнять движения по сигналу воспитателя; четко
ориентироваться при нахождении своей пары.
Индивидуальная работа. Непрерывный бег в течение 1,5 мин. С
выполнением движений на дыхание.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные
отталкивания).
«Прыгай выше». Цель: учить действовать по сигналу.
Трудовая деятельность:
подметание крыльца, ремонт ведерок, машин.
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Прогулка 2
Наблюдение за погодой.
Цели:
Предложить
детям
охарактеризовать
погоду,
составить
сравнительный рассказ «Погода утром и вечером»; учить использовать
точные характеристики погоды, образные выражения.
Дидактическая игра «Расскажи про свой узор».
Цели: Учить детей ориентироваться на ограниченном пространстве,
отражать
в
речи
взаиморасположение
предметов,
использовать
сравнительные характеристики (левее, выше, ближе).
Подвижная игра «Жмурки». Усложнение: двое водящих.
Цели: Предложить детям рассказать правила игры, учить следить за
своей осанкой во время ходьбы и бега. Повышать двигательную
активность детей, развивать внимание, тактильные возможности. Учить
анализировать информацию, узнавать друг друга по голосу.
№9
Прогулка 1
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цели: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их
строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям
нашим меньшим.
Обогащение словаря: пшеничка, жадностью, продрог, прижавшись,
нахохлившись, повадки.
Загадки:
*Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
*Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Беседа:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
- Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)
- Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица
насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также
оперением, поведением.)
-Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают
стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички
соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой,
сидя на ветке.)
- Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая,
неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног
человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого
ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты
не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по
веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям
деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
- Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят
несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
-Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она
делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под
коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к
жилью человека.)
- Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле
людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки,
где можно свить гнездо.)
- Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в
морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в
поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой
милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают
фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше,
чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их
надо охранять, а не преследовать.)
Дидактическая игра: «Скажи иначе»
Цель: Активизация словаря. С наступлением холодов птицам не хватает корма
(еды, пищи). Высоко над нами летит куча птиц (клин, косяк, караван).
Перелетные птицы боятся зимой стужи (холода, мороза).
«Наоборот». Цель: активизация словаря.
Подбор антонимов (холодно, тепло, пасмурно, осенний, земля, дождь).
Подвижные игры
«Птицы и кукушка».
Цели: развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по
содержанию игры.
«Лягушки и цапля».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
Прогулка 2
Наблюдение: признаки наступившей зимы.
Цели:
Предложить детям разделиться на команды и принять участие в
соревновании «Кто найдет больше признаков зимы» (стало холодно, дети и
взрослые одеваются теплее, земля твердая, замерзшая, замерзли лужи, выпал
снег).
Подвижная игра «Ловишки».
Цели:
Упражнять детей в быстром беге, в соблюдении правил игры, в умении
действовать по сигналу.
Дидактическая игра «Охотники».
Цели:
Учить детей использовать навыки классификации животных. Повышать
двигательную, умственную и речевую активность.
№10
Прогулка 1
Наблюдение за снегопадом
Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о
сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.
Обогащение словаря: снегопад, снежные хлопья, снежная пыль
Загадка:
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Беседа:
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки.
При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и
звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный,
снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда,
что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу
и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает
рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются
звездочки и лучики.
- При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?
- Почему снег хрустит под ногами?
- Почему снег бывает рыхлый?
Наблюдение за долготой дня
Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми,
что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным
приметам, наступают сильные холода.
Загадка
Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев,
определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
Трудовая деятельность:
Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
Цель: развивать умение работать сообща.
Подвижная игра
«Снежная карусель».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя
темп бега в хороводе.
Дидактические игры:
«Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих снег).
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
Прыжки на одной ноге.
Цель: воспитывать чувство равновесия.
Прогулка 2
Наблюдение: цвет неба.
Цели: Предложить детям ответить на вопросы: «С какой стороны небо
темнее, почему?», «Где садится солнце?», «Каков цвет неба с той стороны,
где садится солнце?», «Что можно увидеть на темнеющем небе в ясный
день?» Организовать составление детьми коллективного рассказа «Небо
на закате».
