"Мультимедийное сопровождение образовательного процесса в ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования"
Автор: Грищенко Марина Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОБУ Детский сад комбинированного вида №45 Населённый пункт: г. Сочи, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: "Мультимедийное сопровождение образовательного процесса в ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования" Раздел: дошкольное образование
«Мультимедийное сопровождение образовательного процесса в ДОУ
как условие повышения качества дошкольного образования»
Уже
несколько
лет
информационно-коммуникационные
технологии
активно
внедряются
в
образовательный
процесс
дошкольных
организаций.
Создано
множество простых и сложных компьютерных программ для разных областей
познания
в
соответствии
с
возрастом
дошкольников.
Существуют
различные
интерактивные
средства,
направленные
на
развитие
основных
психических
функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память,
словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять для
полноценного развития детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших компонентов современных информационных технологий,
используемых в дошкольном образовании, стали электронные средства обучения,
соответствующие
тому
способу
восприятия
информации,
которым
отличается
новое поколение детей, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, и
у него гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и
зрительной стимуляции.
Уже невозможно представить нашу повседневную жизнь без информационно-
коммуникационных
технологий.
Их
использование
при
проектировании
воспитательно-образовательного
процесса
в
дошкольном
образовательном
учреждении
является актуальным направлением в отечественной дошкольной
педагогике.
Одним
из
таких
современных
средств
обучения
и
воспитания
является
интерактивная
доска.
Интерактивная
доска
–
универсальный
инструмент,
позволяющий
сделать
занятия
с
детьми
дошкольного
возраста
более
интересными, наглядными и увлекательными.
Возможности, которые предоставляются сетевыми ресурсами, помогают решать
ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного
образования.
Интерактивные и мультимедийные фрагменты занятия значительно расширяют
возможности предъявляемого познавательного материала, позволяют повысить
мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями.
Применение
интерактивной
доски
с
использованием
мультимедийных
технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на
занятиях
различные
ситуации
и
среды,
что
обеспечивает
значительную
концентрацию внимания детей и удерживает их интерес на более длительное
время.
Включённые
в
мультмедийные
программы,
игровые
компоненты,
повышают
познавательную
активность
детей
и
усиливают
эффективность
усвоения материала. Образовательная деятельность организуется таким образом,
что дети сами, работая у доски, выполняют задания, а не пассивно воспринимают
объяснения воспитателя, они охотно демонстрируют свою потребность в активной
деятельности
на
занятии
за
счет
постановки
в
позицию
заинтересованного
участника.
Обучение
с
применением
интерактивных
технологий
–
это
качественный,
интересный и продуктивный процесс. Появляется возможность качественного
обучения
и
воспитания
детей
с
разным
уровнем
подготовки
с
высокой
результативностью
за
счет
комплексного
воздействия
различных
технологий.
Включение
электронных
мультимедиа
в
канву
занятия,
и
сочетая
их
с
традиционными методами обучения и иными образовательными новшествами,
расширяются
возможности
дифференцированного
подхода.
Благодаря
активизации разных органов чувств и мозговых центров, скорость и запоминание
«порций» новой информации значительно повышается следовательно, получаемая
информация
лучше
понимается
и
воспроизводится
детьми
в
подходящих
условиях. Кроме того, работа с интерактивной доской способствует развитию
интуиции
дошкольников,
быстроты
мышления,
их
активного
воображения,
способности к импровизации.
Передвигая буквы и цифры, составляя слова и предложения, используя крупные
яркие
изображения,
оперируя
геометрическими
фигурами
и
различными
объектами
просто
пальцами,
дети
становятся
интерактивными
участниками
процесса
«живого»
обучения.
Дошкольники,
воспринимающие
информацию
визуально и кинестетически, в этом случае, понимают и усваивают предложенный
материал гораздо эффективнее, чем только хорошо знакомый метод повторения и
опоры
на
зрительное
восприятие
картинок.
Подача
информации,
благодаря
мультимедийному
способу
достигает
следующих
результатов:
дети
легче
усваивают
понятия
цвета,
формы
и
величины;
быстрее
возникает
умение
ориентироваться на плоскости и в пространстве; глубже постигают понятия числа
и множества; активно пополняется словарный запас;
тренируется внимание и
память. Дошкольники учатся планировать, выстраивать логические связи между
предметами и явлениями; раньше овладевают чтением и письмом; эффективно
развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений
глаз;
развиваются
элементы
наглядно-образного
и
теоретического
мышления;
уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается
целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие
способности; развивается способность к прогнозированию конечного результата
действий.
Работа
с
интерактивной
доской
включает
в
себя:
коммуникативные
игры;
дидактические игры и упражнения; проблемные ситуации; творческие задания;
овладение символами, моделями, мнемотехникой; совместную деятельность детей
и
многое
другое.
Использование
ИД
в
совместной
и
самостоятельной
деятельности
ребёнка
является
одним
из
эффективных
с п о с о б о в
индивидуализации и мотивации его обучения, развития творческих способностей
и создания благоприятного эмоционального фона.
Интерактивная
доска
–
универсальный
инструмент,
позволяющий
любому
педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился
интерес к занятиям, скорость мыслительных операций, устойчивость внимания.
Интерактивные
доски
регулярно
используется
не
только
в
общеразвивающих
группах, необходимы они и в группах компенсирующей направленности для детей
с ОВЗ. Одной из особенностей воспитанников таких групп является снижение
скорости
восприятия,
переработки
и
воспроизведения
информации.
Это
отмечается
на
фоне
неустойчивого
внимания,
повышенной
истощаемости,
сниженной работоспособности.
Благодаря
использованию
интерактивных
средств
обучение
и
воспитание
дошкольников
с
ОВЗ
стало
более
привлекательным
и
захватывающим.
Это
значительно расширило возможности предъявляемого познавательного материала,
позволило повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями.
Возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных
занятий – ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском
саду. Известно, что у дошкольников лучше развито непроизвольное внимание,
которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них
повышается
скорость
приёма
и
переработки
информации,
они
её
лучше
запоминают.
В настоящее время существует не так много готовых интерактивных материалов,
созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски
для работы с дошкольниками. Это даёт возможность педагогу самостоятельно
создавать интерактивные ресурсы для использования на занятиях и открывает
большие
просторы
для
самореализации
и
творчества
педагога.
При
желании
можно
создавать
свою
коллекцию
иллюстраций,
развивающих
заданий,
видеоматериалов или воспользоваться уже готовыми; создавать свои разработки
занятий, развивающие интерактивные игры, мультимедийные слайд-презентации.
Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной
доски в образовательном процессе в сочетании с инновационными технологиями
и традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и
обучения
дошкольников.
При
этом
происходит
качественное
освоение
программного
материала.
Интерактивная
доска
в
детском
саду
позволяет
развивать
разносторонние
умения
у
детей:
способность
ориентироваться
в
информационных
потоках
окружающего
мира,
овладевать
практическими
навыками
работы
с
информацией,
что
способствует
осознанному
усвоению
знаний дошкольниками и повышает уровень готовности к школе.