Развитие творческого воображения и связной речи младших школьников через словесное рисование.
Автор: Шестакова Галина Павловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28 Населённый пункт: город Северодвинск Архангельская область Наименование материала: статья Тема: Развитие творческого воображения и связной речи младших школьников через словесное рисование. Раздел: начальное образование
Шестакова Галина Павловна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»
учитель начальных классов
Архангельская область, г. Северодвинск
Развитие творческого воображения и связной речи младших школьников через
словесное рисование.
Аннотация
Одним из приёмов развития творческого воображения и связной речи младших
школьников
является
словесное
рисование.
Словесное
рисование
очень
нравиться
школьникам, т.к. будит их фантазию, развивает речь в живой непринужденной обстановке.
Сочинение
-
творческая
работа.
Оно
требует
самостоятельности
школьника,
активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует
становлению
личности
учащегося.
Выбор
слов,
оборотов
речи
и
предложений,
обдумывание
композиции
рассказа,
отбор
материала,
установление
логической
связи,
проверка орфографии - весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого
напряжения всех его творческих сил. ( Львов М.Р., 1985, стр. 114)
Дети любят писать сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в
нем
можно
проявить
свою
самостоятельность,
свое
отношение,
быть
«Художниками
Слова».
Одним из приёмов развития творческого воображения и связной речи младших
школьников
является
словесное
рисование.
Словесное
рисование
очень
нравиться
школьникам, т.к. будит их фантазию, развивает речь в живой непринужденной обстановке.
Для словесного рисования можно использовать альбомы для раскрашивания. Эту работу
лучше организовать в паре. На каждой парте лежит картинка из альбома, один ученик
словесно раскрашивает предмет, называя при этом все свои действия, а другой описывает
получившийся рисунок. Например:
-
Я «покрою» ягодку темно-красным цветом, потому что она очень сочная, а листики
зеленым (первый ученик).
- Он нарисовал клубничку, она уже поспела, т.к. ягодка вся красная.
Такие упражнения помогают детям красиво и ярко описать предмет. В
этих живых и непосредственных устных рассказиках отражаются детские пытливость,
любознательность,
любовь
к
родной
природе.
Дети
по-своему
просто
и
искренне
описывают предметы и радуются своему творчеству.
При
работе
над
словами-антонимами
продолжаем
словесное
рисование
в
виде
путешествия.
-
На улице Антонимов есть белые и черные домики, в них живут противоположные по
смыслу слова. В белых домиках живут веселые, светлые слова, а в черных - прямо
противоположные по смыслу. Какие?
-
Скучные, мрачные.
-
Интересное событие произошло однажды на улице Антонимов. Дело в том, что слова
из черных домиков очень не любили осень. Однажды они решили объединиться и
рассказать о том, как скучно осенью. Текст они назвали «Хмурый осенний день».
-
Как вы думаете, какие они взяли слова, чтобы описать день?
-
Холодный, пасмурный, серый.
-
А погоду?
-
Неприятная, ненастная и т.д.
Вот что у них получилось.
Хмурый осенний день.
Сегодня холодный, пасмурный день. Стоит ненастная погода. Идет моросящий
дождик. Дует сильный ветер. Небо серое, мутное. Под ногами лужи, слякоть. Скучная,
унылая пора!
-
Что описали жильцы черных домиков? Почему это описание? Прочитайте так, чтобы
стало ясно, как скучно осенью.
-
Прочитали этот текст слова из белых домиков и возмутились:
«Не согласны! Разрешите нам встать на ваши места в тексте, - обратились они к словам из
черных домиков, - и мы покажем, какая это прекрасная пора - осень.
Дети заменяют подчеркнутые слова противоположными по смыслу.
Ясный осенний день.
Сегодня теплый, солнечный день. Стоит ясная погода. Дует слабый ветерок. Небо
голубое, прозрачное. Под ногами шуршат сухие листья. Радостная, чудная пора!
Такие задания способствуют развитию речи, обогащают активный словарный запас,
делают урок интереснее.
Для активизирования деятельности воображения, предлагаю детям составить рассказ
о предмете, которым они пользуются чаще всего. Такая необычная тема сочинения дает
простор для творчества. Дети не только описали предметы, но и выполнили рисунки.
Приведу примеры этих рассказов.
Моя ручка.
У меня есть ручка. Она живет в пенале. Мне купили ее родители. Она прозрачная, с
голубым пастиком. Ручка нужна мне для того, чтобы писать в школе и дома.
Тарелка.
У меня есть любимая тарелка с золотым ободочком и розовым цветком на донышке.
Моя тарелка, как мама, знает, что я люблю есть больше всего. Она не боится ни горячего
супа, ни холодной воды, ни мыла. Когда я все съедаю, моя тарелка радуется и блестит.
После еды она любит умыться и отдохнуть с другими тарелками в сушилке.
Работая над замечательным произведением К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми
шишками", мы погружаемся в необыкновенный мир творчества норвежского композитора
Эдварда Грига. Музыкальные образы нельзя потрогать, их невозможно увидеть, их можно
только представить в своем воображении, услышав, звуки музыки. Прослушав пьесу Э.
Грига
"Утро"
предлагаю
детям
словесно
описать, как
композитор
рисует
в
музыке
природу, что они представляют, что чувствуют.
Моё утро.
Когда
я
слушала
произведение
Эдварда
Грига
«Утро»,
то
представила
картину,
просыпающейся после долгой, зимней спячки природу.
Пришла
весна.
Солнце
светит
ярче,
весело
бегут
ручейки,
появляется
молодая
зелёная травка. Вот зацвели первые цветы. Их аромат разносит по округе ветерок. Из
тёплых стран возвращаются птицы, появляются насекомые. Природа оживает!
Все рассказы разные: одни очень просты и примитивны, а другие напротив написаны
живо,
интересно.
Учителю
необходимо
очень
осторожно
исправлять
недостатки
в
построении
предложений
и
в
употреблении
слов,
воспитывать
у
детей
любовь
к
собственному самостоятельному слову - к сочинению, рассказыванию. Кусочек фантазии
есть в каждом ребёнке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь крупицу
своего «я». (Речицкая Е.Е., 1999, стр. 90).
Литература
1). Львов М.Р. Методика развития младших школьников. - М.: Просвещение, 1985.
2). Речицкая Е.Е., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в
условиях нормального и нарушенного слуха. - М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 1999. – 128.: ил.