Подвижная игра «Перебрось снежок (мячик)».
Цели: Учить детей выполнять замах и бросок, метать снежок (мячик)
на дальность. Развивать координацию движений, подвижность суставов
рук, глазомер.
Спортивная игра хоккей с мячом.
Цели:
Учить детей передвигаться по площадке в разном темпе,
держать клюшку так, чтобы она касалась поверхности площадки, вести
мяч клюшкой в определенном направлении.
№11
Прогулка 1
Наблюдение за водой
Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды в
зимний период.
Обогащение словаря: поверхность, лед, жидкая, твердая, газообразная.
Беседа:
- Какие свойства воды вам знакомы?
- Есть ли форма у воды?
- Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже?
- Что станет с водой, если ее вынести на мороз?
Вода прозрачная. Сквозь нее видны предметы. Вода жидкая – у нее нет
своей формы, он принимает форму предмета, в который ее наливают.
На ровной поверхности вода растекается лужей. Вода бесцветная,
безвкусная, без запаха. Чистая вода — прозрачная, мутная и грязная —
не прозрачная. Только грязная вода пахнет плохо. Вода замерзает тогда,
когда температура воздуха становится ниже О °С.
Наблюдение за растениями.
Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки
есть.
Рассмотреть почки по форме, величине, цвету.
Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.
Исследовательская деятельность
Воспитатель предлагает детям провести опыт.
Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крышкой и оставить на
морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда.
Замороженная вода — лед — занимает больше места, чем вода жидкая,
поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на
лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым
морозным днем ледяная корка становится все толще.
- Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он
растает.)
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда. Г. Ладонщиков
Дидактические игры: «Наоборот».
Цель: активизация словаря. Подбор антонимов (холодно, тепло,
пасмурно, зимний, земля, осадки).
«Слова- родственники».
Цель: учить подбирать однокоренные слова.
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада.
Цели: закреплять навыки работы с лопатами, носилками;
учить рационально организовывать свой труд, работать в коллективе
дружно.
Подвижные игры
«Пас», «Холодно — горячо».
Цели: упражнять в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги;
добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах
ходьбы.
Индивидуальная работа
Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
Цель: воспитывать выносливость.
Прогулка 2
Наблюдение за явлениями природы: образование льда.
Цели: Перед прогулкой предложить детям ответить на вопрос: «Как вы
думаете, есть ли лед на лужах?» Выслушать ответы и аргументы детей. На
прогулке предложить детям выяснить, кто оказался прав. Помочь сделать
вывод о том, при каких условиях вода превращается в лед.
Подвижная игра «Караси и щуки».
Цели:
Учить детей играть роль судей, оценивающих точность и
качество выполнения игроками действий, их соответствие правилам.
Учить ребят корректно формулировать советы и замечания партнерам.
Развивать наблюдательность, быстроту реакции, ловкость.
Дидактическая игра «Какой цифры не стало?»
Цели: Закреплять знания детей о последовательности чисел, понимание
отношений между числами натурального ряда.
№12
Прогулка 1
Наблюдение: «Рябина – птичья кормушка».
Цель: Воспитывать у детей интерес и доброе отношение к птицам и
природе вообще.
Обогащение словаря: кисти ягод, свиристели, дрозды-рябинники,
красава.
Загадка:
Весною зеленела, летом загорала
Осенью надела красные кораллы. ( Рябина)
Беседа:
-Какие изменения произошли с рябиной?
Правильно, листья почти совсем облетели. А вот кисти ягод остались
висеть на голых ветках.
Дети, посмотрите, что мы видим на земле.
- Откуда взялись эти ягоды? (их уронили птицы).
- Как вы думаете, какие птицы побывали на нашей рябинке?
Рябина любимое лакомство дроздов. Их так и называют, дрозды-
рябинники. Видно,
что ощипывали дрозды рябину торопливо, много ягод уронили, много
обрывков на кистях оставили.
(Если удастся, то обязательно понаблюдать, как птицы клюют ягоды
рябины).
Кроме дроздов рябину любят и другие птицы. Например, свиристели.
Эту красивую птичку еще называют «красава».
Для дроздов, свиристелей и других птиц рябина является кормушкой.
