Автор: Крылова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Выездновский детский сад №1
Населённый пункт: Арзамас, Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование финансовой грамотности у дошкольников на примере реализации проекта "Юные финансисты"
Раздел: дошкольное образование
Формирование финансовой грамотности
у дошкольников на примере реализации проекта
«Юные финансисты»
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной
экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо
быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических
знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о
деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников
старшей группы необходимо решить следующие задачи:
- закрепить понятие о том, что любой труд – это хорошо, сидеть без
дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом
трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели
(например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить
хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и
товар или услуга.
- необходимо привести дошкольников 5-6 лет к пониманию того, что
труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера
оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное
средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). А также нужно
познакомить с видом денег (бумажные и металлические).
- помочь дошкольникам увидеть разницу между ведением личного и
семейного бюджетов, понять важность ведения домашнего хозяйства.
Ребенку важно понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.
Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар-цена-покупка».
Исходя из этих задач, с детьми был реализован долгосрочный проект
«Юные финансисты», который состоял из нескольких этапов.
Задачей первого этапа было: прививать детям любовь к труду,
уважение к результатам труда взрослых, умение считаться с потребностями
семьи, тратить деньги прежде всего на то, что необходимо, проявлять
терпение при достижении желаемого, ответственно относится к чужим
вещам.
Главная это - понимание труда как основного источника получения
материальных благ: товаров и услуг. Акцент был сделан на объяснении
взаимосвязи понятий труд, работать и зарабатывать. Мы с ребятами
беседовали на темы «Труд – основа жизни», «Работать и зарабатывать»,
отгадывали загадки. Было проведено игровое занятие-соревнование «Мои
домашние обязанности», в котором ребята показали, как они помогают
родителям в ведении домашнего хозяйства. А на занятии «Знакомство с
профессиями моей семьи» мы узнали, где и кем работают наши мамы, папы,
бабушки, дедушки, тёти и дяди.
А с помощью пантомимы дети с
удовольствием показывали и отгадывали виды профессий. А с некоторыми
из родителей, нам удалось посетить их рабочее место, где они познакомили
нас со своей трудовой деятельностью. Рассказали о том, как важно получить
профессию, трудиться, и о том, что итогом любого труда является
вознаграждение.
Результаты финансового воспитания проявились в уважительном
отношении детей к труду собственному, родителей и вообще любому труду.
Повышение интереса к труду родителей помогает сформировать у детей
такие
личностные
качества
как
ответственность,
профессионализм,
организованность, дисциплинированность.
Главная цель второго этапа
- формирование у дошкольников умения
видеть существующую взаимосвязь между понятиями «труд - продукт труда
(товар, услуга) – вознаграждение (похвала, деньги)».
Мы с ребятами отправились в путешествие в прошлое и узнали
историю возникновения денег. Ребята исследовали и изучили информацию
об истории появления денег, изменения их формы и вида. Выяснили, какими
предметами обменивались люди до возникновения традиционных денег.
Какие продукты, растения, животные выполняли роль денег. Когда и где
появились первые бумажные и современные деньги. Затем мы с ребятами
подобрали материалы для изготовления карты – панно «Путешествие по реке
времени», на которой отобразили историческое движение денег от прошлого
к настоящему. С помощью карты ребята подготовили выступления с
презентацией на тему «История возникновения денег» для ребят из других
групп.
Также мы совершили виртуальные экскурсии «Дом, где живут деньги.
Банк», «Монетный двор». Изучили денежные знаки разных стран и поиграли
в игру «Покажи банкноты разных стран».
Задачей третьего этапа было:
формирование у дошкольников
правильного покупательского поведения, заложения основ грамотного
покупателя,
раскрытие
взаимосвязи
между
трудом,
деньгами
и
возможностью удовлетворения потребностей и желаний.
Дети узнали, где покупают и продают разные товары, сколько это
стоит, дорого или дёшево, выгодно или невыгодно. Были использованы
различные игровые ситуации, которые способствуют формированию умения
объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Родителям было предложено домашнее задание «Самостоятельная
покупка», цель которой - показать принципы финансового планирования и
разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы
финансовой безопасности. Суть практики: когда родители поймут, что
ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле
кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, ему можно
предложить первый самостоятельный поход в магазин.
