Автор: Денисенко Сергей Владимирович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО СШ-6
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивация к занятиям по футболу детей и их родителей"
Раздел: дополнительное образование
МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФУТБОЛУ ДЕТЕЙ И ИХ
РОДИТЕЛЕЙ.
Денисенко Сергей Владимирович
тренер-преподаватель МБУДО СШ-6
г. Белгород
АННОТАЦИЯ. Обозначены роли родителей и тренера в тренировочном
процессе, а также мотивация ребенка и родителей к занятию футболом.
Обсуждаются
особенности
тренировочного
процесса
детей
4-5
лет.
Приведена статистика количества детей, которые в дальнейшем попадают в
профессиональный
футбол.
Обсуждается
содержание
тренировочного
занятия у детей этого возраста, а так же обозначены физические качества, на
развитие которых стоит обратить наибольшее внимание.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивационная сфера; спортивные игры; футбол;
тренировочный процесс; технические элементы; физические качества;
возрастные особенности; дети; родители.
В наше время первые шаги в футболе дети делают уже в 4-5 лет. Это, как
правило, платные подготовительные группы в ДЮСШ или частные
футбольные школы, которых огромное количество. Работа тренером-
преподавателем
в
ДЮСШ,
в
трех
группах,
одна
из
которых
подготовительная численностью 15 человек (трое из них четырехлетние
малыши), подводит нас к необходимости решения проблемы мотивации
детей и их родителей к занятиям футболом. Не менее важен вопрос роли и
влияния родителей и тренера на тренировочный процесс, а также, чему стоит
уделять наибольшее внимание на тренировочных занятиях детей данного
возраста (4-5 лет). В начале – самое главное! Вместо того чтобы видеть
своего ребенка футболистом, похожим на Акинфеева, Аршавина или
Головина,
некоторые
родители
видят
его
лишь
источником
своих
неограниченных доходов в будущем. Не стоит испытывать иллюзий по этому
поводу. По последним данным Российского футбольного союза футболом в
России занимаются около 500000 детей. Статистика показывает, что из этого
числа профессиональными футболистами станут менее чем 1% детей. А
шансы на то, что Ваш сын будет защищать цвета какого-нибудь клуба
премьер-лиги гораздо меньше.
В связи с этим, небольшой совет, уважаемым родителям: когда ребенок
только начинает свои тренировки, постараться снизить давление на них,
помогать, подбадривать, вместо того, чтобы вгонять детей в стрессовую
ситуацию и нагружать их психологически. В самом начале ребенок должен
заинтересоваться и просто получать удовольствие от тренировок, от
двигательной активности. Ничего страшного, если ребенок не станет
профессиональным футболистом! Он, так или иначе, навсегда станет частью
самой популярной игры с мячом в мире, вдохновится, приобретет хобби на
всю жизнь.
Мотивация детей в самом начале очень проста – они хотят играть! Ни в коем
случае нельзя лишать малышей этого. Если ребенок в первый же год на
тренировках получит скучные, сложные и часто не выполнимые упражнения
на обучение различным техническим элементам, то у него очень быстро
пропадет интерес.
Также очень важную роль в начальной мотивации детей играет тренер! При
знакомстве
ребенка
с
тренером,
прежде
всего,
следует
наладить
дружественные отношения. Ребенок должен полностью доверять тренеру.
Ведь детский тренер – это, прежде всего, авторитет для ребенка, а уж потом
учитель футбола.
Тренеру необходимо общаться с детьми не только в процессе тренировки, но
и уметь разрядить атмосферу, создать дружественную обстановку на поле и в
раздевалке. Дети должны с радостью и интересом идти на тренировку.
Благоприятная атмосфера внутри группы придаст ребенку мотивации к
занятиям.
Мы определили, что для ребенка самое интересное – это игра. Как нам
строить тренировочный процесс, просто каждую тренировку играть в
футбол? Конечно, нет. Не стоит забывать, что помимо игры нам необходимо
развивать физические качества юных футболистов и обучать техническим
элементам игры (остановка, ведение, удары по мячу и т. д.).
В силу физиологических и возрастных особенностей детей данного возраста,
мы делаем упор на такие физические качества, как быстрота, координация,
ловкость, гибкость. Все это мы преподносим в игровой форме в виде
подвижных игр, различных эстафет и т. д. Дети любят соревноваться и
соперничают друг с другом всегда и везде, поэтому эстафеты и различные
подвижные игры они очень любят и участвуют в них с большим желанием и
интересом.
Обучение техническим элементам на данном этапе необходимо, но не так
важно! Одна из основных особенностей обучения – это многократное
повторение. Это очень скучно для юного футболиста. Для данных
возрастных особенностей у детей характерно время активного внимания
около 5 минут. Поэтому на тренировках не задерживаемся на одном и том же
упражнении надолго, иначе у детей быстро пропадает интерес, и они
начинают отвлекаться.
Наиболее важным в этом возрасте является строительство фундамента для
будущего технического арсенала футболиста. Строительный материал для
этого – это необходимые нам физические качества. Ловкость и координация
помогут быстро и качественно осваивать новые движения с мячом и без него,
быстрота поможет выполнять эти движения, тратя на это наименьшее
количество
времени,
гибкость,
в
будущем,
существенно
расширит
технический арсенал футболиста.
Игра в футбол в тренировочном процессе этого возраста отлична от других.
Сейчас необходимо, чтобы ребенок как можно больше играл с мячом,
старался обыграть соперника, ударить по воротам, отобрать мяч. Не нужно
сейчас заставлять детей играть в пас с партнерами по команде. Чувства
командной игры у них еще нет. Для них партнер по команде – это просто
игрок в майке такого же цвета. Поэтому, в игре пусть максимально много
работают с мячом, параллельно выполняя различные технические элементы в
игровой ситуации. Играть рекомендуется на маленьких площадках в формате
1х1, 2х2, 3х3. Это даст большее время работы с мячом каждому ребенку.
Итак, залог успеха в этом возрасте – это интерес. Не нужно заставлять
ребенка заниматься футболом только потому, что этого хотят родители.
Ребенок сам должен этого хотеть, ему должно быть интересно! Необходимо
учитывать физиологические и возрастные особенности детей данного
возраста как тренеру, при планировании тренировочного процесса, так и
родителям, чтобы их ожидания и требования к ребенку были адекватными.
Своевременно и грамотно развиваем те физические качества юного
футболиста, которые создадут условия для дальнейшего физического,
технического, тактического и психологического совершенствования. Только
так, делая первые шаги в футболе, ребенок получит тот самый начальный
фундамент для дальнейшего развития его как футболиста.
Литература
1.
Варюшин, В. В. Первые шаги в футболе : методическое пособие для
группначальной подготовки / В. В. Варюшин, Р. Ю. Лопачев. – 2015.
2.
Кузикова С., Марьянович А., Младенович М. Особенности мотивации
юных российских футболистов разного возраста // Физическая
культура, спорт — наука и практика. 2012. №2. С. 17–21.