Дидактические игры: «Назови одним словом»
Цель: подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.
«Подскажи словечко»
Цель: подбор прилагательных, характеризующих дерево.
Подвижные игры: «Стоп!»
Цель: ходьба и бег по сигналу, внимание, выдержка.
На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия
(исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На
противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром - 2-
3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий
громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих
словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как
только водящий произнес слово «стоп!», все останавливаются, водящий
быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться и сделал
добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он
снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай...»
и т. д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал
«стоп!». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают
движение оттуда. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из
играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше,
чем водящий скажет «стоп!». Тот, кому удалось это сделать, становится
водящим. Игра возобновляется с новым водящим.
«Тройки».
Цель: бег по сигналу с высоким подниманием бедра
Дети по трое берутся за руки скрестно и бегут по площадке, высоко
поднимая колени. Какая тройка лучше?
Индивидуальная работа: «Кто дальше?»
Цель: прыжки на одной ноге (правой, левой) с продвижением вперёд.
«Прокати обруч». Необходимо послать толчком обруч на 2 – 3 м, чтобы
он не упал и не попал к другому ребёнку.
Трудовая деятельность: уборка участка .
Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от
выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.
Прогулка 2
Наблюдение за кошкой.
Цели: Обратить внимание детей на поведение животного, его повадки,
учить выделять характерные особенности строения тела животного.
Познакомить
детей
с
особенностями
жизнедеятельности
кошки.
Воспитывать интерес и любовь к животным.
Подвижная игра «Путешественники».
Цели: Организовать беседу с целью выявления понимания детьми
правил игры, предложить ребятам рассказать ее правила, пояснить, что
должен делать водящий, что игроки. Развивать быстроту, внимание,
способствовать закаливанию организма.
Дидактическая игра «Путешествие по участку».
Цели:
Совершенствовать
умение
детей
ориентироваться
в
пространстве, учить двигаться в заданном направлении.
№13
Прогулка 1
Наблюдение за небом и облаками
Цель: продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы.
Уточнить понятие «туча».
Обогащение словаря: тяжелые облака, пасмурная, хмурая, холодная.
Беседа:
-Дети, посмотрите на небо, какое оно? (Чистое, голубое, синее или серое,
низкое, хмурое).
- Небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками.
- Найдите самые темные облака на небе.
- Как называются такие облака? (тучами).
- Что сделали тучи? (Закрыли солнце.)
-Расскажите о состоянии погоды.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит... А. Плещеев
Загадки.
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже — тем дождик ближе. (Туча)
Дидактические игры: «Какое небо?» — дети рассматривают небо,
описывают его.
Цель — научить подбирать относительные прилагательные.
«Нарисуй палочкой» — нарисовать палочкой на земле (снегу) облака и
тучи.
Цели: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры: «Гуси-лебеди»
Цели: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу
воспитателя; развивать ловкость.
На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся
гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в
котором находится волк. Остальное место - луг. Дети, исполняющие роли
волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей.
Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.
Пастух: Гуси, гуси ! Гуси: Га, га, га!
Пастух: Есть хотите? Гуси: Да, да, да !
Пастух: Так летите же домой.
Гуси: Нам нельзя лететь домой, серый волк под горой.
Не пускает нас домой.
Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их
поймать. Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по
условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем
назначаются новые волк и пастух.
«Поймай мяч». В игре участвуют трое. Двое становятся на расстоянии
не менее 3 м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между
ними и старается поймать мяч, пролетающий над ним. Если ему удается
поймать мяч, то он становится на место ребенка, бросившего мяч, а тот
занимает место водящего.
Индивидуальная работа.
«Кто дальше?»- прыжки на одной ноге с продвижением вперёд.
Цель: упражнять в прыжках на одной ноге (правой и левой).
« Кто дальше?»
Цель: метание мешочков с песком (снежков) в горизонтальную цель с
расстояния 2-3 метров.
Трудовая деятельность: сгребание листьев и снега к стволам деревьев.
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Прогулка 2
Наблюдение зимних явлений природы: появление сосулек.
