Напоминание

"Мультимедийное сопровождение образовательного процесса в ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования"


Автор: Грищенко Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ Детский сад комбинированного вида №45
Населённый пункт: г. Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Мультимедийное сопровождение образовательного процесса в ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Мультимедийное сопровождение образовательного процесса в ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования» Уже несколько лет информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных организаций. Создано множество простых и сложных компьютерных программ для разных областей познания в соответствии с возрастом дошкольников. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие основных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять для полноценного развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших компонентов современных информационных технологий, используемых в дошкольном образовании, стали электронные средства обучения, соответствующие тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, и у него гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Уже невозможно представить нашу повседневную жизнь без информационно- коммуникационных технологий. Их использование при проектировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является актуальным направлением в отечественной дошкольной педагогике. Одним из таких современных средств обучения и воспитания является интерактивная доска. Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. Возможности, которые предоставляются сетевыми ресурсами, помогают решать ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования. Интерактивные и мультимедийные фрагменты занятия значительно расширяют возможности предъявляемого познавательного материала, позволяют повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды, что обеспечивает значительную концентрацию внимания детей и удерживает их интерес на более длительное время. Включённые в мультмедийные программы, игровые компоненты, повышают познавательную активность детей и усиливают эффективность
усвоения материала. Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами, работая у доски, выполняют задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя, они охотно демонстрируют свою потребность в активной деятельности на занятии за счет постановки в позицию заинтересованного участника. Обучение с применением интерактивных технологий – это качественный, интересный и продуктивный процесс. Появляется возможность качественного обучения и воспитания детей с разным уровнем подготовки с высокой результативностью за счет комплексного воздействия различных технологий. Включение электронных мультимедиа в канву занятия, и сочетая их с традиционными методами обучения и иными образовательными новшествами, расширяются возможности дифференцированного подхода. Благодаря активизации разных органов чувств и мозговых центров, скорость и запоминание «порций» новой информации значительно повышается следовательно, получаемая информация лучше понимается и воспроизводится детьми в подходящих условиях. Кроме того, работа с интерактивной доской способствует развитию интуиции дошкольников, быстроты мышления, их активного воображения, способности к импровизации. Передвигая буквы и цифры, составляя слова и предложения, используя крупные яркие изображения, оперируя геометрическими фигурами и различными объектами просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. Дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, в этом случае, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только хорошо знакомый метод повторения и опоры на зрительное восприятие картинок. Подача информации, благодаря мультимедийному способу достигает следующих результатов: дети легче усваивают понятия цвета, формы и величины; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; глубже постигают понятия числа и множества; активно пополняется словарный запас; тренируется внимание и память. Дошкольники учатся планировать, выстраивать логические связи между предметами и явлениями; раньше овладевают чтением и письмом; эффективно развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности; развивается способность к прогнозированию конечного результата действий.
Работа с интерактивной доской включает в себя: коммуникативные игры; дидактические игры и упражнения; проблемные ситуации; творческие задания; овладение символами, моделями, мнемотехникой; совместную деятельность детей и многое другое. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка является одним из эффективных с п о с о б о в индивидуализации и мотивации его обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, скорость мыслительных операций, устойчивость внимания. Интерактивные доски регулярно используется не только в общеразвивающих группах, необходимы они и в группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ. Одной из особенностей воспитанников таких групп является снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. Это отмечается на фоне неустойчивого внимания, повышенной истощаемости, сниженной работоспособности. Благодаря использованию интерактивных средств обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ стало более привлекательным и захватывающим. Это значительно расширило возможности предъявляемого познавательного материала, позволило повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий – ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду. Известно, что у дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они её лучше запоминают. В настоящее время существует не так много готовых интерактивных материалов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Это даёт возможность педагогу самостоятельно создавать интерактивные ресурсы для использования на занятиях и открывает большие просторы для самореализации и творчества педагога. При желании можно создавать свою коллекцию иллюстраций, развивающих заданий, видеоматериалов или воспользоваться уже готовыми; создавать свои разработки занятий, развивающие интерактивные игры, мультимедийные слайд-презентации. Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с инновационными технологиями
и традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала. Интерактивная доска в детском саду позволяет развивать разносторонние умения у детей: способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности к школе.


В раздел образования