Напоминание

Формирование финансовой грамотности у дошкольников на примере реализации проекта "Юные финансисты"


Автор: Крылова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Выездновский детский сад №1
Населённый пункт: Арзамас, Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование финансовой грамотности у дошкольников на примере реализации проекта "Юные финансисты"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование финансовой грамотности

у дошкольников на примере реализации проекта

«Юные финансисты»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной

экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо

быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических

знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о

деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников

старшей группы необходимо решить следующие задачи:

- закрепить понятие о том, что любой труд – это хорошо, сидеть без

дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом

трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели

(например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить

хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и

товар или услуга.

- необходимо привести дошкольников 5-6 лет к пониманию того, что

труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера

оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное

средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). А также нужно

познакомить с видом денег (бумажные и металлические).

- помочь дошкольникам увидеть разницу между ведением личного и

семейного бюджетов, понять важность ведения домашнего хозяйства.

Ребенку важно понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар-цена-покупка».

Исходя из этих задач, с детьми был реализован долгосрочный проект

«Юные финансисты», который состоял из нескольких этапов.

Задачей первого этапа было: прививать детям любовь к труду,

уважение к результатам труда взрослых, умение считаться с потребностями

семьи, тратить деньги прежде всего на то, что необходимо, проявлять

терпение при достижении желаемого, ответственно относится к чужим

вещам.

Главная это - понимание труда как основного источника получения

материальных благ: товаров и услуг. Акцент был сделан на объяснении

взаимосвязи понятий труд, работать и зарабатывать. Мы с ребятами

беседовали на темы «Труд – основа жизни», «Работать и зарабатывать»,

отгадывали загадки. Было проведено игровое занятие-соревнование «Мои

домашние обязанности», в котором ребята показали, как они помогают

родителям в ведении домашнего хозяйства. А на занятии «Знакомство с

профессиями моей семьи» мы узнали, где и кем работают наши мамы, папы,

бабушки, дедушки, тёти и дяди.

А с помощью пантомимы дети с

удовольствием показывали и отгадывали виды профессий. А с некоторыми

из родителей, нам удалось посетить их рабочее место, где они познакомили

нас со своей трудовой деятельностью. Рассказали о том, как важно получить

профессию, трудиться, и о том, что итогом любого труда является

вознаграждение.

Результаты финансового воспитания проявились в уважительном

отношении детей к труду собственному, родителей и вообще любому труду.

Повышение интереса к труду родителей помогает сформировать у детей

такие

личностные

качества

как

ответственность,

профессионализм,

организованность, дисциплинированность.

Главная цель второго этапа

- формирование у дошкольников умения

видеть существующую взаимосвязь между понятиями «труд - продукт труда

(товар, услуга) – вознаграждение (похвала, деньги)».

Мы с ребятами отправились в путешествие в прошлое и узнали

историю возникновения денег. Ребята исследовали и изучили информацию

об истории появления денег, изменения их формы и вида. Выяснили, какими

предметами обменивались люди до возникновения традиционных денег.

Какие продукты, растения, животные выполняли роль денег. Когда и где

появились первые бумажные и современные деньги. Затем мы с ребятами

подобрали материалы для изготовления карты – панно «Путешествие по реке

времени», на которой отобразили историческое движение денег от прошлого

к настоящему. С помощью карты ребята подготовили выступления с

презентацией на тему «История возникновения денег» для ребят из других

групп.

Также мы совершили виртуальные экскурсии «Дом, где живут деньги.

Банк», «Монетный двор». Изучили денежные знаки разных стран и поиграли

в игру «Покажи банкноты разных стран».

Задачей третьего этапа было:

формирование у дошкольников

правильного покупательского поведения, заложения основ грамотного

покупателя,

раскрытие

взаимосвязи

между

трудом,

деньгами

и

возможностью удовлетворения потребностей и желаний.

Дети узнали, где покупают и продают разные товары, сколько это

стоит, дорого или дёшево, выгодно или невыгодно. Были использованы

различные игровые ситуации, которые способствуют формированию умения

объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.

Родителям было предложено домашнее задание «Самостоятельная

покупка», цель которой - показать принципы финансового планирования и

разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы

финансовой безопасности. Суть практики: когда родители поймут, что

ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле

кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, ему можно

предложить первый самостоятельный поход в магазин.