Цели: Предложить детям ответить на вопрос о том, где можно найти
сосульки, и проверить их догадки. Рассказать детям, как возникают
сосульки, какие интересные опыты и наблюдения можно провести вместе
с взрослыми. Познакомить ребят с правилами безопасности в зимнее
время.
Подвижная игра «Быстро возьми, быстро положи».
Цели: Способствовать совершенствованию выполнения детьми игровых
действий, формировать умение сопоставлять свои действия с правилами
игры, учить следить за своей осанкой.
Дидактическая игра «Что за предмет?»
Цели: Учить описывать предметы по определенному плану; выделять их
характерные признаки; указывать материал, из которого они сделаны,, кто
и для чего их использует.
Оздоровительная пробежка по территории детского сада (2 мин).
Цели: Упражнять детей в беге, развивать функциональные возможности
детского организма, повышать работоспособность, выносливость,
прививать интерес к самосовершенствованию
№14
Прогулка 1
Наблюдение за ветром
Цель: Закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.
Обогащение словаря: проветрена, разогнал, фырчит, неспокойно.
Беседа:
-Посмотрите, как, кружатся вертушки. Почему?
- Почему движутся облака.
- Определите силу ветра. Какой сейчас ветер?
(сильный или слабый, тёплый или холодный).
Правильно, *слабый — слегка качает листья и мелкие ветки, относит
оставшиеся листья чуть в сторону; * сильный — качает крупные ветки,
метет по земле оставшиеся листья (снег)
- Почему так неспокойно ведут себя деревья?
Ветрено, ветрено, вся земля проветрена!
Ветер листья с веток разогнал по свету... И. Токмакова
Ветер, ветерок, ветрище, ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети или мельницы крути! Я. Аким
Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает,
Людей с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
Дидактические игры: «Какой ветер?» — дети рассуждают о ветре,
описывают его.
Цель: научить подбирать относительные прилагательные.
«Выложи сам» — выкладывание картинки из пластмассовых пробок.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры: « Хитрая лиса» (разучивание)
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В
стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети
закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и
незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется
воспитатель, становится хитрой лисой. Воспитатель предлагает играющим
открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить,
кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие
хором 3 раза (с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а
потом все громче): "Хитрая лиса, где ты?" При этом все внимательно
смотрят друг на друга. Как только вопрос: "Хитрая лиса, где ты?" - будет
произнесен в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро
выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: "Я здесь"
Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается
рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса
поймает 2-3 детей, воспитатель произносит громко: "В круг" Играющие
образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 5-6 раз.
Индивидуальная работа.
Пробежки со средней скоростью (2-3 раза) в чередовании с ходьбой.
Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга.
Трудовая деятельность: Уборка участка
Цель: развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым.
Прогулка 2
Наблюдение за погодой.
Цели:
Учить детей самостоятельно наблюдать и рассказывать о
состоянии погоды, точно называть и правильно фиксировать при помощи
знаков основные характеристики погоды (облачность, температура, ветер,
осадки).
Подвижная игра «Путешественники».
Цели: Повышение речевой и двигательной активности детей, развитие
быстроты реакции на сигнал, формирование умения выступать в качестве
водящего и ведущего игры.
Спортивная игра хоккей с мячом.
Цели:
Учить детей передвигаться по площадке в разном темпе,
держать клюшку так, чтобы она касалась поверхности площадки, вести
мяч клюшкой в определенном направлении.
№15
Прогулка 1
Наблюдение за самосвалом.
Цели: формировать представления о видах грузовых машин; учить
рассказывать о них.
Обогащение словаря: самосвал, погрузка, разгрузка.
Вот машина,
Так машина —
Высотою с дом кабина
И колеса высотою
Выше нас с тобою вдвое.
* Предложить детям рассмотреть машину — самосвал.
- Эта машина с железным открытым кузовом.
Беседа:
- Для каких грузов предназначен самосвал?
- Как происходит разгрузка машины?
- Как машина помогает человеку?
- Может ли самосвал работать без человека?
Дидактические игры:
«Назови одним словом» — дети подбирают обобщающие слова к
предложенным группам слов.
Цель: закрепить обобщающие слова.
Трудовая деятельность
Кормление птиц.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижная игра
«Ловишки с приседаниями».