В группе мы также проводили деловую игру «Банкиры и бизнесмены».
Ребята поделились на две команды, выбрали капитанов. В начале игры была
проведена разминка, командам задавали вопросы на финансовую тему.
В 1-ом раунде необходимо было продолжить и закончить загадку
ответом в рифму. Правильный ответ имел отношение к экономическим и
финансовым понятиям.
Во 2-ом раунде команды по очереди называли профессии.
В 3-ем раунде одна команда называла профессии людей, которые
производят товар, а вторая – которые оказывают услугу.
4 – й раунд назывался «Наполни кошелёк». Дети по очереди должны
были добежать до стола, выбрать из купюр разных стран российские деньги,
положить их в кошелек и вернуться обратно.
5 –й раунд «Третий лишний»
Из ряда слов нужно назвать то, которое не имеет отношение к
остальным.
Например,
1. Доллар, рубль, Россия;
2. Зарплата, квартплата, пенсия;
3. Банкир, продавец, инкассатор;
4. Купюра, монета, конфета.
6 –й раунд «Найди пару». Дети каждой команды получили карточки с
профессией человека. Необходимо было найти карточку с результатом труда
(например: швея - одежда, повар – продукты или блюдо)
7 – й раунд «Доход-расход»
Я начинаю говорить фразу, а дети мне отвечают: доход или расход
Например: Родители получили зарплату ...(доход)
Бабушка заболела …(расход).
Выиграли в лотерею …(доход).
Потеряли кошелёк… (расход).
8 – й раунд «Какая команда быстро и правильно расплатится за
покупки?»
Наша группа превратилась в магазин, на игрушках были ценники.
Каждую команду обслуживал «кассир». Дети, выбрав «товар», отправлялись
в «банк за денежными средствами», и самостоятельно отсчитывали нужную
сумму денег. Правило: платить без сдачи.
Все замечательно потрудились, заработали монеты своими знаниями,
своим трудом.
Задачей четвёртого этапа проекта было: развитие умения экономить
и сберегать денежные средства.
На этом этапе с детьми были проведены беседы и занятия на темы
«Тратим разумно, экономим», «Копим и сберегаем», «Что такое семейный
бюджет?».
Совместно с родителями и детьми были подготовлены и реализованы
исследовательские работы на тему «Бюджет моей семьи». Ребята выступили
перед нами со своими работами. Они рассказали нам о своём семейном
бюджете, о том, кто приносит в семью доход, на что они тратят деньги, и в
чем можно сэкономить. Результатом освоения темы стало повышение
интереса к труду родителей, их профессиональным навыкам, к тому, как
родители зарабатывают, тратят, экономят и как хранят деньги.
Продуктом
нашего
проекта
стало
открытие
мини
–
музея
«Путешествие монетки», где представлены папки – передвижки об истории
монетки и до наших дней, изготовленные родителями и детьми различные
игры по финансовой грамотности и коллекция копилок, также изготовленные
родителями и детьми. А ребята подготовили и показали родителям и детям
интерактивный мини – спектакль «Копилка», в котором Белочка и Ёжик
рассказали Медвежонку и ребятам, что такое сберегать, хранить деньги. И
познакомили с таким приспособлением, как копилка и объяснили, для чего
она нужна. А ещё ребята узнали, что копилку можно не только купить, но и
сделать своими руками.
В ходе реализации проекта у дошкольников формируется первичное
понимание экономических терминов, которые несут в себе воспитательный
потенциал и раскрывают финансовые ценности: «труд», «товар», «работа»,
«деньги как мера оценки труда», «деньги как инструмент купли-продажи»,
«трудовое вознаграждение», «покупка», «обмен», «товар», «потребности»,
«жизненно
важные
потребности»,
«возможности»,
«цена»,
«монета»,
«банкнота»,
«сбережения»,
«долг»,
«заем»,
«план»
«планирование»,
«денежное благополучие» и др.
С каждым новым этапом «взрослый» мир денег становится для ребят
более понятным и близким. Убеждена в необходимости продолжения
трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными
навыками адаптации в мире финансовых отношений.