Напоминание

"Развитие речи в старшем дошкольном возрасте"


Автор: Манова Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 17 "Родничок"
Населённый пункт: Кемеровская область- Кузбасс, г. Мыски
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие речи в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №27

г.Новочеркасск

Консультация для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного

возраста»

Подготовила:

Клименко А.Н.,

воспитатель.

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно

в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов,

звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В

формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно

родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют

речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в

развитии связной речи.

Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью

человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития

человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.

Словарь детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это

связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В

целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов.

Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых

понятий, например, растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.

В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые

необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует

искать свои способы воздействия на ребенка: для одних — это «темница для

лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных»

слов.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет

На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они

достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла

– куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных

суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический»

словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с

существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла,

две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения

мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом

возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании

некоторых существительных множественного числа родительного падежа

(чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).

Звуковая культура речи детей 5-6 лет

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет

ему:

- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в

произношении звуков и слов;

- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;

- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место

определенного звука; определять последовательность звуков в односложных

словах (например, сок);

- овладеть делением слова на слоги.

Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное

речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная

струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном

вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть

физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится

прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые

могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать

сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш],

[ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш

на с, нестойкости употребления (жук жуззит).

Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной

звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и

сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в

которых имеются множественные стечения согласных (конструктор,

экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи –

диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей

дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение

диалогической речью – необходимым условием полноценного социального

развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в

контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети

достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях

социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие

взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда

взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и

учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют

слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой

требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным

отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у

детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать

сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и

увиденном.

На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников

наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической,

особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы

монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного

понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это

означает, что монологические высказывания старших дошкольников

характеризуются тяготением к диалогу.

Подготовка к обучению грамоте

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем

дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу –

овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым

необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки,

требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в

погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет).

Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными

трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и

правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных

особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во

взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному

последующему обучению чтению и письму.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные

последовательные этапы:

- всестороння работа со звуком;

- знакомство с образом буквы и закрепление его;

- формирование техники чтения.

В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению

чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной

группе.

Рекомендации родителям

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос,

просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно

заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку

поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от

совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание

ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это

приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем

рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию:

поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить

множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это

такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?»,

«Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с

детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для

развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые

(сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка

рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге

и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите

нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию

речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не

передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от

окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от

окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали

эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень

любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не

торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить

произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться

внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.

· Верьте в силы ребенка!

· Обучайте в игре!

· Умейте выслушать ребенка.

· Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво

поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует

успешной и быстрой автоматизации звуков.

· Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания

взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного

развития лексической, грамматической сторон детской речи.

И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за

небольшие успехи!!!



В раздел образования