Автор: Ильина Софья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Долгопрудный средняя общеобразовательная школа № 16 МАОУ СОШ №16
Населённый пункт: г.о. Долгопрудный, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль художественной литературы в воспитании младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Роль художественной литературы в воспитании младших дошкольников
Актуальность
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе
является в настоящее время одной из актуальных. Современное общество получает
информацию не из книг, а из сети Интернет; практически исчезла практика семейного
чтения. А от этого страдают, прежде всего, дети.
В связи с этим перед педагогами встает проблема овладения народным наследием,
естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши
и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы,
мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает
мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко
устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. По словам В. А. Сухомлинского,
«чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит
путь к сердцу ребенка».
Согласно ФГОС ДО, одним из направлений развития и образования детей в
дошкольном возрасте является речевое развитие. Эта образовательная область включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей. И, конечно, она оказывает огромное
влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Приобщать ребенка к миру художественной литературы необходимо с раннего возраста,
иначе будет поздно, так как с взрослением ребенок теряет остроту восприятия слова,
способность
восторгаться
красотой
и
чудом
человеческой
речи.
Если
ребенок
дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень
интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит
художественную литературу.
Роль художественной литературы в формировании нравственных
качеств у младших дошкольников
Чтение художественных произведений способствует формированию
нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших
школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении
к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре,
посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным,
товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и
доброжелательности. Дошкольники знакомятся с ситуациями, требующими
высокой и моральной готовности человека, получают представление о
чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах
характера – несправедливости, грубости и жадности.
Приобщение ребенка к классике художественной литературы
формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к
литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений
словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою
жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в
неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать
полюбившимся персонажам. Эмоционально верно воспринятая книга
вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает
ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие
у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и
нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность
ребенка. Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи
разного рода художественных произведений определяет возможность
эффективного и плодотворного нравственного воспитания дошкольников,
способствует пополнению жизненного опыта последних тем самым,
формируя нравственную культуру дошкольника.
Особенностью содержания сказки является её оптимизм – в сказке
почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон
сказки жизнерадостный, бодрый. Сказки утверждают ребенка в правильных
отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка –
тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь
мышка, вытянули репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой сказки
станет до конца понятным маленькому человеку лишь когда он вырастет.
Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не
лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и
нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с
помощью сказок.
В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки:
несправедливость становится источником страданий и злоключений,
благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам
справедливости. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки
людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.
В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не
скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все
кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа
добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в
справедливости, стремление преодолевать жизненные невзгоды навсегда
делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для
формирования у человека жизненной стойкости и качества борца за
справедливость.
Волшебная сказка приучает ребенка логически мыслить: события в ней
разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает
динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся
взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти
полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к
исходному положению – и вновь он начинает борьбу за торжество
справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения
цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы
то ни стало.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушай родителей»,
«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании
всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки.
Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за
счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт
народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в
поколение.
Роль художественной литературы в формировании коммуникативных
навыков у младших дошкольников
Ознакомление с художественной литературой является благодатной
почвой для развития речи детей в целом и коммуникативной её функции в
частности.
В работе над выразительностью реплик литературных персонажей у
детей: совершенствуется звуковая культура речи, активизируется словарь,
улучшается диалогическая речь; формируется способность распознавать
эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации;
формируется опыт социальных навыков поведения (доброта, честность,
смелость, дружба и др.); коммуникативные ситуации позволяют ребенку
решать многие проблемные вопросы опосредованно от лица какого-либо
персонажа (преодоление робости, неуверенности в себе, застенчивости).
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с
окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания,
посоветоваться со сверстниками или взрослыми. Неразвитая речь ребёнка
затрудняет его общение и развитие.
Дети любопытны и появление новой книги всегда вызывает интерес и
множество вопросов. Встречные вопросы побуждают детей на рассуждение,
предположение, повествование, и интонации, с вопросительных, меняются на
утвердительные.