Цель: учить соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Бег, прыжки.
Цель:
упражнять в беге с заданием на совершенствование умения
ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках
(подскок на двух ногах).
Прогулка 2
Наблюдение за животными: кошка.
Цели: Предложить детям рассмотреть кошку, понаблюдать за ней,
обратить внимание на изменения в ее внешнем виде и поведении.
Систематизировать
и
дополнить
представления
детей
о
жизнедеятельности животных в зимние месяцы.
Дидактическая игра «Найди игрушку».
Цели: Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на
его основные признаки, описание, аргументировать ответ. Развивать
логическое мышление, связную речь.
Подвижная игра «Караси и щуки».
Цели: Учить детей действовать в соответствии с правилами игры,
совершенствовать выполнение основных движений при беге. Развивать
быстроту реакции, ловкость, интерес к играм.
№16
Прогулка 1
Наблюдения за изменениями в лужах.
Цель: напомнить детям, что летом лужи были теплые, быстро
испарялись. В декабре вода в них холодная, долго не испаряется, кромка
лужи замерзает, тая днем под солнцем, а в морозный день промерзает
полностью.
Обогащение словаря: серая лужа, расхлюпалась, моросило, хрустит,
дрожит.
Мне серая лужа простудой грозила
Расхлюпалась грязь и весь день моросило.
И не было в мире скучнее двора
Чем тот, где пытались гулять мы вчера.
Сегодня на ветках не капли, а льдинки,
По грязи идем, не испачкав ботинки,
А бывшая лужа с водой ледяной,
Дрожит и трещит, и хрустит подо мной. С. Махорин
Исследовательская деятельность: определить опытным путем и
доказать, что лед на лужах тает медленнее, чем в помещении.
Дидактические игры: «Закончи предложение»
Цель: развитие речи, слуховой памяти. Летом листья зеленые, а осенью?
Летом солнце светит много, а осенью?... Летом листья на дереве висят, а
осенью?...
«Подскажи словечко»
Цель: подбор прилагательных, характеризующих погоду.
Подвижные игры: «Парный бег». Дети стоят в звеньях парами на одной
стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки расставлены
кегли (булавы, стулья, набивные мячи) по числу звеньев. Воспитатель
подает сигнал, по которому первая пара звена, держась за руки, бежит до
стоящего впереди предмета, огибает его и возвращается в конец своего
звена. По следующему сигналу бежит вторая пара и т.д. Пара,
отпустившая руки, считается проигравшей.
Индивидуальная работа. Ходьба по бревну прямо и боком с
перешагиванием через различные предметы; спрыгивание в обруч.
Прыжки на двух ногах вперед. (перепрыгивание луж).
Трудовая деятельность: подметание дорожек.
Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Прогулка 2
Наблюдение за вороной.
Цели: Учить детей отличать эту птицу от других по внешнему виду и
голосу; отметить особенности ее поведения в зимний период. Предложить
детям вспомнить, как описывается ворона в русских народных сказках;
рассказать об удивительной сообразительности и хитрости этих птиц.
Подвижная игра «Карусель».
Цели: Учить детей точно и четко проговаривать слова, действовать по
сигналу. Повышать двигательную активность, развивать функциональные
возможности организма.
Спортивная игра хоккей с мячом.
Цели:
Учить детей держать клюшку так, что бы она касалась
поверхности
площадки,
вести
мяч
в
определенном
направлении,
выполнять пасы партнеру по игре. Развивать координацию движений,
ловкость.
№17
Прогулка 1
«Наблюдение за птицами, их повадками».
Цель: Дать определение осени: поздняя, назвать приметы. Развивать
наблюдательность, воспитанность, отзывчивость, доброту, желание
помогать птицам. Продолжать наблюдение за птицами на участке.
Обогащение словаря: синица, воробей, зимующие, перелётные.
Беседа:
- Какое сейчас время года?
- По каким признакам можно об этом догадаться?
- Какие птицы прилетают к нам на участок?
- Как можно назвать этих птиц? (Зимующие).
- Почему их так называют?
- А как называют птиц, которые улетают?
- Почему они осенью от нас улетели?
- Почему, зимующие птицы остались?
- Назовите их.
