Напоминание

Звук и буква Ф


Автор: Шалыгина Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ОШ №5"
Населённый пункт: УР г.Глазов
Наименование материала: конспект урока
Тема: Звук и буква Ф
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока чтения в 3 «У» классе для обучающихся с ОВЗ.
Учитель: Шалыгина Татьяна Викторовна. Тема урока: Звук и буква Ф.
Цели:
1. Закреплять умение давать характеристику звука,определять его место в слове,умение читатьслоги,слова и предложения с буквой Ф,умение следить за чтением товарищей,правильно отвечать на вопросы,соотносить слова с их схемами,четко артикулировать звуки. 2. Работать над развитием речи, фонематического слуха; корригировать внимание, память через загадки, игры. Развивать мелкую моторику кистей рук. 3. Расширять представления о профессиях; воспитывать уважительное отношение к труду людей разных профессий, мотивацию к учебной деятельности, умение слушать друг друга.
Оборудование:
учебник «Букварь» В.В.Воронковой , индивидуальные кассы букв, иллюстративный материал, буквы на магнитах ,предметные картинки.
Этапы урока, время

Планируемый

результат в

области

Универсальные

учебные действия,

предметные

учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Методы и

приемы

I.Подготовительны

й этап.
1.Организационный момент. 2.Артикуляционная гимнастика. Мобилизирующе е начало урока Подготовительн ые упражнения для звукопроизноше ния Положительный настрой на урок. Умение повторять по образцу Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. Чтобы говорить чётко и красиво, нужно потренировать губы и язычки. Давайте выполним для них «зарядку» 1) «Улыбка» Чтоб понравиться лягушкам, Губки тянем прямо к ушкам. 2) «Хоботок» Чтоб понравиться слону, Губки хоботом тяну. 3) «Заборчик» 4) «Птенчик». Растягивают губы, улыбаясь Вытягивают губы Показывают в улыбке сомкнутые зубы Широко открывают рты, разведя уголки губ. Язык Вводная беседа Практическая работа
3.Речевая зарядка. 5) «Загнать мяч подальше» А сейчас послушайте предложения и четко их повторите: Аф–аф-аф мы купили новый шкаф. Аф-аф-аф завязали тёплый шарф. Фы-фы-фы купили Фае гольфы. спокоен и неподвижен. Улыбнуться, язык широкий на нижней губе. Резко, отрывистой струёй, дуют на ватку на одном выдохе. Проговаривают предложения за учителем Хоровое проговаривание
II.Основной этап.
1. Актуализация опорных знаний. Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы» Расширение знаний о животных других стран. Умение слушать и слышать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Умение определять поседний звук в слове,давать его характеристику. - Ребята, отгадайте, о ком моя загадка: Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын…(жираф) -Жираф – это дикое или домашнее животное? - Где живёт жираф? - Какого он цвета? - Какая часть тела у жирафа самая длинная? - Молодцы, много знаете о жирафе. - Сегодня жираф Федя будет наблюдать, как вы работаете на уроке, как выполняете его задания. -А сейчас скажите,какой последний звук в слове жираф. -Звук [ф] согласный или гласный? -Как вы это поняли? -Что является преградой при произнесении согласного звука[ ф]Верно,губы и зубы. -Слышим ли мы голос при произнесении звука [ф]? -А что мы слышим?Правильно,только шум. -Значит,[ф]-глухой или звонкий согласный? Отвечают на вопросы учителя Смотрят в зеркало и определяют, что мешает при произношении Использование игрового приёма Беседа Фронтальная работа Дифференциров анный подход
2. Чтение слоговой таблицы 3. Игра на внимание. Мотивация на совместную деятельность.От работка плавного слогового чтения открытых слогов. Активизация познавательной деятельности. Умение анализировать, обобщать , исключать через выполнение Упражнения "Четвёртое – лишнее" -Какое слово в загадке тоже заканчивалось на [ф]?Молодцы,это слово «шарф». ба ва на са фа бо во но со фо бу ву ну су фу бы вы ны сы фы Продолжаем работать дальше. Жираф Федя принёс нам картинки. Назовите их. (Кофта, гольфы, филин, шарф) - Какое из этих слов лишнее? (Филин) - Почему? (Это птица) -Как можно назвать одним словом все остальные предметы? (Одежда) - Какая буква есть во всех этих словах? (Ф) - Молодцы, вы справились и с этим заданием. - А перед тем, как перейти к следующему, отдохнём. звука ф. Фонематически определяют последний звук в слове и характеризуют его. Называют по очереди картинки Определяют «Лишнее» слово Зрительное восприятие предметов
