Автор: Манова Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 17 "Родничок"
Населённый пункт: Кемеровская область- Кузбасс, г. Мыски
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие речи в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №27
г.Новочеркасск
Консультация для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного
возраста»
Подготовила:
Клименко А.Н.,
воспитатель.
Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно
в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов,
звуков, эмоций. Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В
формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно
родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют
речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в
развитии связной речи.
Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью
человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития
человека. Опишем основные характеристики речи детей 5-6 лет.
Словарь детей 5-6 лет
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это
связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В
целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-4000 слов.
Расширяется словарь обобщений, особенно за счет широких родовых
понятий, например, растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.
В речи детей 5 лет начинают появляться «сорные» слова, на которые
необходимо обращать внимание. В каждом конкретном случае следует
искать свои способы воздействия на ребенка: для одних — это «темница для
лишних слов», для других это прямой запрет на употребление «сорных»
слов.
Грамматический строй речи детей 5-6 лет
На шестом году жизни речь детей становится более правильной. Они
достаточно хорошо образуют множественное число существительных (кукла
– куклы, изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов (кукла – куколка). Быстро накапливается «математический»
словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с
существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла,
две куклы). Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения
мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако в этом
возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании
некоторых существительных множественного числа родительного падежа
(чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).
Звуковая культура речи детей 5-6 лет
Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет
ему:
- контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в
произношении звуков и слов;
- усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка;
- выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место
определенного звука; определять последовательность звуков в односложных
словах (например, сок);
- овладеть делением слова на слоги.
Речевое дыхание. У детей 5 лет продолжает формироваться правильное
речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная
струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном
вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть
физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится
прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые
могут перейти в привычку.
Звукопроизношение. В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать
сложности в произношении сонорных звуков [л], [р], шипящих звуков [ш],
[ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в замене звуков (р на л; ш
на с, нестойкости употребления (жук жуззит).
Словопроизношение. Детям 5 лет доступно произношение слов сложной
звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и
сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в
которых имеются множественные стечения согласных (конструктор,
экскурсия).
Связная речь детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи –
диалога и монолога. Однако взрослым следует знать, что для детей
дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение
диалогической речью – необходимым условием полноценного социального
развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в
контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети
достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях
социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие
взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда
взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и
учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют
слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой
требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным
отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у
детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать
сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и
увиденном.
На сегодняшний день нам известно, что в связной речи дошкольников
наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической,
особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-8 лет появляются элементы
монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного
понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это
означает, что монологические высказывания старших дошкольников
характеризуются тяготением к диалогу.
Подготовка к обучению грамоте
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем
дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу –
овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Взрослым
необходимо помнить, что чтение, и особенно письмо, - сложные навыки,
требующие определенного уровня развития ребенка. Не стоит торопиться в
погоне за внешними эффектами (мой ребенок уже знает буквы, уже пишет).
Подобная торопливость оборачивается впоследствии колоссальными
трудностями. Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и
правильно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во
взаимодействии сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному
последующему обучению чтению и письму.
Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные
последовательные этапы:
- всестороння работа со звуком;
- знакомство с образом буквы и закрепление его;
- формирование техники чтения.
В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению
чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной
группе.
Рекомендации родителям
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:
1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос,
просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно
заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку
поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от
совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.
2. Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание
ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это
приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем
рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию:
поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить
множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это
такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?»,
«Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с
детьми.
3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для
развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые
(сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка
рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге
и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите
нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию
речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не
передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от
окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от
окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали
эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.
4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень
любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не
торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить
произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться
внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
· Верьте в силы ребенка!
· Обучайте в игре!
· Умейте выслушать ребенка.
· Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво
поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует
успешной и быстрой автоматизации звуков.
· Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания
взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного
развития лексической, грамматической сторон детской речи.
И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за
небольшие успехи!!!