- Что происходит с ними в холодное время года? (они стараются быть
ближе к жилью человека).
- Зачем они прилетают в город, к людям?
- Как мы им можем помочь?
- Как называются птицы с жёлтой грудкой? (Синицы).
- В это время они прилетают к человеческим жилищам.
Лето синицы проводят в лесах, выводят птенцов.
Осенью, когда птенцы подрастают, синицы оставляют гнезда и ведут
кочевую жизнь, собираются в стайки , а зимой перебираются к жилью.
Прилетела к нам синица, села прямо под окном.
Эту маленькую птичку с нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче было, (ведь исчезли червячки)
Для нее кусочек сала мы повесим на сучки.
Снегири, синицы на ветвях как зимние цветы!
Мы для них в кормушках принесли немного доброты.
Дидактические игры:
«Скажи иначе»
Цель: подбор синонимов к слову стая.
(Клин, дуга, линия, шеренга, стадо, караван).
«Кто с кем улетел на юг».
Цель: словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных
суффиксов.
Журавли летят с журавлятами, утки -, гуси -,лебеди-, аисты.
Подвижные игры:
«Ловишки»
Цель: бег врассыпную с увёртыванием.
«Коршун и наседка»
Цель: бег в цепи.
Индивидуальная работа. Упражнения в прыжках: подскоки вверх на
месте ноги вместе - ноги врозь, одна - вперед, другая - назад. Упражнения
в ходьбе: мелким и широким шагом с разным положением рук.
Трудовая деятельность: Подкормка птиц, чистка кормушек.
Цель: воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о
них.
Прогулка 2
Наблюдение за погодой.
Цели: Закреплять умение детей самостоятельно определять погоду,
называть ее основные характеристики: облачность, температура, осадки,
ветер и т.д.
Дидактическая игра «Угадай».
Цели: Учить детей конструировать вопросы, начинающиеся словом
«сколько»; отвечать, ориентируясь на структуру и содержание вопроса,
используя понятия «много», «один», «ни одного», числительные в нужной
форме.
Подвижная игра «Перехватчики».
Цели: Совершенствовать умение детей бегать легко и ритмично, учить
маневрировать, избегать столкновения, ориентироваться в пространстве,
воспитывать чувство товарищества.
№18
Прогулка 1
Наблюдение за работой дворника
Цели: продолжать наблюдение за работой дворника;
совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и
чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое
отношение к окружающей среде.
Обогащение словаря: деревья в серебре, бодрит, иней.
Беседа:
- Что делает дворник на участке детского сада зимой?
- Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?
- Как может дворник помочь деревьям зимой?
Первый зимний снежок
Белым пухом лежит.
Первый легкий мороз
Веселит и бодрит.
Наблюдение за деревьями.
После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли
морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются
трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево –
живое, и весной из почек распустятся листья.
Исследовательская деятельность.
Опыт. Выявление механизма образования инея.
Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим
паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать
вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный
день волосы и воротники покрываются инеем.
Загадка
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Дидактические игры:
«Назови больше»
Цель: подбор прилагательных к существительному «небо».
«Выложи сам» — выкладывание рисунка по замыслу из пластмассовых
пробок.
Трудовая деятельность:
Вскапывание песка в песочнице.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность
при выполнении поручений.
Подвижные игры
«Цветные автомобили»
«Салки».
Цели: учить действовать по сигналу; закреплять умение двигаться
приставным шагом в разные стороны.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.
Прогулка 2
Наблюдение за звездами.
Цели: Предложить детям рассмотреть звездное небо, рассказать им о
том, что много столетий назад люди придумали объединять звезды в
созвездия. Рассказать ребятам о созвездиях зодиака, показать Большую
медведицу.
Подвижная игра «Самолеты».
Цели:
Совершенствовать
умение
детей
ориентироваться
в
пространстве, упражнять в умении организовано перемещаться по игровой
площадке в составе команды. Развивать внимание, формировать умение
ориентироваться на действия других игроков.
Дидактическая игра «Живая неделя».
Цели: Закреплять знания детей о последовательности дней недели,
рассмотреть происхождение их названий; учить использовать названия
дней недели в различных речевых конструкциях.