Чтение обязательно выразительное, эмоциональное, с объяснением и
уточнением значений слов. Слова толкую в определённом контексте, так они
более понятны и у них больше шансов попасть в активный словарь детей или
вообще запомниться.
При обсуждении текста проводиться аналогии произведения с
реальностью, когда дети «примеряют» на себя маски героев. Они учатся
рассуждать, слышать других, признавать свою неправоту и делать новые
выводы. Или отстаивать свою точку зрения, обосновывая и доказывая её.
По мотивам произведений, дети раскрашивают, рисуют, лепят или
делают аппликации. Беседы по рисункам дают богатую почву для работы по
развитию речи. Стремлюсь к тому, чтобы дети обязательно рассказывали то,
что они рисуют: не просто перечисляли, что нарисовано, а передавали
отрывок произведения, отраженный в рисунке.
Некоторые произведения или отрывки из них обыгрываются по ролям.
Здесь каждый может поучаствовать, попробовать себя в любой роли.
Особенно детям нравится играть в настольный театр.
Отдельного внимания заслуживает работа со стихами. Их тематика
разнообразна: это и лирика, и поучительные, и познавательные и, шутливые
стихи. Главное правильно преподнести, создать нужную атмосферу для
восприятия, поймать настроение. Например, лирика дает ребёнку
возможность насладиться красотой слова и ритма. Не нужно, чтобы дети
обязательно понимали суть стихотворения. Здесь главное услышать музыку
слова. Эффективность и проникновенность будет больше, если чтение
сопровождается соответствующей музыкой, рассматриванием репродукций
или созерцанием действительности, отражённой в стихах.
Если прозой лучше заниматься в группе, то стихам место на прогулке.
Они здесь и воспринимаются, и запоминаются, и придумываются лучше. Во
время прогулок играем в «рифмы», «собираем» новые стишки из нескольких
других, переделываем дразнилки и всё это сопровождается действиями
(шаги, движения).
Благотворное влияние на развитие речи детей оказывает рассказывание
сказок по серии сюжетных картинок.
Наисильнейшим стимулятором общения детей является игра.
Художественная литература тоже занимает не последнее место в развитии
речи и коммуникативных навыков у детей. При их объединении и грамотном
сопровождении речь дошкольников можно поднять на достаточно высокую
ступень развития.
Заключение
При ознакомлении младших дошкольников с художественной
литературой используются разные приемы формирования полноценного
восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя,
этическая беседа, повторное чтение, рассматривание иллюстраций,
объяснение незнакомых слов. Делается вывод, что она решает не только
образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей.
Чтение художественных произведений способствует обогащению
нравственных представлений, воспитанию чувств и эмоций дошкольников, а
так же благоприятно влияет на развитие коммуникативных качеств
дошкольников.
Список литературы
1.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект,
2001.
2.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для
занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
3.
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и
рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.
4.
Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., «Просвещение»,
1977.
5.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. Курс - лекций. М.,
«Просвещение», 1974.
6.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
1990.
7.
Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред.
Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
8.
Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у
дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред.
Кошелевой А.Д.. – М., 1985.
9.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., - М.: Издательский
центр «Академия», 2001.
10.Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном
мире//Дошкольное воспитание, 2001.
11.Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. – М.:
Просвещение, 1988.
12.. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5
лет. Конспекты занятий. – М.: Айрис-пресс, 2009.
13.Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду. 3-е изд. – М.:
Просвещение, 1984.
14.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., - М.: Мозаика-
Синтез, 2006.
15.
Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под
ред. О.С. Ушаковой. – М.: Издательство института психотерапии, 2001.
16.Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции
ребенка//Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. Кошелевой
А.Д. – М., 1985.
17.
Сборник игровых заданий по формированию системного мышления
дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001.
18.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой:
Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
19.
Ушакова
О.С.,
Струнина
Е.М.
Методика
развития
речи
детей
дошкольного
возраста.
Учебно-методическое
пособие
для
воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр
ВЛАДОС, 2004.