4. Физминутка. Развитие мелкой моторики рук Развитие координаций движений. Развитие речи через заучивание потешки. - Жираф Федя живёт в далёкой жаркой стране. А вот белка живёт у нас в лесу. Давайте порадуем и её, расскажем стишок. За учителем повторяют движения руками, меняя их позы на определённые слова потешки. Сопряжённая речь 5. Работа с учебником А) Определение места [ф] в слове Закрепление знаний о звуках и буквах. Развитие навыков звукового анализа. Умение соотносить схему слова с самим словом,делить слова на слоги. Умение изменять слово по числам - А сейчас, ребята, откройте учебники на стр с буквой «ф». - Что вы видите на картинке рядом с буквой ? (Фартук) - На каком месте в схеме вы видите букву «ф»? (В начале). - Давайте произнесём слово «фартук» хором по слогам. - Какой звук мы произносим самым первым? ([ф]) – Сколько слогов в слове? -Посмотрите,что изображено на картинке ниже. (кофта) -Где находится буква «ф»?(В середине слова) -Каким кружком в схеме изображен звук ф? (Синим) -Почему?(Он согласный) -Скажите слово по слогам. -Где услышали звук ф?(В середине слова) -Сколько раз мы хлопнули в ладоши?(2) -Почему?(В слове 2 слога) -Посмотрите на последнюю схему.Для какого слова она подходит?(Шарф) -Где находится буква «ф»?(В конце слова) -Произнесите слово «шарф». -Сколько в нем слогов?(1) -В каком месте слова услышали звук ф?(В к онце) -Про один мы говорим: «шарф»,а как,когда их много?(шарфы) -Давайте прочитаем это слово в учебнике. Делят слова на слоги при помощи хлопков Выполняют работу по словесной инструкции учителя. Фронтальная работа Дифференциров анный подход Метод практической работы Индивидуальны й подход
Б) Чтение слогов В) Чтение имён собственных на букву «Ф» Г) Чтение текста Умение делать вывод Закрепление знаний по темам «Семья», «Профессии». Умение называть родителей полными именами -Сколько в нем стало слогов?(2) -Где теперь находится буква «ф»?(В середине) -Значит,ребята,буква «ф» может находиться как в начале,так и в середине,и в конце слова. - А сейчас хором прочитаем слоги с буквой «ф» по учебнику и послушаем ушками, в каких из них [ф’] будет звучать мягко. (Фе, фё, фи) - Какие гласные буквы сделали его мягким? (е, ё, и) - Молодцы, ребята! Жирафу нравится, как вы работаете. - Кто помнит, как его зовут? (Федя) - Где находится буква «ф» в этом имени? (в начале) - А какой звук она передаёт? ([ф’]) - Сейчас мы прочитаем ещё несколько имён, которые тоже начинаются на букву «ф». - Назовите только женские имена. - Назовите только мужские имена. Какое из них вы прочитали в двух вариантах: полное и неполное? (Федя, Фёдор) - Значит, когда наш жирафик вырастет, его будут звать Фёдором. - А сейчас скажите мне, как зовут ваших родителей. Только говорить нужно полное имя и отчество. Чтение «цепочкой» Беседа
Совершенствова ть навыки плавного послогового чтения Знание профессий Умение слушать и слышать учителя. Умение выполнять работу по словесной инструкции учителя. Умение грамотно излагать свои мысли, правильно строить предложения. - Поднимите руку, кто знает, где работают его родители. - Что ваши родители там делают? -Молодцы те, кто знает ответ на мой вопрос. А кто не знает, сегодня спросите и запомните. - Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Кого вы на ней видите? - Что она делает? - Как вы думаете, где она находится? - Давайте проверим, правильно ли вы считаете и прочитаем текст ниже. Но сначала посмотрите на доску. Прочитаем слова хором. (фабрика, рабочий, станки) - Ребята, станки – это специальные машины, на которых что-то изготавливают. - Кто работает на фабрике? - Прочитайте, что делает Фая? - Что делает Фрося? - Что делает Федя? - Где работают Фая, Федя и Фрося? -Молодцы, ребята! Текст поняли верно. Отвечают по очереди. Отвечают на вопросы учителя Фронтальный опрос Словарная работа Чтение по цепочке Выборочное чтение Беседа по содержанию текста Итог Систематизация знаний Умение грамотно излагать свои мысли,делать вывод. -Кто может сказать.что нового вы узнали сегодня на уроке?(Новое слово «станки») -С какой буквой мы читали слоги,слова и предложения? Обобщающая беседа.
-Где звуки [ф] и [ф’] могут находиться в слове? -Где [ф] находится в слове «фабрика»? -Выложите это слово из букв разрезной азбуки у себя на партах. -Молодцы!Все хорошо поработали! -Урок закончен. Поощрение учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1 загадка. Бурый мишка зазевался И без лакомства остался. А у нас полна корзина Будет на зиму (Малина) 2 загадка. Белый, сладкий камень В чашке нашей тает. - Что это? Дети: Это сахар. 3 загадка. Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… - Когда листья сыплются, летят? Как называется это время года?. 4 загадка. Под дождём она гуляет, Щипать травку обожает, Кря, кричит, Всё это шутка, Ну конечно это – (утка). Хомка, хомка, хомячок. Полосатенький бочок, Хомка раненько встает, Моет ушки, чистит рот. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 –хомка сильным хочет стать.


В раздел образования