№19
Прогулка 1
Наблюдение за ветром
Цели: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать
интерес к природным явлениям.
Обогащение словаря: ветрено, пасмурно, поземка, метель
Ветер дул всю ночь,
Шумели ели,
Морщинилась вода.
Сосны старые скрипели,
Ивы гнулись у пруда,
Выло, дуло, завывало.
И когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было и нет.
Беседа:
- Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)
- Как называется снег с ветром? (*Сильный ветер со снегом называется
метелью, *слабый ветер со снегом — поземкой.)
- С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный
ветер, определили с помощью компаса.)
- Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то
теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный
опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Наблюдение за снегом.
Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным
состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).
Загадка:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
Дидактические игры:
«Кто больше?»
-Какой снег зимой?(белый, пушистый, серебристый, мохнатый,
махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый,
холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий,
рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).
«Зарисуй дерево».
Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.
Трудовая деятельность
Постройка горки. (уборка участка от мелкого мусора)
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Подвижные игры
«Кто самый меткий?».
Цели: упражнять в метании предметов; развивать глазомер.
Индивидуальная работа
«Найди предмет».
Цели: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
находить предмет по описанию.
Прогулка 2
Наблюдение за погодой.
Цели: Учить детей самостоятельно рассказывать о состоянии погоды,
выбирать
необходимые
обозначения,
составлять
описания
с
использованием образных выражений.
Подвижная игра «Самолеты».
Цели: Учить детей действовать по сигналу, соблюдать правила игры,
выступать в качестве тренеров, судей.
Спортивная игра хоккей с мячом.
Цели:
Познакомить
детей
с
основными
участниками
игры
(нападающий, вратарь, защитник); учить выполнять пасы партнеру по
игре. Развивать координацию движений, ловкость, воспитывать выдержку.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Цели: Поощрять инициативу детей в организации спортивных эстафет,
выступать в качестве игроков, капитанов, судей.
№20
Прогулка 1
Наблюдение за инеем.
Цели: Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем.
Обогащение словаря: иней, искрится, закат.
Беседа:
Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются
рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате
становится розовым, рано утром и вечером – голубым.
Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.
«Зима»
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее –
То белое, то синее. А.Каминчук
Исследовательская деятельность:
Наблюдение за тенью.
Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря
вечером.
Загадка:
Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь. (тень).
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке младших групп.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Дидактические игры:
«Скажи иначе»
Цель: активизация словаря
*Зимой небо серое (темное, хмурое, пасмурное).
* Зимой деревья нагие (голые, безлиственные, обнаженные).
*Зимой ветер летит (дует, задувает)
«Назови три слова».
Цель: активизация словаря.
- Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
-Что можно варить, читать?
-Чем можно рисовать?
Подвижные игры
«Бездомный заяц».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.
«Следопыт».
Цель: развивать внимание и наблюдательность.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада,
находить предмет по описанию.
Прогулка 2
Наблюдение за объектами окружающей действительности.
Цели: . Предложить детям обратить внимание на замерзшие окна,
рассмотреть узоры на них, определить, на что они похожи. Рассказать
детям, почему на окнах появляются ледяные узоры.
Дидактическая игра «Какой игрушки не стало?».
Цели:
Учить детей различать ситуации, в которых используют
порядковый и количественный счет, правильно называть числительные,
понимать учебную задачу. Развивать связную речь.
Спортивная игра хоккей с мячом.
Цели: Учить детей ведению мяча клюшкой, обведению препятствий,
выполнению пасов партнеру. Развивать координацию движений, ловкость,
воспитывать выдержку.
Подвижная игра «День - ночь».
Цели: . Учить детей сохранять равновесие после выполнения прыжков
(приседать на носки, руки в стороны). Развивать быстроту реакции,
ловкость, навыки пространственной ориентации.
№21
Прогулка 1
Наблюдение за рябиной
Цели: расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной
зимой.
Обогащение словаря: рябинушка, бусинки, терпкий, морозец,
Нарядилась рябинушка, вышла погулять.
Платье в красных бусинках — их не сосчитать.
Стала с ребятишками хоровод водить,
С платьица по бусинке каждому дарить.