В группе мы также проводили деловую игру «Банкиры и бизнесмены».

Ребята поделились на две команды, выбрали капитанов. В начале игры была

проведена разминка, командам задавали вопросы на финансовую тему.

В 1-ом раунде необходимо было продолжить и закончить загадку

ответом в рифму. Правильный ответ имел отношение к экономическим и

финансовым понятиям.

Во 2-ом раунде команды по очереди называли профессии.

В 3-ем раунде одна команда называла профессии людей, которые

производят товар, а вторая – которые оказывают услугу.

4 – й раунд назывался «Наполни кошелёк». Дети по очереди должны

были добежать до стола, выбрать из купюр разных стран российские деньги,

положить их в кошелек и вернуться обратно.

5 –й раунд «Третий лишний»

Из ряда слов нужно назвать то, которое не имеет отношение к

остальным.

Например,

1. Доллар, рубль, Россия;

2. Зарплата, квартплата, пенсия;

3. Банкир, продавец, инкассатор;

4. Купюра, монета, конфета.

6 –й раунд «Найди пару». Дети каждой команды получили карточки с

профессией человека. Необходимо было найти карточку с результатом труда

(например: швея - одежда, повар – продукты или блюдо)

7 – й раунд «Доход-расход»

Я начинаю говорить фразу, а дети мне отвечают: доход или расход

Например: Родители получили зарплату ...(доход)

Бабушка заболела …(расход).

Выиграли в лотерею …(доход).

Потеряли кошелёк… (расход).

8 – й раунд «Какая команда быстро и правильно расплатится за

покупки?»

Наша группа превратилась в магазин, на игрушках были ценники.

Каждую команду обслуживал «кассир». Дети, выбрав «товар», отправлялись

в «банк за денежными средствами», и самостоятельно отсчитывали нужную

сумму денег. Правило: платить без сдачи.

Все замечательно потрудились, заработали монеты своими знаниями,

своим трудом.

Задачей четвёртого этапа проекта было: развитие умения экономить

и сберегать денежные средства.

На этом этапе с детьми были проведены беседы и занятия на темы

«Тратим разумно, экономим», «Копим и сберегаем», «Что такое семейный

бюджет?».

Совместно с родителями и детьми были подготовлены и реализованы

исследовательские работы на тему «Бюджет моей семьи». Ребята выступили

перед нами со своими работами. Они рассказали нам о своём семейном

бюджете, о том, кто приносит в семью доход, на что они тратят деньги, и в

чем можно сэкономить. Результатом освоения темы стало повышение

интереса к труду родителей, их профессиональным навыкам, к тому, как

родители зарабатывают, тратят, экономят и как хранят деньги.

Продуктом

нашего

проекта

стало

открытие

мини

музея

«Путешествие монетки», где представлены папки – передвижки об истории

монетки и до наших дней, изготовленные родителями и детьми различные

игры по финансовой грамотности и коллекция копилок, также изготовленные

родителями и детьми. А ребята подготовили и показали родителям и детям

интерактивный мини – спектакль «Копилка», в котором Белочка и Ёжик

рассказали Медвежонку и ребятам, что такое сберегать, хранить деньги. И

познакомили с таким приспособлением, как копилка и объяснили, для чего

она нужна. А ещё ребята узнали, что копилку можно не только купить, но и

сделать своими руками.

В ходе реализации проекта у дошкольников формируется первичное

понимание экономических терминов, которые несут в себе воспитательный

потенциал и раскрывают финансовые ценности: «труд», «товар», «работа»,

«деньги как мера оценки труда», «деньги как инструмент купли-продажи»,

«трудовое вознаграждение», «покупка», «обмен», «товар», «потребности»,

«жизненно

важные

потребности»,

«возможности»,

«цена»,

«монета»,

«банкнота»,

«сбережения»,

«долг»,

«заем»,

«план»

«планирование»,

«денежное благополучие» и др.

С каждым новым этапом «взрослый» мир денег становится для ребят

более понятным и близким. Убеждена в необходимости продолжения

трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными

навыками адаптации в мире финансовых отношений.



В раздел образования