Автор: Симонова Виктория Эдуардовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУДО "Спортивная школа" №6
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Организация тренером-преподавателем работы с родителями воспитанников спортивных школ
Раздел: дополнительное образование
Организация тренером-преподавателем работы с родителями
воспитанников спортивных школ
Симонова Виктория Эдуардовна
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Спортивная школа» №6
Аннотация: рассмотреть основные принципы общения родителей
спортсменов с сотрудниками спортивной школы, формы работы тренера с
семьей.
Спортивная школа ставит конкретные цели и задачи в работе с
родителями юных спортсменов. Семья является сильнейшим фактором в
формировании личности ребенка. Тренер-преподаватель не должен
перевоспитывать родителей, но может влиять на личностное становление
ученика с помощью педагогического влияния на семью.
Данный вид сотрудничества необходим для того, чтобы действовать в
одном направлении, контролировать ребенка, помогать развивать ему новые
навыки, раскрыть себя и свой потенциал. Активная совместная работа
способствует не только улучшению взаимоотношений со школой, но и
улучшению взаимоотношений в семье. Взаимодействие основывается на
таких принципах как: взаимопомощь, взаимоуважение, терпимость и
сотрудничество.
Организация взаимодействия тренерского коллектива с родителями
имеет следующие цели:
1.
Консультативная. Когда происходит совместный поиск решения по
работе с ребенком, выявление различных возможностей воздействия
в процессе овладения спортсменов новыми навыками;
2.
Просветительская. Повышение педагогической культуры родителей,
способствование родительскому пониманию и видению изменений,
происходящих с их детьми;
3.
Коммуникативная. Обогащение семейной жизни опытом культуры
взаимодействия между детьми и родителями.
Инициатором данного взаимодействия должен быть тренер так как они
профессионально подготовлены к образовательной деятельности и
могут организовать совместную деятельность с родителями.
Работу тренера-преподавателя можно разделить на три основные
части:
1.
Информирование родителей о концепции спортивной организации, о
целях и задачах, которые преследует тренер в работе с детьми, о
методах, используемых в тренировочном процессе. Подобного рода
информация положительно влияет на восприятие родителями
важности занятий, в следствие чего серьезность родителей к своим
обязанностям растет вместе с положительным отношением к школе;
2.
Педагогическое корректирование воспитания ребенка в семье
(режима жизни и деятельности). Корректирование исходит из
профессиональной необходимости, которая возникает в процессе
воспитательного процесса. Тренер способен привнести мотивацию в
жизнь семьи, что в последующем может улучшить отношения
между родителем и ребенком. Ребенок должен увидеть единство
школы и семье, это будет положительно сказываться на его
отношение к занятиям и миру, в целом;
3.
Практическая совместная работа. Личность юного спортсмена
должна развиваться, поэтому забота о развитии ребенка – главный
момент, который должен объединять семью и школу. Тренер-
преподаватель может дать поручение родителям прийти на
родительское собрание, приобрести спортивную форму,
откликнуться на призыв в помощи со спортинвентарем и так далее.
К задачам сотрудничества относят:
1.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей,
создать атмосферу общности между родителями, детьми и
спортивной школой;
2.
Объединять усилия с родителями для воспитания и развития
личностных качеств, физических навыков спортсменов;
Основными направлениями в работе тренера-преподавателя считаются:
1.
Согласованность действий (когда и тренер, и родители знают
особенности ребенка). Взаимное дополнение влияний на ребенка,
преодоление недостатков
2.
Единство требований к каждому занимающемуся;
К ожидаемым результатам относят:
1.
Укрепление взаимоотношений в семье;
2.
Участие родителей в жизни школы;
3.
Сокращение числа неблагополучных семей и повышение
педагогической культуры среди родителей обучающихся.
4.
Позитивное отношение к школе, уважительное отношение к тренеру;
5.
Понимание сильных и слабых сторон каждого ученика, формирование
стабильной самооценки и гордость за его достижения.
Не следует забывать об этических запретах при общении с семьей
спортсменов.
Прежде всего, тренер должен быть ведущим в организации
взаимодействия, нельзя допускать того, чтобы взаимоотношения
переходили на такой уровень, при котором искажается педагогический
процесс и нарушается деловое общение.
Все вопросы тренер обязан обсуждать с администрацией школы.
Претензии, предложения и спорные моменты должны быть
согласованы с руководством. И только в последующем информацию
передают родителям.
Тренер не должен обсуждать личность ребенка, только его работу
на занятии: новые навыки, трудности, возникающие на занятиях и
эмоциональное состояние.
В работе с родителями тренеру-преподавателю и администрации
школы доступны следующие формы работы:
1.
Традиционные (родительские собрания, конкурсы, семейные
спортивные состязания и т.д.);
Родительские собрания являются одной из наиболее эффективных
форм общения, которые предназначены для принятия
коллективных решений и планирования совместной работы.
2.
Просветительская (создание стендов и уголков, использование
СМИ для освещения работы СШ и т.д.);
3.
Интерактивная (круглый стол, анкетирование, консультации
специалистов и т.д.);
4.
Формы досуга (экскурсии, дни здоровья, походы и т.д.)
Выбор форм и способов взаимодействия зависит от профессиональных
и личностных особенностей тренера, задач воспитательной работы,
традициями, принципами взаимодействия тренера с родителями.
Таким образом, организовывать взаимодействие тренера и родителей
необходимо не только для помощи учреждения, но и способности
взаимодействовать со школой для успешного развития личности, так как
индивидуальность ребенка, прежде всего, формируется в семье.
Литература:
1.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и
развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2006;
2.
Федоров, А. И. Комплексный педагогический контроль как основа
управления тренировочным процессом: учеб. пособие / А. И. Федоров,
В. Н. Береглазов. – Челябинск: УралГАФК, 2001;
3.
Унденховен Н. ван, Вазир Р. Новое детство: как изменились условия и
потребности жизни детей. Москва: Университетская книга, 2010.