Стали ярче рябинушки щеки детворы,
Щедрые у рябинушки для детей дары!
Беседа:
Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается
высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но
тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.
- Какие на вкус ягоды рябины зимой?
- Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?
Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок,
машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно).
Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.
«Письмо на снегу»
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка.
Папу я зову во двор:
- Погляди, какой узор!
Смотрит папа сверху вниз:
- Тут письмо тебе, Денис!
Пишут птицы и зверюшки:
«Сделай нам, Денис, кормушки!» Н.Голиновской
Дидактическая игра:
«Назови правильно»
Цель: развивать грамматический строй речи:
●
След зайца – заячий.
●
След лисы – лисий.
●
След птицы – птичий.
●
След от лыж – лыжный.
●
След от санок – санный.
Исследовательская деятельность
Сравнить ягоды до мороза и после.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега. (подметание дорожек)
Цель: оказывать помощь дворнику.
Подвижная игра
«Кто скорее добежит до флажка?».
Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу.
«Раз, два, три — беги!».
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели: продолжать отработку техники прыжка в длину с места;
использовать зрительные ориентиры.
Прогулка 2
Наблюдение за погодой.
Цели:
Предложить детям самостоятельно выбрать признаки, по
которым
можно
определить
силу
ветра,
сделать
выводы
и
аргументировать их. Учить детей анализировать информацию, развивать
связную речь.
Подвижная игра «Космонавты».
Цели: Познакомить детей с правилами игры, предложить с помощью
считалочки разделиться на команды. Учить детей использовать счетные
навыки в игровой деятельности. Развивать ловкость, быстроту реакции,
внимание. Способствовать закаливанию организма.
Дидактическая игра «Что за птица?»
Цели:
Закрепление знаний о птицах; повышение двигательной,
речевой, умственной активности, находчивости.
№22
Прогулка
Наблюдение за синицей.
Цели:продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее
повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Обогащение словаря: бойкая, задорная, ловкая, проворная, перелетные,
зимующие
Загадка:
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень-тень!
Как хорош весенний день!» (Синица.)
Беседа:
Синица расписная свистит, не уставая.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
- Что это за птица?
- Как она выглядит и какого она цвета?
- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
- Чем питаются синицы?
- Как люди заботятся о них?
- Какую пользу синицы приносят?
Дидактические игры:
«Назови одним словом» — дети подбирают обобщающие слова к
предложенным группам слов.
Цель: закрепить обобщающие слова.
«Кто как поет?» — дети произносят звукоподражательные слова,
передающие звуки различных птиц.
Цель: закрепить звукоподражание голосов птиц.
Наблюдение за тополем.
Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно
помочь ему пережить холодную зиму.
Беседа:
- Что делают зимой деревья?
- Хорошо им или плохо зимой?
- Как мы можем помочь пережить холодную зиму?
- В каком состоянии находятся деревья зимой?
Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым
периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее
испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая
листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и
опадение листьев накануне зимы.
Трудовая деятельность
Очистка дорожек от льда и снега (подметание дорожек, сбор мелкого
мусора)
Цели: закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость,
самостоятельность.
Подвижные игры
«Ловишки с мячом».
Цель: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых
слов.
«Кати в цель».
Цель: развивать координацию движений.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на
расстояние 2—3 м.
Прогулка 2
Наблюдение: ели зимой.
Цели: Предложить детям составить сравнительное описание ели и одного
из лиственных деревьев. Организовать наблюдение, для того чтобы
выяснить, зачем на ель прилетают птицы.
Дидактическая игра «Было, будет».
Цели: Уточнить представления детей о прошлом и настоящем времени,
учить конструировать предложения, повествующие о событиях прошлого,
настоящего и будущего времени.
Подвижная игра «Море волнуется».
Цели: Развивать у детей фантазию, умение выражать в движении
задуманный образ, обогащать двигательный опыт детей.
Подвижная игра «Колпачок и палочка».
Цели: Познакомить детей с правилами игры. Учить детей коллективному
бегу по кругу, взявшись за руки и меняя темп движения по зрительному
ориентиру. Развивать наблюдательность, быстроту реакции, ловкость.
Способствовать совершенствованию функциональных возможностей
организма.